В Ставропольском детском саду № 14 «Росинка» уже второй год в рамках эксперимента по изучению культуры существует казачья группа. Пока она единственная в крае.
 

">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Если в руках у мужчины нагайка, то в группе должна быть тишина»

«Если в руках у мужчины нагайка, то в группе должна быть тишина»

19.04.2014 17:23
«Если в руках у мужчины нагайка, то в группе должна быть тишина»

Как живет единственный казачий сад на Ставрополье, что в нем детям любо и зачем прыгать с лавки в сарафан

В Ставропольском детском саду № 14 «Росинка» уже второй год в рамках эксперимента по изучению культуры существует казачья группа. Пока она единственная в крае. Корреспондент «Русской планеты» побывала в саду и посмотрела, как воспитывают казачат.


 

Здороваются по-казачьи

С работниками детского сада «Росинка» мы договорились встретиться во время послеобеденного сна детей. Я тихо прохожу в просторное помещение группы «Казачок Кавказа», шепотом разговариваю с воспитателем — Любовью Малаховой.

– У нас есть онлайн связь с музеем села сухая Буйвола Петровского района, — тихо говорит она мне. — Мы с ними общаемся через интернет, смотрят ребята на чугуны, горшки, наряды. Я сама росла в том селе, очень хороший музей. А с казаками мы объехали весь город, с баяном и песнями ходили по историческим местам, у детей глаза сияли.

Наш шепот все же побеспокоил детей, и мы договариваемся, что я приду в группу после сна, обязательных занятий музыкой и полдника.

– Правда, сегодня у нас самых разговорчивых нет, — с жалостью говорит Малахова. —Назар приболел, он гид по казачеству, кто-то к школе готовится, их забирают рано. Но все равно расскажут о своих впечатлениях, просто стесняться будут поначалу. А они могут рассказать даже, чем папаха от кубанки отличается: первая шапка высокая, а вторую надевали разведчики, и она небольшой высоты, чтобы не цепляться за деревья и кусты, если придется где-то ползти, что-то подсмотреть. Вот такие кубанки есть у каждого мальчика, на праздник надеваем. А девочки украшения себе своими руками делают. Казачки делали себе бусы даже из рябины — просто и ярко.

Пользуясь паузой, встречаемся с социальным педагогом Еленой Дергачевой и заведующей детсадом Оксаной Марченко. Они сходу объясняют, что синий флаг Терского казачьего войска обозначает бурную и сильную реку Терек, над которой возвышается Россия.

– Все в группе знают, что если в руках у мужчины нагайка, то в группе должна быть тишина, — с улыбкой говорит Дергачева. — Поэтому мальчики наши по очереди держат нагайку как знак, чтобы все слушали, пока воспитательница говорит. А утром дети приходят, здороваются друг с другом: «любо». Мы не взяли изначально православное направление, с которым тесно переплетено казачество. Нас интересует история, игры, песни. Но детских веселых песен у казаков мало, сказок еще меньше. Родители спрашивали, конечно, про христианство, но мы объяснили им, что цель — этнографическая. Некоторые с недоверием сначала отнеслись, но потом все поняли.

– А как вы объясняете детям, что значит слово «любо»?

– Хорошо ли здоровье, все ли нормально? Если да, то любо. Весь смысл в этом.


 

Знают больше других

– У вас единственная казачья группа в крае. Как получилось, что вы организовали такой проект?

– Инициатором был один из родителей, наш папа, атаман Ставропольского городского казачьего общества Александр Печников, — объясняет заведующая, — он попросил разрешения, чтобы казаки приходили время от времени в группу, и рассказывали об истории. Но он и не думал, что все выльется в проект, который идет у нас уже почти два года. Патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, творчеством. А главное, чтобы интерес этот сохранился с раннего детства и до школьных лет. У нас все сошлось вместе и в одно время, и родился проект-эксперимент, который подразумевает работу с социумом. Папочка этот стал у нас казаком-наставником, мы заключили договор о сотрудничестве с городским казачьим обществом и с атаманом. Мы не ждем уже, когда придут казаки, хотя они приходят постоянно, а сами разрабатываем сценарии, формы работы, игры, изюминки. У нас нет оружия, только красота и история нам нужна. Джигитовку детям показывали, но объясняли, что казаки всегда использовали оружие только для защиты дома.

– Чем эта группа в первую очередь отличается от других?

– Дети в ней больше знают об истории нашего города. На экскурсии казаки нас часто возят, каждый ребенок может рассказать о своем любимом уголке города. И все это не спонтанно, системная работа, а не так, что сегодня казаки пришли, а завтра нет.

– Были такие родители, которые сказали, что им это не надо, не интересно и перевели детей в другую группу?

– Наоборот, родители заинтересовались. Считается, что казак — православный человек, а у нас это самая многонациональная группа в детском саду. Никто не ушел. Конечно, было собрание вначале, на котором атаман рассказывал о планах по знакомству с историей родного края. Оказалось, что родители мало знают об истории Ставрополья, а это же казачий край. Провели тестирование, и оказалось, что казачьих корней в группе очень мало, но интерес родителей был большим. Тем более, терское казачество — это сплав всего Северного Кавказа, даже их синие костюмы такие, что непонятно: черкесы это, осетины или терцы.

Настоящие герои

За разговором пролетает час. Дети проснулись, и за одной из девочек пришел отец кавказской внешности.

– Алина, собирайся.

– Как вы относитесь к тому, что в группе прививают культуру казачества? Это что-то вашей дочке дало? — пользуясь моментом, интересуюсь я.

– Я ничего такого не замечал...

Мужчина пожимает плечами, помогает дочке обуться, и они исчезают за поворотом.

После полдника дети садятся полукругом: мальчик-девочка-мальчик. Девочек в группе меньше. Я сажусь прямо на ковер. Спрашиваю, какое знание о казаках им нравится больше всего.

– Они спасали наш мир от врагов, — первым выкрикивает Данил Винокуров.

– Нравятся рассказы. Когда подходили враги, казаки зажигали промасленные веревки высоко, сигнал тревоги такой был. Когда их дети баловались, казаки били их нагайкой по попе, чтобы те запомнили, что баловаться не надо, — говорит русоволосая Соня.

– Нет, не били, — вступает в спор щекастый и взъерошенный Вова Лунев, — нагайку просто поднимали, и все тогда замолкали.

– Иногда все же били, — упорно повторяет Соня. Мнения разделяются, дети начинают спорить, но быстро утихомириваются.

Тут кто-то вспоминает, что в группе есть настоящая нагайка, и что они ее могут показать. Потом Соня неожиданно предлагает спеть. Я соглашаюсь, и по садику звонко разносится удалая казацкая песня. Если не знать, что это экспромт, я бы решила, что все инсценировано. Малыши пели задорно и «мимо нот».

Приуныли казаки. Пыльная дорога

Не ведет их в дальний путь,

Не звенят клинки..

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот заснули казаки.

Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

Песня кажется нескончаемой. Затем дети без паузы затянули следующую:

Мой дед казак - Да что ж мне, братцы, клясться?

Да вот и шашку я повесил по ковру.

Я вас прошу никак не сомневаться:

Мой дед - казак, ей-богу, я не вру.

Эх, казаки полмира проскакали,

А если б надо было, заново прошли,

И на груди у них блестят медали,

И на груди у них Георгия кресты.

Нестройный хор пел трогательно, сбиваясь с ритма в куплетах и набирая силу во время повторяющегося припева. Закончив, малыши стали наперебой рассуждать о героизме казаков и их нелегкой жизни.

– Конечно, они герои, самые настоящие!

– У них даже папаха есть, это такая шапка высокая, а еще тяжелые утюги, которые грели на русской печке.

– У нас есть рушники, раньше это такие полотенца были.

– Любушка, любо, братцы, — вновь неожиданно закричала вся группа.

– Я когда прихожу домой, то говорю так родителям. Это так казаки здороваются.

– А еще они иногда ели отцовскую кашу, — рассказывает курчавый чернокожий мальчик Даниэль-Франсуа, — она состоит из соли, перца, горчицы и сахара...

– А зачем сахар? — возмущается Аня.

– Ну ладно, без сахара. На простой воде. И получается горькая невкусная жижа. И казаки ее ели, когда мужчинам, папам не везло.

– Когда им не везло?

– Если не сын, а дочка рождалась. И они так хотели горечь из судьбы дочки убрать. А было невкууусно, — тянет гласную мальчик.


 

Магазинов еще не было

Вновь все начинают говорить одновременно.

– А еще у них были масляные и керосиновые лампы.

– И на груди у них всегда много ленточек и орденов, и шашки есть. И очень-очень блестящие медали.

– А когда казачкам исполнялось пять лет, они должны были прыгать со скамейки в сарафан.

– А мы тоже казаки, вернее, пока казачки, казачата. Мы знаем, что такое боевая шашка. А еще казаки ели деревянными ложками, — тихо говорит скромный и хрупкий Абубакар Мусаев.

– Сами не едите деревянными?

– Нет, — отвечают хором.

– Они сами все себе делали, и люльки, и посуду, потому что магазинов не было.

– А потом, когда появились люди, ложки стали делать из металла.

– Получается, что казаки до людей были, — настораживаюсь я.

– Выходит, что так, — засомневалась Олеся.

– Вообще-то сначала были боги, — Даниэль-Франсуа серьезен, — Геракл и другие греческие, их много было. А вы точно напишете, что мы вам рассказываем?

Обещаю. Ребята довольно улыбаются.

– А в домах у казаков были маленькие окошки, чтобы не было холодно. Им бы совсем было тяжело, если бы не было масляных ламп. Трудная раньше жизнь была, — загрустила Аня Бельбекова.

– Вы знаете, какие у казаков были враги?

– Немцы и фашисты, они хотели захватить Ставрополь, но казаки всех спасли.

– Точно немцы, — подтверждает Даниэль-Франсуа, — мой дедушка воевал и пришел с войны без ноги, но живой.

Дети показывают мне небольшой, но богатый музей терского казачества в группе. Все бегут к стендам, хватают первое попавшееся: нагайку, тяжелый чугунный утюг, лампы, горшки, ложки, рушники. Показывают макет казачьего хутора, который клеили и раскрашивали всей группой: тропки из кофейных зерен, рядом миниатюрные коровы, лошади, куры и гуси.

– А у нас есть платья для девочек и зеленые рубашки для мальчиков. Мы в них выступали и получили награду, пели казачьи песни.

– А вы знаете, мой дед был казак, они почему-то с бабушкой расстались, видимо, не были влюблены, — листая журнал, рассказывает мне Вова и тут же бежит к конструктору, забыв обо всем.

Время прогулки. Одеваясь, дошколята решают показать мне одну из любимых игр — плетень. Делятся на группы: в одной мальчики, в другой девочки. Становятся друг напротив друга. В каждой команде переплетают руки: «Мы плели, плели плетень, любовались целый день, расплетали очень долго, только никакого толка». Ловкие движения руками — девочки выиграли. Мальчишки считают, это потому, что их меньше. Но уже через минуту обиды забыты, все радостно шумят, готовясь к прогулке.

Лариса Бахмацкая, Ставрополь


 


Источник: http://stavropol.rusplt.ru/index/kak_zhivet_edinstvenny_kazachiy_sad_na_stavropolye-9416.html

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 1594 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: Ставрополье, казачата, патриотическое воспитание, Александр Печников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: