Главная / Военная педагогика на Запорожской Сечи

Военная педагогика на Запорожской Сечи

07.12.2009 07:08
Военная педагогика на Запорожской Сечи



В украинской исторической науке военная педагогика и боевая и физическая подготовка остаются белым пятном. В течение последних веков ряд очевидцев исторических событий и исследователи прошлого по данному вопросу оставили лишь отдельные загадки. Потому среди читательской общественности так и не сформировалось четкое воображение о том, как именно проходила в Запорожском войске боевая и физическая подготовка молодежи, и какие были характерные черты казацкой педагогики.

В жизни запорожского общества военная казацкая педагогика, а также, боевая и физическая подготовка, занимали отдельное место.

Казаки, которые пришли на Запорожскую Сечь в молодом возрасте, до зачисления в курени попадали на учебу к опытным казакам и старшинам. Таких ребят называли юнцами. Они были джурами – то есть прислужниками – ординарцами. К моменту зачисления в казацкий стан юноши должны были находиться на Запорожье не менее 10 лет. В течение этого срока, во время службы по охране границ, юнцы приобретали необходимый военный опыт.

Анализ источников и научной литературы по истории Запорожского казачества наводит на то, что на Сечи существовал культ физического совершенства. Как свидетельствуют летописи, физически и морально слабого казака общество никогда не избирало в старшины. Иностранцы, которые бывали на Запорожье в XVI-XVIII в., в своих воспоминаниях отмечали силу казаков и то, что умирают они в глубокой старости. Так, 22 июня 1737 года во время Очаковского похода на 77 году жизни умер кошевой атаман Малашевич, но не от старости, а от солнечного удара – "проболев несколько дней лихорадкой”. Последнему кошевому атаману Петру Калнишевскому на момент окончания российской - турецкой войны 1768-1774 годов, исполнилось 84 года. Но, несмотря на преклонный возраст, он лично возглавлял походы Запорожского войска. Умер Калнишевский в Соловецком монастыре в ссылке, когда ему исполнилось 113 лет. Военный старшина Иван Бурнос, будучи "в преклонном возрасте”, возглавляя Запорожскую команду в 1774 году, лично принимал участие в боях с врагом и гарцевал на своем жеребце перед обществом.

На Сечи запорожские деды, которые доживали свой век при куренях, пользовались неопровержимым авторитетом и играли значительную роль как в воспитании молодежи, так и в политической жизни Запорожья. Они ревностно оберегали старые военные традиции и неизменность неписаных законов. Положение дедов на Сечи приравнивалось к военным старшинам и куренным атаманам. Кошевой вынужден был считаться с дедами, поскольку за последними всегда шло казацкое общество. Ни одно решение Кошевого, не одобренное дедами, не могло быть воплощено в жизнь. Таким образом, авторитет старых казаков был стержнем обычного права и военной педагогики Запорожской Сечи.

В Сечевой педагогике главный акцент ставился на неписаные законы, которые составляли кодексы рыцарской чести и победы. Воспитана на основе данных законов, молодежь была высокодуховной, что отмечали все, кому приходилось бывать на Сечи. Для учебы и воспитания молодежи было задействовано все казацкое общество. В старинных описаниях казацкого быта подчеркивается, что каждый десятник, кроме десяти товарищей, имел под своей рукой казачков, которых дисциплинировал и испытывал.

Клавдиус Роно, английский резидент в Петербурге, в 1736 году писал:
"Запорожцы принимают в свое братство в целом всех, без разницы национальности, если те принимают греко-католицкую веру и согласятся пройти семилетнее испытание перед предоставлением звания рыцаря”. Обычно, Степенный запорожец имел джуру, который не только был казаку прислужником, но и перенимал военную науку, ходил вместе с "приказным отцом” в походы, где добывал себе право называться запорожцем. Относительно особенности целенаправленной специальной физической и военной подготовки, то в запорожском войске не было обычая проводить систематическую муштру.
Ментальность запорожцев противостояла однообразию муштры. За исключением артиллеристов, учения было сугубо индивидуальным. Целью запорожской военной педагогики была подготовка рыцаря, которому был по силам поединок с несколькими противниками и в разных ситуациях. Срок подготовки юнца не регламентировался. Окончание подготовки определялся наставниками – товарищами куреня и, в первую очередь, приказным отцом и куренным атаманом. Групповые военные учения юнцов проводились в Сечевой школе, но в целом, знания по тактике передавались им по ходу службы со взрослыми казаками.

Ребята, которые проявляли способности к наукам, учились в Сечевой школе, где получали образование диаконов, пономарев и канцеляристов. В XVIII веке запорожские и левобережные старшины отдавали в Сечевую школу сыновей и крестников, чтобы те учились военному ремеслу, потому что там постоянно существовала "именно казацкая служба”, а не регулярная, как в Малороссии. На Сечи ученики не только обучались наукам и церковному пению, но и проходили суровый курс физического и военного воспитания. Молодежь постоянно развивала свои способности, совершенствовала тело и навыки в разных видах соревнований, борьбе и танцах. Соревнования проводились по гребле, плаванию, нырянию, бегу, прыжкам, конным гонкам, стрельбе, фехтованию и тому подобное. Проводились также соревнования по разным видам борьбы – "Спасу”, "Гойдку”, "Крест-накрест”, "На ремнях”, и "На палках”. В танцах "Гопаке” и "Метелице” также были элементы боевой подготовки.

Досуг взрослых казаков также заполнялся разнообразными физическими упражнениями: соревнованиями по плаванию, гребле, борьбе, в боях "на кулачках" и др. Современники – очевидцы говорили о запорожцах :
" Зачем им пушки, если у них такие отличные кулаки?”. В праздничные дни запорожцы развлекались кулачными боями. С этой целью на Сечевой площади они разделялись на две команды или партии, из которых одна состояла из верхних, а вторая из нижних куреней, и вступали в бой. В таких боях казаки часто получали увечья, а некоторых даже забивали до смерти. Соревновались казаки и в танцах, демонстрируя свои способности и, в первую очередь, физические данные. В этих условиях пребывания в запорожском обществе слабых людей было просто невозможно.

Жизнь запорожцев отмечалась своеобразным аскетизмом. Свободные от брачных уз, запорожцы целью своей жизни считали максимальное физическое развитие. Они настолько развивали свои внутренние возможности, что современники были убеждены в том, что у казаков вселялись сверхестественные силы и что они владели чарами, то есть, были характерниками. Вид борьбы характерников с врагами известен под названием Спас и считался вершиной боевого искусства. Казаки – характерники владели способностями, которые в наше время демонстрируют экстрасенсы. Определенная часть запорожцев достигала эффекта, когда "тело играет”(при ударах соперника и ранениях боль не чувствуется). Характерники влияли на психику противника, пытались запугать, продемонстрировать свою пренебрежительность, навеять "наваждение”, "очаровать” и тому подобное.

Такие явления исследователи наблюдали в восточных системах борьбы и йоги. Современная наука признает приведенные факты. Тем более, существуют убедительные доводы этих явлений. Относительно запорожского "Спаса" можно лишь сказать, что на Запорожье были идеальные условия для развития и распространения этого вида боевого искусства, поскольку демонстрация экстрасенсорных способностей в пределах России, Польши и других стран преследовалась и беспощадно наказывалась. В течение веков отток людей, которые владели "чарами” именно на Запорожье был целиком понятен. Во-первых, запорожцам такие способности были интересны и нужны. Во-вторых, церковные служители Запорожья достаточно лояльно относились к подобным явлениям, а чаще всего совсем не знали о лицах, которые владели такими способностями. В-третьих, в течение веков жизнь запорожского общества была закрытой для правительственной администрации стран, под протекцией которых в тот или иной момент находилось Запорожское войско.

Таким образом, вышесказанное дает основания утверждать, что на Запорожской Сечи существовала целая система народного физического воспитания, благодаря чему боевая и физическая подготовка запорожцев была на достаточно высоком уровне, а казацкий быт имел в себе элементы боевой подготовки и способствовал совершенствованию приобретенных навыков. Главным фактором высокого боевого мастерства запорожцев был сам образ жизни, подчиненный заданием охраны и обороны границ. Кроме того, избирательность командного состава запорожского войска исключало возможность пребывания на должностях старшин, которые не имели достаточного опыта и авторитета. На Сечи хозяйственная и военная жизнь запорожцев неразрывно была связана с педагогической деятельностью, поскольку взрослые казаки постоянно воспитывали достойную смену из юношей, которые прибывали на Запорожье со всей Украины.

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Послушаем старших | Просмотров: 1859 | Добавил: Урядник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]