Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » Файлы » Хроника казачества » Этот день в истории казачества

5 апреля

05.04.2022, 00:01

5 апреля 1646 года Ждан Кондырев с первой группой добровольцев прибывает в Воронеж. Вопреки предположениям правительства, численность желающих «стать донскими казаками» превысило допустимую норму. В «вольные охочие люди» попытались инкорпорироваться и крепостные крестьяне, холопы, мелкие служилые люди. Так крестьяне вотчины О. Сукина из Новосильского уезда, все до одного человека «покиня свои жеребья» подались в донские добровольцы .
Основными побудительными мотивами вольного населения юга России стать добровольцев «донской службы» являлось обретение личной свободы на Дону, а так же месть за попавших в татарских полон родственников, месть за убитую родню.
Из предыстории. В татарских вторжениях 1643-1645 годов на территорию Московского государства, как сообщают разного рода источники того времени, принимало участие от 50 до 60 тысяч крымцев. Такие серьезные грабительские походы вглубь Московии могли быть возможными только при полном отсутствии вероятности ответного удара тылу - Крымскому полуострову. Очень часто случалось так, что татарские походы срывали морские набеги донских казаков, однако на момент середины 40-х годов XVII века ситуация в корне изменилась.
В 1646 году московское правительство выдвинуло план военной кампании по продвижению русских войск в низовья Дона. В основном это было обусловлено просьбой донского казачества, изнуренного борьбой с татарами и турками 1644-1645 годов. Атаман П. Чесночихин по осени 1645 года привозит в Москву коллективную челобитную донской старшины, просившей о помощи деньгами, хлебом и порохом . Московское правительство возлагало огромные надежды на донское казачество в преддверии серьезного столкновения с татарами. В низовья Дона должны были подойти со своими ратями князь Семен Романович Пожарский и дворянин Ждан Кондырев из Воронежа – с тремя тысячами вольных охочих людей. Князь Пожарский вместе с донскими казаками должен был совершить поход на Перекоп, а Ждан Кондырев – с охочими людьми и донцами – морем на судах к берегам Крыма.

5 апреля 1677 года новый князь Сарматии отправил послание запорожцам с призывом признать его власть. Казаки, прежде дружелюбно относившиеся к Дорошенко, растерялись, особенно потому, что они не любили Самойловича, который, как они утверждали, перестал посылать им провиант и обмундирование, а также лишил их контроля над переправой через Дон у Переволочной. Самойлович, в свою очередь, доложил царю, что запорожский атаман Серко заключил перемирие с крымским ханом и ведет активную переписку с Юрием Хмельницким.

5 (16) апреля 1710 года на сборах казачества возле городка Тягина (ныне - Бендеры) была принята Конституция Орлыка.

5 апреля 1829 года открывается самостоятельная второклассная (по штату) Донская епархия с местопребыванием архиерея в Новочеркасске. Таким образом, столица Донского казачества получила  статус епархиального города. В связи с этим деревянный Вознесенский собор получил название  кафедрального (т.е. имеющего кафедру епископа).

5 апреля 1909 года состоялась церемония освещения иконы Божией матери, именуемой «Отрада и утешение». По этому поводу член Русского монархического собрания В.Пуришкевич написал: «В Николаевских казармах живут две обширные войсковые семьи, 1-й Донской казачий полк и 1-я гренадерская артиллерийская бригада. Трудно представить себе, какую нужду терпели эти части, удаленные от города, в Храме и как они были счастливы видеть твердое намерение и незамедлительное осуществление своей давнишней мечты. Но значение храма в честь иконы Божией Матери «Отрады и Утешения» этим не ограничивается. На русском народе лежит великий долг: «не забывать и поминать молитвенно тех, кто за него сложил свои головы в борьбе...».
(Из книги А.А. Демина: «Храм-Памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божией матери, именуемой «Отрада и утешение», на Ходынском поле в Москве в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и Отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде в Николаевских казармах».)

5-9 апреля 1917 года проходивший в г. Никольск-Уссурийском 2-й Войсковой круг избрал Войскового Атамана (он же председатель Войскового правления), которым вновь стал Н.Л. Попов, а также Войсковой совет. Круг принял проект самоуправления Уссурийского казачьего Войска. Весной 1917 г. среди уссурийцев были сильны настроения, направленные на упразднение казачества. Но к лету того же года, под влиянием появившихся в апреле «Воззвания к казачьим Войскам», «Программы казачьей партии», усиленной агитации сторонников сохранения казачества, целенаправленной политики Временного правительства эти настроения стали меняться.


На фото: икона "Отрада и утешение"

Категория: Этот день в истории казачества | Добавил: Сталкер
Просмотров: 2993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: