Воскресенье, 17:15
Главная » 2011 » Февраль » 12 » Гибель Терского казачества

Гибель Терского казачества

12.02.2011 23:24
Гибель Терского казачества
Данная статья отражает положения Терского казачества на Северном Кавказе в ореоле его обитания. Автор проводит анализ нынешних событий, должен сказать написано сильно... и много правды...
Corsar
Казацкий вопрос

Состояние казачества (как и всего русского населения) на Северном Кавказе можно характеризовать как уже состоявшеюся катастрофу. Данная катастрофа является разноплановым многосторонним явлением, включающим этнокультурную, демографическую, экономическую, межэтническую, административно-правовую и иные составляющие. Кони катастрофы казачества лежат в советской национально-культурной политике и административной политике.

Что есть казачество

Казачество является особой этнокультурой группой, входящей в русскую народность со своей культурой, особыми формами социальной жизни и мировоззренческо-ценностными установками военно-мобилизационного характера.

Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска». В современно время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье войско» используется только различными казачьими организациями, которых набольшими являются «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» - провозглашающие независимость от государства. Атаманами реестрового ТКВ является В. Бондарев, «общественного» ТКВ М.Инкавцов.

Кроме них существует множество мелких организаций, претендующих на представление интересов казачества. В редких случаях (станица Павлодольская Моздокского района РСО-А), низовые территориальные объединения казаков регистрируют себя как независимое юридическое лицо.

Наибольшее количество членов имеют финансируемые государством «реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.

«Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.

Никакой культурно-просветительской и образовательной работы не ведется. В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии и т.п. Фактически, и в случае «реестровиков» и в случае «общественников», казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных». А так же эпизодически собираемым группам «активистов», выходящих на дежурства у церквей, ездящих в форме на «круги» в качестве «униформистов». Собственно низовое этническое казачество «от земли» участие в «жизни казачьих войск» не принимает, оно живет своей жизнью и заботами, граничащими с элементарным выживанием. Из «низовых» казаков «активистов», по праздникам одевающих форму, бывает десять–двадцать человек на станицу в 3000 – 4000 человек населения. Современные «казачьи войска» как серьезная общественная сила это фикция. Оглашаемые цифры в десятки тысяч потенциальных «сабель» – это лишь цифры розданных удостоверений, не более. В реальности у «казачьих общественных структур» счет идет на сотни активных членов. Не более.

Культура

В советский период, в основном проводилась политика сглаживания этнокультурный особенностей казачества и в настоящее время этнокультурные отличия его от общерусского населения крайне слабы, самоидентификация его как особой социокультурной группы, за крайне редкими региональными исключениями, почти отсутствует. У большинства населения даже исторически казачьих местностей понятие «казак» ассоциируется именно с членами современных казачьих организаций и имеет в целом негативную, насмешливо-ироничную коннотацию.

В настоящее время терские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе Кавминвод. В других республиках РСО-А, КБР, этническое казачество смешано неказачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.

Собственно казачья культура мертва, аутентичная песенная культура на бытовом уровне заменена эстрадным ширпотребом. В тех случаях, когда на деньги местных администраций создаются казачьи ансамбли, то за образец берется Кубанский казачий хор под управлением Захарченко: омерзительный и примитивный эстрадно-масскультный кадавр. Потенциал подлинной казачьей культуры в деле реального возрождения казачества не используется, о реальном казачьем фольклоре население представления не имеет, к тому же духовные запросы низового этноказачьего населения и не идут дальше репертуара Захарченко и соответствующих по уровню «казачьих» песен Розенбаума.

Интеллектуальный потенциал у современного казачества практически отсутствует, можно сказать что одной из черт современного казачества является воинствующий антиинтеллектуализм.

В казачьем движении нет людей способных к интеллектуальному дискурсу современного уровня. Крайне мало людей могущих внятно излагать идеологические принципы казачьего движения, или просто вербально сформулировать проблемы и задачи конкретного момента. Людей с высшим образованием в казачьих организациях крайне мало, а те что есть, в большинстве, имеют военное, милицейское, сельскохозяйственное или техническое образование. Гуманитариев, тем более специалистов со степенями ничтожно мало, а те, что есть, как к.и.н. Э.Бурда, к.и.н. Фетисов вытесняются на периферию движения и подвергаются травле.

По регионам

Дагестан

В современном Дагестане имеющее трехсотлетнюю историю терское казачество стремительно исчезает. Миграционные процессы, связанные с массовым исходов горных дагестанцев на равнину, приводят к «затоплению» казачьих земель конфессионально и культурно чуждыми, а зачастую прямо враждебными, этносами. Мигранты-переселенцы приносят свои формы хозяйства – в основном пастбищное скотоводство, что практически уничтожило традиционное для казаков земледелие и виноградарство. В Дагестане происходит «цивилизационное вытеснение», при котором главным фактором исчезновения казачества является не прямые притеснения, а «конфликт цивилизаций»: невозможность нормальной жизни в иноконфессиональном, иноязычном и инокультурном окружении.

Чечня

Казачество практически уничтожено. В исконно казачьих станицах казаков осталось единицы, как правило старики-пенсионеры. Небольшая часть всевозрастного казачьего населения осталась в станицах Наурской и Ищерской. Там еще есть дети-казаки, посещающие школу. В Чечне есть «реестровая» казачья организация, возглавляемая атаманом Черкашиным. Все чеченские «реестровики» стоят на содержании у Рамзана Кадырова и являются декоративным элементом его свиты.

Ингушетия

Из проживавших там до 1992 года 30 000 казаков сейчас никого не осталось. В отличии от Чечни в свите нет даже «декоративных казаков» президента Евкурова. Употребление слова «казак» находится под запретом. «Деказакизация» Ингушетии была четкой и спланированной акцией, проведенной в течении нескольких месяцев 1992 года.

РСО-А

Славянское казачество задавлено структурой «Аланского казачества», входящего на правах отдела в «реестровое ТКВ». «Аланское Казачество» было создано для юридического оформления военизированных структур осетин (в основном южных), возникших в ходе ингушско-осетинской войны 1992 года. Эти «карманные» структуры пользовались поддержкой администрации РСО-А, и служили защите административно-клановых интересов. В конце концов, им были подчинены и казачьи организации казаков-славян, чьи предки, в отличие от новоявленных «аланоказаков», были этническими казаками. В результате этническое русскоязычное казачество в Северной Осетии задавлено, реального авторитета не имеет и постепенно деградирует. Атаман в «Аланского республиканского казачьего округа ТКВ» Х.К. Едзиев.

КБР

Этнические казаки сосредоточены В Майском и Прохладненском районах. «Реестровики» объединены в «Терско-Малкинский казачий округ». Казачьи организации кроме охраны церквей во время богослужений ничем себя не проявляют. Несмотря на то, что из республики наблюдается массовый исход славянского населения, руководство ТКМО никаких проблем не видит, и ни к кому претензий не высказывает. Три атамана вошли в Парламент КБР. На похороны недавно убитого в своем доме атамана города Тырныауза на приехал ни один атаман.

Ставрополье

Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.

К случаю в Зеленокумске. О некоторых вопросах казачьей самоорганизации

Военно-организационная составляющая является частью традиционной казачьей ментальности. Подспудно она сидит в каждом этническом казаке, даже у не называющих себя таковыми. Так же казаки способны к самоорганизации на традиционной основе.

Однако проявляются эти черты только в периоды внешней опасности. Спокойное и безмятежное бытие гибельно для казачьей ментальности. В случае современного Северного Кавказа, на фоне общей деградации и исхода русского населения, в проблемных районах есть тенденция к славянской самоорганизации в форме «казачьих общин». При этом состоят они, зачастую, не из этнических казаков. Как правило, такие казачьи «группы самоорганизации» имеют номинальную или весьма слабую связь с вышестоящими структурами. Но часто создание таких групп проходит через вступление в «реестровое войско». Благодаря вхождению в «реестр» можно легально собираться группами, носить камуфляж и т.п. Именно низовые сплоченные «группы самоорганизации» и могут в определенных случаях противостоять этнопреступности, чему пример – случай в Зеленокумске. Власти северокавказских республик и исламистско-террористическое подполье в отношении казачества трогательно едины: они тщательно отслеживают и стараются в зародыше ликвидировать реальную, недекоративную славянскую самоорганизацию. Независимых, по настоящему пытавшихся защищать интересы людей казачьих атаманов убивают (Дагестан), избивают в милиции (Адыгея), шельмуют и через провластных марионеток изгоняют из казачьих организаций т.п.

Реальной угрозы современное казачество никому не представляет, эффективный контроль над движением идет через «прикормленных» атаманов-марионеток, полностью контролируемых местными элитами и центральными властями. Реальное «казачье движение сопротивления» на Северном Кавказе идет на уровне дисперсных, организационно разобщенных «малых групп», не имеющих ни харизматичных лидеров, ни внятной общей идеологии.

Юрий Сошин

ссылка

Категория: Терское казачье войско | Просмотров: 2391 | Добавил: Corsar | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 12
11  
Владимир Михайлович все таки в Ставропольском крае ситуация более мение благоприятная, что нельзя сказать о той же Северной Осетии, Чечне и Дагестане, про Ингушетию и говорить то страшно. Будем надеяться на замену руководства ТКВ. Тогда может и начнутся здвиги в положительную сторону.

10  
Кому любопытно заходи на наш сайт: SGKO.web-box.ru кривоват, но делал сам.

9  
Слух о нашей "гибели"явно преувеличен. Ставропольское городское казачье общество СКО ТКВ недавно отметило свое 20-летие, работает взаимодействуя с Ставропольским казачьим войском,городской и краевой властью. В.П.Бондарев нанес конечно серьезный урон. но он не вечен. В Москве уже ведется дележ кресла Атамана.Статья видимо под это и написана."Товарищество казачьих обществ" созданное для исправления положения в ТКВ работает.В него входят несколько казачьих обществ СКО ТКВ, так что рановато по нам панихиду справлять.

12  
""Товарищество казачьих обществ" созданное для исправления положения в ТКВ работает.В него входят несколько казачьих обществ СКО ТКВ, так что рановато по нам панихиду справлять."
Хотелось бы ясности о какой работе идет речь? В пределах города Ставрополя или всего края? surprised

8  
В подтверждение своих слов и тем кто интересуется, даю сноску www.vechorka.ru статья "Казачество.О хорошем и разном" ее заголовок в самом низу главной страницы,в разделе "популярные статьи".

7  
Не знаю кто такой Сошин и не знаю как и из каких источников он формировал свой очень поверхностный материал,но,в принципе он не далек от истинны.Если отойти от его обобщений,однозначности,расширить фактуру,то и придраться было бы некчему.Конечно Терское войско давно и далеко неоднородно,неоднородна и его "реестровая" часть,чему подтверждение комментарии volot и Corsar,но по большому счету это мало кого уже беспокоит,а таким как "реестровый атаман" Бондарев и его окружению это вообще на руку,это собственно то к чему они планомерно стремились и продолжают,с садизмом,реализовывать.Как говорится-имеем то,что имеем и из песни слов не выкинеш.Слава Богу! что хоть молодые организации на северо-востоке ставрополья(откуда volot) эта ржавчина не разъела,может быть с таких вот и начнется когда-нибудь спасение и возрождение Войска.

6  
volot зря Вы так на Сошина,он ярко отразил реальную ситуацию в ТКВ. Если у вас в Апанасенковском районе так все прекрасно это не значит что так везде. Реестровое ТВКО, в 2009 были приняты изминения в устав, ТКВ переменовывается в ТВКО, срок атаманства увеличивают до 6 лет, упраздняется суд чести и урезают полномочия совета стариков. Власть в войске находится у человека который в 90-х боролся с казачим движением. Атаман Бондарев преследует в казачестве собственные цели, ему было наплевать на казаков которые остались в Ингушетие и Чечне. Сейчас он с помощью аланского казачества пытается задовить остатки Владикавказкого округа ТКВ.
Я уже не говорю про политику облития грязью всех несогласных. Сам видел как на кругах исключают из обществ достойных людей за "раскол", а ведь они во многом правы в штабах отделов в основе чиновники, кадетские корпуса так и не сформирваны, земельный вопрос.
За последние 4 года удалось по общаться со многими ветеранами казачьего движиения, и все приходят к мнению, что 90-е ТКВ было гораздо лучше.

5  
Я не стал бы опровергать всё изложенное, много правда (про Ставрополье, Кабарду и Ингушетию по крайней мере ......друзья-товарищи рассказывали........люди которым врать не за чем!), так что я думаю правда есть, но сколько её я не знаю! А решение этого вопроса одно: ПЕРЕСТАТЬ КОНФЛИКТОВАТЬ МЕЖ СОБОЙ, И ЖИТЬ ДРУЖНЕЕ......... Объединятся, а не делать много мелких не управляемых команд.......

4  
Не могу понять, зачем Сошин такую дезу выдаёт? Легко же проверяется... Что в прочем и произошло. Сразу два уважаемых казака дали опровержение. Такое впечатление, что статья заказная. Убедить власти, что "казачьего вопроса" на Тереке нет, а значит и ни какое взаимодествие и не нужно... Либо человек "тупо" делает себе пиар, желая выступить в роли радетеля...

2  
Вот и из-за таких уродов, как Сошин и думают, что казаки на кавказе поизвелись, пусть приезжает к нам в Апанасенковье и посмотрит и мы посмотрим, че за птица али п...х.
Недавно были небольшие столкновения с черными, все общество через 30 минут было в райцентре, несмотря на удаление куреней. И показали свою силу и мыщц и слова Власти попритихли.
А что там насчет нет казаков Терских - ХРЕН им и Сошину - не дождутся.

3  
Хоть один брат откликнулся на беду казачью. В верху тема смотрю поважнее- ДОСААФовская, все с шашками там... Кем и зачем создаются искусственные "казачьи войска" и губится природное казачество не может не видеть только дурак. До сих пор государство официально не определилось о статусе казачества. Не определенна идеология страны. А центральная Россия заказакувала... Любо!!!

1  
Полуправда тоже ложь. Часто езжу в этот регион общаясь с Атаманом ТКВ СКР Михаилом Инкавцовым, человеком неподкупным, преданным делу казачества, посему знаю обстановку не по наслышке . Положение как и со всем русским населением в данном регионе подобие натянутой пружине... Первая причина всех бед- безработица. Вторая - ужасающая коррупция. Третья- составляющая второй, безнаказанность. Если это не назвать политикой на Кавказе, то как? Летом в Пятигорске выступая перед реестровым казачеством вице-премьер , наместник Северо-Кавказский Хлопонин сказал;" с общественными я даже разговаривать не стану, награды им не когда не вручат, форму они не когда не получат. И если он, как клоун будет наряжаться, то это его будут личные проблемы. Патриарх наш Кирилл таких вот самодеятельных казаков может предать анафеме"... Как говорится, без комментариев... А ведь не дай Бог громыхнет, эффект будет карточного домика... Опять красные и белые... У реестровиков программа заложена, там все расписано. Общественники мотаются на стареньком автобусе па станицам и селам улаживая межнациональные конфликты не взирая русские подают сигнал о помощи или казаки. И не надо врать господину Сошину что на похоронах Атамана Тырнауза не было Атаманов от ТКВ СКР. К стати , летом того года приказом Верховного Атамана СКР Инковцов был снят с должности Атамана войска(ну очень не сговорчивый...) Собравшийся экстренный Совет стариков постановил наказному выписать 15 плетей за "подковерную" деятельность с не достойным поведение казака. Есаул был разжалован и выгнан с казачьего общества. Все прошло в соответствии устава войска. Приведите хоть один такой пример из реестровых. Не давно разговорившись с карачаевцем, человеком несомненно грамотным, много знающим, тот задал вопрос; а как получилось что вы единственный народ в мире в который можно вступить, и где остальные потомки казаков... Долго рассказывать говорю, да я все знаю, сказал он напоследок крепко пожав руку. В заключении Юрий пишет нет лидеров и идеологии. Не правда, ЕСТЬ. Как и есть, особенно для казака, ярлык экстремиста с кучей статей УК.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]