Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / История еще одного геноцида на Кавказе

История еще одного геноцида на Кавказе

24.01.2015 11:47
История еще одного геноцида на Кавказе

24 января казаки зажигают свечи и молятся о невинно убиенных в годы расказачивания предках

 

Директива Центрального комитета Рабоче-крестьянской партии большевиков 96 лет назад, 24 января 1919 года, санкционировала «массовый террор против богатых казаков». Советские власти на местах принялись исполнять указание настолько рьяно, что многие казачьи станицы просто перестали существовать. Их население частично было расстреляно, частично переселено. И хотя этой директиве вскоре дали обратный ход, репрессии против казаков продолжались еще десять лет, уничтожая старинный уклад и дух этого народа-сословия.

Государственный террор

24 января во многих храмах России проходят панихиды по невинно убиенным в начале XX века казакам. В этот день в 1919 году была принята секретная, а сейчас уже широко известная, антиказачья директива, подписанная Яковом Свердловым.

Центральный комитет РКП(б) призвал «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». Необходимым объявлялся «массовый террор против богатых казаков» и тех, кто принимал участие в борьбе с Советской властью.

К остальному казачеству предписано принять меры, которые бы дали «гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям». Тем, кто с младенческой люльки рос с оружием в руках, предписывалось его сдать под страхом расстрела.

 Фото: belrussia.ru

На освободившиеся места требовалось организовать переселение пришлой бедноты.

С этого момента принято начинать отсчет геноцида казаков, хотя расказачивание стартовало полутора годами раньше.

В первый же месяц после захвата власти в стране большевики  выпустили декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который отобрал у казаков привилегии, а спустя еще два месяца – закон о социализации земли, лишавший их производственной базы.

Черный день терского казачества

В 1918 году на Тереке вспыхнуло казачье восстание. Оно было спровоцировано не только лишением привилегий и земли. В мае прошел третий съезд народов Терека, на котором было принято решение о передаче станиц Сунженской линии горцам и выселении из них казаков. Это привело к разграблению и сожжению станиц, истреблению их жителей. Чтобы казаки не могли сопротивляться, их начали разоружать.

Все это уничтожило симпатии к советской власти на корню. Казаки восстали, захватили Владикавказ, но удержать его не смогли. В результате красные комиссары с ними окончательно перестали церемониться, и еще до директивы Свердлова начали настоящий казачий геноцид.

Через год после принятия директивы, в 1920 году Григорий Орджоникидзе докладывал, что большевики решили выселить «18 станиц с 60-тысячным населением по ту сторону Терека», «станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам».

Как происходила эта передача, засвидетельствовал сам Иосиф Сталин. На очередном съезде народов Терской области в конце 1920 года он докладывал: «Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин. Я заявляю, что если горцы думают так, они глубоко заблуждаются».

Выселение казаков продолжалось до середины апреля 1921 года. Во время последнего пешего перегона женщин, детей и стариков на станцию Далаково были расстреляны и изрублены, как указывают казачьи историки, тысячи человек.

В память о них под Бесланом насыпан курган Памяти, а 27 марта – начало последней депортации – стало Днем поминовения терских казаков, безвинно убиенных в годы расказачивания, продолжавшегося почти до начала Великой Отечественной войны.

Чем не угодили казаки?

Казаки были неудобны для советской власти тем, что имели землю, уверен заместитель атамана Ставропольского казачьего войска Павел Деев. Горцев и крестьян России большевики могли легко переманить на свою сторону, наделив их землей. Казаки же, по его словам, были «лицами подозрительными». «Ухватить их было не за что, земля у них была», – поясняет Деев.

«Советская власть здесь на Кавказе использовала меркантильные интересы горских народов, – продолжает он. – Пример – станица Фельдмаршальская, которую на три часа отдали ингушам на разграбление. Мужчин не было, остались женщины и дети. Что там происходило?

Терского казачества, по сравнению с кубанским или донским, почти не осталось. Многие были выселены, сначала в степные районы, и сейчас в Ипатовском, Апанасенковском районах много казачьих фамилий. А на их места заступили крестьяне центральной России. Натравливали на казаков горские народы, использовали противоречия между ними».

Кроме того, опору советской власти составляли крестьяне – те самые люди, что в 1905 году громили помещичьи усадьбы Центральной России со всей неистовостью беспощадного русского бунта. На их усмирение были посланы самые мобильные силовые подразделения России – казачья конница. Именно с тех времен казаков, этих отважных охранителей российских границ, в народе стали называть нагаечниками.

«Прошло всего лишь 12 лет, и крестьяне помнили своих обидчиков», – отмечает собеседник КАВПОЛИТа, объясняя жестокость, с которой новая власть обрушилась на казаков.

В поисках земельного ответа

Долгие годы расказачивание считалось борьбой с «помощниками жандармов», с «народом-помещиком», с врагами советской власти. Сейчас, когда казачество возродилось, историки взглянули на те события с другой стороны.

Ведь если посмотреть на выселение и уничтожение станиц с точки зрения гуманности, а не революционной необходимости, то оно было таким же бесчеловечным актом, как депортация кавказских народов в 1944 году.

Тем не менее в прессе, в художественных образах и документальных фильмах период уничтожения казачьих станиц по Тереку освещен мало. Режиссер документального фильма «Казачий крест», бывший пресс-атташе Терского казачьего войска Александр Кузнецов полагает, что этому есть причины.

«Завтра надо будет земельный вопрос поднимать, а где населять, допустим? – спрашивает он. – Вы знаете, что было две чеченских кампании. Сегодня идет гражданская война на Украине, убивают наших ребят, скоро привезут еще одного покойника. Так вот, в окопах сидят чеченцы вместе с нами…

Многие вещи вроде бы хочется назвать геноцидом. Был он, от него никуда не уйдешь, хоть территории и заняты. Но дело и в нас самих. Простите, а кто этот вопрос поднимал? Чтобы поднимать вопрос, надо доказать, что ты потомок тех казаков, которых репрессировали».

Фото: novoross.info

Подтвердить цифры и факты сегодня очень не просто. Если партийные документы еще можно найти, то судьбу отдельного казака проследить почти невозможно.

«Очень сложно найти потомков. Подняли реабилитированного по фильму «Память казака», из станицы Зольской. На земле живут люди, те же казаки, потомки, правнуки. Как их сегодня выселять? – рассуждает казачий режиссер. – И кто ответит за геноцид? Поумирали уже все, кто приводил эти указы в исполнение».

Тем не менее забывать об этом нельзя, считает Александр Кузнецов.

«Чтобы потомки помнили и чтобы не говорили некоторые, что "это наша земля". Дай Бог здоровья Михаилу Михайловичу Клевцову. Он написал книгу "Записки атамана", где приводит документы, как селились казаки. Не просто их кидали на эти земли. Выкупалась земля. Кабардинские князья расписывались. Кто не мог расписаться, ставил большой палец», – рассказал собеседник КАВПОЛИТа.

Сейчас режиссер работает над новым фильмом «Гребенцы», но и там сталкивается с отсутствием документов.

«Нашли по Ермаку Тимофеевичу песню про сибирский поход "И собирались на реке Калке удальцы донцы, с ними – гребенцы". Значит, были и гребенцы там! Вот с кабардинцами начали работать на тему, что Марию Темрюковну к Ивану Грозному сопровождали 2-3 сотни гребенцов.

Кабардинцы этого не отрицают, а документов нет. Кто будет в Ленинке работать? Для этого нужны кандидаты наук, имеющие допуск. Кто будет платить этим людям? – сетует Кузнецов. – История не должна коверкаться, как кому заблагорассудится. Был факт выселения? Был. При реабилитации всех вернули, но казачьей области нет».

Ореол молчания

Отсутствуют не только многие документы, но и свидетельства очевидцев расказачивания. Лишь по таким книгам, как «Тихий Дон» или «Молоко волчицы» мы можем судить о глубине трагедии казачьего народа.

Собирая рассказы о жизни станиц во время этнографических экспедиций, сотрудник отдела истории казачества Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве Андрей Гордиенко заметил, что о том периоде истории жители говорят неохотно.

«Старшее поколение, которое непосредственно с этим соприкоснулось, боялось говорить об этом. Это те, кто не попал под репрессии или вернулся через какое-то время, оставшись в живых. Они скрывали свое прошлое порой даже от детей», – отметил он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТа.

В станице Старопавловской одна пожилая учительница истории из российских немцев рассказала о том, как пыталась вытянуть из станичников свидетельства событий гражданской войны 30-х годов.

«Ей ничего говорить не хотели. Только когда она поясняла, что ее семья тоже пострадала, была выслана в Казахстан, с ней начинали делиться. Рассказывали нам в Старопавловской, что была вторая волна репрессий в 30-е годы, когда создавались колхозы. Но не очень много об этом говорят, потому что старшее поколение в советских условиях не особо афишировало все это. Видно, там казаков здорово перепахало, и те, кто остался жив, старались не высовываться», – предположил исследователь.

Там же он столкнулся с еще одним странным явлением. «В Старопавловской не осталось дореволюционных надгробий. Мы нашли только одно в зарослях, сброшенное с постамента. Если мы до этого ездили в крестьянские поселения, и там есть еще могилы XIX века, с основания села, то здесь все памятники советские, – подчеркнул Андрей Гордиенко. – Вероятно, когда пошла политика расказачивания в 20-е годы, доходило до такого, что на кладбище ломали кресты и надгробия».

Исследования истории тех лет продолжаются, подтверждая целенаправленную политику первых лет советской власти, направленную на уничтожение казачества и как сословия, и как этноса, способного к самоорганизации.

 

Автор: Светлана Болотникова


Источник: http://kavpolit.com

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 2534 | Добавил: Сталкер | Теги: сталин, казаки, революция, геноцид, Казаки Дона, Терские казаки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: