Воскресенье, 11:07
Главная / Праздник Флора и Лавра. Праздник конников и кавалерии.

Праздник Флора и Лавра. Праздник конников и кавалерии.

07.12.2009 06:44
Праздник Флора и Лавра. Праздник конников и кавалерии.
Праздник Флора и Лавра. Праздник конников и кавалерии.
Святые покровители кавалеристов.




А вы знаете,что день 18 августа(по новому стилю 31августа) на Руси издавна называли "лошадиным праздником" и отмечали с большой торжественностью? В этот день лошадей освобождали от всякой работы. Крестьяне(а в городах - кучера и конюхи) купали коней в реках и озерах, вплетали в расчесанные гривы и хвосты ленточки и куски тканей самых ярких цветов,наряжали в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами.Затем животных приводили к церквам, где совершались торжественные молебны,а после молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой.
Дело в том, что 18(31)августа православная церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра,издавна почитавшихся на Руси как покровители домашних животных,особенно лошадей.
Прежде святые Флор и Лавр были известны всем,их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе и память об этих святых покровителях.

Христиане - близнецы Флор и Лавр - были каменотесами в Византии во II - III веках нашей эры. Однажды языческий правитель Иллирии(ныне Югославия) велел им построить храм. Храм они построили, но христианский. К тому же обратили множество людей в свою веру. За это они были сброшены в пересохший колодец, из которого через много лет пастухи напоили своих лошадей, и те исцелились.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV веку.
Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

В едином золотом пространстве (фон на иконах с этим сюжетом всегда золотой или охристо-золотой) изображены Архангел Михаил в рост, лицом к молящимся; а по сторонам, вполоборота к нему — святые мученики Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Под ними изображены скачущие на конях пастухи — святые мученики Cпевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие к водопою табун лошадей различных мастей.

В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, — земледелию, скотоводству, ремеслам.

Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.

На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле.

Сегодня, с возрождением в России православной культуры и одновременно развитием коневодства, возрождается и забытый в советское время праздник святых мучеников Флора и Лавра - крестьянский "лошадиный праздник".

Святые мученики Флоре и Лавре, молите Бога о нас!





Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

В начале девяностых годов прошлого века почти одновременно на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый — храм на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй — на расстояние одного «ямского гона»— в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции в Кашире также находится храм в честь святых братьев (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена.
Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV — XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников — двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.

Русское войско шло к месту сбора — Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.

Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Вадник-воин — очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении — по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).

Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.

Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Казаки на защите православной веры | Просмотров: 2466 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]