Главная » Доска объявлений » Хроника казачества » Этот день в истории казачества

18 января

18.01.2016, 00:02

18 января Крещенский сочельник или Навечерие Богоявления - однодневный православный пост Крещенский вечер, Канун Богоявления, Голодная кутья, Второй Сочельник. В полночь перед Крещением вода волнуется - Христос купается. Главный день святочных гаданий. Начало знаменитых крещенских морозов. Если утром идет снег — хлеб уродится хороший На Голодную кутью был снег — будет гречка. Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха. Если в Крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.
Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат.
А девушкам надобно узнать о суженом-ряженом. И конечно, если красную ленту и гребень положить под подушку и спросить: "Кто придет меня причесать?" - то Он обязательно покажется во сне. И уж по тому, как Он будет волосы причесывать: драть ли? ласково ли плести? аль за косу вздумает таскать?
В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу  помолишься, то сбудется.

8 (18) января 1654 г. - при воссоединении Украины с Россией в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, а со временем — генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

"И во второй час того же дня, «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога."

В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения.

Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением.

(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954)

18 января 1807г. - вошло в историю русско-турецкой войны 1806-1820 годов как неравный бой у Ольгинского кордона

С самого начала русско-турецкой войны пришли в оживление закубанцы, и Черноморское войско было занято непрестанным отражением нападавших черкесских партий. «Занятие сие,- как отмечал в т о время Дюк де-Ришелье, - совершенно отняло у казаков время, нужное хлебопашеству». К тому же, большая часть продовольственных запасов пошла на пропитание прибывших из Полтавской и Черниговской губерний на поселение в Черномории малороссийских казаков. Тем не менее, полуголодные казаки кордонной линии «всегда с желаемым успехом» отражали нападения горцев, и граница по Кубани была надежно защищена.
Утром 18 января вестовая пушка Ольгинского кордона вновь возвестила линию о нападении горцев. На этот раз все предыдущие сражения не шли ни в какое сравнение с разыгравшейся кровавой баталией.
Преступной выглядела беспечность высшего кордонного начальства и самого атамана, оставившего без должного внимания предыдущие нападения горцев в дистанции Ольгинского кордона. Из рапортов Тиховского можно было сделать вывод о готовящемся  вторжении многочисленного отряда горцев  и своевременно укрепить этот участок линии.

18 января в девятом часу утра отправленный вниз по Кубани из Ольгинского поста разъезд заметил переправлявшихся в небольшом количестве между вторым и  съездным пикетами горцев. Начальник разъезда зауряд-хорунжий Жировой нарочным сообщил Тиховскому о горцах. Полковник сразу отправил в подкрепление Жировому сотню казаков и собирался отправить к командиру гренадерского полка подполковнику Черкасову нарочного с просьбой о помощи, но опоздал всего лишь на несколько минут. В то время, когда он дописывал рапорт, черкесы, переправившиеся на правый берег, заполнили собой  все прибрежное пространство и перекрыли все дороги. Пробраться вестовому к Полтавскому селению не было никакой возможности. Истинное намерение закубанцев разгадать было нетрудно – они стремились напасть на Ивановский или другой ближайший курень и разграбить его. Полковник Тиховский вначале предполагал, что горцы предпримут нападение на Мышастовское селение, но когда они обошли его стороной и понеслись в глубь Черномории, он разгадал их план.

В своем последнем рапорте Тиховский писал: «По малости вверенной мне команды, в разсуждении большого их  (горцев – Н.Т.) количества, отразить нельзя». В том же предсмертном рапорте, отправленном в штаб линии, прорвавшимся сквозь черкесские заслоны казаком, была просьба: «Прошу в резолюцию повелением не оставить». А написанные им торопливым почерком на конверте слова полны трагизма: «Везти лист наискорее, ибо в самонужнейшем деле». Резолюции ни полковник, ни большинство казаков Ольгинского кордона уже не узнали....

Полный текст статьи: http://www.slavakubani.ru/print.php?table=1&type=1&id=1561


18 января 1991г. - регистрация Новочеркасского городского общественно-патриотического объединения казачьих организаций "Казачий круг" в отделе юстиции Ростовского облисполкома (решение N 27). Атаманом был избран Юрий Галаган.

18 января 1999г. Подписание Председателем Правительства РФ Евгением Примаковым Постановления N 67 "О федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, на 1999-2001 годы".

Добавил: Сталкер |
Просмотров: 1179 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]