В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. Особое значение приобретает исследование специфики и закономерностей формирования культурно-исторических общностей Российского государства. В полной мере это относится к Казачеству.

Активное возрождение казачьего движения диктует настоятельную необходимость иметь полную и объективную картину эволюции Казачества. В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, в связи с чем чрезвычайно важно обладать знанием механизма его специфической эволюции и исторической судьбы. К анализу массива источников следует подходить с позиций достоверности, чтобы не впасть в крайности и однобокость, часто диктуемые идейно-политическими соображениями периодов смены общественного строя.

Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как  что-то   общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как неписанный закон народа., племени, этноса, рода и т.д. Традиции тогда становятся действующими (т.е. - законом) традициями, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение.">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Традиции казачества (начало статьи)

Традиции казачества (начало статьи)

25.07.2011 14:37
Традиции казачества (начало статьи)

«Определимся в терминах,
и половина человеческих споров исчезнет»


Р. Декарт




Вступление

В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.

По истории казаков написаны без преувеличения тома литературы, но до сих пор ученые практически не обращались к вопросу о том, насколько вообще справедливо объединение различных групп казаков в рамках одной конструкции «казачество»? Возможно ли рассматривать как единый феномен донских казаков эпохи позднего средневековья и уссурийское, забайкальское казачество рубежа двух прошлых столетий, запорожское «лыцарство» и «Игнат-казаков», казаков Московской Руси, относящихся к категории «служилых по прибору» и «воровских казаков» Ивашки Заруцкого, «советских казаков» и участников коллаборационистских частей и соединений? С этой точки зрения весьма актуальным представляется скрупулезная работа по типологизации существовавших и ныне существующих казачьих сообществ, определение общего и особенного в их истории.  Очевидно, что работа по уточнению самого понятия «казачество», а также по его типологизации, еще только начинается. Но очевидно и другое. Без достижения консенсуса о терминах, без четкого понимания, о каком из казачьих обществ ведется разговор в каждом конкретном случае, мы не приблизимся к адекватному пониманию феномена казачества.
Письменных памятников о древностях казачества очень немного, да и те разбросаны по разным, мало изученным, русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве случаев  о том замалчивают.

Многие казаки, знающие заповеди, обычаи, обряды и традиции казачества, с удивлением наблюдали, как в 90-х годах прошедшего столетия на многочисленных Кругах и Сходах казаков от Черного моря до Тихого океана – сидели в помещениях в летнюю 30-ти градусную жару казаки в папахах, обливаясь потом.  Откуда им было знать, что в своих представлениях о традициях они   заблудился он в трех соснах и обычай "казаки шапку не ломают" применил в понимании "казаки шапку не снимают". А пошло все это с того, что представители податных сословий России – крестьянство и мещанство при встрече с дворянином, священником или государственным чиновником обязаны были снять шапку, сломать ее и раскланяться. А казак шапку не ломал ни перед кем, даже с Государем здороваясь кивком головы или словами. Но, конечно же,  казаки всегда снимали головные уборы – в помещениях, храмах, перед образами (иконами), перед знаменами и на молитве. Поэтому на казачьих Кругах нельзя было сидеть в папахах по двум причинам:
1. На каждом Круге на видном месте ставились иконы;
2. В помещениях не принято было сидеть в головных уборах.
Сегодня некоторые атаманы объявляют казаков вне политики. Я бы посоветовал указанным выше господам прочитать Конституцию Российской Федерации, где черным по белому написано о праве всех граждан России на политическую деятельность, как пассивную – избирать своих представителей в органы власти, так и активную – самим выдвигаться в местные и высшие законодательные органы. Вне политики могут быть только умственно отсталые казаки. Дебилам не место в политике, как и тем, кто к этому казаков призывает.

Активное возрождение казачьего движения диктует настоятельную необходимость иметь полную и объективную картину его эволюции. В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, в связи с чем чрезвычайно важно обладать знанием механизма его специфической эволюции и исторической судьбы. К анализу массива источников следует подходить с позиций достоверности, чтобы не впасть в крайности и однобокость, часто диктуемые идейно-политическими соображениями периодов смены общественного строя.

Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е.-законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение.

Безусловно, в настоящее время нужно не только возрождать прежни традиции, но и формировать новые. Однако в этом деле нужен, как говорится, хирургический подход. Для этого необходим трезвый взгляд на свое прошлое и настоящее.  Создать новые казачьи традиции, которые были бы приняты всеми, чрезвычайно трудно. Единомыслия в обществе не бывает – это утопия. Взаимное непонимание бывает искренним, а заблуждение – не всегда злонамеренным. Поэтому нужно вдумываться в значение затёртых до банальности слов и терминов. Иначе разговор о казачьих традициях превращается в пустопорожнюю болтовню, где идёт сплошная подмена понятий и их подтасовка, а пафосность и истеричность произносимых слов не прибавляет убедительности. Поэтому не надо стесняться по несколько раз объяснять и повторять очевидное. Истины всегда банальны, оттого они и зовутся «истинами». О казачестве можно говорить только в контексте времени и истории. Одно дело, вольный казак времён Степана Разина, совсем другое – служилый казак романовской империи. «Советский казак», чудом уцелевший после большевистского геноцида, уже точно другой казак. А нашего современника – того «россиянского казака», который напрочь забыл и свою казачью родословную, и казачьи песни, и дорогу в православный храм, назвать казаком можно лишь с явной натяжкой.

Большевики-интернационалисты, захватив власть в России, во многом преуспели: произошло  перепрограммирование людей в совершенно новую нацию (общность) –  в «советский народ». Почти на целые сто лет Россию захватила другая «религия» — марксистско-ленинский материализм. Свой неистовый воинствующий атеизм советские люди стали считать признаком учености. Постепенно русские люди втянулись в этот коммунистический мрак и стали уже «советскими людьми», слепо верящими, что «материя первична, а сознание вторично».

В наши дни казачество формируется  не только в регионах исторически существовавших до 1917 года казачьих войск, но и в тех российских регионах, где раньше казачьих объединений не было.  Причем три четверти населения России сейчас живет в городах и поселках городского типа, и они уже заняты не в сельском хозяйстве, а в различных отраслях промышленности.

К нам приходит понимание, что для возрождения казачества нужно не только красиво рассуждать о его славном прошлом и «наведении порядка» с использованием нагаек, но и четко представлять себе будущее казаков как этноса и нации. Современные казаки активно берут на себя роль защитников Православной Веры и Отечества, они возвращают себе славное имя – рыцарей  православной церкви, правды и чести и с этим именем снова выходят на страницы казачьей истории.

Терминология казачества

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» - отец, «ман» - мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Августейший Атаман всех Казачьих войск – почтенное звание, присваивавшееся с 1827 года наследнику-цесаревичу до его вступления на престол, или члену царствующей семьи Романовых. Это звание носили великие князья: Александр Николаевич (1827-1855), Николай Александрович (1855-1865), Александр Александрович (1865-1881), Николай Александрович (1881-1894), Георгий Александрович(1894-1899), Михаил Александрович (1899-1904), Алексей Николаевич(1914-1918).

Знамя
– символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана);

Клейноды
– войсковые знаки отличия  (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти  (булавы, палицы, перначи);

ЛАВА – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла;

Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый);

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг;

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память;

Надел – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста;

Намет – казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади;

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней;

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда;

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы;

Пика – холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Размеры пик в казачьих войсках колебались от 3,1 до 3,4 м, вес достигал 2 кг и более. Имела стальной наконечник;

Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства;

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия;

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, - мужчин,- шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.

Казачьи заповеди
  1. Казаком нужно родиться!
  2. Казаком нужно стать!
  3. Казаком нужно быть!
  4. Никогда не гордись казачеством!
  5. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя.
  6. Будь равно добр и открыт со всеми. Помни, по тебе судят о казачестве!
  7. Храни достоинство, но не гордись!
  8. Служи Господу через служение народу своему!
  9. Помни: Душа твоя принадлежит только Богу, Жизнь - народу, Честь - никому!
  10. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!
  11. Помни: воля - не своеволие, лихость - не разбой, а доблесть - не жестокость!
  12. Храбрые - всегда добрые, потому как они сильные!
  13. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив!
  14. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не овладеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
  15. Никогда не воюй со слабейшим! Сразив врага, будь милостив!
  16. Слава тебе - Господи, что мы - казаки!

Казачий Присуд – Богом данная Казакам земля, историческое право владеть землями Старого Поля, власть Казачья на землях Казачьих.

Казачий Присуд - как земля наших предков. Земля, завоеванная Казаками, земля, которую отстаивали Казаки, политая Казачьей кровью, где находились наши родные дома и могилы наших предков. Земля, на которой рождались и жили наши предки, земля за которую они умирали.

Казачий Присуд - как власть. Главенство власти Казачьей, власти избранной Казаками, власти кругов и рад на землях Казачьего Присуда, не старшины Казачьей, не власти от начальства присланного инородцами, и даже не атаманов, а именно и только Кругов и Рад, как представляющих интересы всего Казачества.

Казачий Присуд - как территория. Первыми привязали к конкретной территории этот термин Донцы. Вообще же, право на владение землями подвластными Кругам и Радам. Земли от Днепра до Яика, от Черного моря до Оренбуржья и от Воронежа до Кавказа – Дикое Поле.

Ди́кое по́ле — историческое название не разграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге.
Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, - на просторах Дикого Поля - в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях.Когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно.
Но "Гребенская летопись" упоминает "Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина, зовоми казаци, иже имеху у себя чудотворные иконы в церкваз своих".Речь идёт о значительных казачьих поселениях, где "казаци" уже имели церкви, то есть образованых много лет ранее. Кроме того достоверно, что низовые казаки основывали свои поселения южнее "за Полем" и значително ранее, о которых говорит летопись. Просто до нас не дощли о ранней истории казачества, а первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как иностранными государствами, что говорит о многом - в том числе и о полной автономии казачества.
В отличии от других стран, где огнём и мечём насаждалась чуждая религия и чуждый уклад жизни, казаки, защищая свою свободу, земли и веру, никому не навязывали её насильно, даже при завоевании чужих территорий. Захват и освоение новых земель казаками сопровождались не только военным подавлением, часто даже жестоким, коренного населения, но и привнесением культурного влияния, веротерпимостью и уважительным отношением к обычаям подчинившихся народов. Здесь корни казачьего феномена во всемирной истории.
В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России.

Запорожская сечь - организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь "городки” (укрепления) или "сечи” (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления — Запорожская Сечь — перешло на всю организацию запорожского казачества.
Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва.

Казачество - Отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения.
От глубокой древности и до наших дней, как указывают погребения, жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской
. Эти погребения указывают первоначальное переселение в III–II вв. до Р.Х. из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, внедряясь в жизнь славян-меотидов в результате процессов, которые и археологии принято называть «внедрением сарматов в среду меотов»: «на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, известный истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников.

Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Казарам и Асам Аланам, и царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Персидская география Гудуд ал Алэм, составленная 989 г. Обнаружена среди древностей города Бухара, как рукописная копия, сделанная русским капитаном А.Г. Туманским в 1892 году).

В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о Казахии: "Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие". Основываясь на письменных и археологических памятниках казачьей древности, можно считать Дон, Меотиду (Приазовье) и примыкающие к ним северо-кавказкие равнины той страной, которую когда то называли уже Касакией, Землей Касак, иначе говоря, - колыбелью казачьего рода.

Казачьи историки, и объективные иностранцы на основании изучения исторических данных приходят к одному и тому же выводу: казаки – особый народ, с сильной примесью тюркской крови, они являются коренными обитателями Казакии. Со времен Хозарской империи (вторая половина VII в.) и вплоть до самого конца XIV века (распад Золотой Орды), то есть на протяжении почти 600 лет, постоянно жили на своей земле, сохраняя свое национальное лицо, народный быт, хозяйственную структуру, христианскую религию.

С присоединением Земли Донских Казаков к России, там установлены общеимперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или продвинувшись в статской службе до чина IX класса (титулярный советник), или будучи награжден орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство казак приобретал дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе.

Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянского народа, занимающего часть России.

Казак - взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа); Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – Взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности.
 
•    до 1917 г. представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ;
•    представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года;
•    рядовой казачьих войск;
•    член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения);
•    вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе);
•    в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «козак».

Внешне, казак конечно может не проявлять такта и этической сдержанности в своем естественном и раскрепощенном поведении, и даже выглядеть, некоторым образом –вызывающе: высокомерно и по-хозяйски свободно. Но при этом он по-доброму весел и открыт. И таким своим поведением, он не причиняет никому никаких неудобств или смущения. Напротив, он сразу располагает к безудержному общению и доверительному отношению к себе. Но а, безобидная его такая надменность, это только форма, за которой скрывается совершенно необыкновенная красота его души. Как известно, из многих высказываний: «Высокомерие дончаков и повелительный тон, так цеж признак породы». Гордая осанка вовсе не означает греховную горделивость души, которая как мы знаем, есть суть любого зла. Прямые плечи, при выдающейся вперед  грудной клетки это дар природы от верховой езды и осознания своих побед над естеством личных слабостей.
У казаков не мало грехов, как и у любого другого человека, но вот гордыни нет и быть не может, по причине их  глубоко и естественно укорененной веры, а так же тяжелейшей военной тренировки с самого раннего возраста и великого в последующем, ратного труда, которые выравнивают любые шероховатости всякой чадушной и малоподвижной гордыни. А вот что есть, так это - широкая и распахнутая душа, которая ветвями своими плодоносными выходит наружу и этого нельзя не увидеть. Это подтверждает вся их сущность, своими благими делами и поступками чести, а также острым чувством справедливости, заступничеством за обижаемого и духом, Богом дарованной, свободы. А то, что касается часто проявляющейся строгости, так это совсем не есть зло преисподней. Наоборот, это есть добро и зоркость обращенная на мир, что по словам апостола – « во зле лежит». Это совершенно нормальная реакция православного христианина на окружающую его действительность. Дабы сохранить душу свою и души своих детей, близких, а также друзей- братьев и сестер во Христе Иисусе. Строгость во всем – это как раз и есть сконцентрированность  души на созерцании Бога и исполнении в своей жизни Его заповеданного нам Закона. Зло же, напротив зиждется в невежестве, в отсутствии такого рода строгости, то есть нерадении и рассеянности сознания и расслабленности духа.

Казачка – взрослая (с 18 лет) представительница казачьего этноса женского пола; до 18 лет – девица, до 7 лет – «мала»;

•    девица, выросшая или воспитанная в казачьей семье, после 18 лет;
•    жена казака вне зависимости от племенного и этнического происхождения. В малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «жинка» ;

Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге

Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных:

•    Казачьим Присудом (территорией, войсковым Кругом, Радой);
•    общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой.

Корни казачьих племен (казачьего этноса) –  скифские (алано-готские) . Скифские племена издавна (до новой эры) существовали на благодатных землях Приазовья и северного Причерноморья.  Со времен Киевской Руси (с ХI века) земли Приазовья и Причерноморья начали мощно усиливаться славянством. Азовская Русь (княжество Тмутаракань) стала одной из провинций Киевской Руси, то есть входила в состав  «Всея Русь».

В годы владычества Золотой Орды  (XIII – XV века) к казачьим племенам стала активно подмешиваться татарская кровь (булгарская, огузско-печенегская, горская, ногайская и пр.).    

Начиная с XVI века, то есть со времен царя Ивана Грозного и даже немного ранее, казачьи племена  существенно «ославянились» по численности. В казачество  пошел славянский поток  великоросской, поморской, малоросской и польской крови. Славяне, которые устремились на земли Казачьего Присуда, стали интенсивно «оказачиваться», то есть приобретали и укрепляли в себе дух вольнолюбия и свободы. Слияние природных казаков со славянской и татарской и «прививкой»  дало тот чрезвычайно крепкий сплав, который называют «русскими казаками».  

Термин «этнос» в России долгое время вообще не существовал и никакого смысла не нёс. В ходу были такие понятии как «племена» и «народности».  По современному смыслу «этнос» – это группа однородных племен, этническое сообщество.

Казачье сословие. Начиная с петровских времен 18-го века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн - с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. С 1909 года было отменено обязательное православие для казачества. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи. Попытки возродить казачью сословность в РФ после 1991 г. на основе привлечения казаков к государственной службе не состоялись.

Казачьи войска: С 18 века территориальное обозначение 11-ти казачьих Областей (Войск) - Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В настоящее время дань традициям в обозначении этнических и общественных казачьих объединений;
до 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) - основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий.

Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока.
В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.
В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой.
В 1697—1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661—1711) исследовал Камчатку.

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжсие, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.:
территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов.
принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из 11 казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское).

Казаки ордынские – казаки, служившие в 13-16 вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (14 век) могли быть православными, то есть «русскими».

Казаки реестровые: в 14-17 вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (17-18 вв.) на службе московскому царю (слободские казаки);
в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию.

Казачий говор (язык) – за две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского  корня.  По Овидию («Понтийские летописи»)  скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях. Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным  «антикумом».

После того,  как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского  «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского)  православия.

При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги»  (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский. Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени. Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком. Общая территория проживания и, конечно же,  язык общения племен сформировал  устойчивый русскоязычный казачий этнос.

В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка.

Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы. Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов.

Помимо родного языка другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке.  Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди , и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их  играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло.

Казачья семья:

•    Одинокие казаки и казачки: неженатые казаки, незамужние казачки, вдовые, а также казаки и казачки, живущие отдельно от своих детей
•    Казачья семья – малая: бездетная семья или казак-муж и казачка-жена, живущие отдельно от детей;
•    Казачья семья - полная: казак-отец, казачка-мать, их родные и приемные казачата-сыновья и девчата-дочери.
•    Казачья семья – курень: совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери, их невестки и зятья (примаки), взрослые и малолетние сыновья и дочери.

казачья община: - территориальное объединение казаков, образуемое в местах их проживания с целью организации казачьего самоуправления, сохранения и развития традиционных быта, хозяйствования, культуры, землевладения и землепользования.
Община образуется вокруг конкретной церкви (храма) и составляет ее приход;

Казачий курень – Жилище казаков – это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово «курень» связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку «круг» по-монгольски – «курень», то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем.

Основная (первичная) ячейка этнического объединения – казачьей станицы . Объединяет около 10 казачьих семей и одиноких казаков (казачек). Минимальный состав – 3 семьи, максимальное – 15-20 семей; Общее собрание куреня – собор, так как все решения относительно общей жизни куреня должны приниматься согласовано и единогласно, то есть соборно. Куренной собор собирается не реже 1-го раза в месяц. Собор выбирает из своих рядов куренного атамана (руководителя), гласного (старейшину), уставщика (связного с храмом) и мамуку (матрону – старейшину из казачек куреня). Куренной атаман представляет собору на утверждение кандидатуру товарища атамана (куренного есаула), он же казначей и писарь куреня. Собор устанавливает минимальный размер ежемесячного взноса от каждой семьи, кроме этого принимаются добровольные пожертвования в казну куреня и станицы.

Воинский отряд (полк) у запорожских казаков.

Казачий хутор – казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители "десятидворные" и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма;

Казачья станица
административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.

Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благословляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде,а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки.

В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куреных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики.

Казачий  Круг - традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские.
Круги решают все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ являются собранием полноправных представителей. Низшим Кругом (Сходом) является станичный и хуторской. Их решения может  пересмотреть или приостановить Круг более высокого порядка - отдельский  или Войсковой.

По своему предназначению и решаемым вопросам Круги могут быть очередными, внеочередными и учредительскими.

Валовый Круг является Кругом представителей казачьих обществ государства.

На Круге собираются казаки - полноправные члены казачьего объединения (хутора, станицы, отдела, Войска) или их представители (выборные) в количестве, установленном Уставом этого объединения, а также определенном в приказе Атамана казачьего общества количестве (не менее 2/3 членов или  выборных в соотношении к общему числу членов).

На Круге могут присутствовать малолетки - казаки, женщины - казачки (по специальным приглашениям), а также гости (по специальным приглашениям). Малолетки - казаки могут присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником. Возраст полноправного казака, малолетки или казачонка, как и возраст старика, кандидата в Атаманы определяется Уставами казачьих обществ.

Казаки обязаны быть на Круге в казачьей форме одежды, установленной в Войске. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда. В помещении (клуб, кинозал, конференц-зал и т. д.) на сцене устанавливается стол, за которым сидит Атаман, писарь и члены  Правления, а также с  разрешения Круга могут размещаться почетные гости. Справа от стола, под углом к нему, размещается священник и  аналой с крестом и Евангелием.  Позади стола располагается знаменный  караул со знаменем казачьего общества, и находятся прочие реликвии и святыни казачьего общества. Слева от Атамана, под углом, напротив аналоя, располагаются  старики. Посередине зала, перед сценой, на подставке устанавливается икона.

Накануне, перед проведением Круга  проводиться Совет Атаманов казачьего общества, на котором, кроме иных вопросов, рассматриваются вопросы, выносимые на решение Круга, а также предлагается дежурный Есаулец и Приставы, уточняется состав мандатной комиссии, их количество, другие органы Круга (редакционная комиссия, Писарь и т. п.).

Круг казачьего общества ведет дежурный Есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается авторитетный казак, лучше других знающий казачьи обычаи по ведению Кругов и умеющий наводить порядок и тишину. Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости, может применить.

Есаульцу подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов. Число приставов предлагается дежурным Есаульцем и утверждается Кругом. Приставы не допускают на круг посторонних.

Круг начинается возгласом дежурного Есаульца: «Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа». После чего Есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения круга и о своих полномочиях. «Все ли казаки на Круге?» - спрашивает Есаулец председателя мандатной комиссии. Председатель мандатной комиссии докладывает о количестве и полномочиях казаков на Круге и зачитывает протокол мандатной комиссии. Если имеется кворум, то Есаулец объявляет: «Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места». Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник. В последнюю очередь, по приглашению Есаульца занимают места члены  правления, или, если Атаман не выбран, члены организационного комитета. После чего Есаулец командует: «Приветствие Атаману!» Казаки встают и приветствуют Атамана, не снимая головных уборов. Остается сидеть только священник, с которым Атаман здоровается первым (если они не виделись прежде) и может подойти под благословение. Затем Атаман приветствует поклоном стариков и казаков Круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком. Атаман выслушивает доклад Есаульца о числе участников Круга и принимает решение: правомочен Круг или нет: «Так ли господа старики? Так ли честное казачество?» В случае утвердительных ответов приказывает внести Знамя. Есаулец командует: «Встать! Под Знамя смирно. Знамя внести!» Казаки, старики, члены  правления и священник стоя приветствуют Знамя. Офицерский состав прикладывает руку к головному убору. Начальник караула со знаменщиком и ассистентами вносят Знамя. Оркестр играет марш. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды. Далее Есаулец командует: «Шапки долой! На молитву!» Священник читает молитву. После молитвы участники Круга могут исполнять Гимн государства, а затем иной Гимн, принятый в Войске. После команды: «Кройсь! Садись» Круг начинает свою работу. Дежурный Есаулец следит за регламентом и порядком выступлений, подает на стол правления записки из зала, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе Круга Есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух. При принятии решений Атаман обязан уточнить, за что будут голосовать, правильно ли поставлен вопрос: «Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?» Перед голосованием уточняется формулировка вопроса, как она будет записана в протоколе. Производится голосование. Пристава ведут подсчет голосов и докладывают Есаульцу. После этого решение Круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего Круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на Сходах и иных собраниях казаков. По окончанию работы Круга, писарь, ведший протокол, по приказу Есаульца или Атамана читает его вслух. Круг уточняет записанный текст. Есаулец спрашивает: «Так ли записано, господа старики? Так ли записано, честная станица?» Под протоколом расписывается Атаман, писарь и дежурный Есаулец. После чего Круг свою работу заканчивает. Есаулец командует: «Встать на молитву, шапки долой!» Священник читает молитву (может также обратиться к казакам с речью), по завершению которой Круг произносит вслух: «Аминь», и далее о вопросах, обсуждаемых на Круге, не может быть публичных разговоров. Есаулец командует: «Встать! Под Знамя смирно. Знамя вынести!» До выноса знамени, реликвий и выхода сначала священника, а затем стариков, Атамана и членов правления никто не покидает Круг. Есаулец командует: «Разойдись!» и убирает нагайку. Казаки выходят из зала, Круга.

Выполнение решений Круга в повседневной деятельности организует Атаман посредством правления и штаба и других органов управления. Все решения Атаман проводит своими приказами и распоряжениями.

Состав Совета Стариков, их число определяется решениями Круга казачьего общества, в соответствии со своим Уставом. Совет Стариков - является независимой частью Круга и обладает правом «вето» - полным или частичным на решения Круга. Совет Стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета Стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и  правления наравне со всеми казаками.

Священник обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали. Если священник встал - все обязаны замолчать! Если священник встал и покинул Круг, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета Стариков, считаются недействительными. Круг, хотя и может продолжить спор, считается остановленным. По установлению на Круге тишины и порядка, Есаулец, сняв шапку, приглашает священника обратно словами: «Батюшка (или отец имярек), простите казаков!» Вернувшегося священника встречают стоя и без шапок. Священник вправе усовестить казаков, напомнить им о христианских заповедях. Однако правом голоса на Круге священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Круга (экономические, хозяйственные и пр.) не вмешивается. Священник может выступить с просьбой на Круге через Атамана или Совет Стариков, которые предоставляют ему слово в общем порядке и в этом случае, пользуясь всем надлежащим его сану уважением, он, однако, выступает наравне со всеми.

Всякий выступающий на Круге, выходя на середину или на сцену (к трибуне), отвешивает поклон Аналою и священнику, старикам, Атаману и всему собранию. Закончив выступление, надевает шапку. Если шапка не надета, это означает, что выступающий казак не все сказал. Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступление не по делу) словами: «Кройсь...» и проводить на место. В случае сопротивления может применить силу, призвав приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен из Круга и по его решению наказан.
Казаки должны вести себя на Круге пристойно, не нарушать дисциплину, кричать и т. п. В случае одобрения речи выступающих одобрять словами: «Любо!», в противном случае: «Не любо!»
Казаки в состоянии алкогольного опьянения на Круг не допускаются и подлежат строгому наказанию, вплоть до исключения из состава казачьего общества.

Совет стариков - членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные этнические казаки в возрасте 50 и более лет, знающие и соблюдающие традиции, и обычаи Российского Казачества.

Совет стариков проводит работу по восстановлению, развитию и сохранению традиций, культуры и образа жизни казаков, воспитывает казачью молодёжь.

Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками. Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом.

Порядок верстания в казаки – принятие в казаки является правовым актом казачьего Схода (Круга) общины (хутора, станицы, землячества), наделяющим принимаемого казака правами и обязанностями.
Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком на три месяца.

За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока:
  • обычаи и традиции казачества;
  • особенности культуры и быта казаков;
  • основы православного вероисповедания;
  • Кодекс чести казака;
  • права и обязанности члена казачьей общины.
После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления.
После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины.
Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству.

Казачьи этнические ассоциации:

В международных пактах о правах человека под терминами "народ" или "нация" в процессах, связанных с реализацией права на национальное самоопределение, подразумеваются этнические общности в составе суверенных государств, обладающие общим языком и культурой, территорией и хозяйственными ресурсами, а также стремлением к образованию своих национально-культурных, национально-территориальных образований в составе единого государства.

Право на национальное самоопределение – один из общепризнанных принципов международного права. Коллективное право этнической общности, возникает только из совокупности персонального (индивидуального) добровольного волеизъявления отдельных граждан, осознавших свою принадлежность к данной этнической общности и необходимость объединения с другими ее представителями.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации реализация права на национальное самоопределение отдельных этнических общностей, составляющих ее многонациональное население, осуществляется:
  • предоставлением права создания национально-территориальных образований  этническим общностям в местах их традиционного и компактного проживания (территориальная система);
  • предоставлением права на создание национально-культурных автономий представителям этнических общностей, проживающим разрозненно и находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующих административных территориях.
Казачий юрт - В старину у Татар косное владение одного улуса; участок земли или целая область вместе с принадлежащими к ним водами, состоявшие в наследственном и безраздельном владении улусного общества. У Казаков КЗ. — земельное владение станичного общества. Границы Ю. с древних времен утверждались Войсковыми Кругами. После того, как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, они обращались в Главную Войску за разрешением "обысканный юрт занять". После расследования, не будет ли от этого другим станицам "утеснения" им разрешалось "Юрт занять и собрав станицу городок устроить и жить, как и иные наши городки". Одновременно с этим им выдавалась "заимочная грамота". С начала XVIII в., при основании городка станица должна была произвести "развод рубежей" и точно определить границы с соседними казачьими поселениями. После этого она получала "разводную грамоту", которая служила документом, определявшим право станицы на ее Юрт.

Казачий округ
– объединение 3-х и более казачьих юртов для совместной культурной и хозяйственной деятельности.

Казачья область (войско)
– объединение 3-х и более казачьих округов.

Казачья автономия:
казачья национально-культурная автономия создается на основе казачьих этнических ассоциаций (юртов, округов, областей (войска);
казачья территориальная автономия может быть создана для районов компактного проживания казачьего этноса, где казаки составляют большинство населения. Пример, Ростовская область, где по переписи населения казаки составляют около 60% населения. Образование казачьей территориальной автономии требует внесения изменений в конституцию РФ;
казачья республика – радикальные требования казачьих националистов об образовании самостоятельного государства-республики «Казакия».

Общественные казачьи объединения (некоммерческие юридические лица):
культурно-исторические – клубы, ансамбли, общества, развивающие культурные основы казачьего этноса. Предполагает индивидуальное членство взрослых мужчин и женщин;
общественно-политические – движения, союзы, фронты, партии, отстаивающие интересы казачьего народа .

Хозяйственные казачьи объединения (коммерческие юридические лица):
негосударственные предприятия, корпорации, общества, банки и пр., учрежденные отдельными казаками, казачьими станицами или юртами;
артели (коши) – предприятия, где, в основном, работают казаки без найма (на договорных паях) при выборном руководителе (кошевом атамане)

Казачья система землепользования


Вся казачья земля считалась войсковой (общественной), частной собственности на землю не существовало. Большой Войсковой Круг утверждал деление войсковых земель на округа, округ распределял земли для станичных юртов. Земля казакам выделялась по количеству душ в семье и за семьёй закреплялась. Имея свой «земельный пай» казак мог работать на земле, передавать её по наследству, отдавать родственникам или соседям на время, но не мог её продать. Земля являлась собственность станицы, хотя внутри её допускались перераспределения паёв (сенокосы) с учётом её продуктивности. Для образования отдельного хутора станица выделяла для этого землю.

В каждом станичном юрте имелся «войсковой запас» свободной земли. Свободная земля использовалась для общественных нужд (пастбищ). Казакам выделялись делянки кустарников и лесов для заготовки дров. Часть земли выделялась иногородним на правах аренды – за плату.

Сами казаки всегда считали, что земля казакам никогда не была пожалована государями, а владели они ею по праву, уплатив за неё в своё время казачьей кровью своих предков.

Бытовые, боевые, культурные и православные традиции казачества

Принятый в 1991 г. Закон о реабилитации репрессированных народов, а также Указ Президента РФ о реализации данного закона в отношении казачества заложили основу законодательной базы для развития казачества как особой этнической и социальной группы, сохранения и воспроизводства казачьей культуры. Параллельно с развитием мероприятий по возрождению казачества  происходило формирование и развитие казачьих обществ. В 1995 г. с выходом Указа Президента РФ за казачьими обществами, включенными в государственный реестр, была законодательно закреплена функция несения государственной и иной службы. В 2005 г., после принятия Закона о государственной службе российского казачества, это направление процесса казачьего возрождения становится приоритетным для государственной политики и казачьих обществ. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, которая представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов и муниципальных образований в отношении казачества на территории Российской Федерации. Казачьи общины и реестровые войсковые общества – это две основные формы развития казачества. Их цель одна – служение своему Отечеству.



Обсуждение - ЗДЕСЬ
Автор: Никитин Валерий Федорович E-mail

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Опыт наших отцов и дедов | Просмотров: 21191 | Добавил: Сталкер | Теги: Валерий Никитин, казачество, казачьи традиции, казачья станица, казачонок, присуд, казачка, ВБКВ, Казак, казачий хутор | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 2
ЛАМПАС - возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6,6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям. У терских казаков вместо лампаса кант - 1 -1.5 см. шириной.

Правильнее было бы написать автор Алмазов, корректор Никитин.

Имя *:
Email *:
Код *: