Воскресенье, 05:14
Главная / Новые старые казаки

Новые старые казаки

09.11.2010 15:34
Новые старые казаки
Сам форум терских казаков состоялся вскоре после публикации Стратегии-2025, в которой вопрос о «русском элементе» на Северном Кавказе рассматривался в качестве одного из приоритетных в деле замирения и стабилизации проблемного региона. «Моя первая задача - поддержать казаков. А вторая - опереться на казаков», - заявил новоявленный казак уже в ходе самого Круга. Не будем сбрасывать со счетов, что после виртуальной инициативы по сбору подписей за выход Ставропольского края из состава СКФО, власти необходимо продемонстрировать, что ситуация находится под контролем, а край по-прежнему сохраняет роль форпоста на Северном Кавказе. Тем паче, если у власти есть такая опора, как возрождающееся казачество. Однако, для обращения к казачьей теме существуют не только церемониально-юбилейные резоны. Хлопонин заявил о необходимости опоры на казаков. Но насколько эффективна такая опора? Какие актуальные политические задачи решила она за прошедшие с момента начала казачьего «возрождения»? И какие может решить? Каким потенциалом (кроме раздачи крестов и грамот) она обладает?

Начнем с того, что в течение 20 лет казаки так и не смогли стать полноценным современным движением. Понятие «возрождение» и по сей день остается ключевым во всех документах, законодательных актах, публицистических материалах, выходящих из-под пера казачьих атаманов и их высоких покровителей. Между тем, главная цель движения предопределила его ретроспективный характер. Казачье движение (Терское, а также Донское, Кубанское) начало интенсивный поиск «Золотого века», неоконченный до сих пор. Ограниченность подобной идеологемы обрекла современных казаков на путь перманентных шараханий из крайности в крайность, и, в конечном итоге, оставила весьма незначительные шансы на участие в модернизационном проекте. Главная проблема для «возрожденцев» состояла (и состоит сегодня) в том, что обращение к опыту прошлого, «духовному багажу предков», становится для них самоцелью. Практически никто из инициаторов «возрождения» казачества почему-то не удосужился дать ответы на вопросы: «А для реализации каких, собственно, задач необходимо возродить ту или иную казачью традицию? Какие потребности современного государства и общества такое возрождение удовлетворяет?» Вот и на Круге в Пятигорске казаки снова воевали с «наследием Якова Свердлова» (с явным намеком на этничность известного большевистского лидера).

Если же говорить о терских казаках, то симптоматично, что их центром в постсоветский период стало Ставрополье, хотя во времена Российской империи оно было центром не казачьей, а крестьянской колонизации. Некоторые же территории бывшего Кубанского войска были «прирезаны» к Ставрополью уже в советское время, а к историческому Терскому войску относится лишь нынешняя территория Минеральных Вод (бывший Пятигорский округ, а затем отдел Терской области). И это не случайно, поскольку, начиная с 1990-х годов, казаки оказались не в состоянии обеспечить защиту и безопасность русского населения действительно исконных казачьих станиц, расположенных на территории Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии. За это время казачье движение не научилось искать и находить союзников среди разных движений Северного Кавказа. И объясняется это тем, что их лидеры с самого начала своей деятельности заявили максималистскую планку требований, не понимая, что нынешнее движение - это отнюдь не толстовские «казаки» и не «11 бриллиантов в короне Российской империи», как характеризовал в свое время казаков донской атаман Петр Краснов. У новых казаков для этого не было ни сильных лидеров, ни ресурсов, ни политического статуса. Непонимание новых социальных реальностей превратило казаков повсюду на Северном Кавказе либо в маргиналов, либо в изгоев и изгнанников, либо в союзников и младших партнеров местных этнократий. Казаки так и не смогли за 20 лет освоить язык гражданской нации и правозащитную риторику. В то время, как права русских требовали и требуют своей адекватной защиты и адекватного же представительства. Вместо этого, лидеры «нового казачества» вывесили портреты Ермолова, взяли в руки хоругви и начали вести ксенофобскую пропаганду, не понимая, что это противопоставляет их всему Северному Кавказу. В то время как у них самих ни воли, ни готовности к жертве (какая наблюдалась у чеченских сепаратистов или нынешних исламистов) не наблюдалось. В итоге, многие инициативы «новых казаков» вырождались в оперетту. Честно говоря, непонятно, о чем думали организаторы праздничной церемонии в честь казачьего юбилея, когда провели ее в пятигорском Театре оперетты. Вышла оговорка по Фрейду?

Но если серьезно, то стратегия «возрождения» нуждается в существенной корректировке. Казачество как род войск в условиях технического прогресса маловероятен. Развитие по сословному пути невозможно в гражданском обществе, обществе равных прав и возможностей. Претензии на этническое возрождение, конструирование особой казачьей этничности, опасно и для самих казаков, вступающих в такой ситуации в двойной конфликт как с федеральным государством, так и с неказачьим (прежде всего русским) населением бывших казачьих областей. Лидерам казаков и северокавказскому полпреду было бы небесполезно обратиться к мнению крупнейшего исследователя социально-политической истории казачества и казачьего права профессора Сергея Сватикова о том, что «казачество не есть явление вечное. Оно вызвано к жизни определенными условиями исторической жизни и исчезнет как таковое, когда эти условия исчезнут». Очевидно, что сейчас говорить о «конце истории» казачества преждевременно, поскольку само его имя притягательно для многих россиян. Но будущее развитие казачества возможно исключительно при опоре на лучшие традиции, выработанные в его среде - демократия, местное самоуправление, уважение к труду и собственности, патриотизм. Однако, все эти традиции должны лишь вписываться в современные социально-экономические, политические, социокультурные реалии, идти вслед за ними, а не впереди них. Настало время отказаться от «возрождения» того, что не прошло проверку временем (казачья сословная обособленность, привилегии, архаичная военная служба) и обозначить границы использования казачьего исторического опыта в современной России.


Источник: http://www.ekhokavkaza.com

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Состояние современного российского казачества | Просмотров: 947 | Добавил: Сталкер | Теги: Терское казачество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6  
Автор либо не помнит,либо не совсем понимает не только политической,но и социальной,не говоря уже об законодательной проблеме казачества.Да приняли законы о казачестве,но "совершенно случайно забыли"что исторически казаки были вооружены за что последних уважали,аесли угодно боялись всеВключая государство.Да Уссурийцы не смогли собрать казачью заставу,но почему бы не собрать заставу объединенных казачьих войск?А ответ один-все опасаються вооружать и объединять казаков и самому государству гораздо выгоднее разногласия в среде казаков нежели их единство.

5  
Это как в том анекдоте, когда с умным видом несут ахинею:"а вот возьмем к примеру, да ладно уж не будем - так вот вам и пожалуйста!"

4  
В общем если рассматривать и дальше эту статью,видно невооружённым глазом много и других не состыковок,или откровенно незнания материала о котором написана статья.А потому считаю её сырой,непродуманной до конца,хотя тема и интересная.

3  
Далее более! автор делает скорополительные выводы:Вместо этого, лидеры «нового казачества» вывесили портреты Ермолова, взяли в руки хоругви и начали вести ксенофобскую пропаганду, не понимая, что это противопоставляет их всему Северному Кавказу. В то время как у них самих ни воли, ни готовности к жертве (какая наблюдалась у чеченских сепаратистов или нынешних исламистов) не наблюдалось.
А что им оставалось делать,смышлённый ты нашь,если в первую очередь наше родное государство связало казакам руки. С одной стороны не разрешало брать никакого оружия в руки,даже холодного,не разрешало организовываться в боевые казачьи отряды,вело уголовное преследование казаков,осуждая их в разжигании меж национальной розни. А с другой стороны ничего не делало по защите как русского населения,так и казацкого народа,от вооружённых нападений чеченских нацианалистов-боевиков. До последнего заигрывая с ними. Ради того,чтобы через Чечню,шли триллионы рублей на запад по фальшивым АВИЗО. Доигрались до того,что вывели свои войска из Чечни,и оставили в Чечне все стратегические склады с оружием и воен. технику. А когда попытались в вести свои войска 131 Майкопскую бригаду,для наведения конституционного порядка,то пол бригады полегло в Грозном, вместе со своим комбригом...... Однако автор делает укор не бездарным руководителям страны, а безоруженым и бесправным казакам по УК,которых массами вырезали те же чеченцы вооружённые до зубов,и не только стрелковым оружием - вот это я и называю провокацией против казаков. И заказным пиарходом против казачества.

2  
Второй перл автора,так же не состоятелен,а именно автор статьи говорит:
Quote
Практически никто из инициаторов «возрождения» казачества почему-то не удосужился дать ответы на вопросы: «А для реализации каких, собственно, задач необходимо возродить ту или иную казачью традицию? Какие потребности современного государства и общества такое возрождение удовлетворяет?» Вот и на Круге в Пятигорске казаки снова воевали с «наследием Якова Свердлова» (с явным намеком на этничность известного большевистского лидера).

Не правильное освещение- многие инициаторы возрождения казачества и говорили и говорят, и расскрывают эти цели и задачи.
Первая задача казачества ,что бы было ясно писателю,-возродить казачий народ. Чтоб казаки и их семья жили на своей земле,могли ростить своих детей,зарабатывать себе на жизнь,жить в своей общине помогая друг другу,и живя своими казачьими законами.
Ведь никто не спрашивает у малых исчезающих народов,для каких целей они возрождаются? им помогает государство просто выжить,создавая адекватные условия. То же самое должно проводиться и для казацкого народа.
А утверждение :Какие потребности современного государства и общества такое возрождение удовлетворяет?,вообще считаю абсурдным Как это возрождение какого либо народа должно удовлетворять ПОТРЕБНОСТЯМ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА? Либо глупость несусветная,либо непонимания казачества что оно есть, либо откровеная провокация против казачьего народа. В общем и здесь автор статьи показал,что он не понимает о чём пишет.

1  
Полностью не согласен с автором этой статьи Сергеем Маркедоновым " Взгляд из Москвы на казачество...." Человек не прочувствовал казачество,не знает его изнутри ,а вот берётся обсуждать и анализировать по казачеству, болтология всё это и пиар заказ.
С первой частью статьи можно согласиться,что за 20 лет казачество медленно возрождается,и далеко не стало той силой о которой все говорят,и от которой ждут конкретных действий. А вот во второй части- причины этого даётся не правильное,искаженное освящение проблематики казачества, и это характерно для описания состояния современного казачества для всех не казаков,не знавших ни уклад жизни казаков,ни чаяния их на возраждение. Автор пишет:
Quote
Главная проблема для «возрожденцев» состояла (и состоит сегодня) в том, что обращение к опыту прошлого, «духовному багажу предков», становится для них самоцелью.
Не правильная трактовка- для казака самоцель- это возрождение в первую очередь жизненого уклада казачьего, развитие казачьей общины со своими казачьими законами и адатами,а опираться казаки в этом должны прибегая к опыту прошлого казачества (духовному багажу предков),без этого не будет казака, а будет общность неизвестно какой формации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]