Понедельник, 01:27
Главная / Воинская православная традиция ратоборства "Котел"

Воинская православная традиция ратоборства "Котел"

10.09.2009 22:38
Воинская православная традиция ратоборства "Котел"
Беседа с руководителем ОЦП "Спас" Игорем Константиновичем Лизуновым

- В "Словаре церковнославянского и русского языка" наряду с поговоркой "заварил кашу – не жалей масла", то есть "начав дело, не жалей трудов или денег", – обособившееся от нее выражение "заварить кашу" – "начать хлопотливое дело". Иначе говоря, синонимической заменой слова "каша" оказывается слово "дело"… Что означает понятие "заварить кашу" в ратоборстве "Котел"?

- "Заварить кашу" (традиционный термин) – означает начать занятия. Соответственно тот, кто руководит этим, называется "кашевар". Почему? Потому что когда люди приходят на тренировку, кто-то из них является как бы мясом, кто-то – картошкой, кто-то – укропчиком, кто-то – водой (и вода нужна). То есть каждый соответствует некоторому уровню подготовки. Все люди разные. Но нужны и большие, и маленькие, и толстые и худые, и медленные, и быстрые. Все вместе они представляют собой сокрушительную силу.

Обучение ратоборству происходит как бы само по себе. Тренировка начинается с обозначения на полу трех концентрических кругов. Первый – маленький, диаметр круга составляет примерно полтора метра; другой – диаметром два метра, третий – три метра. Ставим людей в первый круг, допустим, туда поместится десять человек. Они начинают сначала потихонечку двигаться, вертеться, обкатывать друг друга; потом – толкаться, затем – бить друг друга локтями, коленями, кулаками, любой частью тела. Сначала мягко толкают, потом происходят сбивание, броски и т.д. Если, допустим, разрешается бить ногой, то, соответственно, в первом кругу не помещаются, выходят на второй круг. Но задача одна: за круг выходить нельзя, только если одной ногой. Что это означает? Держать свою землю. Ты хоть что ни делай, хоть извивайся, хоть вылези из кожи, но не выходи из круга. Если так заниматься, то через некоторое время вырабатывается навык, входящий в кровь и плоть: нельзя отступать и сдаваться. Дальше, находясь в толпе, получается, что один стоишь сразу против нескольких противников. Хочешь или нет, но для того, чтобы тебя не побили, ты вынужден защищаться, ускользать от всех во время обучения в группе. Такова работа с несколькими противниками, хотя этот же коллектив варящихся в "котле" можно разбивать на двойки, на тройки, на четверки. Всё зависит от количества людей. В результате, когда люди приспосабливаются, они понимают, что ничего нельзя делать жестко, иначе сразу же будут страшные травмы. Поэтому каждый боец приучается работать мягко, пластично, спокойно, не дергаясь. Он понимает, что это – игра.

"Без котла каши не сваришь", – говорит пословица, и в этой очевидности сомневаться не приходится. Котел – древний образ, олицетворяющий общность, единство, братство, ограду, форму, устойчивость, среду. Котел стоит на огне, в нем варится каша, то есть его содержание. От каши идет вар, то есть дух содержимого. За кашей смотрит кашевар. "Что наваришь, то и съешь", – продолжает утверждать житейская мудрость. И действительно, все здесь просто, предметно и взаимосвязано: котел, каша, кашевар, огонь, вар. Убери хоть что-нибудь из этого ряда или нарушь меру – результата не будет, каша не сварится. Поэтому и гласит старая воинская поговорка: "Котел варить – не мир смешить!"

За годы наших занятий было замечено, что, если в обучаемой группе нет внутренней связи, взаимопонимания, общих нравственных ценностей и объединяющей идеи, то обучение идет вяло, неэффективно, рывками. Быстро пропадает интерес, наступает охлаждение, и люди перестают ходить на занятия. Даже если группа состоит из очень заинтересованных лиц, но они не ладят друг с другом, не хотят или не могут найти общий язык, то результат все равно будет отрицательный.

В основе котла заложено чувство товарищества, и, если его нет или оно постоянно попирается своекорыстием в любой форме – котел не варится, обучения не происходит, группа разваливается.
При правильной варке товарищество вырастает в братство. Из разношерстной группы постепенно вываривается дружина, артель, община или, как принято говорить, "сплоченный и спаянный коллектив". Силу и возможность такого коллектива, говорим по опыту, переоценить трудно.

Но вернемся к обучению. Приобщиться к котлу можно только изнутри, варясь в нем. Здесь ты перенимаешь коллективный опыт, овладеваешь знанием законов ратоборства через своих товарищей, ведь недаром говорят: одна голова хорошо, а две – лучше. Закономерно напрашивается вопрос: а двадцать две? Здесь все учатся друг друга, вместе и по отдельности, вольно или невольно.

Коллектив становится котлом, когда превращается в живой организм. Котел есть совокупная сила, где каждый осознает нужность и необходимость другого, может внести свою посильную лепту и занять свое место. При таком условии котел постепенно создает идеальную среду для обучения, коррекции и оздоровления. Только тогда можно начать играть по-боевому, всерьез, и игра будет приносить свои "прикладные" плоды по-настоящему. Но, конечно, не все сразу. Сначала формируется группа участников по интересам. Затем происходит сплачивание коллектива, и только потом кропотливая, требующая большой самоотдачи, варка котла.

- Как долго Вы практикуете "Котел" и какое основное назначение этого боевого искусства?

- На протяжении 13 лет в Общинном Центре педагогики "Спас" велись исследования по изучению и практическому применению русской воинской православной традиции ратоборства. Плодом совместной работы стала коллективная игровая методика "Котел", направленная на восстановление целостности личности и развитие ее творческих способностей.

Методика основана на древнейшей традиции коллективных воинских игр (забав). Эти игры являлись своеобразной формой обучения и воспитания воинов, способствовали быстрому сплачиванию коллективов (дружин), являлись оригинальным способом "кадрового отбора", а также оказывали благотворное оздоровительное и реабилитационное воздействие.

Их участники в короткие сроки получали не только необходимые навыки рукопашного боя (с оружием или без него), но и отрабатывали в процессе игры взаимодействие, согласованность и взаимопомощь.

Сама методика представляет собой мощный игровой психофизический тренинг, за одно занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние личности. "Котел" создает вокруг себя здоровую духовно-нравственную среду и не может мыслиться без неё.

В результате комплексного и системного применения методики происходит постепенное восстановление, зачастую "собирание" целостности личности через стимулирование ее творческих способностей.

Практика показала, что "Котел", не являясь законченной школой или стилем боевого искусства, тем не менее, может существовать как самостоятельная оригинальная система обучения рукопашному бою, в первую очередь, групповому (ратоборству). Но мы считаем, что ее основное предназначение – служебное, а именно: коррекция, дополнение, восполнение и повышение эффективности обучения различным направлениям спортивных и боевых единоборств. В этой же роли методика может успешно выступать в процессе общей и специальной подготовки личного состава в армейских частях, подразделениях МВД, в различных охранных структурах, в проведении разнообразных психотренингов, в реабилитации как военнослужащих (участников локальных конфликтов), так и всех категорий социально неблагополучных лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Она ни в коей мере не подменяет собой основных методов работы в перечисленных выше направлениях, а только усиливает и повышает их коэффициент полезного действия.

Мы уверены, что применение методики "Котел" просто необходимо в обучении групповому рукопашному бою, в подготовке молодёжи к службе в армии, в улучшении морально-психологического климата в воинских коллективах, в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и просто в воспитании мальчиков, в тренингах по сплачиванию групп для работы в экстремальных условиях.

Так как методика является саморазвивающейся системой и направлена на раскрытие творческого потенциала личности, она не может быть стандартной, унифицированной, законченной. Имея общие организационные принципы, "Котел" везде и у всех разный, имеет свой собственный "вар" (традиционный термин). Это зависит от различных факторов, а именно: от конкретных лиц-участников, территории, целей, установок и задач. Этим и подтверждается тот исторический факт, что на Руси в любой деревне и городе бились по-своему, но "зело борзо".

"Заварить кашу", то есть начать занятия, довольно просто, сложнее организовать и удержать среду "Котла". Несмотря на это, опыт показывает, что это вполне по силам "и старым, и младым", имеющим предварительно какую-либо физическую подготовку или не имеющим ее вовсе.

- Любое единоборство имеет свою философию. На каких понятиях базируется ратоборство "Котел"?

- Чтобы овладеть методикой "Котел", вначале надо осознать и прочувствовать, какое место в ней занимают такие фундаментальные понятия, как традиция, вера, игра, движение, творчество, коллектив, среда, и какую роль они издревле играли в воспитании и обучении воинов.

По сути, испокон веков на Руси существовала одна главная и основная традиция – держаться за Веру православную и жить по ней. Исповедание этой спасительной веры накладывало обязательство защищать ее. С молоком матери человек впитывал очевидность, что Русская земля вся под Богом, и является основанием Его престола. Для него это была такая же реальность, как небо, поля, леса, звезды. Все это слилось во единое: вера, земля, русскость; преобразилось и вылилось во все времена сердцем понятное, что если ты русский, то обязан стоять за Веру, этим самым ты и защищаешь свою землю. А если ты защищаешь свою землю, то и ограждаешь, и сохраняешь свою Веру. "Встань за Веру, Русская земля!" Кратко, просто и понятно. А кому непонятно, то и объяснять бесполезно. Здесь не рассудок должен работать, а сердце отзываться.
Поэтому нет русской воинской традиции без Веры и без защиты Отечества.

Традиция – это древо жизни. Оно растет, раскидывает свои ветви, приносит плоды на протяжении веков. Корни уходят в далекое прошлое, но продолжают питать своими соками все сущее. "Корни есть у меня, слава Богу, жив я!" – гласит народная мудрость. Подруби корни, засохнет древо, и даже если оно некоторое время еще будет зеленеть, – оно уже мертво. Так и люди, суетящиеся и толкущиеся, как рой комаров, в этой мимолетной жизни, забывающие, кто они и откуда. Живы ли они? Корни дают внутренний стержень, основу, постоянство, привычку, порядок в душе и теле. Как растет дерево, так и развивается традиция. Оставаясь сама собой, она впитывает в себя все новое, перерабатывая и преображая его. Это жизнь, а жизнь никогда не останавливается, течет и изменяется. Да, жизнь быстротекуща, и это приносит печаль. Она временна. Но традиция замедляет время, пресекая суету, упорядочивая хаос, устанавливая свои ритмы жизни.

Сегодня многие традиции неумолимо иссякают. Уже произошла подмена русского образа жизни. Под натиском чужих эрзац-культур кругом безудержно разливается чуждый дух. Но все же свою исконную традицию можно восстановить. Если ты берешь корешок, то из него опять может вырасти дерево. Если ты берешь традиционное начало и из него начинаешь выращивать древо традиции, то оно обязательно вырастет, лишь бы не нарушить сущность, естественность, органичность в ее развитии. Надо понимать, что эта традиция будет осуществляться в новой среде, в новых проявлениях. Но суть традиции останется, хотя внешняя форма может измениться. Современная жизнь требует и современных форм жизни, а многие формы прошлого уже ушли безвозвратно. Восстановить их невозможно, да, наверное, и не нужно. Через наши традиционные боевые системы мы должны возродить наш дух и укорениться на пути воинского служения. "Здесь Русь, здесь русским духом пахнет!" Внешние формы могут меняться, содержание – никогда!

Говоря о воинской традиции, мы убеждены, что религиозная подготовка должна быть основополагающей. Это стержень, на который нанизывается всё остальное. Имей веру и живи по ней. Исполняй заповеди, соблюдай церковный устав, соответственно своему воинскому образу жизни, участвуй в таинствах, молись и уповай на Всевышнего. Только вдумайтесь в глубину пословицы: "Казачья доля – Божья воля!". Ну, нельзя веру заменить "психологией"! Как нельзя духовный внутренний настрой заменить установками сознания, а молитву – аутотренингом. Великий полководец Александр Суворов говорил: "Молись Богу – от Него победа!" А раз Он даёт победу, значит, всё к Нему, через Него и Им. Поэтому в боевой традиции духовная доминанта пронизывает всю систему сверху донизу, связывая все уровни подготовки в единое целое.

- Каковы основные трудности в обучении воинской традиции?

- В современную эпоху тотального рационализма и крайнего индивидуализма традиционный подход, основанный на вере, принято считать устаревшим. Современный человек нетерпелив. Он требует результата здесь и сейчас. У него нет уважения к авторитету наставника вообще. Он имеет свое собственное мнение обо всем, даже о том, чего не знает и не пережил. Дух сегодняшнего времени, дух упрощения и примитивизма, уродливая однобокость развития накладывают отпечаток на всю личность человека и сказываются на его обучении.

Человек не живет глубиной, жизнь, выстроенная в сторону потребления и комфорта, опошляет его, делает ненужной потребность задумываться. Недоразвитость чувств человеческой души сегодня поражает. Неспособность к самопознанию, к изучению собственного духа, движений сердца заставляет его скользить по поверхности в поиске истины. Человек не напрягается, он ленится, чужд вообще какому-либо познанию, не связанному с личным удовольствием. Он тщательно избегает напряжения духовных и физических сил своей личности. Эта комфортность души делает многих неспособными к научению. Личность современного человека разбросана, растрепана, не может собраться в единое целое. Все эти особенности крайне осложняют передачу живого знания, необходим фундамент – личный духовный опыт обучаемого. Верующему человеку, живущему духовной жизнью, гораздо легче передать свой внутренний опыт, ведь старший должен подобрать ключик к душе младшего, настроить свой "передатчик" на его волну, найти нужные слова и образы. Несмотря на градацию духовного опыта, он должен выйти на тот уровень взаимопонимания, найти тот язык, на котором младший сможет понять его. Сейчас это крайне сложно, и требует большого искусства доверия, но все же доверие быстрее возникает между людьми верующими.

Современный уровень обучаемости вообще очень низкий из-за отсутствия мотивации, познавательного интереса, глубины и постоянства. Трудности в обучении связаны с сегодняшней духовной неустроенностью и недостаточностью. Личность катастрофически перестает быть творческой, творчество замирает в современном человеке, оно угнетено и завалено поведенческими и рассудочными стереотипами, навязанными модой, средствами массовой информации, пропагандирующими потребительский образ жизни. Человек мыслит штампами, выдержками из роликов и рекламы. Творческий мыслительный процесс заменяется скачиванием информации и принятием подготовленных чужих решений.

Сегодня сохранить традицию может только вера. Мы, как люди православные, должны изучать воинскую православную традицию. Она заключается не только в изучении и овладении боевого опыта прошлого, но и в служении Богу и людям, а не самому себе. В воинской традиции надо тоже подвизаться, это такой же подвижнический труд. Но это начинают понимать лишь те, кто уже прошел определенный путь. Глубина понимания раскрывается в процессе, надо идти. В жизни важен процесс, движение. Если ты взялся, то неси. Неслучайно воина иногда называли яремник, то есть взявший воинское ярмо. Если воин падает и погибает, в этом нет ничего необычного и удивительного. Это простые понятия воинской морали, которые перекликаются со словами апостола Павла, что все мы рабы "неключимые". То есть, что я должен сделать, я сделал, и нет для меня за это никакой награды. Я ступил на путь воинского служения и обязан служить. Что же необычного в простом понятии воинского долга? Я обязан служить верой и правдой, по чести и совести.

Воин в первую очередь предназначен для того, чтобы сохранять бытийность, закон и порядок, данные Богом. Поэтому он страж. Порядок должен сказываться на внутреннем устроении воина, где все должно быть в гармонии и согласии. Если он приводит в порядок себя, то это изменение сказывается и на окружающем его мире. С приведением в порядок себя воин познает, каким должен быть порядок и вовне. И он должен стремиться к этому. Он не может быть равнодушным. В нем горит воинский дух – дух горения, дух порядка и желания послужить. Сегодня подобные рассуждения могут показаться недостижимо высоким идеалом, но это ничего не меняет, каждый мужчина должен к нему стремиться.

Наличие тысячелетнего аскетического опыта православной церкви не позволит нам сойти с правильного пути, попасть под власть нечистых духов, впасть в прелесть (самообольщение). Глядя на языческие, оккультные и современные школы боевых искусств, где основной акцент ставится на работу с сознанием, на развитие экстрасенсорных способностей, выявление скрытых возможностей человека, мы видим печальные плоды. Эти люди, не подготовленные духовно, самонадеянно "работают" со своим сознанием. Не зная себя, они взламывают психику другому, стараясь залезть в его душу. Это потенциальные сумасшедшие, духовно погибающие люди. Не сама рукопашка свела их с ума, а неправильная ориентация в выборе духовных начал. Все это можно отнести и к практикующим восточные культы. Люди идут не тем путем, но их можно вернуть, упредить, и вместо боевого восточного ритуала показать свое, здоровое, правильное и духовно полезное. Нельзя лишать сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки, её нужно лишь направить в правильное русло.

- Проиллюстрируйте, пожалуйста, примером духовную практику ратоборства "Котел".

- Для примера приведем организацию начала и конца каждого занятия по ратоборству. Они начинаются с обряда. Всегда надо помнить, что суть обряда – молитва, а не просто внешний ритуал. Ратоборцы выстраиваются в линию перед воинским иконостасом (иконы Спасителя, святых покровителей воинства и самих воинов). Зажигается лампада.
После того как все перекрестились и сделали поясной поклон, начинается воинское молитвенное правило.

- Какие молитвы вы читаете?

- "Царю Небесный", "Отче наш", "Символ веры, "Взбранной Воеводе", "Богородице Дево, радуйся", – общеизвестные, все поем. Обязательно обращаемся к святым воинам. Молитвенно просим, чтобы вразумили и обучили ратному искусству, соединили нас всех вместе. Молимся, примерно, десять минут. В начале занятий – общее молитвенное пение и в конце тоже – кратко. Молитвенное пение сопровождается поклонами. После молитв, в которых испрашивается помощь о научении, выражается просьба к Господу о даровании знания и силы для единения и изучения ратного дела… После происходит обряд братания. Все поочередно обнимаются друг с другом (братаются) и лицом к лицу просят друг у друга, называя каждого по имени, прощение за возможные синяки и шишки. Тут же происходит знакомство и запоминание, если человек пришел на занятие первый раз. Затем все становятся по кругу, слушают правило будущей забавы (воинской игры), предлагаемой кашеваром, уточняют условия (куда и как можно бить, а куда нельзя). Затем, обнявшись за плечи, с громким криком-выдохом стремятся к центру круга… и начинается живой коллективный бой!

Сегодня существует множество различных специальных методик регулирования дыхания, усиления концентрации внимания, соединения движения с пением и проговариванием текстов, непонятных мантр, звуков, подбор ключей сознания через формирование определенного образа и т.д. и т.п. Но посмотрите, как все просто и естественно учитывает наша традиция.

Напомним, что сутью обряда является молитва. Чтобы привести себя в молитвенное состояние, надо с психологической точки зрения включить процессы саморегуляции. Успокоиться внешне и внутренне, отбросить, отсечь ненужные мысли и течение образов. Настроиться, вызвать в себе необходимые чувства (смирение, покаяние, благодарение), осознавая, к Кому ты обращаешься.

Сконцентрировав внимание на словах молитвы, понимая, что ты говоришь, от всего сердца, ибо оно является центральным духовным органом в человеке, взывать к Всевышнему, несомненно веря, что ты получишь просимое, если на то будет Его святая воля. Молитва, а точнее молитвословие, сопровождается поклонами, которые с психофизической стороны, являются удивительной по своей функциональности формой единения сознания и тела… Совокупность этих действий приводит к тому, что ратоборцам после молитвенного пения не надо разминаться в общепринятом смысле. По мере привычки "включение" и "настрой" происходят очень быстро, что является важнейшим фактором психологической подготовки бойца.

Воцерковленный человек знает, что молитва в первую очередь предназначена для испрошения у Бога милости и благословения, что она так же необходима для духа, как воздух для тела. Если есть молитва – дух живет, а нет – он умаляется, и человек постепенно умирает, становясь живым мертвецом. Воин молится о сохранении своей жизни, о даровании знаний, успехов в его воинском ремесле.

Призвав помощь Свыше, духовно укрепившись, попросив друг у друга прощение, ратоборцы вступают в бой. Хотя он и ведется в виде игры, тем не менее, атмосфера этого боя очень реальная. Удары руками, ногами и головой сыплются как из рога изобилия. Стоять невозможно – собьют и затопчут. Броски, сбивания, опрокидывания… и никаких средств защиты! Ковры, маты, татами отсутствуют в принципе. Какая голова (рассудок) сможет выдержать натиск схватки, когда решение надо принимать в доли секунды? Само тело – этот удивительно тонкий организм – хочет жить и само себя защищает. И голова в этом смысле здесь занимает хоть и главенствующее положение, но все же не имеет абсолютного значения. Победу дает Господь. Обеспечивает победу правое дело. "За правое дело стой смело!" Православный воин, вступающий в бой, не думает о победе. Будет она одержана или нет, это уже не его дело. Он отдает ее на волю Божию. Дело воина биться, как говорят, "стоять", а если его выбили, то он не плачет в раздевалке от досады, гнева и жалости к самому себе, а смиряется, встает и опять идет в круг. Не думая о победе, он освобождает свой мозг и сердце от ненужных размышлений и чувств. С психологической точки зрения ратоборец перекладывает весь этот груз на Бога. Он психологически освобождается от всего ненужного, и это дает возможность сконцентрироваться на настоящем и раскрепоститься. Поэтому, если даже говорить о вступительной части занятия, мы видим наличие всего комплекса воздействий на тело, психику и дух человека, необходимого для обучения любой боевой или спортивной системы. То же самое можно сказать и о концовке занятия.

Двухчасовая, очень динамичная игра-бой заканчивается. Каждый получил "под завязку". Всеобщее возбуждение достигло своего предела, и под команду кашевара начинается "выход из боя". Братание на кругу, построение, благодарственная молитва Богу, что "никого не повредили, и никто не повредился", окропление святой водой, прощение обид у каждого. При всей кажущейся простоте дело это нелегкое. Во-первых, сразу трудно успокоиться и хотя бы организованно построиться. Во-вторых, надо петь, а "дыхалку сбило". В-третьих, прося прощение, надо назвать каждого по имени, а имя от перевозбуждения забывается, даже если ты знаешь человека много лет. В-четвертых, в кратком обсуждении на кругу надо собрать "мозги в кучу", а они "не собираются". Опять нужна саморегуляция, опять нужны время и навык. Занятия заканчиваются братским чаепитием – этой прекрасной расслабляющей, доверительной формой общения друг с другом, предназначенной для прямой воспитательной работы.

Смотришь, все вроде естественно, ничего необычного, но самое удивительное, что любое действие в традиционном обучении многофункциональное и многосмысловое. Здесь все учтено и выверено до мелочей. Именно славянская культура, мировосприятие, глубоко одухотворенное православием, породило такую форму. Поэтому неудивительно, что будучи глубоко религиозным по своему психотипу, русский человек и взращивает такие соответствующие ему боевые системы. Для примера возьмем какую-нибудь восточную систему. Она "сделана" под восточного человека, и дело здесь не только во внешнем заимствовании. У всех у нас две руки и две ноги, туловище и одна голова, и двигаются они по одинаковым законам. Но если мы будем перенимать систему полностью, то мы должны будем перенять весь пласт восточной культуры, духовность, религиозные ценности, поменять свое мироощущение, склонности, характер. То есть, практически изменить свой генетический код, предрасположенность, изначальную заданность, что сделать очень трудно, да и зачем? Это все равно, что поменять свое лицо, сдвинуть свое сердце! Все наше, что Господь вложил в нас, изначально находится внутри нас. Задача традиционного обучения – разбудить эти дары, и они сами проявятся в натуре человека.

Важно приучить ратоборцев к молитве. По мере их роста приходит осознание, что без молитвы воин перестает быть воином Христовым. Духовная жизнь является такой же неотъемлемой частью ратоборства, как и физическая. Посещение богослужений, исповедь, причастие, молитвенное правило, постоянное, пусть даже маленькое, ущемление личных желаний, борьба с греховными наклонностями так же необходимы, как и постоянное посещение занятий. Ведь как говорили древние, настоящим воином достоин назваться не тот, кто победил тысячу врагов, а тот, кто победил себя. А это без веры сделать невозможно. Данная параллель с духовной жизнью предлагается начинающему, и через некоторое время он начинает понимать, что боевую традицию нельзя перенять без жизни по вере. Сама традиция становится как бы миссионерским инструментом.

Молодые люди легко увлекаются, им интересно. Правда, для них воинские обряды и обычаи являются в большей мере экзотикой. Они быстро начинают носить крест, покупать молитвословы, разучивать необходимые молитвы. Некоторые начинают читать утреннее и вечернее правило, ходить вместе с нами в церковь, но как только дело доходит до непосредственной работы над самим собой, отступают или плавают на поверхности, исполняют внешний обряд, не изменяя образа жизни. На этой ступени духовного развития без священника не обойтись.

Где, как не в ратоборстве, понимаешь, что плоть немощна, а дух животворит. Дух определяет боевую готовность тела. Духовное делание самое трудное, потому что с ним связана перемена жизни, приложение огромного труда. Не каждый может идти по столь сложному пути. Легче просто отжиматься от пола, подтягиваться на турнике, бегать по 15 км и биться вдурную в спарринге. Люди всегда выбирают более легкий путь. Это главная особенность в овладении методикой традиционного ратоборства. Данную особенность мало кто осознает по-настоящему, еще меньше старается осилить. Боевой аспект воинского внутреннего делания для многих кажется непонятным и, как следствие, мыслится неважным. Как правило, почти все не видят в этом сочетании конечного плода. А он многолетен, венец жизни.

- Что такое игра для ратоборцев?

- Не смотря на кажущуюся простоту, ответить на этот вопрос однозначно довольно трудно….
Согласно древней традиции воины оттачивали свое мастерство, поддерживали свою боевую форму, обучали молодых или просто отдыхали, именно играя, забавляясь друг с другом. Почему наисерьезнейшие и наисложнейшие навыки, необходимые для защиты и нападения, напрямую связанные с тяжелейшими телесными повреждениями или даже отъятием жизни у своего соперника, мы должны нарабатывать "играючи"? Почему именно игра?

Игра – это своего рода феномен, над раскрытием тайны которого ведутся научные споры до сегодняшнего времени. Одно можно сказать с полной уверенностью: игра – это универсальное и неотъемлемое свойство всех живых существ (вспомним, как играют животные, птицы, рыбы), предназначенное, в том числе, для внутреннего становления, связи с внешним миром и общения.

Человеку игра присуща изначально. Поэтому между такими понятиями как "человек разумный" и "человек играющий" можно смело поставить знак равенства. Желание человека вовлекаться в процесс игры и в ней реализоваться носит некий метафизический характер. Тем более, что игра сама по себе многофункциональна и охватывает все сферы нашей жизни. Но мы сейчас будем говорить преимущественно о воинских коллективных играх.

Безусловно, игра – это не только форма общения, передача опыта, способ обучения и воспитания, но и отличное средство психологической разгрузки с оздоровительным и восстанавливающим эффектом. Не менее важное значение в процессе игры имеет эмоциональный настрой, царящий в коллективе. Ведь люди играются только тогда, когда испытывают друг к другу доверие, интерес и благорасположенность, когда им интересно и хорошо быть вместе. Можно считать, что игра получилась, если соблюдено необходимое условие – согласие. Если в коллективе появляется человек, который обязательно хочет настоять на своем и сделать игру "своей", тогда возникает помеха общему настрою, эмоциональный фон изменяется, и игра перестает получаться. Если люди находятся в каком-либо конфликте, к примеру, обижаются друг на друга, игры не происходит, и они расходятся. Полноценная игра возможна только при определенном сосложении душ, когда люди симпатизируют друг другу. В связи с этим можно сказать, что игра является минимальной формой любви: "я отношусь к другому человеку с уважением и интересом, в игре я оберегаю его, не хочу обидеть, понимая, что иначе совместной игры не будет".

В игровом процессе между людьми выявляются симпатии и антипатии, снимаются все тормозящие зажимы, блокировки, тревожность. Увлекшись игрой, человек, сам того не замечая, становится самим собой, показывает все грани своей личности, совлекая с себя личины, освобождаясь от внешних и внутренних поведенческих и рассудочных стереотипов, жизненных условностей.

К примеру, если взять солидного и очень серьезного мужчину, самоуверенного и важного в своих движениях, разыграть и "раздергать" его, то можно, если, конечно, игра придется ему по душе, увидеть, как через некоторое время он превратится в обыкновенного беззаботного козленка, радостно скачущего по полянке. Станет понятным, что его независимый внешний вид есть только условная защита от той среды, в которой он вынужден находиться.

В игре человек полностью раскрывается, проявляются как положительные, так и отрицательные качества его характера, и он, становясь самим собой, виден как на ладони: добрый он или злой, мягкий или жесткий, общительный или индивидуалист, обладающий смекалкой или "тормоз". Как правило, все эти качества проявляются вместе и вперемежку. Надо только уметь разобраться, – и этому мы тоже учим.

Самое главное в игре – благожелательный настрой, симпатия к соучастникам. Надо помнить, что здесь нет противника, а есть товарищ. В случае появления психологического образа противника и соперника, между играющими возникает напряженность, которая может перерасти, если ее не регулировать, в непонимание и, в конечном счете, в ссору. Да, игра может закончиться чьей-либо победой, но если желание победить окажется сильнее, чем желание и радость быть вместе, то она опять может закончиться ссорой, а то и вовсе прекратиться под каким-либо предлогом. Девиз "победить любой ценой за счет других и во что бы то ни стало" здесь не проходит. В настоящей игре есть радость общения. Я играюсь, потому что мне хорошо с этими людьми. Эту атмосферу радости, если хотите, установку сознания, не могут нарушить даже болезненные удары и толчки, синяки и шишки. Они просто не замечаются или не берутся во внимание – это естественно, ведь мы осваиваем ратное дело! Ты разговариваешь с другими на воинском языке общения, то есть, через удар и бросок. Ты сам этого желаешь. "Ну- ка, дай мне в грудь покрепче!" – просишь ты своего товарища. Он бьет тебя, и, если это удар не злой, ты летишь счастливый и восхищенный. Ты радуешься. "Удар – Божий дар!" – наставляет пословица.

Вот именно такая радость сопровождает правильную игру, является тем положительным эмоциональным началом, позволяющим в процессе обучения осуществлять задачи боевого характера, поставленные кашеваром (старшим, варящим "котел") в виде уговоров, условий, принятых всеми перед боем на кругу. Эмоционально приподнятая, радостная атмосфера "котла" играет роль стабилизатора, снимает агрессивность, вызванную злобой, обидой, желанием отомстить или показать себя. Спонтанно возникающие очаги соперничества гасятся шуткой, вмешательством, "охотой" на наиболее "ярого", не умеющего себя контролировать. На таком игровом фоне люди могут раскрепоститься и физически, и психологически. Это не единоборство, здесь не нужно только побеждать, да это в "котле" и невозможно. Здесь ты проигрываешь или побеждаешь ежесекундно – ситуация меняется мгновенно и непредсказуемо. Вот, только что ты провел удачную атаку и опрокинул соучастника, и не успеешь оглянуться, как на тебя уже насели с двух сторон, ты отбиваешься, уходишь, выворачиваешься и срубаешь нападающего. Глядишь, и сам оказываешься на земле, по тебе прошлись ногами, тут же пришли на помощь, опять свалка, и ты выползаешь из нее непонятным образом. Живой? Слава Богу! Понеслась дальше!

Как правило, на протяжении одного занятия складывается множество ситуаций, ясно показывающих, что непобедимых нет. Разве это не отличный способ для ущемления самолюбия и излишней самоуверенности бойца? Ведь, как известно, завышенный самоцен – самый грозный внутренний противник любого воина в течение всей его жизни.

Игровой настрой и доверие к товарищу определяют и регулируют меру воздействия друг на друга, границы допуска и контроля при нанесении ударов, проведении бросков или болевых захватов, поражений рефлекторных зон. Бей куда хочешь и как хочешь, но чувствуй меру, соблюдай уговор, если договорились. Мы собрались, чтобы отдохнуть, позабавиться, а значит, не хами, не дергайся, не причиняй ущерба, бей опрятно. Сейчас главное – согласованность, общий ритм. "Не корову проигрываешь", "кряхти, но гнись, упрешься – переломишься". Если договорились о сшибке, тогда стой, не беги за круг, "и один в поле воин, если по-русски скроен", но не калечь, "сам погибай, а товарища выручай", лучше самому пострадать, чем товарища повредить. Но и нюни не распускай, если кто контроль потерял или товарища обижают в кругу, то "дураков учить – кулаков не жалеть". "Не важно, что задница красная, главное, чтобы голова была ясная". Но везде и всюду и при любой ситуации – любовь, а не яр.

Такая установка сознания дает возможность работать без ограничений и средств защиты в скоростном режиме. Конечно, не сразу, со временем, по мере "уваривания котла". Поэтому на первом этапе самое главное – научить ребят играться. Посмотрите – молодые львята играют целыми днями и незаметно вырастают в грозных и могучих львов.

Играясь, вы обыгрываете своего товарища, используя его силу и свою ловкость, умение двигаться, чувствовать и ощущать. То есть этим самым повышаете свою технику, но делаете это естественно, не специально. Навыки формируются опосредованно, через какую-либо форму забавы. То есть, я специально не нарабатываю скорость, реакцию, силу удара, уход с линии атаки или вход. Нет, я просто участвую в игре, в которой эти навыки создаются и закрепляются. Проверка, экзамен происходят тут же. Если я, к примеру, неправильно двигаюсь, то меня сразу осадят, набьют шишку или синяк, то есть поставят двойку. Только оценку ставит не столько кашевар, а такие же ученики как я сам.

Статья приводится в сокращении.
Полный текст (оригинальная статья) здесь:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=114504


Источник: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114504

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Спортивные школы | Просмотров: 1025 | Добавил: Сталкер | Теги: ратоборство | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]