Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Стальной «Донской казак» Т-34

Стальной «Донской казак» Т-34

14.06.2019 15:37
Стальной «Донской казак» Т-34

В этой статье вместо невнятного пролога и демагогии на тему «как человек догадался обшить трактор железными листами» я начну с поздравления. Дорогие и многоуважаемые читатели интернет-журнала «Свет станиц» и, в особенности, читатели моих статей, поздравляю вас с Днём Великой Победы! Вот уже 74 годы мы все празднуем не просто победу над Германией, над объединённой Европой или же Третьим рейхом. Мы празднуем победу над нацизмом и фашизмом. Богомерзкими, неестественными человеку идеями, призывающими истреблять! Истреблять людей ТОЛЬКО потому, что они родились на другой земле, ТОЛЬКО потому, что так сказал кто-то сверху, ТОЛЬКО потому, что их прозвали недолюдьми, не имеющими права на жизнь. Почти 9 миллионов жизней было отдано за наше мирное небо и право жить, и ещё около 18 миллионов жизней простых советских граждан, силой отобранных у нас. И пока мы помним ту цену, которой нам далась эта победа, нам не придётся платить её вновь.

Безусловно, эта победа достигнута не нами одними. Пусть наши, вроде друзья стали… соперниками… после этой войны. Пусть они не проявили того героизма, что проявил советский народ, я хочу верить, что эту победу мы достигли вместе! Томми, Денди и Иван.

В этой статье речь пойдёт о Пятом гвардейском Донском кавалерийском казачьем корпусе, о его успехах в освобождении Украины, Румынии, Венгрии и Австрии, о танковой колонне «Донской казак» и о самих танках этой колоны.

Всё началось в первой квартале 1943 года с призыва казаков-гвардейцев к своим землякам: «Казаки и казачки! По всей стране развернулось движение за укрепление обороны нашей Родины. Трудящиеся вносят свои сбережения, на которые строятся танки, самолеты, оружие. За вами слово, донцы. Покажите, что донские казаки любят и чтут Родину!». [1]

Тут же в корпус пришло большое пополнение как новобранцев-добровольцев, так и техники. Уже освобождённая Ростовская область проявила рабочий героизм и в кратчайшие сроки, уже в начале июля 1943 года передала первые 20 танков колонны 25-м гвардейскому танковому полку 2 гвардейского мехкорпуса, а 8 сентября полностью собрала колонну из 100 боевых машин: 28 самоходок СУ-76М и 72 знаменитые «тридцатьчетвёрки» для 5 гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. Колонна получила имя «Донской казак».

http://itd0.mycdn.me/image?id=862875462447&t=20&plc=WEB&tkn=*PU1swfEPR0z34HxUFmybKjctrew

Как уже понятно, основу колоны составлял небезызвестный танк Т-34-76 образца 1942 года. По сути, данная машина является результатом ряда модернизаций, каждая из которых всё ближе приводила машину к тому идеалу, который известен каждому. Но про идеал мы поговорим не в этот раз.

Разработки Т-34 начались в 1937-м году. Она является прямым продолжением концепции быстроходных танков. Путём наращивания бронирования и мощности вооружения без особых потерь ходовых качеств, был получен сначала успешный прототип А-32, а за ним и Т-34. Разработкой занимался Михаил Ильич Кошкин. Весной 1940-го года Кошкин провёл довольно дерзкое испытание готовых Т-34, прогнав их по гражданскому маршруту Харьков-Москва. Я  назвал эти испытания дерзкими, потому что в СССР, особенно при живом Сталине, словосочетания «военная тайна» не было пустым звуком. Естественно, машинам было категорически запрещено появляться в городах, а по мостам через реки разрешалось переправляться только ночью. Так или иначе, испытания прошли успешно, но не без осечек: в процессе одна из машин угодила в Москву-реку и Кошкин принимал непосредственное участие в изволении машины из реки. Тогда он и заработал воспаление лёгких, а затем и умер, незадолго после принятия Т-34 на вооружение.

Дважды Герой Социалистического Труда — Михаил Ильич Кошкин.

Что же из себя та Т-34 представляла? Это была передовая машина, обладающая хорошим для своего времени бронированием, феноменальными для своего веса скоростью и проходимостью. Безусловно, не обошлось без недостатков. Но каждая последующая модернизация избавляла машину от каждого недостатка.

Первый недостаток — первая модернизация. Орудие. Пушка Л-11 76 мм для своего времени хорошо справлялась со своими задачами. Но позже её было недостаточно для борьбы с «героями» Блицкрига. Да, я про Т-III и Т-IV. Было принято решение установить в башню новое орудие Ф-34 76 мм и машина получила имя Т-34-76 обр.1941. В таком виде Т-34 являлась опасным противником для немецких машин. Труднопробиваемая броня для немецких орудий, скорость и динамика на поле боя, да и прошибает даже лобовую броню. Проще говоря — «машина смерти». Такая ситуация вынудила вермахт организовать создание своего аналога Т-34 в виде Пантеры и принципиально нового танка в виде Тигра.

Второй недостаток, на мой взгляд, является основной тенденцией всех советских танков. В нём было тесно! Причём сравнительно теснее, чем в любом ином танке СССР. Чтобы понять, о чём я говорю, проведите небольшой эксперимент:

Сядьте на табурет без спинки, согните руки в локтях, положите руку на руку (центр локтя к центру локтя), прижмите полученный крест к пупку и припустите голову, держа взгляд ровно вперёд. Готово! Примерно в такой позе сидел командир-наводчик танка.

В правое плечо упирается щиток казённика (чтобы орудие при откате не заехало по локтю, а то локтя не останется), а в левое — бронелист. Причём заряжающему, по другую сторону от оружия, было ещё хуже. Ровно в том же объёме ему приходилось нагибаться, чтобы достать новый снаряд и загнать его в казённик оружия. В новой модернизации была установлена более просторная башня всё с той же пушкой Ф-34. Примечательно, что конструктор этой пушки, Василий Гаврилович Грабин, в годы юности был иногородним станицы Старонижестеблиевская Кубанского казачьего войска, работая на станичной мельнице. [4]

Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск Василий Гаврилович Грабин.

Так новая Т-34 получила от предшественниц все достоинства и ни одного недостатка. Получив имя Т-34-76 обр.1942, машина принимала участие во всех боевых действиях, вплоть до 1944 года. В таком виде машина обладала следующими характеристиками:

  • боевая масса: 30,9 т
  • максимальная скорость
  • на шоссе: 56 км/ч
  • по пересечённой местности: 36 км/ч
  • бронирование:
  • корпус
  • лоб—45 мм (60 град.)
  • борт—45мм (40 град.)
  • корма—40мм (47 град.)
  • башня:
  • лоб—45мм (0 град) + маска орудия 45 мм (0 град.)
  • борт—45мм
  • корма—45мм
  • Калибр орудия: 76 мм
  • Длина ствола: 41.5 калибров
  • Запас хода: 230—380 км
На моё удивление, сравнивать Т-34-76 с одноклассниками оказалось несколько сложнее, чем я думал. Сложность в том, что я не могу чётко сказать, хуже Т-34-76 других средних танков или нет.

Американский Шерман М4 обладал не большим превосходством в бронировании, хотя Второй фронт ясно показал всё это превосходство, но уступал в вооружении. К концу 44-го на М4 начали устанавливать внятное для своего времени оружие, но то был уже 44-й. Немецкая Т-IV, начиная с модификации F2 (конец 41-го), обладала сопоставимым вооружением и незначительно уступала в бронировании. Британская Матильда с огромным разрывам превосходила Т-34 в бронировании. Что уж говорить, когда не каждый тяжёлый танк таскал на себе «бронеливчик» в 75мм почти со всех сторон. Это нормальное явление для пехотных танков, их изначально делают медленными, но бронированными. До кучи, общая тенденция британских пехотных танков — скромное вооружение. В случае с Матильдой — пушка 40 мм сравнительно уступающая в огневой мощи пушке Т-34-76. С немецкой Пантерой равнять Т-34 вообще не благодарное дело. На мой взгляд, Пантеру назвали средним танком вопреки здравому смыслу. Пантера обладала большим бронированием, сопоставимое с КВ-1; более мощным орудием, не уступающее Тигровому дрыну; и заявленной скоростью в 55 км/ч. Вроде, «машина войны» ещё страшнее Т-34-85, да, только этот «кошак» обладал боевой массой в полтора раза больше, чем у Т-34. Откровенно говоря, Пантера на 2 тонны легче КВ-1, и на 1 легче ИС-2. Посему, какой адекват назвал Пантеру средним, я не знаю. НО! Надо отдать должное, инженеры фирмы MAN смогли разогнать свой «сарай» до неестественных такой массе скоростей в 55 км/ч. Единственное, до такой скорости машина разгоняется долго, по шоссе и строго по прямой.

В совокупности всего, выше озвученного, надо сказать, что Т-34 любой модели превосходил все выше упомянутые танки в ходовых качествах. Но Т-34-76 обр. 42 г. — это всё ещё не идеал. Орудие не позволяло воевать с тяжёлыми немецкими машинами. Но как основная боевая машина, предназначенная для борьбы с такими же средними танками и лёгкими укреплениями противника для открытия пути пехоте, машина справлялась на ура! Третья и последняя модернизация превратила Т-34 в знаменитую машину Победы Т-34-85. Но речь не о ней…

http://tankfront.ru/foto/ussr/names/donskoy_kazak-1.jpg

Танки колонны «Донской казак» в составе Пятого казачьего корпуса воевали за освобождение Волновахи, следом и Каховки. В январе 1944 года донцы совершили 730-километровый переход из района Каховки с переправой через Днепр в район Знаменки. 27 января 1944-го года, уже в составе 2-го Украинского фронта, вступили в бои по окружению и ликвидации крупной группировки немецких сил в районе Корсунь-Шевченковского. Затем корпус принял участие в боях за освобождение Молдавии во время Ясско-Кишиневской наступательной операции. Прорвав в сентябре 1944-го оборону фашистских войск в Карпатах и Трансильванских Альпах, 54-й танковый полк, на башнях танков которого ярко выделялась надпись «Донской казак», сосредоточившись южнее озера Балатон, принял активное участие в битве за Будапешт. После успехов в освобождении Будапешта, всему корпусу был присвоен титул «Будапештский». Находясь в непрерывном движении, казачьи полки 5-го корпуса вступили на территорию Австрии. Первым на широкую и просторную автостраду Шопрон — Винер — Нейштадт — Вена вслед за 105-й гвардейской стрелковой дивизией вырвались эскадроны 47-го и 43-го казачьих полков во взаимодействии с танкистами 54-го танкового полка. День Победы донские казаки-гвардейцы праздновали в Авст­рии.

Боевые машины «Донского казака» с сентября 43-го по апрель 45-го провели победоносный марш в 2000 километров, оставляя позади освобождённую Украину, Румынию, Венгрию и Австрию. Это подвиг «Донского казака», что потом и кровью защищал родную землю! Это победа! Одна из многих! Над тем, кто пришёл истребить нас—надменным, самоуверенным, жестоким нацистом!

С праздником всех нас! С Днём Великой Победы!

Рекомендуем почитать по теме:
  • Пятый донской [Текст] : воспоминания ветеранов 5-го гвард. Дон. казачьего кавалер. Краснознам. Будапешт. корпуса: Сборник / Сост. В. Н. Перелыгина, В. Н. Федоров. — Ростов н/Д: Книжное издательство, 1979. — 155, [4] с. читать →
  • Лекция Максима Коломийца «Танковые колонны Красной Армии. 1941-1945» смотреть →
Автор: Николай Орлов


Источник: https://светстаниц.рф/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 1119 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: