Главная » 2011 » Февраль » 25 » Русская церковь: религии равны, но неравновелики
18:15
Русская церковь: религии равны, но неравновелики

На днях председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин вновь выступил с целым рядом весьма неоднозначных высказываний. Собственно, его пространное интервью газете «Коммерсантъ» главным образом было посвящено проблеме отсутствия единой структуры, объединяющей всю общину российских мусульман (умму).

Напомним, что в настоящее время в России существует более 70 духовных управлений мусульман. Каждое из них осуществляет свою деятельность в каком-либо регионе и самостоятельно выстраивает отношения с местными властями. Тем не менее, организационно они оформлены в рамках трех крупных централизованных региональных объединений, официально представляющих интересы мусульманского сообщества. Это Совет муфтиев России с резиденцией в Москве (руководство Советом осуществляет Гайнутдин), Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с резиденцией в Уфе (председатель – Талгат Таджуддин), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) с резиденцией в Черкесске (председатель – Исмаил Бердиев). Кроме того, в конце минувшего года возникла и четвертая организация – Всероссийский муфтият, он же – Российская ассоциация исламского согласия (РАИС).

Если опустить подробности, то Гайнутдин связал отсутствие единой организации российских мусульман в первую очередь с происками государственных чиновников. А сами «мусульмане нашей страны на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство, поскольку стремление к единению исламской уммы предписано в качестве обязанности верующим Самим Всевышним и Его Пророком Мухаммедом», подчеркнул Гайнутдин.

Последнее в целом соответствует истине, равно как и сделанный Гайнутдином краткий «исторический экскурс» в недавнее прошлое: «После развала Советского Союза и распада единой системы духовного управления началось дробление духовных структур. Данный процесс фактически приобрел хаотичный и несистемный характер: в каждой республике и регионе РФ начали создаваться собственные духовные управления». Равиль Исмагилович только скромно умалчивает, что и сам он активно участвовал в этом процессе. По крайней мере, так еще в 1995 году рассказывал Талгат Таджуддин, прямо обвинявший Гайнутдина и еще ряд муфтиев в фактическом расчленении существовавшего в начале 1990-х Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ – правопреемника существовавшего в советские времена Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).

Теперь же пришло время самого Равиля Гайнутдина обвинять своих активных конкурентов из Всероссийского муфтията, которые, по его словам, «пошли на дальнейший раскол уже существующих региональных муфтиятов и из этих осколков создали РАИС». Впрочем, отдадим должное Гайнутдину, от более резких высказываний в адрес конкурентов он на этот раз воздержался и лишь примирительно отметил: «Аллах Всевышний говорит в Коране: «Соревнуйтесь друг с другом в добрых делах». Именно в этом, в совершении благого и праведного, мы и стремимся поддерживать конкуренцию между нашими структурами, поскольку это предписано Самим Господом. И избави нас Бог спорить друг с другом за влияние, за мирские ресурсы, за благосклонность власти. Аллах Сам дарует это все тем, кого посчитает достойным».

Не столь благостно он оказался настроен к православному большинству населения страны и Русской православной церкви. Весьма категорично Гайнутдин заявил, что хотя православные и считают, что их – большинство, но, по мнению последователей ислама, Россия – страна не только православная, но и мусульманская. «Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы Российского государства», – утверждает Равиль Гайнутдин. Напомним, что не так давно он же заявлял, что русское государство создалось благодаря Золотой Орде. О том, что подобные заявления не имеют ничего общего с истиной и лишь провоцируют разжигание националистических чувств как со стороны русских, так и со стороны мусульманских народов, КМ.RU приходилось говорить уже не раз. Факт участия мусульман (в первую очередь – волжских татар, но также и представителей других народов) в деле строительства Российского государства никто не отрицает, но все-таки создавал это государство в первую очередь русский народ (при активном участии и других народов России).

Но Гайнутдин делает еще более смелые заявления. «Ислам пришел на нашу землю раньше, чем была крещена Русь: на территории Дербента в Дагестане уже в VIII в. была построена мечеть. Ислам – это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян.

Устранить неравенство между православными и мусульманами можно, только продвигая на всех уровнях государства и общества понимание того, что мусульманские народы способствовали созданию Российского государства, что без мусульман не было бы Руси, не было бы самой России, что в России живет более 20 млн мусульман, и что они имеют право называться представителями Российского государства, коренными жителями и требовать равноправного отношения к себе».

Тут уже правда откровенно намешана, скажем так, с полуправдой. При чем здесь первая мечеть в Дербенте? Там, вообще-то, русские войска в первый раз появились лишь при Петре I, а в состав России он был включен только при Александре I. Христианство на Черноморском побережье Кавказа распространилось еще в II-III вв. Самые древние православные храмы на территории России, сохранившиеся и поныне, находятся на территории Карачаево-Черкесии. И что, из этого тоже делать далеко идущие выводы?

Кстати, именно в таком ключе рассуждает президент фонда «Взаимодействие цивилизаций», востоковед Рахамим Эммануилов. Он недавно предложил новый государственный праздник (правда, пока – на уровне Республики Татарстан) – День принятия иудаизма, сообщает портал «Интерфакс – Религия».

Причем его доводы выглядят повесомее, чем у Гайнутдина: «Общеизвестно и неопровержимо доказано, что правящей элитой Хазарского каганата еще в VII в. в качестве государственной религии был принят иудаизм. Таким образом, хазарское государственное образование, в состав которого входили и булгары, приняло иудаизм на 200 лет раньше ислама», – заявляет Эммануилов. И поэтому «для дальнейшего развития межрелигиозного диалога и демонстрации равного отношения ко всем традиционным религиям необходимо дополнить перечень памятных дат Республики Татарстан этой ключевой вехой в его истории». К тому же, как считает востоковед, «иудаизм оказал и продолжает оказывать серьезное влияние на развитие татарстанского общества». Ну это уж, как говорится, ему виднее…

А Гайнутдин меж тем сетует, что хотя по Конституции православие и ислам в России равноправны, все равно православию со стороны властей оказывается больше предпочтения. По его словам, утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России, является навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными.

Гайнутдин считает, что преподавание только основ православия ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение «младших братьев». Таким образом, по его словам, если будет принято «однобокое решение, то будет заложена бомба на десятилетия вперед; неизбежен конфликт, если в школах будут преподавать только культуру одной религии».

В то же время, как признает сам Гайнутдин, «ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время». Более того, свидетельствует Гайнутдин, во время встреч с руководителями российского государства – президентом Медведевым и главой правительства Путиным – постоянно подчеркивается, что лидеры страны очень четко знают механизм и пути работы с духовными управлениями мусульман, и мусульмане России всегда чувствуют поддержку со стороны политического руководства страны.

Однако, как он пожаловался, на местах его деятельность не всегда встречает понимание, и вспомнил в связи с этим шумный конфликт осени прошлого года вокруг планов строительства мечети в Текстильщиках, а также нервную реакцию москвичей и питерцев на массовые шествия мусульман во время религиозных праздников. Как считает Гайнутдин, снять это напряжение «можно только планомерным просвещением, развитием исламской инфраструктуры и строительством новых мечетей».

Это, по его мнению, «и обезопасит мусульман, и перестанет раздражать жителей, действительно испытывающих неудобства из-за еженедельного перекрытия молящимися мусульманами улиц города». «Если мы заставим людей молиться на тротуарах, это может привести к социальному взрыву. Причем никто не может сказать, с чьей стороны этот взрыв произойдет раньше – со стороны уставших терпеть такие издевательства мусульман или со стороны остальных возмущенных жителей города», – считает Гайнутдин.

Надо сказать, что все эти высказывания и «инициативы» Гайнутдина не остались без комментариев со стороны Русской православной церкви.

«Я думаю, что практически никто из православных христиан не считает, что ислам в России не имеет права на жизнь. Исламских народов у нас достаточно много, они действительно являются одними из учредителей, если говорить юридическим языком, России», – заявил в пятницу глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Его слова приводит портал «Интерфакс – Религия».

Между тем Всеволод Чаплин указал на то, что религиозные общины России, «конечно, равны перед законом, но есть и неравенство, заданное неравновеликостью». «Ведь те же мусульмане обычно тоже соглашаются с тем, что у них не должно быть, положим, равного статуса с общиной кришнаитов, которая гораздо меньше и которая не является одной из традиционных для России», – заметил священник. Однако, по его мнению, такого рода неравенство не должно мешать равноправию и полноценному участию всех религиозных общин, в т. ч. многомиллионной исламской уммы, в жизни страны.

Священник признал, что мечетей в Москве «меньше, чем могло бы быть, и в этом отношении муфтий Гайнутдин совершенно прав. Это подтвердил буквально вчера и мэр Москвы». «Самое главное – строить там и таким образом, чтобы это не вызывало протестов местных жителей. В Москве, как это ни странно говорить, достаточно свободных площадей. Если действительно благожелательно подходить к пожеланиям мусульман, можно найти очень много мест в Москве, где в определенном отдалении от жилых массивов можно построить мечети и сопровождающие их здания», – заявил о. Всеволод.

По поводу претензий Гайнутдина насчет преподавания основ православия свой комментарий «Русской народной линии» дал директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Роман Силантьев.

«Я был исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России и хорошо помню первое письмо по этому вопросу, почти 10 лет назад. В этом документе, подписанном Гайнутдином, была четко прописана просьба ввести пять модулей – основы Православия, ислама, буддизма, иудаизма и мировых религий.

Изначально Русская православная церковь, которая предложила эту идею, настаивала на том, что надо вводить основы всех традиционных религий, как порознь, так и целиком. Наша Церковь никогда не выступала за введение только ОПК. И есть конкретные документы, подписанные и самим Гайнутдином.

Теперь он от своих слов отказался и заявил, что Церковь хочет ввести только Православие, т. е., по сути, обвиняя ее в том, что она хотела реализовать свои частные корыстные интересы. Это – вымысел и клевета, которые подрывают авторитет Православной Церкви в глазах мусульман.

Заявления официальных лиц должны быть актуальными, должны касаться насущных вопросов. Гайнутдин же поднимает вопросы давно уже решенные и обсужденные и сводит эти вопросы к скандалам. В этом контексте его попытка выставить себя защитником интересов мусульман выглядит просто смешно», – считает Силантьев.

В целом же, считает Роман Силантьев, последнее заявление Равиля Гайнутдина в первую очередь наносит вред ему самому и мусульманской общине в России: «Такое впечатление, что он играет на обострение ситуации, позволяя себе неумеренную и лживую критику в адрес и государственной власти, и Православной Церкви, и даже в адрес других мусульманских организаций. Это – самоубийственная политика. У нас в России достаточно муфтиев, чтобы «не заметить» отсутствие Гайнутдина. Если он уйдет, ничего страшного не случится, а бóльшая часть мусульманского сообщества только порадуется, потому что хочет в России мирной жизни и сотрудничества, а не склок, провокаций и напряженности».

Источник: http://news.km.ru/russkaya-tserkov-religii-ravny-no-neravnovelik
Категория: Общий блог | Просмотров: 612 | Добавил: Алексей_Веселов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Знаете, что гласит турецкая пословица??? Если не можешь отрезать руку врага по кисть, поцелуй ... Придет время и ты отрежешь ее по локоть!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]