Главная / В РЦНК обсуждали роль церкви в годы оккупации

В РЦНК обсуждали роль церкви в годы оккупации

13.06.2015 20:02
В РЦНК обсуждали роль церкви в годы оккупации

26 мая 2015 года в Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в Праге состоялась дискуссия на тему: «Судьбы православных священников и их роль в жизни людей, проживавших в оккупированной Чехословакии (1938 — 1945 гг.)».

Мероприятие было организовано Всеказачьим союзом Чешских земель и Словакии при поддержке представительства «Россотрудничества» в Чехии. Модератором беседы выступил казачий атаман Михаил Дзюба.

Православие в Чехии

Раскрывать заявленную тему ведущий встречи Михаил Дзюба начал многословно и издалека. Слушателям была изложена вся история русской эмиграции в Чехии с упором на прогрессивную роль казачества. Священник же Православной церкви Чешских земель и Словакии Олег Махнёв углубился в прошлое ещё глубже, до конца 19-го столетия, когда в чешских городах — Франтишковых Лазнях, Праге, Марианских Лазнях, Карловых Варах — начали открываться православные храмы. Вспомнил он и трагическую судьбу Николая Рыжкова, первого настоятеля храма Св. Николая на площади Старого города. Много говорил отец Олег о «герое своего романа» — выдающемся деятеле православия в чешских землях архимандрите Андрее (Всеволоде Коломацком), о его военных подвигах и наградах, о строительстве и реставрации десятков храмов, об антифашистской позиции в годы нацистской оккупации. Александр Манжула вспомнил о деятельности в предвоенной Чехословакии Успенского братства, усилиями которого возник русский некрополь на Ольшанском кладбище Праги. Отмечены были заслуги видного культурного деятеля русской эмиграции княгини Н. Г. Яшвиль, могила которой варварски уничтожена захоронением архимандрита Сильвестра. Правда, тема охраны могил деятелей русской науки и культуры за рубежом поднималась только во время дискуссии за чаем. Отец Олег выражал озабоченность положением русского некрополя на Ольшанах, уничтожением могил известных эмигрантов и риторически вопрошал своего тёзку, заместителя директора Русского культурного центра: «Доколе?» и «Куда смотрит государство Российское?».

Казаки с большой буквы «К»

Звездой встречи стала Нина Ингриш, дочка терского казака Виктора Васильевича Карпушкина и чешки. Нина была первым ребёнком, которого окрестили в первом православном храме Св. Вацлава, построенном в Брно в 1931 году. Нина — очень милая и обаятельная националистка и антисоветчица. «Казаки — это особый народ, отличный от русского, а поэтому писать нас надо с большой буквы «К», — говорила она. Её яркие и непосредственные детские воспоминания обрушились на неподготовленную аудиторию: «Негодяй Бенеш послал парашютистов, которые убили одного человека, а в отместку немцы убили 10 тысяч невиновных и православного священника, разрушили церковь. Ведь отец Горазд, как священник, не мог отказать им в убежище! Лучше бы они после покушения сами где-нибудь застрелились».

Присутствующий пенсионер яростно вступился за Бенеша, ведь тот помогал открыть Второй фронт! Замдиректора центра возразил, дескать, здесь допустимы все мнения, за что был обвинён… в разрушении СССР. Но Нина была очаровательна! По её воспоминаниям, офицеры НКВД ходили по городу с газовыми баллончиками. Попрыскают на человека — он и упадёт без сознания, а злодеи волокут его в застенок. «Англичане хотели нас выдать Советам, — рассказывала она. — Посадили в грузовик и повезли. Но американец-негр грузовик остановил и казаков выпустил. За это его избрали почётным казаком! Наш знакомый казак служил в Гестапо (детская непосредственность! — Прим. автора). Он знал о договорённости союзников по разделу ЧСР и рекомендовал нам уезжать в американскую зону оккупации».

Войну семья Нины, по её словам, даже не почувствовала. Папа работал инженером в Брно, мама была домохозяйкой. У чешской бабушки в деревне — большое хозяйство. Сытно, надёжно, безопасно. Но потом настал кошмар: пришла Советская армия!

Крестом и мечом

Священник Православной церкви Чешских земель и Словакии Ян Новак рассказал о военном и духовном пути священника и полковника Яна Кривки, который с оружием в руках защищал свободу своей родины в рядах 1-го Чехословацкого корпуса, а затем стал главным православным духовником Северо-Западной Чехии. Отец Ян говорил и о первом предстоятеле Православной церкви Чешских земель и Словакии митрополите Горазде, который ещё 28 сентября 1938 года обратился с воззванием к православным христианам всего мира помочь Чехословакии в борьбе с немецкой агрессией. В 1942 году он был замучен в фашистских застенках за укрывание в православном кафедральном соборе Кирилла и Мефодия в Праге чешских парашютистов, совершивших покушение на Рейнхарда Гейдриха.

Без молитвы

Некая дама — «воцерковленный» филолог из Санкт-Петербурга, попеняла присутствующим отцам и руководству за то, что встречу начали без молитвы. Возникла дискуссия. «Все вы тут католики!» — заклеймила аудиторию «воцерковленная» и стала доказывать Нине, что казаки вовсе не какой-то «избранный народ», а такие же русские, как все остальные. Молодой человек из Прибалтики назвал меня либералом, что теперь ругательство, и посмотрел с жалостью и сочувствием.

Всеволод Коломацкий в разные годы жизни
Фото: Архив Олега Махнёва

Автор: Сергей Гаген


Источник: http://www.prague-express.cz/religion/57476-2015-06-10-14-16-23.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Казаки за рубежом | Просмотров: 492 | Добавил: Ст-администратор1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]