Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2015 » Апрель » 8 » Актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических традиций Российского казачества

Актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических традиций Российского казачества

08.04.2015 11:02
Актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических традиций Российского казачества

«…Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите…Патриотизм
является одной из наиболее ярких черт российского
национального характера…»

(«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)

20 февраля 2015 года в Московском Шереметьевском кадетском корпусе по ходатайству родителей воспитанников и кадетов, обучающихся в данном учебном заведении, а также учитывая желание преподавательского состава и с согласия директора Дементьевой Елены Михайловны, был торжественно открыт специализированный «казачий класс» имени героя Новороссии Евгения Евгеньевича Пономарева.

Следует отметить, что благодаря энергии и стараниям руководителя корпуса и всех преподавателей, а это, воистину, коллектив единомышленников, Шереметьевский кадетский корпус на сегодняшний день является уникальным в своем роде образовательным учреждением в Северо-Восточном административном округе города Москвы. В процессе обучения в нем слушатели и кадеты, наряду с общеобразовательными дисциплинами изучают основы военной службы, куда входят и строевая подготовка, и изучение действующих воинских уставов, и огневая подготовка. Эти занятия проводят офицеры-наставники из числа заслуженных военных ушедших в запас, которые закреплены за каждым классом начиная с 5 по 11, что создает определенный настрой, содействующий укреплению дисциплины среди обучающихся.

Кроме того, более 75% обучающихся занимаются единоборствами, которые позволяют не только поддерживать хорошую физическую форму, но и воспитывают волевые качества, без которых невозможно обойтись будущим защитникам Отечества. Для этого в корпусе имеется прекрасный спортивный зал, где под руководством штатного инструктора действует спортивная секция рукопашного боя.

Начиная с 5 класса, учащиеся носят специализированную военную форму, определяющую их принадлежность к Московскому Шереметьевскому кадетскому корпусу.

В учебном учреждении существует музей Боевой Славы 73-ей Новозыбковской стрелковой дивизии, на базе которого проводится постоянная работа по идеологическому воспитанию слушателей и кадетов, устраиваются тематические занятия, активно действует военно-патриотический клуб. Руководит музеем и проводит занятия большой энтузиаст своего дела, преподаватель основ религиозной культуры и светской этики Спиридонов Евгений Владимирович.

Активное участие Шереметьевский кадетский корпус принимает и в происходящих в стране событиях.

Так 26-27 декабря 2014 года учащиеся и преподаватели совместно с казаками ХКО «Бабушкинский» провели в помещении корпуса акцию «Мы вместе» по сбору гуманитарной помощи для жителей Новороссии. В ходе данной акции было собрано большое количество необходимых людям лекарств, предметов гигиены и других вещей, а также множество игрушек для детей. 5-6 января 2015 года эта гуманитарная помощь была доставлена казаками непосредственно к местам назначения.

8 марта 2015 года в выставочном центре «Сокольники», в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, проходил военно-технический фестиваль «Моторы Победы». Для участия в этом мероприятии был приглашен и Московский Шереметьевский кадетский корпус. Он представил там свою экспозицию школьного музея Боевой Славы. Вместе с ними и казаки ХКО «Бабушкинский» во главе со своим Атаманом Турченко А.В., в порядке шефской помощи, приняли непосредственное участие в проводимом фестивале. Они показали на выставке экспонаты холодного клинкового оружия из коллекции казака хутора казачьего полковника Озерова Бориса Евгеньевича.

Такова на сегодняшний день жизнь Московского Шереметьевского кадетского корпуса.

Зачем же тогда в данном учебном заведении был открыт именно «казачий класс»? Чем может обогатить уже имеющуюся в кадетском корпусе структуру идеологического воспитания именно казачья система подготовки будущих защитников Родины? Актуально ли и востребовано военно-патриотическое воспитание молодежи на основе исторических традиций российского казачества? Для этого обратимся к истории.

Система воспитания готовности и способности к защите Отечества у казаков занимала и занимает одно из главных мест среди славных патриотических традиций России.

Педагогика казачества представляет большие возможности в воспитании нравственности, доброты, трудолюбия, но особо серьезное внимание стоит обратить на сложившуюся у казаков систему именно военно-патриотического воспитания, направленную на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Обобщение исторического многовекового опыта казачества по воспитанию воинов-патриотов имеет практическую ценность и в наши дни, тем более, что «Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020г.» прямо предполагает сохранить исторические, культурные и духовные традиции российского казачества в воспитательном и образовательном процессах, а реализация указанной «Стратегии…» осуществлять «с учетом предложений …казачьих обществ и общественных объединений казаков…» («Стратегия развития…в отношении российского казачества». гл. IV п. 18).

И не случайно президент РФ В.В. Путин относит к числу приоритетных задач государственной политики создание условий для участия казачества в образовании и воспитании молодежи в рамках государственных и муниципальных целевых программ, а также на основе собственных инициатив казачьих общественных объединений. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ от 25.12.2012г.»).

Исторически сложилось, что сама жизнь заставляла казаков вести вооруженную борьбу за свое существование, участвовать в сражениях за землю Русскую, оберегать Родину от внешних врагов. Воинами были все казаки от юношеских лет до глубокой старости, пока могли держать в руках оружие. Этот особый уклад жизни выработал у казаков и своеобразную систему воспитания, направленную на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности. И это воспитание в полной мере давало свои плоды. Например, девизом всей жизни прославленного великого казака, атамана Войска Донского генерала от кавалерии Матвея Платова был девиз «Честь дороже жизни!» И этому девизу он следовал до конца.

В обыденной же жизни казаки были просты, в своем общежитии привязаны друг к другу, как братья, гнушались воровством и делились между собой последней крохой хлеба, последним достоянием.

Почтение к старшим и в особенности к испытанным в боях воинам была обязанностью для молодого поколения.

Казаки от природы были народ религиозный, без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали свято и данному слову были верны до смерти. Во время «Азовского сиденья» в 1641г. казаки дали клятву друг другу лечь костьми, но не сдавать древний свой город сильному врагу и свято исполнили эту свою клятву.

Вообще, у казаков были очень малые потери в боях, поскольку они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. Казаки в своей боевой жизни предателей не знали, не было таковых в их среде. Случайно попавшие в плен, тайн своего казачьего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников-героев. Трусость презирали, вероломство считали недостойным чести казака.

Казак рождался воином, а потому военные игры и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали такую меткость в стрельбе, что многие из казаков могли на значительном расстоянии выбывать пулею из рук монету, зажатую между пальцев, не задев рук. Все это также было результатом специального воспитания и обучения казаков, которые начинались с самого раннего детства. Как правило, лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде, стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой – с 10. Рукопашному бою учили также с 3 лет, передавая особые в каждом роду хранившиеся приемы. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. Обучение было тяжелым и постоянным, но именно благодаря такой системе обучения все казаки были профессионально подготовлены к боевым походам. Все это и делало их абсолютно незаменимыми для русской армии. Потому и говорили: «Казаков много не бывает, но мало не покажется».

Вообще учеба у казаков всегда была на первом месте. Те из молодых казачат, кто учился в кадетском корпусе или гимназии, были известны всем жителям станицы или хутора. Ими гордились. Студентов и юнкеров даже старики-казаки называли по имени-отчеству.

Но молодых казаков не только обучали, но и строго воспитывали. Постоянно культивируемая в народной казачьей культуре «исправность» подразумевала высокое внутреннее достоинство, что, прежде всего, выражалось во внешней опрятности, скромности одежды и в манере поведения. Коренной родовитый казак никогда не показался бы на людях в расстегнутом мундире, с разлохмаченным чубом, распоясанный и расхристанный. Казаки никогда не орали пьяных песен и не сквернословили. Так что, образ казака с разорванным воротом рубахи хлещущего водку – это выдумки. Казака даже за оторванную пуговицу на вороте гимнастерки тут же бы пристыдил и привел в себя первый же встречный им старик-казак.

Казаки – старики были хранителями казачьей нравственности и обычаев, у них была власть авторитета и мудрости. Все это тоже было результатом казачьей педагогики.

Но все же главное предназначение казачества – это вооруженная защита приделов родной земли. Собственно говоря, это основная, идущая из глубокой древности, роль казака. Так уж сложилось, что величие личности казака всегда связывается с защитой Отечества. Он мог быть писателем или ученым, оружейным конструктором или офицером штаба в Санкт-Петербурге, но когда начиналась война, все эти люди становились в полковые ряды своих, родных им казачьих войск России. Да и вся история казачества неразрывно связана с верным служением Родине. И это главный результат казачьего воспитания, ведь казачье воспитание – подлинная высшая школа патриотизма. Оно было всегда направленно на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности, ведь казаки – народ с твердыми устоявшимися правилами поведения, как в семье, так и в обществе.

В этой связи стоит вспомнить слова, сказанные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: «…Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны…

Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек…Я думаю, что сегодня у нас основная задача патриотов: созидание собственной страны…»

Стоит отметить, что актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических казачьих традиций было ярко продемонстрировано в ходе недавних событий в Крыму и Новороссии, где казаки сыграли ведущую роль в процессе воссоединения Крыма с Россией, а также находясь на самых передовых позициях борьбы с украинскими фашиствующими националистами в Луганске и Донбассе.

Недаром вновь открытому «казачьему классу» было присвоено имя Евгения Пономарева, это не случайность. Евгений Евгеньевич Пономарев, воевавший в ЛНР под позывным «Динго» - это настоящий герой именно нашего времени, всегда помнивший и свято чтивший все казачьи заповеди, оставленные нашими предками. Он воевал и погиб как настоящий казак во имя торжества справедливости, защищая в Новороссии русский народ от физического истребления со стороны украинских мракобесов. Для него, как и для многих настоящих казаков, девиз Атамана Платова «Честь дороже жизни» был смыслом жизни. Этому девизу он был верен до конца.

Честь и слава тебе, герой-казак!

Воспитанники и кадеты Шереметьевского корпуса будут с гордостью носить твое имя!

Ты всегда будешь примером для подрастающего поколения юных патриотов нашей страны.

Хочется сказать, что открытию «казачьего класса» предшествовала огромная работа, проделанная преподавательским коллективом кадетского корпуса, а также казаками ХКО «Бабушкинский». Особенно следует отметить большой вклад Председателя Совета стариков хутора казачьего полковника Озерова Б.Е., проводившего систематические занятия с учащимися корпуса. Борис Евгеньевич большой любитель и знаток отечественной истории, в том числе и истории казачества, обладатель прекрасной коллекции оружия, собранной им в течение всей его долгой жизни. Заслуженный казак так проводил эти занятия, что они захватывали слушателей, и в ходе их проведения им приводились многочисленные, в том числе и малоизвестные примеры и факты многовековой истории нашей страны и казачества. При работе с учащимися всевозможное содействие Озерову Б.Е. оказывали все казаки ХКО «Бабушкинский» во главе со своим Атаманом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе развития казачества, одной из составляющих участия казачества в жизни общества, является деятельность различных казачьих обществ в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Успешное выполнение этой задачи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать возрождению новой России, а с ней и российского казачества.

Руководствуясь изложенными выше задачами казачества, поставленными Президентом и правительством РФ, казаки ХКО «Бабушкинский» во главе со своим Атаманом Турченко А.В. также по мере своих сил и возможностей будут продолжать проводить эту важную государственного значения работу по воспитанию и обучению подрастающего поколения нашей страны, в том числе и с воспитанниками и кадетами Московского Шереметьевского кадетского корпуса, чтобы воспитать из них настоящих патриотов и защитников своей Родины!

Кошевой Атаман ХКО «Бабушкинский»
войсковой старшина Ханин Н.В.

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 5281 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: кадетский корпус, Евгений Пономарев, казачество, Молодежь, патриотизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: