Воскресенье, 13:12
Главная / Первый визит первого казачьего митрополита на Украину

Первый визит первого казачьего митрополита на Украину

08.09.2012 20:45
Первый визит первого казачьего митрополита на Украину

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Председатель Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл с сотрудником Комитета о. Тимофеем Чайкиным, советниками В.Д.Маказаном, А.А.Зборовским и В.Н.Безуглым, в дни Успенского поста проехали всю Украину с востока на запад и с севера на юг. Посетили все три Успенских Лавры, где участвовали в службах, молились за все православное казачество. Провели встречи с руководством Киевской митрополии, священниками, окормляющими казачество, атаманами и казаками, писателями и краеведами.

Целью поездки являлось ознакомление с жизнью и деятельностью казачьих организаций Украины, и налаживание рабочих контактов с атаманами и представителями духовенства Украинской Православной Церкви, участвующими в окормлении казаков.

По маршруту поездки встречи митрополита с казаками прошли в Славянске (Святогорская Лавра), Киеве (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра), Новоград-Волынске, Почаеве (Свято-Успенская Почаевская Лавра), Запорожье (о. Хортица).

25 августа владыка Кирилл выехал для работы в Ставрополь. После его отъезда советники направились в Крым, где встретились с атаманами Автономной Республики Крым, в том числе, из Севастополя.

В результате поездки удалось установить деловые контакты и собрать некоторые данные о деятельности наиболее представительных казачьих организаций Украины и Крыма. В их числе международное объединение «Верное Казачество», Союз Казаков Украины «Войско Запорожское», Объединение казаков Крыма.

Подробный отчет о поездке занимает более 20 листов и выйдет отдельным приложением к аналитическому обзору «Казаки в Интернете», который выпускается Казачьим Информационно-аналитическим Центром. Ниже представляем несколько сокращенный вариант отчета.

 

Особенности казачества на Украине.

Для понимания специфики и отличия в деятельности казачьих организаций на Украине и в России стоит учесть следующее.

В августе 2011 года в Украине было отменено распоряжение Кабинета Министров Украины от 5 октября 2000 года N395 (395-2000-г) «Об обеспечении деятельности Координационного совета по вопросам развития Украинского казачества».

30 декабря 2011 года Президент Украины Виктор Янукович своим указом признал утратившими силу три указа: № 1092 от 15 ноября 2001 года «О Национальной программе возрождения и развития Украинского казачества», № 916 от 4 июня 2005 года «О Совете украинского казачества» и № 378 от 4 мая 2007 года «О мерах по поддержке развития Украинского казачества».

Кроме того, Президент подписал указ о прекращении деятельности Совета Украинского казачества.
Той же осенью Постановлением Кабинета Министров Украины создан новый Координационный совет по вопросам развития казачества в Украине.

Но уже поскромнее, без приставки «УКРАИНСКОГО» и под руководством адмирала флота, министра обороны Украины М.Б. Ежеля (с февраля 2012 года его сменил Д.А. Саламатин), заместителя председателя совета епископа Конотопского и Глуховского Украинской православной церкви Московского Патриархата Иосифа и секретаря совета, хорошо известного в казачьих кругах Украины, главного атамана «Верного казачества» А.С. Селиванова.

Как отмечается на одном из украинских блогов

- Современному прагматическому руководству Украины эти бесконечные ритуальные танцы с булавой гетманов и атаманов от казачества скучны, неинтересны, и, главное, не востребованы!
Дальше раздачи потешных чинов и наград не на что наше «козацьке керiвництво» не способно. Ну, не идут мифические полки и дивизии с армиями верных казаков голосовать за «нужного» кандидата в президенты, или народные депутаты. Ну, не хотят силовые ведомства Украины вместе с казаками проводить следственно-розыскные мероприятия, регулировать дорожное движение, обеспечивать защиту и охрану государственной границы Украины. Да и одного желания этих ведомств и служб недостаточно.

Годом ранее до указа президента Украины о прекращении деятельности Совета Украинского казачества, упомянутый выше А.С. Селиванов в публичном обращении к казакам приводил следующие наблюдения:

- по самым скромным оценкам, на Украине насчитывается от сорока тысяч человек, имеющих удостоверение разных «генералов» казачества. «Генерал-есаулы», «генерал-хорунжие», «генерал-майоры», «генерал-лейтенанты», «генерал-полковники», «генералы армии казачества», «генерал-атаманы», «маршалы казачества».
- Не секрет, что во многих украинских организациях присвоение «генеральских» чинов или званий – это способ привлечь людей в свою организацию. Наличие среди «казачьих генералов» нескольких, известных нам порядочных людей, картины не меняет.

- Власть в упор не видит казачества Украины, не принимает и не примет законов только потому, что казачество превращено в клоунаду. Отирающиеся в приёмных «генералы» с «реестрами» из сотен тысяч «казаков», взятых из списков ЖЭКов, ВУЗов, предприятий и колхозов – это балаган.

Источник: http://andskp.ucoz.ua/news/otkrytoe_obrashhenie_k_atamanam_kazachikh_organizacij_ukrainy/2010-12-15-8

 

Наиболее значимые встречи и контакты с казаками и их духовниками на Украине и в Крыму

«Круглый стол» в Киеве

В Киеве митрополита Кирилла встречал атаман и казаки «Верного казачества».

21 августа был организован «круглый стол» на тему «Сотрудничество Православной Церкви и казачества: российский и украинский опыт».

В работе круглого стола приняли участие Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с казачеством, епископ Ямпольский Иосиф, Председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодёжи, а также секретарь Координационного совета по вопросам развития казачества в Украине А.С. Селиванов, члены Координационного совета и представители шести казачьих организаций – Верного Казачества, Казачества Запорожского, Вольного Казачества, Всеукраинского казацкого войска и Войска верных казаков Черноморских из шести областей Украины.

Атаманы (собралось 30 атаманов из регионов центральной, северо-восточной и южной Украины), с большим интересом выслушали выступление митрополита Кирилла и прибывших с ним сотрудников Синодального Комитета. Выразили желание участвовать в мероприятиях, направленных на объединение казачества, в Донском монастыре города Москвы, где располагается Синодальный Комитет. Отметили важность информационной работы, которой зачастую казачьи общества пренебрегают, не информируя общество о своей деятельности.

 

Решили, что этот недочёт надо исправлять, в том числе, усиливая работу казачьих информационных ресурсов, таких как российский сайт «Казачий информационно-аналитический Центр» и украинский - «Верное Казачество».

По итогам «круглого стола» был принят меморандум, направленный на укрепление дружеских связей между казаками Украины и России.

Фотография на память о мероприятии

Встреча с казаками в гор. Новоград-Волынский

22 августа Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл посетил город Новоград-Волынский, где его встречали представители Верного Казачества Житомирской области и Благочинный, духовник казачьего общества, священник Стефан (Маркевич).

Казачья организация «Верного казачества» в городе Новоград-Волынский особенная. Она же является филиалом Всемирного русского Собора, представляет русский культурный центр, ведет заметную работу по развитию культурных связей между братскими народами России и Украины. Казаки стремятся вовлечь в эту работу молодёжь, организовали детскую школу. Особенно важно, что они добились разрешения на строительство Храма Иоанна Русского – казачьего святого. При храме планируется открытие центра, где будет проводиться военно-патриотическое воспитание молодежи, а также создан русский культурный центр. Владыка осмотрел предполагаемое место его строительства и дал свое благословение.

Новоград-Волынский – это военный город, поэтому казачьи дела, военно-патриотическое воспитание молодёжи привлекают здесь особенное внимание горожан.

 

Верные Казаки обсудили с председателями «казачьих» синодальных отделов Украины и России, владыками Кириллом и Иосифом, вопросы строительства и казачьей жизни. Митрополит Кирилл поблагодарил Верных Казаков за службу и отметил их силу духа, благодаря которой они держатся вместе и твёрдо идут к намеченным целям, несмотря на любые трудности и искушения.

Лейтмотивом всех встреч и выступлений со стороны «Верного казачества» звучало – «Казак без Веры не казак!» и «В единстве наша сила!». Соработничество с Русской Православной Церковью принималось ключевым условием и главной базовой ценностью возрождаемого казачества.

 

Совещание со священниками, окормляющими казачьи организации на Украине

В этот же день 22 августа, утром, в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось совещание священников, окормляющих казачьи общества Украины. Духовники прибыли из многих епархий по призыву Председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества Украины, чтобы встретиться с Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, прибывшим в Украину специально для общения с казаками и священством. Владыка Кирилл рассказал о ситуации в российском казачестве, об опыте воцерковления казаков, о взаимодействии Церкви, казачества и государственных органов.

 

Владыка призвал духовенство Украины уделить максимум внимания именно казакам, ведь казачество – это сообщество, изначально декларирующее себя Православным, и поэтому оно предрасположено к воцерковлению.
Большой интерес у украинского духовенства вызвала информация Митрополита Кирилла о чинопоследовании, разработанном для окормления казачества - специальных сборников, которые используются при проведении казачьих кругов, освящения знамён и оружия и прочих казачьих нужд.

Духовники украинских казачьих обществ рассказали о своём опыте, который связан с годами возрождения казачества в Украине. Особенный интерес вызвали выступления казачьих священников Полтавской, Запорожской и Бердянской епархий.

 

На родине казачества

Запорожье является колыбелью казачества и официально признается на Украине как государство образующий фактор. В связи с этим встреча владыки с казаками в Запорожье стала самым знаменательным событием, освещавшимся в СМИ и вызвавшим повышенный интерес общественных, а также политических и других сил.

При том, что в Украине нет господдержки казачества (все с большим интересом расспрашивали о российском опыте) в Запорожье давно действует местная система взаимодействия казачества и обладминистрации, юридически оформленная решениями законодательной и исполнительной власти. Его особенность сегодня, прежде всего, защита, часто физическая оборона и охрана православия, всех Лавр, многих монастырей и храмов. Хорошо налажена система работы с казачатами. Существует 19 школ джур, сеть центров преподавания Казачьего Спаса.

Информация о Союзе Казаков Украины «Войско Запорожское»

Полное наименование организации – «Казачье войско Запорожское Низовое» (КВЗН).

В 1989 году в Запорожье сформировался так называемый полит-клуб «Січ». Он представлял собой неформальное объединение городской интеллигенции, людей с самыми разными, зачастую противоположными, интересами и мировоззрением. Предложение дать клубу название «Січ» внес молодой запорожский историк Александр Панченко. Как оказалось, эта мимолетная идея оказала влияние на всю его дальнейшую жизнь.

А тогда полным ходом шла подготовка к празднованию 500-летия казачества - несколько условной (привязанной к дате первого летописного упоминания о запорожских казаках), но от этого не менее торжественной даты.

Атмосфера наступающего праздника способствовала возрождению массового интереса к казачеству. На этой волне возрождение казачество активно началось и в России. В июле 1990 года на Казацком Коле на острове Хортица запорожские энтузиасты впервые приняли решение о воссоздании Коша.

Но официальным днем возрождения запорожского казачества является 8 декабря 1991 года. Тогда в ДК ЦИМЕЖ на Хортице состоялась первая легальная Рада украинского казачества, которая приняла решение о создании «Казачье товарищество «Запорізька Січ». Тогда же был избран и первый атаман.

Правда, после регистрации деятельность казачества почти не изменилась. Раз в неделю новые сичевики собирались в комнатку культурно-делового центра «Байда», вспоминали гетманов, обсуждали спорные моменты истории, строили некие прожекты. Приходили представители различных «націонал-свідомих» движений, пытались вовлечь казачество в политические игрища.

В результате то казачество не смогло дать состоятельный ответ на вопрос «Что делать?». Регистрация ведь не была конечной целью. Каждый год менялись атаманы. Противоречия возникали по многим вопросам. От глобальных - политических предпочтений, до организационных - например, ношения формы. Часть казаков не желала походить, например, на российское казачество. В основном противниками были люди, которым Россия представлялась в образе врага. А это уже вопрос политический. Впрочем, такие сторонники сичевых шаровар в действительности не собирались красоваться на улицах в этих самых шароварах. Все эти противоречия через два года привели к появлению еще одного казачьего сообщества - Казачьего войска Запорожского низового.

Можно сказать, что разделение произошло по политическим признакам - на сторонников украинского национализма и казачьего единства. Фактически «Запорізька Січ» стала оплотом национализма. А КВЗН установило и до сих пор поддерживает дружеские отношения с донскими, кубанскими и иными казаками за рубежом. Но главным фактором стали не столько противоречия по казачьим вопросам, сколько нетерпимость по отношению к мировоззрению «оппонентов». Кстати, многие из тогдашних виновников раскола оказались людьми случайными. Сделав свое черное дело, они спустя некоторое время покинули казачество.

Изначально КВЗН определило для себя четыре основных направления деятельности. Первый - военно-патриотическое воспитание молодежи, адресная подготовка к службе в армии. Второе - помощь государству в охране общественного порядка. Особенно в сельской местности. Третье - развитие казачьей экономики. Четвертое - развитие казачьей традиции, культуры, истории, популяризация ее среди населения. Именно в том, что у Войска появилась четкая программа деятельности, заключается рецепт его успеха. Сегодня в Украине зарегистрировано множество «казачеств», у которых нет такой программы, которые действуют хаотично и бессистемно.
Возможно, самое результативное направление работы КВЗН это работа с молодежью. С 1993 года в Запорожской области появляются так называемые школы джур. Сегодня это профессионально работающие внешкольные учебно-воспитательные заведения, со своими зданиями, штатом учителей. С 1998 года эти школы получили статус государственных. От обычных школьников джуры отличаются наличием формы, дисциплины и субординации в обучающем процессе, военно-физкультурном уклоне, углубленном изучении истории и культуры нашего народа. Им прививают духовность, любовь к родной земле, казачеству. Школы джур стали настолько популярны среди родителей, желающих отдать своих детей в подобные заведения, что, например, в Энергодаре, существует конкурс среди поступающих, не уступающий конкурсу во многие престижные вузы. Только в запорожской школе джур постоянно обучается свыше 600 учеников. В конце 90-х годом Войском был подписан договор с Академией пограничных войск Украины о прохождении лучшими выпускниками школ джур военной службы в этом роде войск. Сегодня в Украине 34 офицера-пограничника - бывшие джуры. К сожалению, из-за политической ситуации сотрудничество КВЗН с погранвойсками стало не столь эффективным.

Помощь государству в охране общественного порядка КВЗН осуществляет путем создания казачьих спецдружин. Помогают казаки во время проведения массовых мероприятий. Охраняют храмы во время крупных православных праздников, школы. Патрулируют местности, охраняемые государством. В частности, организовывают рейды по своей родной Хортице. В сельской местности заключаются с сельскохозяйственными предприятиями договора об охране урожая. Это выгодно обеим сторонам и эффективно. Кроме того, само присутствие казаков в степях оздоровляет тамошнюю криминогенную обстановку. Ведь ни для кого не является секретом, что зачастую на несколько сел приходится один участковый инспектор. И каждая пресеченная попытка воровства домашней живности или урожая - это лучшая пропаганда казачьей идеи.

Казачество стремится не быть иждивенцем, а самостоятельно зарабатывать деньги и обеспечивать свои нужды. Это стремление и называется «становлением казачьей экономики». В 2002 году запорожским областным советом была принята трехлетняя государственная программа поддержки казачества. Ее главное, революционное достижение, заключается в пункте 7.4, согласно которому казаки получили возможность на льготных условиях использовать в сельскохозяйственных целях земельные угодья из резервных земельных фондов государства. Это позволяет им уже просто охранять чужие урожаи, а самостоятельно выращивать их. Казаки разводят рыбу в ставках, разбивают сады, занимаются животноводством. Предусмотрено бюджетное финансирование казачьих мероприятий. Вторая аналогичная программа была принята на 2006-2009 годы. Сейчас готовится новая программа, поскольку обоюдная выгода сотрудничества государства с казачеством очевидна. К сожалению, ничего подобного до сих пор не удалось добиться казакам в других областях страны.

СКУ «Войско Запорожское» состоит из 14 паланок (самоуправляемых областных и республиканской в Крыму казачьих организаций), которые, в свой черёд, делятся на курени (районные организации), а те - на сотни (общины казаков на селе). Кроме того, на правах широкой автономии в СКУ входит ряд отдельных полков - например, полк имени Ивана Богуна, что в г. Снежном Донецкой области, а также школы джур (юных казаков) и казачьих спецдружин охраны общественного порядка (КСД). В одном лишь КВЗН 10 школ джур и 17 КСД.

Всего же Войско Запорожское объединяет свыше двух тысяч полностью экипированных казаков, находящихся в состоянии мобилизационной готовности. Многие из них имеют высшее военное или юридическое образование, а также солидный стаж службы на командных должностях в

Вооружённых силах и правоохранительных органах. Не случайно именно казаки-запорожцы атамана Панченко по первому же сигналу тревоги выезжали в Крым и Тернопольскую область, дабы предотвратить захват экстремистами Свято-Успенского мужского монастыря в Бахчисарае и Свято-Успенской Лавры в Почаеве. Говоруны же с маршальскими звёздами, ряженые «под казаков», в это время тихо сидели по домам.

Именно запорожцы во главе со своим батькой в конце ноября 2004 года живой стеной стояли в оцеплении перед зданием Кабинета министров Украины, куда вот-вот собирались ворваться привезённые из Галиции экспортёры «демократической революции». Стояли до тех пор, пока «сверху» не дали команду «отбой!».

В рамках Войска действуют два десятка школ джур. Четыре из них смело можно назвать элитными - этаким прообразом казачьих кадетских корпусов. Это Запорожская, Энергодарская, Новомосковская и Покровская (в Днепропетровской области) школы. Запорожская - вообще первая в Украине. Ей уже 16 с лишним лет. Джуры растут абсолютно трезвыми, духовно и физически развитыми людьми, впитавшими в себя ценности украинской национальной культуры и знание подлинной истории Отечества. Многие из них становятся кадровыми офицерами силовых структур. А юные казачки - отличными хозяйками и матерями.

24 августа, по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, Председатель Синодального комитета по вопросам взаимодействия с казачеством Русской Православной Церкви прибыл в Запорожье.

Высокого гостя на легендарном острове Хортица, встретили представители куреней и старшина Казачьего Войска Запорожского Низового во главе с Верховным атаманом генерал - хорунжим А.В.Панченко, Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский, духовенство.

В ходе беседы, состоявшейся в храме историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь», Митрополит Кирилл рассказал казакам и духовенству о государственной политике РФ в отношении российского казачества, об опыте воцерковления казаков и казачьей жизни.

В свою очередь, Верховный атаман Союза казаков Украины «Войско Запорожское» генерал-хорунжий Александр Панченко ознакомил присутствующих с особенностями развития казачества в Украине и достижениями Войска, а духовник протоиерей о. Андрей (Кузьмин) поделился многолетним опытом взаимодействия Запорожской епархии с казачеством.

Митрополит Кирилл с сожалением констатировал, что в Синодальный комитет по вопросам взаимодействия с казачеством Русской Православной Церкви информация о развитии Запорожского казачества не поступает или подается в извращенном виде.

В связи с этим достигнута договоренность о тесном информационном сотрудничестве пресс-службы СКУ-«ВЗ» с российским «Казачьим Информационно-аналитическим Центром».

 

Несмотря на то, что в этот день по всей Украине отмечался праздник «День независимости» и довольно жаркую погоду, на встречу с казачьим митрополитом прибыло 150 казаков. Они не только внимательно выслушали выступление владыки и прибывшего вместе с ним архиепископа Запорожского и Мелитопольского Высокопреосвященнейшего Луку, но рассказали о своих делах и достижениях. Было много выступлений, порой эмоциональных, но проникнутых гордостью за то, что делается запорожскими казаками. А делается, как выяснилось, немало. Особо ярко проявилась сила и единство запорожских казаков при защите православных Храмов от захватов иноверцами.

Казаки Крыма

25 августа владыка Кирилл направился для проведения встреч с казаками в Ростов-на-Дону. Работу на Украине продолжили три советника владыки, разъехавшиеся по казачьим организациям. В частности, в этот же день в Крыму была проведена встреча советников владыки с атаманами, входящими в Крымский совет атаманов. Атаманы из восьми казачьих организаций собрались в Симферополе. В том числе, приехали атаманы из Севастополя, где казакам приходится буквально с боями защищать православные символы от поругания.

Советники владыки Кирилла обстоятельно пообщались с председателем Совета атаманов Крыма казачьим полковником Сергеем Юрченко, казачьими журналистами Юрием Першиковым, являющимся руководителем проводимых в Крыму Школ русской журналистики, и Игорем Руденко-Миних.

В ходе визита обсудили сотрудничество казаков в информационной сфере, подготовке журналистов. При этом советниками владыки была дана высокая оценка работы казачьего портала «Новоросс.info». Это заслуживающий серьезного внимания пример организации информационной поддержки казачества, который стоило бы перенять казачьим обществам в России.

Справка по казачеству Крыма

Первые казачьи формирования появились на территории Крыма весной 1994 года как признак автономности и сепаратизма крымской власти. Вновь созданные казачьи отряды имели целью защищать интересы представителей «Блока Россия» и служили альтернативой подразделениям СБУ и МВД, которые не подчинялись президенту Республики Крым Юрию Мешкову.

6 мая 1994 года президент Республики Крым Юрий Мешков подписал Указ «О Казачестве Крыма», в котором говорилось о «возрождении Казачества Крыма как исторически сложившейся культурно-этнической общности».
Однако «возродившееся» Казачество Крыма предоставило широкое поле для политических манипуляций и заявлений лидерам разнообразных казачьих организаций Крыма, как проукраинских, так и пророссийских.
В настоящее время Казачество Крыма является общественным формированием, в то же время милитаризовано, отличается боевитостью, преследует политические цели и выполняет функции «параллельных» силовых структур, в частности, охранные.

Казаки Крыма сыграли решающую роль в защите от захвата крымскими татарами Свято-Успенского монастыря, основанного (не позднее VIII века) византийскими монахами-иконопочитателями, расположенного вблизи гор. Бахчисарай. Им же принадлежит инициатива установления святых Крестов во всех святых местах, городах и селах, на местах боев, устроение лагерей для отдыха и учебы казачат Украины совместно с российскими, приднестровскими и белорусскими казачатами на южном берегу Крыма.

Отдельные казачьи формирования привлекаются для участия в мероприятиях при переделах собственности, рейдерских захватах, хозяйственно-экономических конфликтах («Соболь» В.Храмова), в том числе и таких, которые носят этнический или религиозный характер (Свято-Успенский монастырь, г.Бахчисарай, 2001 г., конфликт на рынке г.Бахчисарая, так называемый «крестоповал» в г.Судак, с.Морское, 1999 г.).

Однако далеко не все казачьи движения причастны к противоправным видам деятельности. В настоящее время на территории Крыма действуют (либо зарегистрированы, но признаков деятельности не проявляют) казачьи организации, которые можно условно разделить следующим образом: казачьи отряды Международного Координационного Совета Казаков Белоруссии, России и Украины; казачьи структуры Украинского Реестрового Казачества и Южнорусского Реестрового Казачества; автономные казачьи отряды, которые не подчиняются указанным центральным органам казачьей власти.

В 2004 году в пригороде г. Симферополя был создан Крымский казачий кадетский корпус. Корпус имеет лицензию на обучение и аккредитацию 2 и 3 ступени, т.е с 5 по 11 класс. Проживание и обучение в корпусе – интернатное. Кадеты носят казачью форму. Гражданская одежда не допускается. Обучение проводится в соответствии с программой средней школы. Дополнительно изучаются ряд предметов, среди них история православия, история казачества, история Крыма, военная топография. Из прикладных и спортивных видов – стрельба, верховая езда, компьютеры, единоборства. Проводятся полевые лагеря в августе с 15 по 31 августа и с 01 по 11 мая.

В Крыму наиболее сильными казачьими объединениями являются Объединение казаков Крыма (ОКК) и Крымский казачий союз (ККС).

Объединение казаков Крыма состоит из порядка 30 казачьих организаций. Руководство осуществляется по очереди всеми атаманами, входящими в объединение. Для этих целей образован Совет атаманов Крыма. В настоящее время его возглавляет Сергей Юрченко.

Объединение казаков Крыма (Совет атаманов Крыма) является наиболее многочисленной и политически активной казачьей организацией в Крыму. Примечательно, что самым первым принципом вхождения в состав Совета провозглашено признание православия Московского патриархата.

Атаман Союза казаков Крыма Юрченко Сергей Николаевич, 22.04.1975 года рождения, житель г.Бахчисарай, казачий полковник, атаман Бахчисарайского казачьего куреня Союза Казаков Украины «Войско Запорожское», депутат Бахчисарайского городского совета, председатель депутатской комиссии по межнациональным отношениям.

Крымский Казачий Союз объединяет более 20 казачьих организаций и, в свою очередь, входит в Постоянный Международный Координационный Совет казаков Белоруссии, Украины, России. Крым представляет Черкашин Владимир Сергеевич, Верховный Атаман Крымского Казачьего Союза.

После 2009 года в ККС произошел раскол. Имеет место ряд внутренних острых конфликтов, которые негативно отражаются на общей деятельности организации и имидже ее лидеров.

Свежий пример. Как сообщил 30 августа с.г. «Новоросс.инфо»:

Выяснением отношений между казачьими организациями полуострова завершилось учредительное собрание координационного совета крымских атаманов в Симферопольской епархии, - сообщает источник портала «Новоросс.инфо», присутствовавший на мероприятии.

«Не постеснялись даже духовенства, сцепились под иконами в храме, что еще больше возмущает, - акцентировал внимание корреспондента «Новоросс.инфо» на моральной стороне конфликта собеседник портала.

По его словам, обсуждение положения и штатной структуры нового совета «сначала переросло в словесную перепалку между представителями двух республиканских организаций, а потом завершилось выяснением отношений, по принципу кто-кого».

«Одному из атаманов порвали рубаху, только за то, что он указал присутствующим на то, что люди из «Русского единства» пытаются жульничать с документами, которые утвердил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В них самовольно внесли правки, не поставив духовенство в известность».

В итоге одна из старейших организаций полуострова Крымский казачий союз (через неделю ККС, объединяющий более двадцати региональных организаций, отмечает свое двадцатилетие – прим. редакции), первой наотрез отказалась от участия в епархиальном совете…

Полный текст: http://novoross.info/kazaki/14101-uchreditelnoe-sobranie-koordinacionnogo-soveta-kazachih-organizaciy-kryma-pri-simferopolskoy-eparhii-zakonchilos-potasovkoy.html

Атаман Крымского Казачьего Союза Черкашин Владимир Сергеевич, 16.09.1952 года рождения, житель Симферополя. С 2006 года – депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым пятого созыва, избран от блока «За Януковича!» (№25 в списке). Член Постоянной комиссии ВР АР Крым по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму, Постоянной комиссии ВР АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан.

Обе организации работают во взаимодействии, проводят много совместных мероприятий.

 

Предварительные итоги

Подводя предварительные итоги встреч с атаманами и казаками Украины и Крыма можно отметить следующее.

Возрождение казачества на Украине проходит в значительно более худших условиях, чем в России, поскольку нет сколько-нибудь ясной политики государства в его отношении. Сам спектр казачества более разномастный. Непомерно большое количество всевозможных мелких организаций с претензионными наименованиями. Более 40 тысяч казачьих «генералов», включая «генерал-полковников», «генералов армии казачества», «генерал-атаманов», «маршалов казачества» сильно дискредитируют казаков в глазах населения Украины и за ее пределами.

В деле окормления казаков со стороны Церкви также немало проблем, связанных с трениями между УПЦ МП и УПЦ КП. Это обстоятельство оказывает влияние на отношения между казачьими организациями.

Отличительной особенностью казачества на Украине является практически полное отсутствие родовой преемственности казачьих традиций, которые весьма заметны среди казаков Дона и Кубани. В связи с этим, не происходит, как в России, деление и конфликты между т.н. родовыми и поверстанными (не имеющими казачьих корней) казаками.

Указанные особенности накладывают заметный отпечаток на деятельность казачьих организаций на Украине. Вместе с тем, существуют и активно действуют казачьи организации, достойно представляющие казаков на родине казачества. С большей частью их представителей удалось встретиться и познакомиться во время поездки Председателя Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

Украинской стороной было поддержано предложение делегации Синодального Комитета о совместной разработке проектов:

1. Святыни казачества. Иконы, как Иисус Христос Хлеб Жизни (ее встретили в Святогорской Лавре), Самарская икона Божией Матери (прикладывались в Запорожье).
2. Святые для всего казачества места Украины. Начиная с Хортицы и заканчивая покрывшим себя воинской славой городом-героем Севастополем.
3. Святые покровители казачества. От св. Ильи Муромца до св. Петра Калнышевского. Провести изыскания по всем житиям святых Глинской пустыни и др. казачьих монастырей, для выяснения кто из них из казачьих семей, как св. Дмитрий Ростовский, св. Иоасаф Белогорский и др.

На всех встречах отмечалось искреннее стремление казаков на Украине к укреплению и развитию дружеских отношений с казаками в России, уважительное отношение к Русской Православной Церкви. Повсеместно российской делегации был оказан теплый прием. Везде договорились ввести в систему целевые поездки для более плотного взаимодействия и обмена опытом.

Результаты встреч, общение с атаманами и казаками, священнослужителями, окормляющими казачьи организации на Украине, значительно расширили представления о том, как живет и развивается казачество на Украине.

Собранные материалы еще предстоит проанализировать и обобщить. Но уже сейчас очевидно, что в весьма сложных, порой критических условиях, казаки самоорганизуются, избавляются постепенно от всего наносного и навязываемого извне и есть яркие примеры того, что стоит позаимствовать и взять на вооружение их собратьями в России.

Весьма важное место в деятельности казачьих организаций, с которыми довелось познакомиться, занимает защита православных Храмов и других святынь, отстаивание интересов русскоязычного населения.

В июле 2011 года в Феодосии произошло массовое столкновение активистов русских казачьих организаций и украинской милиции. Конфликт возник при попытке казаков повторно установить на въезде в город поклонный крест. Накануне этот крест был демонтирован по приказу властей, поскольку он вызывал недовольство крымско-татарского меджлиса.
Как рассказал атаман Сергей Юрченко, решение о восстановлении креста было принято утром в субботу в Феодосии, где собрались казаки со всего полуострова.
«Драка была продолжительной и кровавой. Примерно 15 человек из числа казаков получили серьезные ранения – у людей переломаны руки и ноги, разбиты головы», – подчеркнул Юрченко. По его словам, милиции удалось задержать 10 казаков.

Сложилось впечатление, что они по большому счету видят в России гаранта восстановления стабильности на Украине и в Крыму, предотвращения экономического развала и превращения в плацдарм НАТО, создающий угрозу Российской Федерации. Активно участвуют в политических акциях, вступают в конфликты с украинскими националистами и противостоят хорошо организованным и финансируемым экстремистам из числа крымских татар и антироссийских организаций.

В Феодосии состоялось судебное заседание, на котором было вынесено решение о продлении срока содержания под стражей для атамана Феодосийского полка Международного союза казаков Юрия Миниха, задержанного во время проведения акции по возвращению поклонного креста.

В августе прошлого года Служба безопасности Украины по решению суда депортировала в Россию старейшину казачьей сотни «Соболь» Виталия Храмова. В СМИ он был представлен как ксенофоб и черносотенец, незаконно получивший украинское гражданство. За несколько лет против него было организовано четыре уголовных дела. По одному из них он был признан виновным в разжигании межнациональной розни и оштрафован судом более чем на 8 тысяч гривен. В частных беседах с советниками владыки Кирилла атаманы рассказали, как СБУ выкрало из дома В.Храмова документы, подтверждающие его украинское гражданство, а суд отказался рассматривать неопровержимые факты, подтверждающие его проживание и учебу на Украине.

Июнь 2010 года. Жестокое убийство совершено в Крыму. Молодой татарин убил пятилетнего русского мальчика, по предварительной версии, по религиозным мотивам. Ваххабит перерезал горло 5-ти летнему ребёнку по религиозным мотивам. Старейшина казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов призвал государственную власть и председателя Совета министров Крыма, председателя Крымской республиканской организации Партии регионов Василия Джарты «протолкнуть» вопрос об объявлении «Хизб-ут-Тахрир» и представителей ваххабитских течений вне закона.

Регулярные физические конфликты и угроза жизни и благополучию членов таких организаций и их семей потребовала от казаков на Украине перехода к более мобильным и продуманным формам внутренней организации, нежели в России. В таких ситуациях, оценку своим товарищам на предмет того настоящий он казак или «ряженый» делают не при помощи выяснения родовых корней или принадлежности к известному хутору, а по способности подставить свое плечо в нужную минуту, быстро собраться по тревоге, смелости и другим качествам, характерным для настоящего казака.

Украинские и не только украинские СМИ, пытаются представить таких казаков и атаманов как экстремистов, русских националистов, черносотенцев и т.д. Поэтому, как существенный положительный факт, стоит отметить, что в Крыму казаки значительно опережают своих российских собратьев в вопросах владения средствами информации, их использования для противостояния информационным атакам и защите собственных интересов.

Визит вызвал огромный интерес в казачьей среде и в обществе, освещался в казачьих СМИ и по ТВ. Как уже отмечалось, лейтмотивом всех встреч было «Казак без веры не казак», «В единстве наша сила», а также выработанное в Синодальном Комитете определение - вместо «украинское казачество», «российское казачество» и т.п., вести речь о «казаках на Украине», «казаках в России» и других странах. Тем самым подчеркивая три важнейшие базисные ценности действительно единого православного казачества, как скрепы Русского мира.

Как и в России, так и на Украине существуют достаточно сильные казачьи организации и их лидеры, отстаивающие и защищающие главные ценности казачества: Отечество, Православная Вера и само Казачество.

 

Автор: Алексей Зборовский E-mail W

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Казаки и Вера2 | Просмотров: 3934 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.8/9
Всего комментариев: 8
8  
Любо

7  
АЛЕКСЕЕВЕЦ А как-же Луганские казаки ВВД? вроде тоже на Украине.

5  
Мне приходилось какое-то время служить на западной Украине ещё в 90-х: тогда это только начиналось, но казаками считали себя все, кому не лень. Правда, чины тогда давали с оглядкой, осторожно и до генералов как-то не доходило, в основном кто мог хватали есаулов и полковников; поменьше довольствовались сотниками, а уж хорунжим тогда никто быть не хотел, считалось чуть ли не оскорблением.

4  
С Юрченко нам посчастливилось пообщаться особенно тесно. Он приезжал к нам в палатку на берегу моря со своей супругой, а также провел экскурсию по Бахчисараю.

С "маршалами" не встречались.


2  
Уважаемый Алексей Альбертович! Фото в Крыму вы делали в штабе, который находится на Симферопольском автовокзале?

3  
Да, именно там.

6  
В июне этого года мы ездили в Симферополь по приглашению атамана Таврической сотни Терского Казачьего Войска Иловченко на совет атаманов Крыма где и познакомились с вышеперечисленными Вами казаками и многими другими.
Вручили ордена за конный переход Севастополь-Армянск, посвящённый Дню Победы, атаману Иловченко,
атаману станицы Изобильной Звездову и двум казакам.
Поразила их сплочённость стремление помогать друг другу, хотя некоторые трения и были заметны.Но когда вопрос коснулся конкретного дела и действий(не буду конкретизировать), все единодушно приняли решение.
После Совета Атаманов поехали в горы посмотреть табунных лошадей, встретили старых"знакомцев" на которых шли в конном переходе и решили двух коней у них забрать.
Две недели назад переправили их через границу, сейчас проходят аклиматизацию.
Одно понял, сдаваться казаки не собираются, хотя и нелегко им, т.к. прав у нац.меньшинств Крыма больше, чем у казаков.
Между слов мы поняли что ждут они помощи от России и казаков проживающих в России.
Отношения мы с ними поддерживаем, созваниваемся.
Буквально сегодня передали через знакомого, едущего на отдых в Алушту, корниловку для Звездова.
Казак за казака горой стоит!
Спаси насъ Боже от папы Римскаго, да от хана Крымскаго.

1  
Альбертыч ЛЮБО !!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]