Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Казачество в очередной раз умирает»

«Казачество в очередной раз умирает»

02.01.2015 08:55
«Казачество в очередной раз умирает»

О проблемах современного казачьего движения рассказал известный художник, поэт, есаул Кубанского казачьего войска (ККВ) Андрей Лях

Вопросы сохранения казачьей самобытности, взаимоотношений казаков с государством и соседними народами корреспондент КАВПОЛИТа обсудил с  Андреем Ляхом, известным художником, поэтом, автором многочисленных веселых басен на казачью тематику, героями которых стали современные участники казачьего движения в России.

- Андрей Петрович, расскажите нашим читателям о себе, о своих корнях.

- Родился в 1966 году в хуторе Куликовском. Одними из его основателей были мои прадеды по материнской и отцовской линии из рода Рыбалы и рода Дубыны. Прадед Лях появился там попозже.

Основанное примерно в 1895-98 гг. поселение «Куликова балка» до 1910 года принадлежало Кисляковскому куреню. После проведенной всеобщей переписи населения в 1908-м, уже к 1910 году поселению был дан статус «хутора». Административно отнесли его к Уманскому куреню и назвали хутор Куликовский.

Отсюда я и веду свой род. С обеих сторон кубанские казаки: по маме от Дубынив и Сосновив  (Дубина и Сосновый), а по отцу от Ляхив и Рыбалив (Лях и Рыбало).

Отец мой, газовик по профессии, разрабатывал и осваивал газовые промыслы в стране, поэтому я  с семилетнего возраста оказался в Оренбурге, а потом на Ямале, в Новом Уренгое. После выхода на пенсию уехал к себе на Кубань.

- Получается, что вы вернулись в свой родной хутор?

- Да. Закончив свою северную эпопею, я вернулся домой, к корням своим и к могилкам дедов.

- Возможно ли казаку, который живет вне малой родины, сохраниться как казаку?

- Я на своем опыте ощутил, что на чужбине тоска по родине, по песням, память о предках и их могилах сильнее ощущается. Прилетев на свадьбу к своему брату в 1999 году, я предвкушал как буду слухать кубанские песни, пить хорошую горилку, общаться со стариками и сверстниками, перенимая у них обряды и традиции…

Увы… Меня «добило» то, до какой степени в хуторах исчезло все казачье-родное. Все старались обозначить себя «горожанами», прятать в себя свой южный говор, мол, «дывыться яки мы горожанэ, таки ж як и вы, цивилизовани и образовани».

На фото Андрей Лях

Им кажется, что так и живут по-настоящему и что к такой жизни надо стремиться… А мне  хотелось, наоборот, дохнуть всей грудью прелесть хуторского духмяна, того пьянящего вольного духа, коим дышали мои предки.

Вместо красивых родных песен звучало: «Напилася я пьяна, не дойду до дивана…». Пытаю: «А шо цэ вы спиваэтэ?». В ответ недоумение и вопрос…

Тогда я сам затянул «Прощай ты, Уманьска станыця», а следом «А молодость не вэрнэться назад», бабушки подпевали и говорили: «Та мы такэ вжэ двацять лит нэ спиваемо. Такэчко мамка спивалы. А оцю батько любыв, як бувало выпьють. Андрий, а ты звидкиля ци писни видаешь?». И крестились, и прятали взгляд…

​«Казаки сегодня не обращают внимания на свою культуру, веру, получается какой-то суррогат» - Андрей Лях

Та щемящая тоска, тоска по малой родине, по родным полям и курганам, по речкам-камышанкам, по разноцветью вдоль пыльных дорог и посадок, по парному молоку и свежеспеченному хлебу. По всему, что зовем мы Кубанью…

Почти всю свою сознательную жизнь я прожил вместе с родителями на чужбине. Оторванные определенными обстоятельствами от родного края, от родного куточка, мы сохранили и свой язык – балачку, и песни, и традиции ведения хозяйства…

Именно чужая сторона изначально и определила нас на путь возвращения на родину, со своими адатами, обрядами и совестью. 

Я до белого каления спорил со своими кубанскими оседлыми родичами, которые искореняли балакание из речи своих детей: «Как ты пойдешь в школу? Та мы сгорим от стыда, от твоих речей».

А сейчас ее пытаются насадить и возродить. И, кстати, возрождают те, кто сам забыл свой родной язык и хоть читают на уроках по «вумным» книжкам, все равно сами коверкают окончания и неправильно произносят слова.

Так что считаю то, что я был на чужбине, это, наоборот, спасло мою козацьку породу.

Кстати, тому примером и потомки эмигрантов, живущих по всему миру, но помнящих о своих корнях. Так что не пеняйте никогда и никому из живущих не на землях своих пращуров по воле обстоятельств… Они свою историческую родину любят не меньше, а может и больше, нежели  те, которые никуда не уходили со своих земель и Божьего присуда.

- Жизнь казака сегодня чем-то отличается от жизни среднестатистического россиянина? Разница есть вообще?

- Есть… Раньше я всегда удивлялся, как горцы отличают друг друга по лицам, с возрастом я научился отличать кабардинца от осетина.

Среди представителей русскоязычных народов, казака я вижу. Живем все вместе, одинаково, по достатку, по манере одеваться, но тех, у кого казачья родовая, какие-то они не такие. Более совестливые, что ли? Более надежные, работают по-другому, содержат дома по-другому, дворы…

На генетическом уровне, наверно, остается какая-то любовь к порядку и к общей дисциплине. Как правило, у нас в хуторе первыми белить деревья и наводить порядок перед Пасхой (смеется) начинают казаки. Ну а за ними подымаются уже и все остальные.

- Можно сегодня говорить о каких-то региональных отличиях между черноморцами, линейцами, терцами, донцами?

Можно. Исторически у черноморских казаков больше порядку было в хозяйстве. Если проехать по линейным станицам, а также донским и терским, и сравнить ухоженность – касательно бурьяна, деревьев, планировки – здесь у нас, черноморцев, чище и красивее.

Но, казаки-линейцы более сплоченные, более доброжелательные, сильнее почитают казачье братство и традиции, ярче в своем гостеприимстве. То, что и у нас, степняков, в черноморских станицах было, но почему-то зараз потихоньку начинает исчезать. Все уходить куда-то вдаль…

А главное, ушло в сторону то, чем мы всегда славились – сострадание. Мне кажется, это зависит от благосостояния людей.

- Как вы можете описать отношения между казаками и кавказцами, исторически и сегодня?

- Я общался с дедами-ветеранами войны, которых еще застал. С бабушками… Такой враждебности не було. Знали все: «черкесу – черкэсово, москалю – москалёвэ, козаку – козаковэ».

Ненависти такой страшной не было. Понимали, что он тебя может загубить, и ты его можешь, что нужно быть настороженнее, что не нужно расслабляться. Они наши соседи, хоть и иноверцы… А сейчас просто ненависть…

- Взаимная?

- Понимаешь, у старшего поколения нет такого до сих пор, несмотря на все эти последние войны. Мы понимаем, что произошло, откуда взялись все эти ваххабитские движения, что не весь народ виноват в этом. Но у нас в этом плане более радикальная молодь.

Молодежь не приемлет диалога, как со стороны кавказцев, так и со стороны казаков. Мне кажется, что здесь виновата неправильная политика в системе культуры и образования. Есть и наша вина. Ушли мы в коммерцию и бизнес, бросив своих чад на самих себя.

«Молодежь не приемлет диалога, как со стороны кавказцев, так и со стороны казаков» - Андрей Лях

- Зачем казачество нужно государству?

- Казачество сегодня в своих традициях очередной раз умирает. Мы не обращаем внимания на свою культуру, веру, получается какой-то суррогат, нововведения, новые уклады придумывают, заветы.

Не было никаких заветов. Были уклады, которые всасывались с молоком матери и передавались из века в век в культуре общения, в культуре труда. Был единый адат – стержень.

И по сегодняшний день он остается и в линейных станицах, и в черноморских: «Нэ робы того, шоб люды не сказалы за тэбэ погано». Остальные основы наматывается на этот стержень. Так было исстари. Так стараемся жить и сейчас.

«Меня "добило" то, до какой степени в хуторах исчезло все казачье-родное. Все старались обозначить себя "горожанами"» - Андрей Лях

Государству на сегодняшний день не нужна ортодоксальная самобытность. Государство учит нас увиливать, изловчаться, крутиться на примере олигархов и власти предержащих. Государству нужны не казаки, а нукеры, своего рода ополченцы-роботы, которых, в случае своей опасности, засунут куда-то в междоусобицы.

Получится все у казаков – некоторым по машине дадут или по медали, а если проиграем – пару-тройку десятков голов полетят. Отношение власти к казакам, будь то «реестр» с Долудой или «нереестр» с Задорожным и Козицыным, схема взаимодействия с властью везде одинаковая.

- А что казаки хотят от государства?

- Чисто мое мнение: у нас, казаков, на сегодняшний день нет общенациональной идеи. Ту идею, которую ребята донцы на митинге подымали, что «казаки – народ», нам вежливо похерили.

Что бы это дало? Запись в свидетельствах о рождении «казак»? Реституция собственности? Вон у меня, если разобраться, пол-хутора – это мое. И здание колхозное, и земли прадедовы… Как я сейчас это заберу, кто мне его отдаст? Да им меня легче убить, а я не дамся. А это война, ребята.

Что мы еще хотели от государства? Земли? Бери, как любой арендатор, если есть деньги. Вернуть нашу землю и сдать ее в субаренду? Или, как на Тереке, хотели прибрать коньячный завод, получили дулю. И попы им чуть анафему не пропели. Ну какие это национальные идеи?

Что бы лично я зараз хотел от государства, так это институт своего рода казачьего «шерифата» – отрядов самообороны.

Обосную. Хорошо если, как сегодня, атаман и глава администрации в одном лице. Но лучше, когда атаман на своем месте вроде шерифа. Казаки, живущие в общине на хуторе, члены его команды. У них оружие разрешенное, которое должно выдаваться решением на сходе всех хуторян.

Все должно быть на уровне закона, официально. Люди должны быть психически здоровые, не потомственные алкоголики. Находиться оружие должно или у каждого в сейфе, или в общей оружейке. У них же должны быть и современные аварийные эмчаэсовские инструменты, бензопилы, и все остальное.

Случилась в Ейске беда - собрались, поехали и сделали. Случилась в Крымске беда - поехали и сделали. Случилось счастье Крым завоевывать - собрали стволы и поехали.

Вот это я бы попросил у государства на сегодняшний день, чтобы до конца разработали план создания ЧВК (частная военная компания). И чтобы их начали набирать из казаков.

​«У казаков, на сегодняшний день нет национальной идеи» – Андрей Лях

- У наших соседей из северокавказских республик возникают резонные вопросы по этому поводу. Почему казаков выделяют на фоне других народов, наделяют их какими-то особыми правами, почему им должны выделять землю, оружие?

- Давай так. В Чечне, Дагестане уже созданы такие патрули. Они эту схему с удовольствием вводят, и Кадыров, и Абдулатипов – молодцы.

Но есть административные границы, из них и нужно исходить. На Кавказе абрекам – абреково, черкесам – черкесово, казакам – казаково, это справедливо и нормально.

Ну а свою землю, кубанскую, кому охранять, как не нам? Никогда никто не задумывался, почему у царя конвой был из казаков и горцев? Почему не было рязанских конвойцев? Видать, доверяли казакам больше. Не глупые люди же раньше были…. Это традиция нашего государства.

Николай Кучеров


Источник: http://kavpolit.com/articles/kazachestvo_v_ocherednoj_raz_umiraet-12610/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 2499 | Добавил: Ст-администратор1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 3
3   [Материал]
Кто дома с бабами сидел, те всегда помирали от старости или горилки. Остальные гибли в боях и сражениях. Но! Некоторым удавалось вернуться живыми. С Дикого Поля. Иные с ранениями. Так выковывалось казачество. Самое главное, чтобы остался сбережёным продолжатель рода. И функционировал

А я бы хотел, чтобы государство, в основном люди считающие себя властью, не мешали. Наш народ ... он мудрый. И не раз он переваривал беды, лихолетья.... Справится и в этот раз.

Дело еще в том, что перепуганные мифом о казачьей самостийности чиновники дыхнуть не дают. Понаписали столько законов и правил, что сами не могут в них разобраться.... В результате население опять осталось неприкаяным, ... нельзя сказать конечно "безхозным", но так оно и есть. Люди в себе давно перестали видеть хозяев собственной жизни. в результате все ждут манны из рук властей. А та не может эту кашу варить.... поскольку в законах написано сначала учредить конкурс-тендер. На нем определить кашевара.... И т.д..
Ни жалобы, ни митинги с пикетами помочь уже давно не могут. Из лекарства, должного поправить мировоззрение власти, они стали успокоительным для самого недовольного положением дел.

И все же у граждан, казаков, в том числе, остается немало средств для самовосстановления. Примером тому как раз служат упомянутые Андреем Петровичем кавказские республики. Там "у руля" национальные лидеры. Их работу контролируют соседи, старики... национальное общество. От этого у них возможностей гораздо больше, нежели у безликого, полинационального российского чиновничества.

"Москва", государство, кажется, поняли безысходность нынешней системы управления обществом. Поэтому и затеяна реформа местного самоуправления. Однако начинается она опять.... сверху, откуда гниет. В этой ситуации и хотелось бы, чтоб люди, причисляющие себя к власти в регионах и территориях, уразумели бы.... От того, что богатыми в стране будут единицы, пусть сотни людей - страна богаче не будет! Государство встанет на ноги только тогда, когда все население получит возможность управлять собственной жизнью.

В том хуторе, Куликовском, наверняка числится действующим территориальное самоуправление. Не буду судить за сто километров..... Но нет у населения законных преград в исполнении самоуправления! Это во-первых.
Второй опорой становления народа и государства, без всякого сомнения, станет возрожденная общественная собственность на орудия и средства производства - кооперация.
Третью опору А.П. Лях тоже назвал точно - это общественная безопасность. Вот только назвал он это по-прежнему с придыханием, с просьбой.... Просить-то нечего! Все уже есть. С лета, точнее с 07.07.2014 вступил в силу Закон "Об участии граждан в охране правопорядка". Да это дружины. Но не муниципальные казачьи дружины. Это некоммерческие общественные организации правоохранительного толка, участие в которых дает помощь полиции и муниципальной власть в том числе по обучению и, даже, страховке от ... случайностей произошедших с дружинниками при выполнении общественной работы по охране порядка.

Чуть больше месяца назад, в подмосковье прошел Съезд Федерального Сельсовета.
Боюсь быть не точным.... Каждый делегат говорил об ущербности нынешней системы управления обществом, сельским хозяйством в том числе. Каждый второй говорил о кооперации, потребительских обществах. О возвращении к общественной форме собственности на средства и орудия. ... Сам форум называется "Сельсовет". Поэтому третий и остальные делегаты, приехавшие со всей России, говорили о самоуправлении в смысле политическом.

Так что боль о нынешнем положении народа жжет ныне не только казачьи сердца. Хотя....
Андрей Петрович, совершенно справедливо говорит о... "...а мы - какие-то другие".

"Самоорганизующаяся масса казачества" - это определение давно уже свели на нет назначенные в 90-х, в тиши исполкомовских кабинетов атаманы. На способах управления организованным казачеством написаны десятки, если не сотни диссертаций. Во всех рефреном звучит - "Не бойтесь казаков. Если ими будем управлять МЫ, рыпаться они не будут". В этом ключе строит свою деятельность и весь сонм атаманов. Их задача - показать, что при другом "управляющем" казачье общество не будет столь спокойным....

С Новым годом!
Казаки - это ответственные люди!
Отвечаем мы за настоящее и будущее перед своими предками и потомками.
С нас спросят там по делам. Чтобы не стыдно было "там" - давайте менять жизнь вокруг себя.
От нас и только от нас зависит настоящее и будущее Присуда!

Андрей, С НОВЫМ ГОДОМ!!!
(По нашему с НОВОЛЕТИЕМ!!!)
Всё правильно, кроме того, что казачество умирает... По моему мнению оно в муках возрождается... А без мук рождения, как и возрождения быть не может!!!

Имя *:
Email *:
Код *: