Воскресенье, 04:57
Главная / Темные пятна истории кубанского казачества

Темные пятна истории кубанского казачества

26.07.2012 12:53
Темные пятна истории кубанского казачества
Краснодарский край по праву считается одним из центров казачества в России

Более того, кубанские казаки уже превратились в своего рода бренд – «визитную карточку» региона, известный далеко за его пределами. Правда, усердно работая над внешним имиджем, мы почему-то стали забывать историю образования Кубанского казачьего войска. В среде казаков бытует мнение, что местные историки и высокопоставленные лица преднамеренно ее искажают. В частности, не утихают споры о том, кого считать первым атаманом ККВ. С целью восстановления исторической справедливости «МК» на Кубани» начинает серию публикаций на эту тему.


«Украинизация» всея Кубани

О том, что кубанские казаки являются потомками запорожцев, высадившихся у берегов Таманского полуострова, нам вещается уже порядка пятнадцати лет. Причем, не кем-нибудь, а первыми лицами краевой администрации и Кубанского казачьего войска. Упоминание о том, что Екатерина Великая подарила наш край запорожским казакам, и с 1792 года началось освоение Кубани, стало вполне привычным для местного населения. Еще бы! Ведь выступая перед народом, чиновники стремятся подчеркнуть сей факт при каждом удобном случае. А историки Кубанского государственного университета успешно навязывают это суждение.

Украинизация Краснодарского края закрепляется на уровне документов, школьных учебников по кубановедению, портретных галерей и музеев. Издаются буклеты «Атаманы Кубани» – в которых нет места для атаманов линейного войска, прибывших на Кубань задолго до запорожцев. Историю освоения запорожцами Кубани подтверждают и памятники, установленные в Краснодаре. Даже музей-станица «Атамань», в которой усилиями первых лиц края воссоздан быт казаков XVIII века, указывает: Кубанское казачье войско создали запорожцы. А значит, и Кубань прямо или косвенно принадлежит Украине, этакий запорожский «филиал» на юге России.

Не случайно время от времени возобновляются разговоры о факультативном преподавании в кубанских школах украинской мовы или, хотя бы кубанской балачки (черноморский диалект украинского языка – прим. ред.) основу которой составляет все тот же украинский. На фоне падения общего уровня грамотности русского населения ничего более «актуального» и придумать нельзя... А почему бы в программу образования на Кубани не включить таджикский или узбекский? Опять же, по желанию. Как факультатив.

По мнению заслуженного деятеля науки и образования Кубани Юрия Мишанина (доктор биологических наук, профессор Кубанского государственного технологического университета, Академик РАЕ), история образования Кубанского казачьего войска сильно искажена. Бывший атаман ККВ Владимир Громов, пребывая на этом посту в течение 17 лет (с 1990 по 2007 гг), с помощью местных историков-экспертов В.Н. Ратушняка, Б.Е. Фролова и Н.А. Корсаковой просто-напросто переписал историю кубанского казачества. И теперь у простых казаков, жителей и гостей нашего края сформировано мнение, что первыми атаманами ККВ являются запорожцы Захарий Чепега, Антон Головатый, Тимофей Котляревский. Однако эти люди были атаманами запорожцев – Черноморского казачьего войска – но никогда не были атаманами Кубанского казачьего войска.

Почему же во всех казачьих штабах, отделах, куренях, кадетских корпусах и даже в школах историческая хронология атаманов ККВ начинается именно с Чепеги, Головатого и Котляревского, т.е. начиная с 1792 года? Годом образования войска почему-то считается 1860-й. Но что же было до этого периода? Вспомним, в 1996 году Краснодарский край широко отмечал 300-летие Кубанского казачьего войска. Куда же делись атаманы ККВ, начиная с 1696 года, и почему почти сто лет местные историки вычеркнули из истории Кубани?

«Образование» и «старшинство»

В учебниках «Кубановедение для 3-4 класса» представлена карта заселения запорожцами Краснодарского края. В детском сознании закрепляется первенство Черноморского (запорожского) казачьего войска в образовании ККВ, потому что о настоящих первенцах, линейных казаках – донцах и хоперцах, заселявших Кубань с 1696 года – в учебнике не сказано ни слова.  Ни в учебниках, ни в публичных документах нет даже упоминания о том, что регион осваивался «одновременно» с северо-востока донскими казаками, а с запада – казаками Черноморского казачьего войска, т.е. запорожцами.

Однако первое упоминание в официальных документах Хоперского полка как основной части Кубанского казачьего войска датируется именно этим годом, а вовсе не годом высадки запорожцев на Кубани. Существует конкретный исторический документ: Приказ по военному ведомству №106 от 1874 года, на основании которого Хоперскому полку, принимавшему участие в составе русских войск в Азовском походе, присвоено старшинство с 1696 года.

Между тем, специалисты из департамента науки и образования Краснодарского края утверждают, что «старшинство Войска и дата образования Войска – не одно и тоже». Это как понимать? Старшинство присвоено войску, которого еще не существовало? Вряд ли в царское время в военном ведомстве были возможны подобные «ляпы».

Но, даже согласившись с трактовкой чиновников департамента, было бы логично считать родоначальником Кубанского казачьего войска именно Хоперский полк, а не Черноморское войско запорожцев. Ведь Хоперский полк старше.

Об основании ККВ в своей книге «Кубанское казачье войско. 1696-1888» пишет историк Фелицын, именем которого назван музей в Краснодаре. Название исторического очерка П.П. Короленко «Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696-1896», изданное в 1896 году, также говорит само за себя. Кстати, оба историка пережили 1860 год, но почему-то ни тот, ни другой не упоминают его как год основания Кубанского казачьего войска.

На каких же «исторических данных» основываются сегодняшние местные историки - Громов, Ратушняк, Зенгин, Балабаев?

По одной из версий современных историков, Фелицына и Короленко просто заставили указать 1696 год в качестве года образования Войска. Интересно, кто и зачем? На памятнике Екатерине Великой указан год основания 1696-й. Снова заставили?

А вот цитаты со стелы, расположенной рядом с Театральной площадью: «Кубанскому казачъяму войску Екатеринодарское городское общество въ ознаменованIе двухъ-сотъ-летIя войска. 8 сентября 1896 г». И на другой стороне: «Въ благополучIе императора Николая II исполнилось двухъ-сотъ-летIе Кубанского казачьего войска образовавшегося въ 1860 году изъ войскъ черноморского и части линейного казачъяго войска по старшинству старейшего изъ входящихъ въ составъ его Хоперского полка».

То есть в 1860 году произошло слияние войск. Кубанскому казачьему войску сейчас 316 лет, начиная со времени его образования. Однако местные историки и чиновники занимают довольно-таки странную позицию, продолжая утверждать, что считать годом образования ККВ 1696 нельзя! По их мнению, в то далекое время на Кубани были казаки донские, терские, и другие, но не как единое Кубанское казачье войско. А ККВ было образовано только в 1860 году! Позвольте, но ведь всякое большое начинается с малого. И Москва начиналась с нескольких домов, однако датой ее основания считается первое упоминание в исторических документах.

Кстати, на заре советской эпохи казаки были ликвидированы как сословие. Так может, нам следует считать годом образования ККВ 1991? Ведь в советское время казаков на Кубани не было, был рабочий класс, интеллигенция, творческая и нетворческая, и другие представители советского общества.

Отцы-основатели

Разница между временем появления на Кубани запорожцев и временем образования Кубанского казачьего войска довольно внушительная. Так кого же справедливо считать первым атаманом ККВ?

В учебнике «История Кубани» (Краснодар, 2000 г., стр.70) указано, что атаманом первого Кубанского казачьего войска был Савелий Пахомов. Также говорится, что он оставался атаманом «по крайней мере, до 1709 г.». Жили казаки в своем войсковом центре, городе Копыле (район современного Славянска-на-Кубани). Быть может, портрет Пахомова повесить первым в ряду атаманов Кубани?

Но нет! Как же в таком случае праздник – дата высадки запорожских казаков на Тамань, который с недавнего времени так широко празднуется на Кубани? В сентябре 2009 года с помпой праздновали открытие «Атамани». В пламенных речах руководством края восхвалялись казаки-запорожцы, но не было ни слова о казаках, которые на протяжении 96 лет до высадки запорожцев жили на территории края!

«Построенной, широко разрекламированной новой станицей «Атамань»  вольно или невольно была подчеркнута принадлежность Кубани Украине, – считает Юрий Мишанин. – Вот они, запорожцы, «первые» прибыли на Кубань и с этого момента началось ее освоение! «Атамань» никакого отношения не имеет к Кубанскому казачьему Войску и России – это подарок Украине».

Действительно, если войсковым центром считался город Копыл, намного логичнее было бы построить музей-станицу в окрестностях Славянска-на-Кубани.

Кстати, помимо «Атамани» в дополнение к идее доминирующей роли запорожцев в истории ККВ, в центре Краснодара установлен барельеф «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Вот только письмо это писали не на Кубани, а на территории Украины, на острове Хортица, где было расположено Запорожское войско. Возможно, в ближайшем будущем в краевом центре появятся памятники Чепеге и Головатому, но они опять-таки будут относиться лишь к украинской ветви ККВ. Почему же руководство нынешнего Кубанского казачьего войска так обделяет вниманием русских атаманов, донских казаков? Почему не памятник Пахомову?

Местные историки винят его в отсутствии какой-либо связи, как с Черноморским, так и с Кавказским линейным и с нынешним Кубанским казачьим войском. И «вообще он был избран атаманом за несколько лет до 1696 г». Но какая может быть связь Пахомова с Черноморским войском, если с 1696 по 1792 годы и духу этого Черноморского войска не было на Кубани? Какая может быть связь с Кавказским войском, если Хоперский полк поселился на Кубани в 1716 году? Ну, а то, что Пахомов был избран атаманом войска до 1696 года, еще больше подтверждает его право считаться первым Атаманом ККВ.

По мнению Николая Долуды, атамана ККВ, Пахомова нельзя считать таковым еще и по той причине, что «назвать старовера первым атаманом Кубанского казачьего войска, все равно, что день перепугать с ночью!!!» Вот это да! А бывшего члена КПСС Громова назвать атаманом и поместить в галерею портретов, значит, можно? О роли коммунистической партии в судьбе казачества мы уже упоминали, но что плохого для казачества и православия сделали староверы?

Хорошо, коль раскольникам не место в галерее первых атаманов, поищем других. Быть может, атаман Петр Мурзенко, прибывший на Кубань в 1688 году с «тремя крупными партиями донских казаков, основавших между Темрюком и Копылом городки», достоин чести называться основателем ККВ? О нем в своей книге «Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г» писал, как ни странно, Валерий Ратушняк. Правда, книга была издана в 1996 году, наверное, в те времена, украинизация кубанского казачества еще не расцвела таким махровым цветом.

Согласно «Исторiи Кубанского казачьяго войска», в 1744 году атаманом кубанских казаков был Яким Игнатович. Почему бы Игнатовича не включить в состав первых Атаманов войска и не поместить его портрет в галерее портретов впереди Чепеги?

А почему бы не считать основателем ККВ князя Потемкина, силами которого Кубань была присоединена к Российской империи? Если верить тому же Щербине, по Указу Екатерины Великой 1 марта 1790 он был назначен Великим гетманом, т.е. атаманом Екатеринославских и Черноморских казачьих войск. Кто, как не Потемкин, записанный в казачью общину под именем Грицько Нечесы, сделал все возможное, чтобы переселить запорожцев на Кубань? Ведь без его ходатайства этого бы не случилось.

Однако сегодня имя крупнейшего военного и государственного деятеля времен Екатерины Великой почему-то нигде в Краснодарском крае не упоминается. Его именем не называются улицы, в его честь не устанавливаются памятники (правда, фигура князя все-таки присутствует на памятнике Екатерине Великой). Именно фельдмаршал Потемкин командовал войсками на Кавказе с 1776 по 1791 годы, под его руководством к России был присоединен Крым, заложен Черноморский флот. Да и в целом историческая роль Потемкина в истории Кубани многократно больше роли того же Чепеги.

Но, по мнению Николая Долуды, портрет князя тоже нельзя поместить в галерею первых атаманов, потому что он был поставлен атаманом войска «в знак уважения к казакам и за заслуги в русско-турецкой войне». Видимо, для г-на Долуды это большая новость, что атаманов выбирают за определенные заслуги. И потом, разве сам нынешний атаман ККВ был выбран на должность не по той же причине?

Кстати, когда в 1860 году произошло объединение войск – Линейного (донские казаки) и Черноморского (запорожцев) в единое Кубанское казачье войско, наказным атаманом его был выбран генерал Николай Евдокимов. Но почему же в буклетах и школьных учебниках нет его портрета?

Похоже, на наших глазах в очередной раз переписывается история. Нынешнее Кубанское казачье войско старается всеми силами вычеркнуть из своей истории русских атаманов, да при этом чиновники от казачества еще и смеют называть себя благодарными потомками. Когда же, наконец, прекратится это оболванивание народа и будет восстановлена историческая справедливость? Ведь кубанские казаки – потомки не только Чепеги и Головатого, но и Платова, Ермака, Потемкина, Пахомова, Евдокимова и других славных сынов России.

Продолжение следует...


Автор: Наталья Кажан


Источник: http://kuban.mk.ru/article/2012/07/24/729047-temnyie-pyatna-istorii-kubanskogo-kazachestva.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Кубанское казачье войско | Просмотров: 3755 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 251 2 3 »
24  
Вот бы расставить всё по своим местам и начать с истории и тёмных пятен не было бы.

23  
Тесак, ВОЛНУЕТ-У нас тута свой геноцид, да и восстания не за горами -НИКЕЛЬ

22  
21 Роганский "... и те кто выполняли роль ДОЗОРА (разъездов)(соблюдение порядка, проезда и прохода), на переправах и дорогах, получили название Казаки или Козаки."

А те Черкасы которые громили Босфор, у которых было Войско Запорожское - Черкаское, тоже из тех "дозорных"? К стати, в источниках тех веков, их писали ТОЛЬКО как ЧЕРКАСАМИ. А для переправ и дорог, не много ли было казаков?

Фамилия Кажан - в белорусском языке называют летучую мышь. В киргизском Кажан -"огрызаться, стервенеть".

Автор, Наталья Кажан.

Вот мне интересно, чем руководствовалась эта Казачка?, когда вбрасывала этот сырой материал на уровне слухов (недовольства отдельной категории), материал вкинут как кость для грызни. Возможно, что этот автор, является сотрудником «Эхо Москвы», т.е. борцов за свободу, за свою свободу (потомки Кагановичей и Троцких).

Для казака?, под псевдонимом «Наталья Кажан» (летучая мышь), по поводу украинизации:

1 (Обычным же языком черкас был, конечно, малороссийский язык – «як их маты учила».)
2 (Поэтому все писания малороссов в Москву не носят ни малейшего следа их родного языка.)

*территория где проживали Казаки, издревле так и называлась «РУСЬ», а значение украина от «у краина» т.е. у края, там где наводили границу (валы, засеки, острога)(записи проводили специально обученные люди, и форма что должна отражать действие, передавала форму существительную), т.е., приграничная зона, которая в свою очередь, требовала порядка (соблюдение порядка прохождения, через земли, проживавших на тех землях народов, «РУСЬ народов»), и люди в том не виноваты, что на территории Руси проходил делёж их земель «каменщиками» (банкирами), и те кто выполняли роль ДОЗОРА (разъездов)(соблюдение порядка, проезда и прохода), на переправах и дорогах, получили название Казаки или Козаки.

20  
О приверженности к кровавым традициям «расказачивания» заявил в 1932 году на Кубани, первый друг Сталина, его правая рука - Каганович:
«Надо, чтобы все кубанские казаки знали, как в 1921 году терских казаков перестреляли, которые сопротивлялись Советской власти. Так и сейчас… А вам не нравится здесь работать, мы переселим вас. Могут сказать, как же это переселите, - это беззаконность. Нет, это законность». (История СССР,1989г,№3, с. 49)

По словам племянника Кагановича Стюарта Яковлевича Кагана, Каганович с детства люто ненавидел казаков «за антисемитизм». Он получил огромное удовольствие, выселив в Сибирь жителей… казачьих станиц. … В этом проявилась его месть…»
И Каганович «испытывал почти патологическую радость от того, что может диктовать казакам свою волю. (…) Теперь все они заплатят - мужчины, женщины, дети, - неважно кто. (…) Он никогда не прощал, никогда не забывал» (Каган С. Кремлёвский волк. - М., 1991, с. 148-149)

О Крёстном пути казачества рассказывает и прошедший ад Беломорканала видный русский писатель-монархист Иван Лукьянович Солоневич:
«… Часто мы проезжали по служебным командировкам, и по Дону, и по Кубани, и по Тереку, и всякий раз видели, как один за одним тянутся на север бесконечные эшелоны ссылаемых казаков. С жёнами и детьми, набиты казаки, стар и млад, в товарные, зимою не отапливаемые вагоны; месяцами длится страдный путь, мрут все, кто не отличается исключительной выносливостью, и как мухи, мрут дети… Мы сами видели на остановках груды детских трупиков, их при осмотре выкидывают чекисты из вагонов. Много ли дойдёт высылаемых до мест назначения - сказать трудно… (…)
Советская власть и прежде не доверяла казачеству. Ненавидит и не доверяет ему и теперь. (…) Первое время пользовались некоторыми льготами те казаки, которые поверили советским обещаниям и не ушли в заграничный поход с белыми или даже сражались против белых на красной стороне. Но скоро и такое красное казачество взято было под подозрение, подвергнуто физическому уничтожению. Теперь его остатки несут такой же тяжкий крест, как и остальные казачьи элементы». (Атаманский Вестник» (Париж), 1937, №8, с7-8)

19  
казак-семирек (27.07.2012 19:24) Вы совершенно не знаете истории Российского государства и казачества в том числе. Как известно, Терское войско было не таким многочисленным как ВВД или ККВ. И потери от массового геноцида в 19 году, когда под Бесланом зверски убили 35 тыс. казаков с семьями, ощутимы для терцев в том и для моего рода. А Североуральск строили мои родственники и не по собственному желанию. Вы говорите строем ходили и никаких потрясений? А Новочеркасск 1961 год, а Чечня 1973 год? Вам что либо известно об этих событиях? Не знаете архитекторов возрождения? Имя есть - ЦК КПСС. Это члены этой организации возглавили процесс возрождения. И не потому, что им дорого казачество, а по секретной Директиве ЦК КПСС партийным фуннкционерам было предписано всеми силами препятствовать инициативе снизу по возрождению казачества, а если не возможно препятствовать, то возглавит этот процесс. А куда пришло возрождение уже видно. Есть десятки примеров как эти функционеры разваливали зарождающееся возрождение. Вот так отдельными личностями и извращается ИСТОРИЯ. И взгляд казак-семирек с окраин бывшей империи совсем в духе идеологии ЦК КПСС. Учите историю, товарищ!

18  
Первые пять дней боя, затихавшего только по ночам, не дали решительно никаких результатов. Штыковые атаки всегда кончались в пользу повстанцев.
С шестого дня обозначился перевес на стороне красных, пустивших в ход артиллерию, танки и даже газы.
Несмотря на недостаток оружия, численное превосходство неприятеля, на большое число раненых и убитых и недостачу продовольствия и военных припасов, восставшие держались в общем 12 дней и только на тринадцатый день бой по всей линии прекратился.
В результате — тысячи убитых и раненых с обеих сторон. Все больницы переполнены ранеными и искалеченными.
Приказ Сталина гласил кратко: выслать все активное казачье население на север в концлагери.
Всего подготовлено к высылке около 18 тыс. человек, собранных со всей области и расположившихся в ожидании транспорта у ж.д. станции.
Самое большее, можно отправлять по 200—300 чел. в день, за отсутствием подвижного состава, продовольствия, угля и пр.
Пока вся армия пленных живет под открытым небом, частью в вырытых наскоро землянках, частью на голой земле в ужаснейших условиях.
Выходит, Фастовецкая напрямую ни при чем. Указано, что возникло воссттание в 14 верстах от Тихорецкой, это примерно может быть Новоромановка, Новорождественская, Новолеушковская. Так где же был штаб этого восстания? Наверное мы так и не узнаем...

КФЭЭ-1996.
АК 937. Станица Новорождественская.
Инф.: Сивцов Степан Иванович, (1909 г.р.), казак.
…И выселялы и «шайками» расстреливалы, и голодом томили, и шо тильки не делали тут. Да, тридцать третий, тридцать второй. Значит так. В двадцать втором году убрали хлеб, а потом неврожай, понял? Вот тебе голод образовался. А потом когда при «нэпи» сталы люды багато жить, так... В амбарах было [много] хлиба и пишла развеска [продразвёрстка], понятно? Развеска пошла и забрали хлеб, на Кубани и Крыму забрали хлеб. Ничо не оставили и никому ничо. Даже шукали ямы, в ямах хдеб. Да тут не одни казаки были. Сталин на основании коллективизации и ликвидации кулачества... Да у кого хлеба того не было. Хоть бы ты там расеиц, хоть бы ты казак, раз хлеб есть, значит давай. Да ета хлеба мало, кажуть. Ешо вы там не выполнили много [план]. Тут ешо был какой-то, у Растове сидел, забыл как ево фамилия [первый секретарь], да ладно. Дак вот, как зашли и забрали в каво картошки были, и всё забрали. Потом шабаташ [саботаж] сказали, што шабаташ в станице, [станица] на «чёрной доске». Ну, на «чёрной доске», значит это такая станица, шо самая худшая станица, против советской власти пошла. Выселяли, дохли люди, дохли голодные.

казак-семирек [b]"Все строем ходили и в колхозы записывались."
[/b]
Тебя бы в тот строй... И совет. Не зная истории чужого тебе края, лучше промолчи. А что касаемо самой статьи "Темные пятна истории кубанского казачества", что то не кто не хочет ее просветлить. Боятся мрази вспоминать геноцид народа!!!

17  
казак-семирек "А где же был Ваш род казачий, когда большевики казаков гнобили?"

Для несведущих, хочу сказать. Кубанские казаки единственные из всех казачьих войск выставившие в ГВ полки всех возрастных групп. И в 1924 году вели борьбу с соввластью. Пример - отряд хорунжего Рябоконя. А в 1932 году, в ноябре месяце, в станице Тихорецкой ( Фастовецкой) ныне город, произошло восстание. . Восставшие продержались 12 дней, и после него и были расстреляны ВСЕ, кто был причастен или проявлял сочувствие к восставшим.

казак-семирек "И при власти этой как-то не было восстаний ни на Кубани, ни на Дону. "

… Началась расправа с мирным населением. Расстреливали ночью и днём всех, против кого были малейшие подозрения в симпатии к восставшим. Не было пощады никому, ни детям, ни старикам, женщинам, ни даже больным». («Кавказский казак», 1932, № 12, с. 6)

В конце ноября 1932 года восстали жители станицы Тихорецкой на Кубани, мужественно отражавшие атаки вооружённых до зубов карателей, «пустивших в ход артиллерию, танки и даже газы…».

«Несмотря на недостаток оружия, численное превосходство неприятеля, на большое число раненых и убитых, и недостачу продовольствия и военных припасов, восставшие держались в общем двенадцать дней и только на тринадцатый день бой по всей линии прекратился. (…)
Расправа началась в первый же день после отступления от Тихорецкой повстанцев. Расстреляны были все без исключения пленные, захваченные в боях.

Один из уцелевших повстанцев сообщал в тайно переправленном за границу письме (сохранена орфография подлинника):
«Совершилось великое зло. У нас на Кубани пролылы кровь еще один раз. Наши козакы котори одалы свои головы на олтар отечества, хотя ни сами козакы, а и другi чесни рускы люди православни но всме програно. Царство небесное погибшим… То был не бой, а старинная битва с неравными полчищами китайцев, курсантами кацапами, жидами и прямо из настоящими чортами у которых нет ни совисти ни жалости ни мылости, котори убивалы стариков, старух, и жен, и детей… Ну и мы ж им давалы, будут довго знать що то козакы, котори умиралы и песни спивалы и нычуть смерти ны боялись. Вот где было братство дисциплина и любовь и отвага… Тут булы батьки и сыны, тут булы парубки и дивкы, тут булы учитыля и попы… И уси козакы що с казакамы и умирать нистрашно, и умирали как святые мученики када то за православну. Веру и нычым нас ни могли одолить. Они з ружамы, а мы в большинстве з дрючками и так дiло було пiшло добре. А як прийшлы из газами и газы нас убылы и победылы. Ну хотя нас и разбылы и роизгналы и по розвозылы як котiв у Сибирь, и поверь куманек раненых живыми у ямы закопувалы. Таке було зверство, шо опысаты нельзя». («Кавказский казак», 1933 № 1, с. 15-16)

Экспедиция эта арестовала вновь большей частью старых и пожилых казаков и расстреляла в течение трёх дней 600 казаков. Ежедневно вывозились из тюрьмы к 12 часам дня на пощадь в станице Тихорецкой по 200 человек, которые тут же расстреливались из пулемётов. Предварительно обречённых раздевали донага. Убитых бросали в заранее приготовленные ямы». («Кавказский казак», 1933, № 1,с.8)

«По железной дороге от Кавказской на юго-восток (на Кубани и на Тереке) ходят бронепоезда, так как партизаны рискуют нападать на железнодорожные станции, разбивают продовольственные склады, бьют коммунистов».

Выступление началось в 14 верстах от ст. Тихорецкой. В общем собралось вооруженных казаков свыше 6 тыс. человек, а невооруженных — чуть не все мужское население района.

Восставшие выделили отряд, занявший ст. Тихорецкую после ночного боя с небольшим советским отрядом, охранявшим станцию. Советские комиссары и чекисты частью были убиты в бою, частью бежали в Ростов.
Завладев Тихорецкой и другими путями сообщения, восставшие во всех захваченных округах ликвидировали советскую власть. Почти целую неделю захваченные районы находились под властью восставших.
Посланные ростовскими властями на первых порах слабые воинские части особого назначения были разбиты с большими потерями: восставшим удалось в первые три дня захватить 4 полевых орудия, 11 пулеметов, несколько сот ружей с патронами и большое количество перевязочных средств.
К месту главного боя советское правительство стянуло с разных мест Кавказа войска всех родов оружия и две школы красных курсантов, которыми командовала тройка, специально присланная из Москвы. Повстанцы оказали отчаянное сопротивление. Каждая пядь земли защищалась ими с необычайным ожесточением.

15  
"Темные пятна истории кубанского казачества".

Это "темные пятна" дерьма брошенные на казаков Черноморцев пришедшими с Рассеи на все готовое после 1860 года - иногоРОДними .
Не их предки гибли в той жестокой Кавказской войне в Черномории. Не они поднимали дикую Кубанскую степь в поте с кровавыми мозолями. Зато они лихо участвовали в геноциде казачьего народа в ГВ и коллективизации. И эта же гидра опять поднимает голову своего не смытого позора...

13  
Не можек КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО ЖИТЬ по традициям предков, не предусмотрели архитекторы возрождения казачества таких вольностей.

Господин ЮЖАНИН!!! Я горжусь, что знаю Вас заочно!!!

1-10 11-20 21-22
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]