Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Как вы думаете: Казаки — это народ или общность?

Как вы думаете: Казаки — это народ или общность?

05.03.2018 22:17
Как вы думаете: Казаки — это народ или общность?

На пресс-конференции об итогах Большого Круга российского казачества атаман ККВ Николай Долуда среди прочих вопросов упомянул и о законопроекте «О российском казачестве»

На вопрос, казаки — это народ или сословие, Николай Долуда ответил:

— Для меня казачество — это народ!

И тут же в Интернете появились критики, обвиняющие атамана войска чуть ли не в сепаратизме. На сайте казачьего информационно-аналитического центра появилась статья с вызывающим названием «Краснодар лоббирует федеральный закон об отдельном «казачьем народе». Автор утверждает, что признание в России казаков отдельным народом создаст опасный прецедент. Какой прецедент, непонятно. Казаки всегда верой и правдой служили Отечеству. Возрожденное казачество следует путем своих предков, поддерживая российскую государственность. Казаки воевали в современном Приднестровье, Абхазии. Казачий батальон имени генерала Ермолова наводил ужас на чеченских боевиков. Важную роль сыграло Кубанское казачье войско в возвращении Крыма в состав России.

О каком же сепаратизме может идти речь?

А что касается вопроса, кто такие казаки — народ или сословие. Важен ли этот вопрос? Важен, поскольку от ответа зависит самоидентификация, то есть отождествление себя либо с титульной нацией, либо с отдельным народом в составе России.

Для начала давайте разберемся в терминологии. В словаре Ожегова понятие «народ» — это население государства, национальность, народность. «Сословие» — сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими правами и обязанностями, закрепленными законом.

Если исходить из этой терминологии то, на первый взгляд, перед нами тупик. Казаки в дореволюционной России были служивым сословием, отрабатывая земельные наделы, закрепленные за ними государством службой. Конь, амуниция, оружие — все это казак покупал за свой счет.

С другой стороны, казаки составляли народ или народность с присущими только им обычаями, традициями, культурой, общественными взаимоотношениями. В русской историографии казаки считались особым народом, не относящимся к великороссам. Да, казаки разделяли общенациональную идеологию Российской империи «За веру, царя и Отечество», оставаясь при этом одним из народов единого государства.

К признакам народа относятся язык, территория проживания, самосознание, государственность, вооруженные силы. Казачество отвечает всем этим признакам, за исключением языка. Хотя и здесь можно поспорить. Во-первых, запорожцы разговаривали на так называемой балачке — смеси русского и украинского языков. В 2012 году Волгоградским областным судом было вынесено решение по делу общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области». Помимо всего прочего, в процессе судебного заседания были опровергнуты доводы Минюста о том, что казаки не имеют собственного языка. По мнению суда, его существование убедительно продемонстрировано научными работами, в том числе Донским словарем казацкого языка за авторством профессора доктора филологических наук Алексея Миртова. Словарь был выпущен в 1929 году и насчитывает в своем составе более семи тысяч слов.

Во-вторых, так ли важен язык для самоидентификации? К примеру, ханты и манси, карачаевцы и черкесы говорят практически на одном языке, однако считаются народами.

На мой взгляд, для народа самобытность, обряды, традиции так же важны, как язык.

Казачество, находясь на территории именно Российского государства, под его политическим, культурным, и экономическом воздействии, сформировалось как одно из сословий русского общества. Следовательно, казаки были народом, этносом, если хотите, а уж потом стали сословием, оставаясь при этом одним из народов Российской империи.

Достаточно четкое и ясное определение казачеству дал атаман Таманского отдела Кубанского войска Иван Безуглый. «Казачество — особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью великорусской. У казачества было народоправство, свобода, равенство, особый социальный уклад и быт».

Действительно, по сравнению с крестьянами, мещанами казаки пользовались не виданными для того времени свободами, что и повлияло на их нрав, традиции, культуру. Высшим органом народной власти была Рада. Это был главный законодательный и организационный орган, участвовали в нем все казаки. Именно Рада избирала кошевого атамана. Запорожские казаки имели свое правительство, суд, армию, флот, органы управления.

Казаки в отличие от других сословий — дворян, купцов, мещан — были спаяны не только компактностью проживания, но и особым складом психологии, они хранили и передавали из поколения в поколение обычаи, традиции. То есть, даже будучи включенными в служивое сословие-де-юре, оставались народом-де-факто.

После Октябрьского переворота большевики упразднили сословия. Дворяне, купцы, мещане, разбросанные по городам и весям России, тут же потеряли даже те связи, которые и были раньше внутри сословий (за исключением родственных и соседских), казаки же сохранили связи, основанные на осознании того, что они являются служивым народом. Даже попав под каток репрессий, они хранили свои обычаи и традиции.

Некий социолог Юрий Московский, мнение которого то и дело упоминается в той статье, несет полную околесицу. В частности, он утверждает: «Одним из первых сделал казаков „отдельным народом“ Петр Краснов. Он с помощью кайзера Вильгельма II хотел отторгнуть земли Войска Донского от Великороссии, подарить их Германии, а самому стать германским вице-королем».

Доктор исторических наук, автор более чем 80 научных работ по истории казачества Александр Сопов утверждает, что с IX по XVI век казачество складывалось как этнос, состоящий из славян, касогов, алан и других народов. Термин «этнос» в переводе с греческого языка народ, племя. В учебнике «Русская история» Устрялова (издание 1845 года) сказано: «Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и других.

Значит, не Краснов сделал казаков «отдельным народом».

Когда мы говорим «возрожденное казачество», что мы понимаем под этим — возрождение сословия или народа, нации? Сословия упразднены после Октябрьского переворота 1917 года, следовательно, в современной России возродить сословия невозможно. Возродить можно только народ, этнос.

К слову, согласно итогам переписи населения в Краснодарском крае в 2010 году 17,5 тысячи человек на вопрос о своей национальности ответили — «казак» или «казачка». Уверен, что в следующей переписи их станет на порядок больше.

Выше упоминалось решение Волгоградского суда. Вернемся к нему еще раз. Минюст, выступавший истцом, требовало ликвидировать общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», мотивировав это тем, что российское законодательство не допускает объединения казаков в такую форму организации, как национально-культурная автономия. Тем не менее суд в иске Минюсту отказал, заявив, что казаки представляют собой этническую общность, обладающую своей культурной спецификой. Таким образом, благодаря этому решению была фактически создана юридическая база для идентификации определенной части русских людей как представителей совершенно другой национальности.

Некоторые чиновники усмотрели в желании казаков считать себя народом признаки национализма, который может вылиться в сепаратизм. Обожглись на молоке (я имею в виду события на Украине) — теперь дуют на воду. Кубанским казакам такое даже в голову не может прийти!

… В тексте законопроекта «О российском казачестве " содержится определение понятия казачества: исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные форму одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством.

Законопроект «О российском казачестве» проходит юридическую экспертизу в Минюсте РФ. Посмотрим, какой статус придадут государственные мужи казачеству. Но как бы там ни было, я полностью согласен с мнением нашего батьки: казаки — это народ.

 

Автор: Сергей Капрелов


Источник: http://www.vkpress.ru/mnenie/kazachiy-blog/kak-vy-dumaete-kazaki-eto-narod-ili-obshchnost/?id=117220

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 3309 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 431 2 »
Сословие это признак социального неравенства. Именно под этим лозунгом большевики уничтожали казачество, захватывая принадлежащие ему стратегические ресурсы в годы Гражданской войны. Всего через 15 лет, в 30-х годах, коммунисты признали ограбленное казачество народом. Подтверждением в том числе является анкета арестованного, составленная в 1937 году в отношении моего прадеда, где в графе "национальность и гражданство" четко указано: "казак, гр-н СССР". Развернутая в средствах массовой информации дискуссия о праве казаков на национальную самоидентификацию носит антиисторический характер

40   [Материал]
Владимир, какой бы антиисторической не была эта дискуссия, она нужна, потому что большинство граждан страны заблуждается, и их заблуждение поддерживается властью. Поэтому замалчивать тему нельзя, в ходе таких дискуссий у многих возникает желание копнуть поглубже, открываются глаза.

Наши сограждане в своем большинстве вообще не интересуются историей и это правильно, поскольку "Беда, коль пироги начнет печь сапожник, / А сапоги тачать пирожник". Наши сограждане просто не хотят, чтобы народные бюджетные деньги расходовались на деятельность никому непонятных полугосударственных формирований с криминальным душком, да еще называющих себя каким-то народом. Чтобы изменить мнение общества надо, чтобы казаки выполняли общественно полезные функции. А для этого не надо прилагать каких-то особенных душевных усилий. Посмотрите, как высоко поднялось за последнее время волонтерское движение, о них снимают фильмы, поют песни. При этом никакой дискуссии о праве волонтеров на участие в общественной жизни не ведется.

43   [Материал]
Владимир, не соглашусь с тобой. Историей интересоваться нужно, потому что иначе тебя просто обманывают, и культивируют твое заблуждение, а быть дураком просто не достойно.
И призыв выслужиться ошибочен, не работает это так с народами. С разными там организациями, движениями вполне работает, а с притесняемыми народами нет. Нельзя хорошо спеть на свадьбе, сплясать казачка или собрать определенное количество алкашей по подворотням, чтобы о тебе изменили мнение, и признали наконец-то народом, потому что общественно полезные функции это не для народов в целом, народы сами по себе ценны, без лишних финтов ушами.
И волонтерство оно не само по себе поднялось, его активно развивали, вкачивая туда ресурсы, и оно интернационально, нельзя его расцвет сравнивать с проблемами конкретного народа.

0
26   [Материал]
Сергей Ворожейкин из Забайкалья сегодня прислан на КИАЦ ссылку на статью: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Видимо, таким образом он отреагировал на развернутую здесь дискуссию.

Хорошая статья. Хочется привести последний абзац:

«Метаморфозы казачьего самосознания в период с XVII по XX в. являют нам печальный парадокс: потомки тех, кто представлял собой наиболее активную, "пассионарную" часть народа, - ту, что предпочла подневольной жизни на родине "буйную волю" на полных опасностей окраинах страны - отреклись от него. Не из-за этого ли смертного греха столько бед в прошлом столетии обрушилось на казачество? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось у нас на новом витке исторической спирали...»

Вот за это Господь жестоко и покарал.

Представим – если бы в смутные революционные времена казачество считало себя частью русского народа, без чванства (мягко так скажу) по отношению к русским мужикам, не замкнулось бы на защите только «своей» территории, а приняло бы активное участие в подавлении В ЗАРОДЫШЕ революционной чумы по всей территории России, то и История бы пошла по другому руслу.

А так, Господь показал, что значит отказываться от своих родителей и замыкаться только на своём базу, когда вокруг полыхает весь хутор………

Ещё добавлю - странно, что некоторые не понимают, что признание казаков "народом" - это последний гвоздь в крышку гроба казачества, как минимум, а то и поболее последствия могут быть.

33   [Материал]
Признание крымских татар , чувашей , удмуртов и разных других народов это почему - то никакие гвозди не вбивало и никаких вопросов не возникало . Только казаки , требуя , вернее, подавая прошения о признании, становятся сепаратистами , пособниками госдепа шша , последователями идей Гебельса , не знаете почему ?
По поводу участия казаков в гражданской войне тоже много разных мнений , но на мой взгляд , если б белое движение было под одним командованием , а лидеры не тянули одеяло каждый в свою сторону , вместо того чтоб сплотиться и подавить смуту, лидеры перегрызлись за власть . Вначале победоносных действий добровольческой армии почему-то начались массовый уход казаков и дезертирство среди других подразделений . Вы не задавали себе вопрос: почему ? И дальше больше, появился Краснов, «клявшийся в преданности » Кайзеру , Рябовол - уже объединил Кубань с Украиной , хотят казаки этого или нет, их никто не спрашивал , все эти действия побуждали казаков принимать кардинальные ( подчас фатальные ) решения и примыкать к различным сторонам противостояния .
По поводу кары ГОСПОДНЕЙ - позвольте согласиться с вами только частично , если потомки казаков по роду живут , это тоже промысел БОЖИЙ . Нам дан шанс возродиться как народ , занять свое законное место среди народов, населяющих нашу Родину, и жить как предки жили , но с поправкой на современность.
Ваше обвинение наших предков в чванстве и гордыне , уверен, абсолютно не обосновано, если предки ставили определенные грани между казаками и мужиками - стало быть у них были на то причины , перечислять их, думаю, будет лишнее . Есть много свидетельств в архивах, объясняющих отношение казаков к мужикам (как вы говорите ), и если вы себе присвоили право оспорить право казаков как народ , это часом не гордыня ?

Казаки – это не татары, не чуваши и не удмурты. И «миссия» у казаков другая.
«…Только казаки, требуя, вернее, подавая прошения о признании, становятся сепаратистами, пособниками госдепа шша, последователями идей Гебельса, не знаете почему?...»

Во-первых, насчёт пособников госдепа шша, гебельса и пр.: вроде взрослые люди, а какие-то обиды из детской песочницы. Кто так считает? Зачем глупости всякие придумывать?

Во-вторых, насчёт признания казаков народом: это вопрос серьёзный (серьёзнее, чем в случае с чувашами и удмуртами), а кто-либо этим серьёзно занимался? – нет. А как быть с теми казаками, которые не хотят быть «народом» и приведут массу аргументов этого? А таких ведь подавляющее большинство.

А что будет дальше – здесь на Форуме уже озвучивалось Г.В.Н.:
«…Только казаки являются наследниками своих предков. Наследниками не только имущества, земель, но и истории, культуры, традиций, побед и поражений, радостей и страданий, духовности – всего. И никто не может, не имеет права, присваивать это себе…»

А ещё дальше, пойдёт уже такой «меж-казачий диалог», что все ссоры на казачью тему, какие были до сих пор, покажутся воркованием влюблённых. И это только часть проблем, которые возникнут.
---------------------------------
Да, казачество постигла «кара Господня» и у казаков есть своя доля вины в революционной катастрофе, но многократно больше в этом вина остального - «неказачьего» населения Империи – буквально всех её слоёв, и военных в том числе.
-----------------------------------
Насчёт «чванства» казаков по отношению ко всем остальным могу привести массу примеров. И здесь на Форуме пару лет назад многое говорилось об этом. Если вы не в курсе, то поинтересуйтесь – праведного возмущения поубавиться.
------------------------------------
Я высказываю своё личное мнение, которое возникло не на пустом месте. Это не гордыня – это право любого человека.

Представим – если бы в смутные революционные времена казачество считало себя частью русского народа, - то оно бы поддержало русский народ. Который поддержал большевиков.

Тут и мудрствовать нечего - хуже чем произошло для казачества уже и быть не может.
Исходя из этого - любые другие варианты могут быть только лучше.

41   [Материал]
Самое неприятное в этой статье, то что она в Российской газете - официальном органе Правительства. Т.е. это официальная точка зрения РФ, и казакам не следует обольщаться, что у нас с государством идет какая-то дискуссия. РФ давно уже все решила и во всех значимых местах записало "казаки - не народ". Надеяться что чиновники, министры или президент вдруг прозреют крайне наивно. Этноцид он такой...

На Форуме КИАЦ уже много приводилось аргументов по этой теме. Приведу свежий из Азовского сидения:

Осаждённые в Азове казаки говорят посрамлённым противникам чтобы те сообщили "турскому царю",
каково "приступать к казаку рускому"...

30   [Материал]
Казаки называли себя русскими, потому что в те времена понятие "русский" означало принадлежность к "Русскому Царству". Как например: "русские татары", "русские немцы" и т.д.

Ну так пересильте себя, переступите через гордыню и скажите - да, мы русские казаки.

Уже пол-дела будет. Меньшая его половина.

А большая его половина - это определиться - казак всё таки воин Христов или нет. Со всеми соответствующими выводами.

Да. Кто - казаки. Какие - русские.

19   [Материал]
Казаки - это народ.
И в этом никаких сомнений.
А не признают народом потому, что придётся много пересмотреть в историии, особенно в оношении к казакам в советское время.
И ещё боятся. Боятся, что казаки станут едины... И тогда уж Никакой Горбачёв и Ельцин никогда не появится на нашей Руси.

6 Андрей_Покрепа (Вчера 17:38)

А казаки - это русские?


Андрей, односложно можно ответить на вопрос: сходил ты сегодня "на толчёк" или нет. На вопрос "А казаки - это русские?" односложно сможет ответить только одноклеточное существо соответственно и мыслящее и на том же уровне знающее историю государства и казачества!

11   [Материал]
в ответ можно привести слова императора Российского :
Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:

—Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
—Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
—Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный —татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
—Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
—А вот все вместе они и есть русские.

В том то и дело, что "русский" - это понятие шире, чем понятия "народ" или "национальность".

Но как показывает жизнь, некоторых прямо воротит от того, чтобы признать это и назвать себя русским.

Кем себя считают прочие - мне не важно, мой вопрос адресован некоторым казакам. А то и "русский" для них неприемлемо и "не русский" - тем более. Так а кто же они? - средний род что ли? Так у казаков среднего рода нету.

Вот в этом то и есть ответ, почему у "многоклеточных существ" всегда кто-то виноват в их проблемах.

Николай_Паршин

насчёт вашей позиции по "одноклеточным существам" - здесь как раз дело наоборот - чем больше изучаешь историю казачества (в том числе и по архивным первоисточникам) и чем больше смотришь на сегодняшнюю обстановку с его "возрождением" (в том числе и законотворчество), тем вопрос "казаки - это русские или нет?" становится всё более актуальным.

Ответ на этот вопрос и последующие выводы из этого ответа могли бы "разблокировать" текущую ситуацию и дать толчок к созданию современного казачества. Уж какое оно будет - покажет жизнь.

Будучи много лет атаманом областного отдела и одним из членов одной из комиссий Совета при Президенте, я со многими войсковыми атаманами был знаком лично, а вот с Долудой не довелось. Не зная его лично, не могу судить о мотивах его заявления по поводу признания казаков народом. Зная из прессы и из источников нашего сайта понимаю, что атаманом Долуда стал из чиновников, по мнениям самих кубанцов чиновником он и остался. Но вот на каком основании чиновник от казачества заявляет такие вещи "будем посмотреть"...
Если чиновники всё-таки пришли к выводу, что казакам надо возвращать статус одного из народов России, то вопросов о том, как это можно сделать и как это будет делаться не просто масса, а уймища и кто будет решать эти вопросы одному Богу известно.

Если чиновники всё-таки пришли к выводу, что казакам надо возвращать статус одного из народов России, - да клал я с прибором на то, к какому выводу пришли чиновники. Ишь ты...если чиновники пришли к выводу...а если не пришли? А если они решат, что казаки - это не люди?

Один из базовых принципов у казаков:
«казаком надо родиться, казаком надо стать и казаком надо быть».

Объясните пожалуйста, если казаки — это народ, то зачем им ещё надо стать и надо быть? Это как?

Пример аналогичный: «молдаванином или французом нужно не только родиться, но ещё нужно стать и нужно быть»?
Что этим молдаванам и французам надо делать после рождения, чтобы остаться молдаванином или французом?

Подобных примеров можно ещё много привести.

17   [Материал]
Объяснение простое.
«Казаком надо родиться, казаком надо стать и казаком надо быть» - это придумка нашего современника Алмазова. Он фантазер незаурядный, много чего придумал, выдавая свои выдумки за казачьи традиции. Хотя, конечно мог такое и где нибудь позаимствовать. В РИ из столетия в столетие казаков "перековывали" из вольного народа в покорных слуг, пытаясь подменить мировоззрение. Идеологи РИ очень усердно придумывали всякие заповеди и правила для казаков, навязывая их в виде исконно казачьего наследия. Текстов было много. И эта пословица вполне вписывается. Однако не важно, есть ли старинный источник, или это новодел. В любом случае это всего лишь один из элементов навязываемой казакам идеологии.

Дискуссия на эту тему в этом "формате" смысла не имеет, так как у сторон (которых много) позиции разные, "стороны" не слышат аргументы друг друга, да и вопрос слишком объёмный.

Также, решить все вопросы и двинуть дело - такой цели нет.
Я это утверждаю как технарь (в том числе). В технике если есть цель + есть добрая воля достичь эту цель + есть ресурсы, то мне не ясно - почему цель не достигается.

А у "казаков", которые "казаки уже по факту своего рождения" уж точно нет цели что-либо двигать в этой жизни.
Так это же "теоретический тупик".

Поэтому, кто бы и когда не придумал принцип "казаком мало родиться, нужно ещё им СТАТЬ, да плюс ещё им надо БЫТЬ" - честь ему и хвала, потому что этот принцип заставляет казака постоянно совершенствоваться (духовно и физически).

А насчёт "навязываемой казакам идеологии" - да, действительно, но при Царе были и такие казаки, которые хотели быть таким же народом, как и все остальные, и жить на тех же условиях, что и прочие народы в Империи - например Поляков об этом пишет в своих произведениях.
Но таких было явное меньшинство.

39   [Материал]
Андрей, тоже знаком с проектным подходом, когда во главе цель, и с убогим российско-бюрократическим процессным подходом, это когда "процесс любят все, дети никому не нужны".

Так именно у "казаков уже по факту рождения" есть свои вполне ясные цели, а вот ресурсов, как раз, и нет.

А у вас, как бы, ставших казаками, как раз цели и нет (возродить сословие за адекватную цель принимать смешно), вы делаете "правильные дела" надеясь что это вырастет в какой-то правильный результат. Но это работает на порядок хуже проектного подхода, а когда вы еще и не знаете, какой хотите получить результат, то не работает вообще, несмотря на имеющиеся у вас ресурсы.

Что этим молдаванам и французам надо делать после рождения, чтобы остаться молдаванином или французом? - вырасти в соответствующей среде. И осознать свою связь.

Вы ответили правильно, буквально поняв вопрос.

Но принцип "казаком надо родиться, надо стать и надо быть" косвенно говорит о том, что казаки это не "народ", а нечто другое.

Молдаванину или французу достаточно только родиться и они всю жизнь ими и останутся.

Объясните пожалуйста, если казаки — это народ, то зачем им ещё надо стать и надо быть? Это как?

Пример аналогичный: «молдаванином или французом нужно не только родиться, но ещё нужно стать и нужно быть»?
Что этим молдаванам и французам надо делать после рождения, чтобы остаться молдаванином или французом?

А это так - если Вы, родившись от казака и казачки, в младенчестве попадете к обезьянам - то будете обезьяной. А если вы родитесь от француза и француженки, но вас отнимут от материнской груди и приложат к сиське англичанки, взяв в англосемью, - то вы станете англичанином. А если вас усыновит гомосексуальная пара, то вы станете педерастом.
Далее Вам объяснять, или Вы продолжите свои словесные менторские кривляния?

Кривляния говорите менторские...

Видать каждому своё...

А казаки - это русские?
Есть добровольцы односложно ответить "да" или "нет"?
Про этносы, субэтносы, "ветви" славянских народов, народности и пр. и пр. все уже всё знают - повторяться не надо.

Односложно ответить? biggrin Это типа как спросить у кого-нибудь : " Отвечай, "да" или " нет" - ты перестал по утрам пить одеколон?" biggrin
И это - русские - это народ?

"Русские" - народ или нет зависит от того, какую формулировку принять для понятия "народ".

Но для вопроса "казаки - это русские или нет?" есть однозначный ответ даже и без принятия чёткой формулировки понятия "народ".

5   [Материал]
Однозначно это народ

Казаки - народ.

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *: