Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » Файлы » Хроника казачества » Этот день в истории казачества

8 января

08.01.2024, 00:02

8 января 1654 г. по решению Рады, после длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, Запорожское войско (вместе со значительной частью Украины /тогда — Малая Русь/) официально вошло в состав Русского Царства.

Однако, казацкая старшина часто враждовала между собой в борьбе за ту или иную власть, должности, используя для этого взаимные обвинения и прибегая к репрессивному аппарату государства. Нередки были и реальные злоупотребления своими полномочиями.

В 1696 году, киевский воевода князь Барятинский получил от стародубского жителя Суслова письмо, в котором тот пишет: "Начальные люди теперь в войске малороссийском все поляки. При Обидовском, племяннике Мазепы, нет ни одного слуги казака. У казаков жалоба великая на гетманов, полковников и сотников, что для искоренения старых казаков, прежние вольности их все отняли, обратили их себе в подданство, земли все по себе разобрали. Из которого села прежде на службу выходило казаков по полтораста, теперь выходит только человек по пяти или по шести. Гетман держит у себя в милости и призрении только полки охотницкие, компанейские и сердюцкие, надеясь на их верность и в этих полках нет ни одного человека природного казака, все поляки..."

8 января 1741 года всех священников гребенских станиц взяли в заложники.

Гребенцы были последователями старой веры и обрядов, с которыми пришли на Кавказ — жили в Гребнях, после переселились на левый берег. Терека. После церковного раскола власть постоянно понуждала их к переходу в православие. Когда Петр I в 1722 году посетил Терки, местное духовенство обвиняло казаков Гребенского войска за участие «в расколе». Царь ответил: «Если Гребенское войско покорствует церкви и служит мне, Государю, верно и без измены, то все остальное – и двуперстное сложение, и хождение по солнцу, и борода, и платье – дело маломочное, и не в этом заключается сила раскола… Скорее надо удивляться, как это малолюдное войско сумело удержать у себя православие среди сильнейших его магометанских народов…» По преданию, сам царь «жаловал свое верное Гребенское войско крестом и бородою».

Через 10 лет в Кизляре было учреждено особое духовное правление под председательством архимандрита Федора (Иванова), ему и были подчинены гребенцы. Управление возобновило нападки на казаков — «раскольников», на что 18 мая 1738 года гребенцы подали жалобу епископу Астраханскому и Ставропольскому Иллариону.

Епископ своим указом потребовал от гребенцов соблюдения воинского устава, предписав пристроить ко всем имеющимся в станицах молельным домам алтари, а священникам совершать литургии, и пригрозил: «Попы за означенную Святой Церкви противность, по жестоком наказании, имеют быть расстрижены и отосланы в каторжную работу».

Казаки выразили готовность исполнять все обряды и построить алтари, но просили разрешения креститься двумя перстами, что и было им разрешено. Но, к сожалению, Синод посчитал уступку астраханского епископа излишней и распорядился настоять, чтобы гребенцы крестились тремя перстами. Пришлось владыке Иллариону отправлять к гребенцам «искусного» священника, чтобы путем уговоров склонить к отказу от двоеперстия. Вероятно, порученец с задачей не справился. Более того, казаки даже прекратили строительство уже почти готовых церквей. Пришлось властям опять действовать жестко. 8 января 1741 года всех священников гребенских станиц вызвали в Кизляр под видом обучения правильного совершения богослужения. Здесь они были взяты в заложники — пока казаки не закончат строительство церквей. Лишь благодаря позиции Войскового атамана Иван Петров, человека очень уважаемого, и старшин казаки не взялись за оружие. Было решено все же достроить церкви. Затем атаман обратился к астраханскому владыке — «дабы повелено было милостивым архипастырем отпустить из Кизлярской крепости наших попов в казачьи городки, понеже мы имеем в том великую нужду и живем без попов, аки скоты без пастыря». Священников отпустили. На освящении храмов казаки крестились двумя перстами, на что владыка Илларион внимания не обращал.

Очередная распря пришла, откуда не ждали — от самих же гребенских священников. В 1744 году они завалили епархию обвинениями войскового атамана в покровительстве расколу. Между тем весной 1745 года у границ России стояли войска персидского Шах-Надира, и любое волнение среди казаков могло привести к тяжелым последствиям. Комендант Кизляра князь Оболенский просил владыку Иллариона «вовсе не насылать консисторских указов, чтобы тем наибольше не привести казаков в развращение и в дальние замыслы». Но было уже поздно.

Дополнительная информация: http://kazak-center.ru/publ/1/religija_i_dukhovnaja_obshhnost_terskogo_kazachestva/22-1-0-1254

8 января 1875 года во Всевеликом Войске Донском был утвержден Устав общества для пособия бедным донским учащимся с целью «оказания помощи бедным обоего пола донским уроженцам, воспитывающимся в высших и средних учебных заведениях Империи».


На фото: гребенские казаки

Категория: Этот день в истории казачества | Добавил: Сталкер
Просмотров: 2903 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: