Главная » 2013 » Март » 25 » О ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ТРОИЦЕ
12:59
О ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ТРОИЦЕ
О ВЕТХОЗАВЕТНОЙ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Догматическое обоснование

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым «ради тамошних видений»[1] Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями, данных в Откровении.

Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа.

Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.

ИТАК, ИСХОДЯ ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ И СВИДЕТЕЛЬСТВ, ДОпДЛИННО ИЗВЕСТНО, ЧТО ТРОИЦА ЕСТЬ ПОНЯТИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОЕ, ТО ЕСТЬ НЕХРИСТИАНСКОЕ. ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ИСПОСТАСИ ТРОИЦЫ, ТО ЕСТЬ БОГА ОТЦА, НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В КАКОЕ-ЛИБО ИЗОБРАЖЕНИЕ "ВСЕВЫШНЕГО СОЗДАТЕЛЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ", А ЛЮБОЕ ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ БУДЕТ УМАЛЕНИЕМ НЕПОСТИЖИМОЙ ИСПОСТАСИ НЕПОЗНАВАЕМОГО И ИСКАЖЕНИЕМ ЕГО ИСТИННОЙ САМОСТИ.
ОДНАКО, В НОВЫЕ ВРЕМЕНА ХРИСТИАНСТВА, НАЧИНАЯ С 6 - 9 ВЕКОВ, ВДРУГ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТАКИ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ИКОНАХ НЕИЗОБРАЖАЕМОГО ТВОРЦА ЖИЗНИ И ВСЕЛЕННОЙ, ЧТО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАН, КАК И ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ В "НЕОПИСУЕМОГО" ВООБЩЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НИ ЧЕМ ИНЫМ, КАК ЕРЕСЬЮ НА САМОГО ГОСПОДА БОГА, КОТОРАЯ ПРИЗНАЕТСЯ ГРЕХОМ СМЕРТНЫМ И ПОДЛЕЖИТ АНАФИМИЗАЦИИ, ТО ЕСТЬ ВЕЧНОМУ ПРОКЛЯТИЮ ЗА ЛОЖЬ НА СОЗДАТЕЛЯ ЖИЗНИ, ИБО ОСОЗНАТЬ И ПОНЯТЬ ЕГО, И ТЕМ БОЛЕЕ ОТОБРАЗИТЬ ЕГО ВНЕШНОСТЬ, ЕСТЬ ВЕЛИКАЯ ДЕРЗОСТЬ, ИСХОДЯЩАЯ ТОЛЬКО ОТ САМОГО САТАНЫ-ДИАВОЛА, ЛЖЕЦА И ОБОЛЬСТИТЕЛЯ ВСЕЛЕННОЙ.
КАК ЖЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО В НЫНЕШНЕЙ РПЦ, КАК И В ДАЛЕКОМ ЕЕ ПРОШЛОМ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРОИЦЫ БЫЛО ПРИЗНАНО КАНОНИЧЕСКИМ И ДОПУСТИМЫМ?


«Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й главе Большого Московского собора, давал основание занести в запретный список целый ряд икон, широко распространенных в то время не только в народе, но и в церкви. К ним относились: „Шестоднев" — „образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща"; „Отечество" — „образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя"; наконец, „Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст"»[2].Однако в дальнейшем постановления Московского собора не укоренились в церковной иконописной практике. Ранее, Собор от 1554 г. утверждал возможность изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божиаго Существа не описуют».[3] Обращает на себя внимание четкая формулировка Соборного решения:[3]

Троица Ветхозаветная

Святая Троица (изокефальное изображение ангелов, Псков, XVI век)
[править]
Гостеприимство Авраамово

Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт.18:1-8)


В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.

Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.

Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.

«Троица» Андрея Рублёва
Основная статья: Троица (икона Рублева)

Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.

Изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого денми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном.

Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г. «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Еще за столетие до этого Большой Московский собор постановил: «Повелеваем убо отныне Господа Саваофа образ впредь не писати: в нелепых и неприличных видениих, зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда во плоти. Токмо якоже Христос виден бысть во плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти, а не по божеству… Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту „Саваоф" толкуется от жидовска языка „Господь сил", се Господь сил — Святая Троица есть: Отец и Сын и Святой Дух».

Главным аргументом в защиту изображения Бога Отца являются неверно истолкованные ветхозаветные пророчества.[4]
«Триипостасное Божество» — икона иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечерне Пятидесятницы (творение византийского императора Льва VI).

«Триипостасное Божество» («Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся...»).

КАК ВИДИТЕ, Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г. «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян». ТОГДА КАКИЕ ЖЕ ИКОНЫ БЫЛИ ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЕЫМИ И КАКОВО БЫЛО ИСПОВЕДАНИЕ ТРОИЦЫ, ЕСЛИ САМОСТЬ ПРЕВОТРВОРЦА - ОТЦА ВСЕГО СУЩЕГО, БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЧУДЖОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНОЙ ДОГМАТИКЕ ВЕРЫ? ЧТО ВЕРА ТАКОВАЯ НЕХРИСТИАНСКАЯ И ПРИШЛА К ХРИСТИАНАМ ОТ ЕРЕТИКОВ КАТОЛИЦИЗМА, ВПАВШИХ В ДЕРЗОСТНОЕ ОПИСАНИЕ САМОСТИ И СУЩНОСТНОСТИ САМОГО НЕПОЗНАВАЕМОГО ГОСПОДА И БОГА ВСЕЛЕННОЙ?




Метки: христианство на Руси
Категория: Блог Ильина | Просмотров: 863 | Добавил: Ильин_НВ | Теги: ДОГМАТИКА, ПРАВОСЛАВИЯ, Троица, ВЕТХОЗАВЕТНАЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]