В статье с таким названием даны комментарии к выступлению начальника Генерального штаба российских Вооруженных сил генерала Николай Макарова по поводу новаций относительно российского военного строительства.

Как известно Николай Макаров возглавляет Комиссию по взаимодействию Министерства обороны РФ и войсковых казачьих обществ Совета при Президенте РФ по делам казачества. Как бы болезнь Генерального Штаба не передалась нашей Комиссии...
">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Если Генштаб - мозг армии, то у нас - рак мозга»

«Если Генштаб - мозг армии, то у нас - рак мозга»

17.04.2011 19:50
«Если Генштаб - мозг армии, то у нас - рак мозга»

Начальник Генерального штаба российских Вооруженных сил генерал Николай Макаров выступил с целым рядом откровений и новаций относительно российского военного строительства. В частности, передает Интерфакс, на собрании Академии военных наук он заявил, что российская военная наука и армия безнадежно отстали от передовых стран Запада, а бурное развитие форм и способов вооруженной борьбы, которое произошло в последние 20 лет, осталось незамеченным военным руководством РФ.

«За последние два десятилетия мы не сумели вывести военное искусство на современный уровень и продолжали жить устаревшими мерками. В то время как весь мир развивал космические технологии, информационно-управляющие системы, массово закупал оружие, у нас ставка делалась на массовую армию и закупку у промышленности морально устаревшего вооружения. Мы просмотрели развитие способов, а затем – и средств вооруженной борьбы», – объявил генерал Макаров.

Насчет того, что передовой опыт и новые технологии наше военное руководство за последние два десятилетия перенимало недостаточно, спорить никто, наверное, не будет. Особенно памятуя о бардаке и развале, хронически процветавших в нашей армии, не выплачиваемых зарплатах, постоянных сокращениях частей и списывании техники. Так что в этом отношении непонятно, о какой «ставке на массовую армию» и каких «закупках у промышленности морально устаревшего вооружения» говорит Макаров. Техника если и закупалась, то в единичных экземплярах, а про «массовую» армию с 1991 года уже никто и не вспоминает.

А предъявлять претензии к военной науке со стороны воинского начальства просто неприлично: именно с его подачи закрывались одни и «реформировались» военные вузы и академии, исследовательские базы и полигоны. Курсы усовершенствования квалификации ликвидировались, был развален Центр военно-стратегических исследований при Генштабе. А в последние годы вообще был прекращен набор курсантов в военные училища.

Однако генерал предпочел об этом не вспоминать, а попенял своим подчиненным, что они недостаточно прониклись опытом американских войск в иракских кампаниях 1991 и 2003 гг. – «Буря в пустыне» и «Несокрушимая свобода». Именно тогда, вдохновенно заявлял Макаров, была отработана операция группировки войск, «которая представляла собой последовательные, в ряде случаев изолированные действия формирований различных видов вооруженных сил, включающих специальные и информационные операции, длительную воздушную кампанию и скоротечную наземную операцию». «При этом сроки выполнения ударных задач сократились от нескольких часов до нескольких минут. Цели поражались в масштабе и времени, близком к реальному», – сказал Макаров. В результате, отметил генерал, Вооруженные силы Ирака, которые по численности и боевому составу якобы значительно превосходили коалицию, в течение кратчайшего времени были разбиты, и Ираку нанесено сокрушительное поражение. «После кампании 2003 года нашей военной наукой рекомендаций руководству Вооруженными силами сделано не было. Мы продолжали жить взглядами 70-х годов», – резюмировал Макаров.

И только после грузинской кампании 2008 года, по его словам, появилась программа приведения российских Вооруженных сил к новому облику. «Нужно было срочно выводить армию из того кризиса, в котором мы оказались. В результате мы пошли на реформирование Вооруженных сил даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы», – сказал Макаров.

Впрочем результат этого «реформирования» – весьма неоднозначный. Ну да, расформировали дивизии и многочисленные отдельные части, свели оставшийся личный состав в бригады. Боеспособность армии в целом от этого мероприятия вряд ли особенно выросла. При этом, как уже не раз рассказывал КМ.RU, в итоге ни Генштаб, ни министерство обороны толком не представляют, что делать дальше. Они не могут даже определиться с вопросом о принципе комплектования Вооруженных сил. То несколько лет раздували шумиху относительно массового перехода на контрактную армию. Параллельно с этой кампанией пошли на популистский жест – сократили срок службы по призыву до одного года, рассчитывая так побороть дедовщину. С дедовщиной ситуация особо лучше не стала (более того, стала хуже), а кампания по массовому набору контрактников оказалась провалена.

К примеру, аудитор Счетной палаты Николай Табачков летом прошлого года подтвердил, что программа комплектования Вооруженных сил контрактниками на 2004-2007 гг. «успешно провалилась». Эта программа – «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» – предусматривала, что число солдат и сержантов, служащих по контракту в частях постоянной готовности, вырастет с 22 100 в 2003 году до 147 000 в 2008 году, а их общее количество – с 80 000 до 400 000 человек. В действительности в 2008 году в частях постоянной готовности числилось 100 000 контрактников, общее их количество в армии не превысило половины от намеченного (200 000). Таким образом, эта программа оказалась провалена. Основными причинами этого Табачков назвал низкую заработную плату, а также невыполнение социальной составляющей программы, в первую очередь – обещанное, но не построенное жилье.

Военное ведомство, спохватившись, заявило, что оно и не хотело переходить на полностью контрактную армию. Как заявил замминистра обороны РФ Николай Панков: «Дело даже не в том, что это (полностью контрактная армия) – чрезвычайно дорогое удовольствие. Проблемных вопросов на самом деле очень много. И неслучайно все мировые армии идут по иному пути».

Потом, уже в сентябре, сам министр обороны Анатолий Сердюков объявил, что России массовая контрактная армия не по карману, и придется долго еще сохранять массовый призыв. А замначальника Генштаба генерал Василий Смирнов даже успел выступить с рядом инициатив по расширению призывного контингента среди российского мужского населения. Но затем, в декабре, «концепция поменялась», и было вновь объявлено о массовом наборе контрактников.

Совсем недавно, 18 марта, все тот же Сердюков, после беседы с президентом РФ, объявил, что армия в ближайший год сократится до 1 млн человек, причем 220 000 из них будут офицеры, а еще 425 000 – контрактники (солдаты и сержанты). И теперь тот же Макаров, который еще осенью доказывал необходимость массового призыва, заверяет, что и 425 000 контрактников – это лишь только начало. И ссылается на опыт таких известных военных величин, как армии Польши и Чехии.

По словам Макарова, в Российской армии количество солдат срочной службы по призыву в перспективе сократится до 10-15%, а число контрактников радикально увеличится, как это сделано в армиях ряда стран НАТО. «Например, в Вооруженных силах Чехии есть малое количество (примерно 10-15%) срочников. Мы тоже к этому придем», – сказал он. Количество контрактников в 425 000 человек – «это только первый этап». «Мы дальше будем двигаться к контрактной армии», – сказал Макаров.

«Контрактник Вооруженных сил Польши получает сегодня в месяц $1100, из них $700 – за службу и $300-400 – за поднаем жилья. В Чехии контрактник получает $700. Кроме того, военнослужащие, от рядового до генерала, получают по $500 за поднаем жилья. Мы тоже придем на эту сумму для контрактников», – развивал тему генерал.

Он отметил, что в Минобороны РФ рассматривается как один из вариантов обеспечения жильем военнослужащих выплата достойных денег на поднаем жилья. В качестве положительного примера организации боевой подготовки контрактников он привел Вооруженные силы Польши, где контрактники приходят на занятия по боевой подготовке в 8 утра и интенсивно занимаются до 16 часов, после чего они имеют право покинуть расположение воинской части.

И для российских военных, по словам Макарова, с 2012 года начнут действовать послабления в режиме несения службы, о которых ранее говорилось в связи с армейской реформой. В частности, через год военнослужащие перестанут самостоятельно выполнять хозяйственные работы в части. С того же 2012 года планируется осуществить повышение денежного довольствия офицеров. Лейтенанты будут получать в среднем по 50 000 руб.

С офицерами, впрочем, как признал Макаров, вышел непорядок: в минувшие пару лет перестарались с их сокращением. Как уже рассказывал КМ.RU, из 355 000 офицеров к концу прошлого года осталось только 150 000. Кстати, в первую очередь под сокращение попали офицеры, выслужившие установленные сроки службы и имеющие жилье. При этом 37 000 офицеров, не имевших жилья и не пожелавших служить, были выведены за штат. Заодно был полностью ликвидирован институт прапорщиков, насчитывавший 142 000 человек. Уже тогда эксперты заявляли, что помимо социальной проблемы их обустройства, такое сокращение подразумевало, что в случае крупномасштабного конфликта при призыве военнообязанной части населения (резервистов) не будет кадров ни для того, чтобы эту мобилизацию проводить, ни для того, чтобы создать из мобилизованных «партизан» новые воинские части.

Впрочем, этой проблемой Генштаб не стал заморачиваться и сегодня, хотя и подтвердил принятое решение увеличить количество офицеров со 150 000 до 220 000. Однако это увеличение численности офицерского состава Макаров прямо увязал с необходимостью комплектования новых высокотехнологичных войск и поступлением сложных новейших систем вооружения. «Это – новые технологичные войска, которые мы сейчас организовываем (в т. ч. воздушно-космическая оборона), и для них действительно нужны офицеры. Это прежде всего технические работники», – заявил Макаров. Поэтому уже уволенные из армии офицеры могут не беспокоиться. «Никто никого возвращать не собирается, – подчеркнул начальник Генштаба. – Эти 70 000 офицеров абсолютно не имеют отношения к тем, чьи должности были сокращены». Где он намерен найти столько высококвалифицированных офицеров-«технарей» (притом, что уволенных возвращать не будут, а наборы в военные училища прекращены), Макаров уточнять не стал.

Ситуацию для КМ.RU прокомментировал вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, полковник Владимир Анохин:

– Все это было страшно слушать. Особенно страшно то, что это изрекал действующий начальник Генерального штаба. Если он во всеуслышание объявляет, что «мы не сумели вывести военное искусство на современный уровень и продолжали жить устаревшими мерками», то в первую очередь его надо отставлять от занимаемой должности. Если он сетует, что не развивались «космические технологии, информационно-управляющие системы», то кто за это должен отвечать, как не начальник Генштаба? И что это вообще за игры стали позволять себе наши генералы?

Чего стоит заявление главкома сухопутных войск о танках Т-90, которые якобы хуже немецких «Леопардов» и будто бы в три раза их дороже? Во-первых, это соответствует истине с точностью до наоборот, и напрашиваются два возможных вывода: либо товарищ генерал просто не знает элементарных вещей, относящихся к его компетенции, либо он получил крупный откат за лоббирование немецкой танковой промышленности. Недопустимо и то, и другое, причем речь – не только о подрыве своими же генералами российского оборонного экспорта. А моральные потери для собственных военных и оборонки?! В чем их можно оценить?

Возвращаясь же к выступлению начальника Генштаба и его претензиям к отечественной военной науке, хочу сказать: извините, а кто в последние годы (даже десятилетия!) способствовал ее развалу? Конечно, сейчас наша военная наука пребывает в руинах. А что вы хотели, после распродажи академических зданий в центре Москвы и всех этих «передислокаций» преподавательского состава по провинциальным гарнизонам?

Впрочем, и сам начальник Генштаба демонстрирует удручающий уровень военной грамотности. Если он берет Польшу и Чехию в качестве примера для системы комплектации Российской армии, то о чем можно говорить?! Пусть он посмотрит на карту, сравнит территории этих стран с российской. Пусть вспомнит, с кем граничит Россия по своему периметру, – и о том, с кем граничат чехи и поляки. Не говоря уже о том, что обе эти страны состоят в НАТО и находятся под защитой мощнейшего военного блока. Россия же не только ни в каком блоке не состоит и на постороннюю помощь рассчитывать не может – напротив, она может столкнуться с военными вызовами на любом направлении. Это ведь – азбучные истины! И если начальник Генштаба их не понимает, то что же говорить о более сложных вопросах?.. Когда-то маршал Борис Михайлович Шапошников назвал Генштаб «мозгом армии». Сегодня, боюсь, приходится констатировать, что мозг нашей армии поражен раком.

Далее – о ссылках Макарова на американский опыт иракских кампаний. Конечно, они подтверждают необходимость высокотехнологичного оснащения Вооруженных сил. Кто бы с этим спорил... Но они также показывают, что одна, в т. ч. самая совершенная техника войны не выигрывает – и как только Макаров этого не увидел?! В Ираке американцы в первую очередь продемонстрировали виртуозное умение подкупать иракских генералов. Может, Макарову этот опыт показался особенно удачным? Если он не помнит, то после того как Буш объявил о победе в Ираке, настоящая война там только началась. И американцы, несмотря на все свое техническое превосходство, выиграть ее не сумели: фактически они укрылись на нескольких базах, где и по сей день сидят в осаде, а страну поделили между собой различные военно-политические группировки. Примерно к тому же дело идет у американцев с союзниками и в Афганистане.

А наша «отсталая» армия, несмотря на таких руководителей, как Макаров, и то добилась гораздо больших успехов и в Чечне, и вообще на Кавказе, и не вина солдат и офицеров, что бездарные российские политики не сумели толком ими воспользоваться.


С информацией о Комиссии по взаимодействию Министерства обороны РФ и войсковых казачьих обществ Совета при Президенте РФ по делам казачества возглавляемой генералом В.Макаровым можно познакомиться на форуме КИАЦ.
Автор: Хрусталев Максим


Источник: http://www.km.ru/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Работа с казачьей молодежью | Просмотров: 1712 | Добавил: Сталкер | Теги: Вооружение, армия, Общество, Внутренняя политика в России | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 3
3   [Материал]
Когда прочитал, то показалось, что сейчас только 2001 год... Про интеллектуальный уровень министров вроде Иванова - говорить нечего. Похоже все они взяли за образец Хлестакова или Манилова! biggrin

«Если Генштаб - мозг армии, то у нас - рак мозга»

biggrin Что бы быть раку мозга,надо чтоб он был!


Содержание и масштаб строительства армии, характер военной политики России определяют не наличие или отсутствие у неё в данный момент противников, а признание того, что у России есть интересы и ценности, которыми она не может поступиться из стремления избежать войны.
Сегодня же разрушено осознание необходимости обороны страны.защита родины потеряла своё значение, а военная служба не является престижной..Призывная система в кризисе.
ВС деморализованы и дезориентированы властью, продолжается массовое увольнение офицеров, далеко не старых в том числе...снизился уровень безопасности обслуживания техники...РВС практически не в состоянии обеспечить безопасность страны...
Что россия может противопоставитть внешней угрозе?Практически ничего...Черноморский флот почти перестал существовать, Балтийский-едва ли сможет выполнитьсерьёзные боевые задачи, Северный и Тихоокеанский разве что могут выделить на боевое дежурство несколько подводных лодок....налёт часов лётчиками мал...Действенное оружие-ракетно-ядерный щит...Но и тут гарантийные сроки эксплуатации имеют свойство подходить к концу.При условии наращивания сил НАТО+создания их космической противоракетной обороны России ничего и не останется, как уничтожать свой устаревающий ядерный "зонтик. Катастрофа!"
Выход? Создание новых отечественных систем вооружения, способных бороться с элементами американской ПРО.Военно-промышленный комплекс России ещё может решить эту задачу, но если не будет финансирования-дело плохо.Хотя бы по причине вымирания специалистов-оружейников, возраст коих близок к пенсионному.(несчитая тех, кто уехал за рубеж)....
Говорят о перевооружении, но многие оборонные предприятия практически банкроты.Выживают только те, кто поставляют свою продукцию на экспорт...Объёмы госзаказа по прежнему невелики, да и из этих средств на реальное производство остаётся не больше половины, поскольку часть средств уходит на налоги, услуги транспортников, энергетиков, банкиров...Словом, деньги зачастую идут на оплату коммунальных услуг, а не на научные работы.... sad sad А реформа-укомплектовка частей военнослужащими, сроки службы...численность в целом....Смешно даже сравнивать россию с Чехией...Нам одних пограничников сколько требуется?!!!! Ай, грустно....В какой стране дальше жить будем(если вообще дадут жить)???!!!!

Имя *:
Email *:
Код *: