Главная / Мистическая история, или как украинские казаки Ивана Купала отмечали

Мистическая история, или как украинские казаки Ивана Купала отмечали

11.07.2011 23:36
Мистическая история, или как украинские казаки Ивана Купала отмечали
Таинственный праздник, неизученные зоны Донбасса

Праздник Ивана Купала издревле считается одним из самых мистических из обрядовых праздников славянского народа. Сейчас, по прошествии веков, этот праздник не утратил своей загадочности. И, как ни удивительно, даже в сегодняшний век высокоразвитых технологий находится много людей, которые совершают магические обряды в этот праздник,  стремясь получить от купальской ночи таинственную власть над людьми и судьбой.
Понятно, что подобные обряды не будешь творить где попало. Для этого нужны особые места. Места, напитанные различной энергетикой. В нашем регионе есть такое место. Это  Могила Мечетная — возвышенность (по мнению археологов — могильник, состоящий как минимум из шести курганов), которую принято называть горой. Гора Могила Мечетная (367,1 м над уровнем моря) — высшая точка Донецкого кряжа и всей левобережной Украины, расположена в окрестностях города Петровское Луганской области.

Кроме того, это место еще и привлекает к себе любителей эзотерики. По мнению многих людей, увлекающихся изучением геопатогенных зон земли место древних захоронений просто кладезь источников различных энергий.
Поэтому, Могила Мечетная и привлекает к себе многочисленных «посетителей». От черных археологов, которые пытаются добыть в недрах курганов артефакты, до мистиков местного разлива.

Сюда же, на Могилу Мечетную, в канун купальской ночи отправились и казаки «Мечетнянского Куриня». Но не для того, чтобы разрушать могилу или творить черные дела, а, как рассказал атаман С. М. Кендзерский,  для того, чтобы отпраздновать великий народный праздник и защитить, хотя бы на эту ночь, Могилу от недобрых людей. И, как выяснилось в дальнейшем, подобная забота оказалась совсем не лишней. Но об этом чуть позже.

Путешествие к малоизученной зоне родного края

А пока. Пока молодые люди, вступившие в казацкое товарищество, готовились к увлекательно-познавательному походу.
Еще днем внимание краснолучан было привлечено группой ребят в камуфляжной форме одежды с казацкими погонами и шевронами украинского казачества, которые собирались на автовокзале. Отсюда и начался их поход к загадочному месту Луганщины.

Несколько человек отправились к Могиле Мечетной на машинах – перевезти вещи и разбить лагерь. Остальные ехали на автобусе. Остановившись на трассе ребята, под предводительством есаула А. В. Полибенко совершили небольшой марш-бросок до лагеря. К этому времени там уже вовсю велись работы по благоустройству. Ставились палатки, собирались дрова, натягивали тент, чтобы в случае чего мог защитить от дождя.
Прибыв на место дислокации, Александр Владимирович, занялся вопросами несения службы. Праздник праздником, но дисциплину никто не отменял. На курганах были установлены красные вымпела, обозначающие границы нахождения лагеря казаков. А на главном кургане – возле камня с памятной надписью, указывающей на то, что именно это высшая точка Донбасса был установлен казацкий флаг и выставлен пост. В задачи постового входило наблюдение за местностью. В случае появления подозрительных лиц часовой должен был немедленно сообщить об этом атаману или есаулу.

Пока есаул занимался службой, атаман взял на себя функцию главного повара и принялся готовить настоящий казацкий кулеш. Остальные участники похода занимались непосредственно приготовлением к празднику.
Из ивовых прутьев было сплетено колесо, которое, согласно обряду, предстояло поджечь ночью и скатить с бугра. Из сушняка готовилось чучело Купалы. Ему так же было суждено сгореть в ночи. Три человека отправились на поиски водоема. Все-таки Ивана Купала нужно отмечать и на воде.

По сведениям местных жителей, недалеко от Могилы Мечетной должен быть маленький ставок. Однако пройдя несколько километров, в указанном направлении став не был найден. Но было найдено место, где, по всей видимости, когда-то был водоем. Теперь же там только характерное углубление, да степные травы. Посетовав на отсутствие воды, казаки пришли к выводу, что это не так уж и плохо. Ведь по поверьям в ночь на Ивана Купала празднует свой день рождения сам Водяной. А он не любит, когда в его праздник в его владениях плескаются чужаки. Может и отомстить – утянуть кого-нибудь к себе на дно.

Несколько человек с самодельными рамками для определения геопатогенных зон принялись изучать окрестности. Кроме удивительных наблюдений сделанных ими было найдено загадочное место. В районе курганов среди буйства трав находился чисто выкошенный круг. Место, сильно похожее по описаниям на то, в котором совершаются обряды черной магии. Да и самодельные приборы показывали очень уж интересную энергетическую картинку в центре круга. Как выяснилось ночью, это место не зря привлекло внимание казаков…

Покончив с приготовлениями, объявили сбор. Ровным строем ребята дошли до подножия кургана. На котором развивался их флаг. Построились в шеренгу. В тишине, прижав правую руку к сердцу, прослушали гимн Украины и гимн войска Запорожского. После атаман Сергей Миронович рассказал ребятам про место, где они собрались.
Владимир, который отвечает в Курине за культурно-массовые мероприятиям рассказал историю возникновения праздника. Поведал, как именно нужно праздновать этот праздник и  что именно из обрядов можно будет совершить предстоящей ночью исходя из места их пребывания.

Празднование Ивана Купалы


После официоза и началось празднование. Началось, как и полагается с застолья. Кулинарное мастерство атамана было оценено по заслугам. Все остались довольны. Все, кроме часового, которому пришлось ждать казацкого блюда целую смену. Но его ожидания были вознаграждены сполна. После застолья были песни под гитару, и вождение хороводов вокруг костра.

Когда же ночь  в полный голос заявила о себе пришло время огненных забав.

Первым делом начались прыжки через костер. Следуя обычаям предков каждый прыгающий через костер выкрикивал пожелания и пролетал через очистительное пламя. Каких только слов не звучало над этим костром. От пожелания всем крепкого казацкого здоровья до процветания Украины.

Затем пришел черед чучелу Купалы. Поставив его посредине лагеря, атаман со словами: «Пусть с ним сгорит все плохое!» поджег его.

Ну а после поднялись на последний курган. К сожалению, поддавшись настроению, молодежь забыла, что находится на могиле и вела себя довольно шумно и весло. В оживленном гомоне и ожидании пока колесо разгорится, мало кто обратил внимание на сетование  атамана на поведение его подопечных и его озабоченные слова по поводу недовольства тех кто тут захоронен.

Тем временем колесо разгорелось и под веселый смех было спущено с горы.

Гнев предков или забавы природы?

Одно из поверьев говорит о том, что в ночь на Ивана Купалы не нужно спать. Ведь это время когда вся нечисть активирует свои силы и ищет жертвы. Лакомая добыча для них спящий человек. А, как известно,  излюбленный час нечести  - полночь.

Именно в это время и начались мистические превращения степи вокруг курганов.

Еще не улеглись впечатления от огненных обрядов, еще звучали песни под гитару у костра. Еще светили ярко на небе звезды и ничто не тревожило участников похода.

И не все сразу обратили внимание на стремительно поднявшегося есаула. Его короткий разговор с атаманом. На то, как тенью отделились от костра несколько человек и исчезли за границей лагеря.
После веселых огней лагеря дорога к посту встретила тревожной тишиной. Казалось весь воздух был напитан  беспокойством, которое щекотало нервы и заставляло внимательно всматриваться во мрак и вслушиваться в ночной разговор степи.

Что послужило причиной внезапного волнения казаков?

Часовой сообщил старшим товарищам, что с соседнего кургана доносятся подозрительные шумы. Обследовав место на нем действительно были найдены следы. От утоптанной кругом траве вела тропинка вниз, которая терялась в направлении найденного еще засветло таинственного круга выкошенной травы.

Ох, не зря это место влечет черных магиков. И видно не зря чувствительные к таинственному казаки еще днем заподозрили неладное.

Патрулирование продолжалось. Раз или два послышались удаляющиеся шаги, показался огонек. Кто-то обратил внимание, что внезапно похолодало и небо укрылось пеленой скрывшей звезды.
Проникшись моментом,  атаман не сомневался - это предки, возмущенные тем, что их побеспокоили, решили отомстить.

Так это было на самом деле или нет, но природа действительно разгулялась. Горизонт начали разукрашивать вспышки молний. Пока еще в отдалении, звучали первые раскаты грома.
Под этот аккомпанемент есаул давал указания дополнительным постам. Особое внимание обращал на то, что обряды редко обходятся без зажжения огня, поэтому увидеть любителей мистики можно будет довольно легко.
Но свое дело казаки сделали. Больше никто в районе курганов не появлялся.

Несколько часов провели у костра, ведя неспешные разговоры и гадая – будет дождь или нет. Так же обсуждался еще один ритуал, который необходимо было совершить на рассвете. Купание в росе. Этот обряд, верили прадеды, принесет крепкое здоровье.

И кто его знает, что послужило причиной – просто природная прихоть или действительно тут была замешана мистика, но среди ночи начался настоящий шабаш природных сил. Вертикальные молнии, разрезая небо, бились в землю, которая потом содрогалась от пушечных раскатов грома. Сказать, что ливень лил как из ведра – не сказать вообще ничего. Вскоре после начала, палатки казаков напоминали маленькие шлюпки в бушующем море. Но казаки не были бы казаками, если бы впадали в уныние или раскисали под дождем, пускай и напоминающем тропический ливень.
Подбадривали друг друга шутками и утешались тем, что не остались в эту ночь без воды. Да и опять же – нельзя ведь в эту ночь спать, чтобы не стать добычей ведьм и прочей нечистой силы. Вот и не спали. Пусть и благодаря капризам неба.

Возвращение


Рассвет принес затишье грозы и перерыв в ливнях. Понятно. Что купаться в росе уже никто не стал. И так все были мокрые. Воспользовавшись тем что дождь прекратился начали быстро сворачивать лагерь.
Уходили тем же порядком: несколько человек с вещами на машинах, остальные, самые стойкие - пешком до трасса. Последние метры до цивилизации подарили казакам еще одно испытание на прочность. Размытая грунтовка отказывалась выпускать машины со степи. Или это неведомые силы не отпускали гостей со своего загадочного дома?

Да нет просто размытая дорога, но ночь полная мистицизма нет-нет да и заставляла подумать о неведомом. Впрочем, подобные мысли вылетели из головы довольно быстро. Необходимо было вытаскивать машины из обычной прозаической грязи на асфальтированное шоссе.

Наконец и это испытание было успешно пройдено и путешественники смогли добраться до цивилизованных мест. Сесть в автобус и поспешить домой. Делиться с близкими необычайными впечатлениями от празднования загадочного праздника Ивана Купало в неисследованном месте между давно известными городами Луганской области.

Андрей ТКАЧЕНКО

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Украинское казачество | Просмотров: 1459 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]