Главная / Оставаясь всегда и везде казаком…

Оставаясь всегда и везде казаком…

09.12.2009 12:19
Оставаясь всегда и везде казаком…

Весь потёртый и совсем не модный

Ваш мундир, что с кожей сросся вдрызг.

Над Россией стон стоял народный,

Вы меняли Родину на жизнь.

Уплывала, таяла Россия

Памятью и болью становясь,

Ах, какие белые на синем

Чайки, плача, провожали вас.

 

 

Встреча российских казаков и тех исконно русских, кто против своей воли был вынужден покинуть Россию

 

В Санкт-Петербург, по приглашению Кадетского сообщества, 9 сентября прибыл Председатель Совета Старейшин казаков Америки и Канады Виктор Федорович Бандурка со своей супругой.

 

Вопреки геноциду

В Гарнизонном доме офицеров, на Литейном проспекте с 10 по 14 сентября состоится Всероссийский съезд кадетов, на который и был приглашён Виктор Фёдорович.

С началом процесса возрождения казачества в России стали открываться многие, ранее закрытые, исторические документы и факты, иногда даже шокирующие читателей и слушателей. И казачество предстало в последние годы пред всеобщим взором в совершенно другом свете. Мы сейчас пытаемся осмыслить трагедию, которая произошла в России во времена Гражданской, Отечественной и других войн прошедшего столетия.

Представив себя на месте казаков перешедших на сторону красных и так же на месте тех, кто сражался с коммунистическим режимом на стороне белых, поняв мотивы их поступков, мы более глубоко ощущаем трагедию этого народа, который фактически был специально стравлен, с целью его уничтожения.

Казачество могло помешать завладеть властью и страной тем, кто многие годы мечтал об этом. Казаков было фактически сложно победить в бою. Народ, который готовил своих мужчин с раннего детства к войнам, обучая их приемам ведения боя, которыми владели только казаки, неоднократно доказывал это всему миру. Потому и был разработан такой план организаторами революции и прошедших войн. План по уничтожению казаков казаками.

В связи с этими событиями, разбросало наших казаков по всему свету, но никогда и никто из них не забывал Россию. Не переставали они надеяться на возвращение на родную землю, если не жить, то хотя бы взглянуть ещё раз на места захоронений своих предков.

Да и многие казаки, которые в те далёкие времена перешли на сторону Красной армии, в последствии пострадали сами, что ещё больше сблизило их с теми, кто сражался против них на полях сражений, о которых и вспоминать даже не хочется.

И вот пришло время, когда казаки, эмигрировавшие из России, стали приезжать на родину, встречаться и брататься с казаками России, которые чудом уцелели и сохранили память о своих корнях. У них общие предки. У них одна общая родина. И есть о чём поговорить друг с другом.

 

Пристрелить не поднялась рука…

Вот и эта встреча, с представителем от казаков-эмигрантов была интересной. За свои годы Виктор Фёдорович повидал многое и как самый старший из казаков Американской и Канадской эмиграции, был выбран Председателем Совета Старейшин. Рассказы о жизни казаков и всех русских в эмиграции приковали внимание всех слушателей. Бывшие кадеты и присутствующие гости с не скрываемым интересом и вниманием слушали рассказы старого казака.

Гражданская война застала кубанского казака Фёдора Бандурка, когда он учился в Петербурге в военной академии. На крыше поезда, сбежав из революционного Петербурга на юг, он примкнул к казачьим частям 1-го кубанского полка под командованием генерала полковника Саламахи, дивизионным командиром которого был генерал Шкуро. Эти части прикрывали отступление Корниловских, Алексеевских белых войск, которые сели на пароходы и покинули Россию, а казаков бросили, как рассказывает Виктор Фёдорович. После чего казаки раздобыли где-то баржу, погрузились и тоже отчалили, а оставленные ими на берегу кони, прыгнули в воду и поплыли за баржей. По словам Виктора Фёдоровича, сотни три казаков не смогли вынести этого зрелища и, спрыгнув с баржи, вплавь вернулись к своим коням и к берегу России. Там их ждали красные и многих ещё в воде расстреливали. Кому-то видимо из казаков чудом удалось избежать этой участи, с помощью своих верных друзей, коней. Я вспомнила рассказ своего дедушки, он был из тех, кто совершил этот поступок и остался в живых.

Из тех, кто эмигрировал, многие были женаты и оставили своих жён и детей на родине, но отец Виктора Фёдоровича не был женат. Поэтому, когда он поселился со всеми казаками в Сербии, через некоторое время он женился на сербке. И как полагается казаку, взял в жёны девицу из знатного, королевского рода. Бабушка его жены была сестрой матери короля Сербии Александра.

Казаки жили вначале в шатрах и палатках, надеясь, что скоро вернутся обратно на родину, но шли месяцы, а потом и годы и от них стали приходить домой письма, где говорилось о том, чтобы их больше не ждали и устраивали свою жизнь без них - и оставленные ими жёны, и другие родные. Казаки начинали обустраиваться за границей, строить в чужой для них стране православные храмы. По словам Виктора Фёдоровича, большинство православных храмов за рубежом, были выстроены казаками.

Виктор Бандурка воспитывался в семье по казачьим обычаям. Уже с шести лет отправлен был на обучение в другой город, где он познакомился с Александрой Аркадьевной Боголюбовой, которая окончила Смольный институт и прекрасно говорила на многих языках. Она давала ему уроки немецкого языка. Русский язык всегда оставался главным в их семье. И дома казаки всегда разговаривали и сейчас разговаривают, только на русском языке. Даже жена Виктора Фёдоровича, чистокровная американка, вынуждена была выучить русский язык и теперь прекрасно общается на этом, ставшем для неё уже родным, языке. Все его дети, две дочки - Елена и Нина, и сын Олег, общаются дома на русском языке, хоть и родились и выросли уже в Америке.

 

Казачий голос в Америке

С детства, как и у многих казаков, у Виктора Фёдоровича обнаружился прекрасный голос и талант к пению, потому он и попал в знаменитый казачий хор, о котором слышали многие, и который многие годы славился за рубежом - хор Сергея Жарова.

История хора – это жизнь и история казаков в эмиграции. В самые тяжёлые годы создавался хор в военном лагере Чилингир под Константинополем в Турции в 1921 году, где казаки умирали от истощения и болезней, как написали в одной из статей в Интернете, «казаки, умирая, молились и пели».

По приказу начальника дивизии собрали лучших певцов всех полковых хоров в один хор, который должен был своим участием в богослужениях содействовать поднятию угнетённого духа войск. И когда 19 декабря 1921 года, хор Донских Казаков под управлением Сергея Жарова пропел свой первый молебен на празднике Святого Николая Чудотворца, жизнь казаков изгнанников стала немного легче. По разрешению Болгарского Царя Бориса, хористы прибыли в Софию, где пели в соборе Святого Князя Александра Невского. Ставший в последствии легендарным, хор Сергея Жарова объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках, пел перед королями, императорами и президентами, и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом.

Высокую оценку исполнительскому мастерству хора давали не только русские эмигранты, для которых чудесное пение хора служило напоминанием о безвозвратно потерянной родине, и было отдушиной в их нелегкой жизни, но и маститые музыкальные критики, и корифеи хорового искусства. Выдающийся русский композитор С.В.Рахманинов очень любил хор и неоднократно поддерживал Жарова в его новаторских аранжировках и неожиданных прочтениях известных произведений. Ф.И.Шаляпин, будучи сам великолепным знатоком и исполнителем русской песни, отдавал должное певческому мастерству казаков. Специально для хора делали аранжировки и писали произведения такие корифеи музыкального искусства, как К.Н.Шведов и А.Т.Гречанинов и другие известные композиторы.

Вот в этом знаменитом хоре и пел наш гость Виктор Фёдорович Бандурка. Но Виктор Фёдорович не только обладатель прекрасного голоса, но и казак по крови и своему положению. В Америке казаки живут в семи станицах, соблюдая свои обычаи и обряды. Собираясь, как и принято казакам, на казачий Круг, решают разного рода вопросы своим казачьим способом. Виктор Фёдорович Бандурка является там Председателем Совета Старейшин казаков Америки и Канады.

Слава Богу, что настало время, когда казаки эмиграции стали приезжать на Родину. Для нас, казаков, выживших и сохранивших свои традиции здесь на родине, очень важное имеет значение такой поступок со стороны тех, кого вынудили в своё время покинуть родные края и своих родных и близких. Я не стану сейчас поднимать этот вопрос, почему и как это случилось. Но им, пережившим такую потерю, нелегко было забыть обиду.  И сейчас приезд Виктора Фёдоровича в Санкт-Петербург, радует казаков. Их встреча была незабываемой.

 

Галина Андросова-Бойко, Санкт-Петербург

 


Источник: http://kazkurer.kz/other/89-2009-12-09-09-18-19.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Состояние современного российского казачества | Просмотров: 840 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]