Воскресенье, 13:14
Главная / Психотип героя

Психотип героя

05.12.2009 15:09
Психотип героя

Казак... При этом слове сразу же возникает образ лихого воина в заломленной фуражке, несущегося в атаку на горячем вороном коне. Такими они и были, русские казаки – лихими и бесстрашными защитниками Православной Веры, Царя и Отечества. Вся история казачества являет собой яркие примеры беззаветного служения и борьбы за Веру, Царя и Отечество на передовых рубежах Русского государства.

Вся жизнь казачества проходила на этих рубежах, в ежедневном ожидании нападения иноверцев и инородцев на пределы Святой Православной Руси. Такая жизнь выработала целый ряд необходимых жизненных правил, с течением времени ставших красивыми и практичными традициями казачества.

Одиннадцать казачьих войск было в прежней России. В горах Кавказа и степях Азии, в уссурийской тайге и на берегах Черного моря берегли казаки покой Святой Руси. В каждом войске бытовали свои, присущие только ему, традиции, но были традиции и общие для всего российского казачества. И связаны были они с главным историческим предназначением казачества – служением Истине.

К сожалению, в ХХ веке традиционный уклад жизни казачества был жестоко нарушен целым рядом смут и социальных потрясений. Но казачество было чуть ли не единственной силой, которая практически единодушно, ни минуты не сомневаясь, встало на борьбу за Веру и Отечество, за свою культуру и свои традиции. И именно поэтому казачество подверглось страшному всеобщему геноциду – не могло зло примириться с тем, что есть еще силы, способные защитить традиционный уклад жизни народа.

Слава Богу, те смутные времена остались в далеком прошлом. Сейчас казачество вновь выходит на историческую арену и постепенно занимает свое историческое место, возвращает себе смысл своего бытия. Порой целенаправленно, но часто и чисто инстинктивно казачье сообщество России возвращает из небытия свои традиции, основывая на них современное бытие. Этот процесс можно только приветствовать. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали свое право на существование.

В условиях роста национального самосознания современное общество все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения. Традиция – понятие многогранное. Она проявляется в детерминирующем действии прошлого на настоящее и будущее. На первый взгляд создается парадоксальная ситуация: прошлое потому и является прошлым, что оно уже существует, но вместе с тем нельзя не признать, что прошлое сохраняется и в настоящем, оказывает определенное влияние на действительность и таким образом живет. Поэтому прошлое следует интерпретировать не как небытие, а, напротив, как особую форму бытия. Традиция и выражает жизнь прошлого в настоящем и будущем. Наличие традиций служит основой объединения людей в то или иное сообщество – экономическое, политическое, научное, религиозное и т. д. Традиция тесно связана со специфическими механизмами социального общения, общественной психологии, идеологии. Следуя обычаям, соблюдая ритуалы, люди тем самым объединяются в определенную общность. Традиции не только обязывают, но и связывают, и эта их сторона не менее важна, чем первая: правилами поведения, способом действий общность связывается и стабилизируется. В традициях выражается общность и, в какой-то мере, классификация членов группы, здесь каждый человек подчиняет себя общности.

Подготовка к подвигу

На знании истоков казачества, его традиций, проверенных и освященных столетиями, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре прежде всего своего народа. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Это выражалось и в почтительном отношении к родной Земле – Святой Руси.

Казаки относились к земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Клятва над землей долгие годы сохранялась в народе: «Пусть прикроет меня Мать – Сыра Земля навеки!», – говорил клянущийся, правой рукой осеняясь крестным знаменем, а в левой держа ком земли. Старые, истово придерживающиеся дедовских заветов люди уверяли, что, если собирать на семи утренних зорьках по горсти земли с семи могил добрых покойников, то эта земля будет спасать собравшего ее от всяких бед-напастей.

Многого стоит горсть родной земли, которую и в наше время берут уезжающие с собой на чужбину. Отношение к земле казака сохранилось в пословицах и поговорках, дошедших до наших дней: «От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду!»; «Мать – Сыра – Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!»; «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!».

Казак с благоговением смотрел на землю, именуя ее святою, родною. Отсюда и отношение: «На родной земле хоть умри, но с нее не сходи!»; «На какой земле родился – там и Богу молись!»

В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика существовали веками установившиеся традиции.

Одной из очень старых традиций казачества, связанной с подготовкой юношей к воинской службе, являлась традиция проведения военных игр. Они регулярно проводились на Южном Урале, отдельные элементы игр еще долгое время сохранялись в станицах. Юноши из двадцати, тридцати и более станиц во главе с атаманами и стариками на лучших конях и с положенным казаку вооружением прибывали в назначенное место. Лагерь разбивался среди долины. Молодые казаки были разделены на отдельные отряды, которые одновременно занимались разными упражнениями. Одни участники игр участвовали в скачках, другие – в стрельбе по мишеням, третьи – демонстрировали умение владеть шашкой и ружьем на полном скаку. Верхом мастерства считалось поднятие какого-либо предмета (на земле стелили бурку и клали на нее плеть, монету или другой предмет), когда конь с седоком стремительно идет вскачь. Устраивались поединки между отдельными казаками, наиболее отважные завязывали настоящий бой нагайками. Молодые казаки показывали свое умение на конях во всем воинском снаряжении переплывать реку. Важно было достичь противоположного берега как можно скорее. По вечерам в дни проведения игр устраивались кулачные бои. Юноши вступали в рукопашную схватку, демонстрируя выносливость, смелость, силу, ловкость, умение постоять за себя и товарищей. На раны и травмы в этих играх внимания не обращали. Победа в кулачных боях ценилась не меньше, чем в других видах соревнований. Итоги военных игр подводил войсковой атаман. Отличившихся проворством, меткостью в стрельбе, умением владеть шашкой, нагайкой и т. д. атаман обязательно награждал лично. Награды были незатейливыми: уздечки, приборы к седлу, оружие и другие вещи. Успехами сыновей очень гордились и их родители, и родственники.

После военных игр, незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей. Получив благословение, казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. Там собирались все, кто уходил на службу. До околицы их с песнями провожала вся деревня. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака.

Возвращающихся со службы молодых людей встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.

Культ семьи

В воспитании девочек таких традиций не было: они менялись в зависимости от понимания казаками роли семьи и женщины в ней. До 13 лет они играли в одни игры с мальчиками, знакомясь с азами военного искусства, в том числе, обучаясь езде на лошади. Оставшееся от игр время они проводили, участвуя в приготовлении пищи и шитье. С годами девушка совершенствовалась в ведении хозяйства. Она должна была уметь шить, выстигать узором одеяло или кафтан, готовить, ухаживать за скотиной и т. д. Для молодой хозяйки считалось престижным освоить все премудрости ведения домашнего хозяйства. Со временем девочек стали отдавать учиться в школу. Каждое воскресенье и в праздники девочки и девушки надевали самое нарядное платье и с бабушками шли к заутрене, к обедне и к вечерне. По вечерам им разрешалось сидеть и гулять на крыльце своего дома, но они обязаны были каждый раз скрываться, если заметят молодого мужчину.

Казачьи семьи всегда по праву считались самыми крепкими и дружными. Сирот, оставшихся без родителей, не бросали на произвол судьбы, а воспитывали всей станицей, помогая маленьким казачатам всем, чем только можно.

Уважение казаков семейной жизни способствовало изменению положения женщины-казачки. В отсутствие мужа, а казак проводил большую часть жизни вне дома, женщина должна была заботиться о благополучии семьи, заниматься хозяйством, быть готовой к защите своего дома от любых посягательств. С годами казачки получали все больше гражданских прав. Уже допускалось присутствие пожилых казачек на собраниях мужчин, им могли и предоставить слово для выступления. Роль женщины в семье особо возросла с развитием земледелия. Длительное отсутствие мужа (действительная служба казака, походы, войны) вынуждали женщину самой вести все хозяйство, воспитывать детей, поддерживать дом. Главой семьи у казаков всегда считался отец. В случае его смерти власть переходила к брату погибшего или старшему сыну. Теперь при смерти главы семьи права его переходили к матери, даже если в доме жил старший сын с семьей.

Культура праздников, укорененная в традиции

Казаки – защитники Православной веры, свято чтили все Православные праздники. После праздничной службы на престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе устраивался общий обед. На него приносили все самое лучшее и вкусное... Существовал и обычай приглашать стариков для угощения. Приглашающий шел по улице без шапки и выговаривал: «Прошу покорно, любящие гости!». Угощали от души.

Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань». Самые смелые казаки окунались в прорубь, показывая тем самым свое бесстрашие и молодецкую удаль.

Особые торжества происходили на масленицу. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Подготовка к ним шла в течение месяца. Молодые люди днями не выходили из конюшен, заботясь о своих скакунах. В праздничные дни мальчики также устраивали скачки наперегонки. В каждом доме салютовали из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушек, если не было у кого-то такой игрушки, взрослые изготавливали им самодельное огнестрельное устройство из трубчатых костей животных.

Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла.

В пасхальных приготовлениях принимали участие все жители станиц. Особое внимание уделялось обрядовой еде – куличам, сырной пасхе и «писанкам» – красиво расписанным натуральным или сделанным из сахара яйцам. В каждой станице во время Пасхи обязательно устраивали качели, играли в горелки, водили хороводы.

Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене. На Троицу девушки надевали венки, сплетенные из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку с целью, определить в какую сторону предстоит выйти замуж.

К осенним праздникам приурочены отдельные обычаи, связанные с окончанием цикла посевных работ и уборкой урожая. До полного созревания лесных плодов запрещалось ходить в лес. И только в назначенный день с песнями все вместе шли в лес для заготовки плодов, ягод, меда.

Как общественный праздник отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы – воинский праздник всего российского казачества. В этот день устраивали скачки, состязания молодых казаков и обязательно организовывали поминальный обед в память обо всех погибших казаках. До праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки управлялись со всеми полевыми работами. После чего обычно начинали играть свадьбы.

Такие нужные нам ценности

Свободолюбивые, вольные казаки любили свою Родину. Необходимо отметить терпимость казачества, в основе своей православного, к сохранению элементов культуры другими народами. В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, казак готов «положить душу свою за други своя». Казак умеет ценить свободу превыше всего и храбро ее защищать.

В суровой жизни казаков всегда находилось время для отдыха. Традиционно свободное время проводили по-разному не только мужчины и женщины, но и люди разных возрастов. Старейшины делами занимались до середины дня. Оставшееся время до вечера они проводили в играх, развлечениях. На майдане устраивались игры в шахматы, шашки. С большим удовольствием старики смотрели борцовские поединки – борьбу двух борцов, тела которых смазывались жиром. Много времени старейшины проводили в беседах. Как правило, во время бесед в серебряных чашах подавали вино и крепкий мед. Гостей подчивали от души. Радость хозяину доставляла похвала о приеме гостей: «Я у него был и вино пил».

Выдающийся ученый-культуролог К. Леви-Стросс отмечает, что «каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане. Национальная традиция создается национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием».

Таким образом, самобытность народной казачьей культуры базируется на духовности, гармоничном сочетании нравственных, духовных, физических и интеллектуальных ценностей.

Передаваемые из поколения в поколение традиции казачества указывают на наличие определенной самобытной системы воспитания, на содержание которой оказывали влияние не только культурные, но такие географические (природная среда), социальные (социальные структуры), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные факторы.

Сегодня казачество возрождается как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни. И уже недалеко то время, когда современное казачество полностью вернет себе осознание смысла своего бытия и дружной ратью одиннадцати войск станет на стражу Православной Веры и Святой Руси.

Сергей Пахмутов

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Сила духа | Просмотров: 938 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3  
Большое спасибо Пахмутову С. за исследование. Материалом пользуюсь при проведении уроков гражданственности и патриотизма со старшими школьниками.

2  
Статье ЛЮБО!!!.

1  
Спасибо за статью!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]