Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казаки и краишники: от тихого Дона до сербской Савы

Казаки и краишники: от тихого Дона до сербской Савы

25.10.2020 12:24
Казаки и краишники: от тихого Дона до сербской Савы

События в Донбассе 2014-го и последующих годов показали общую историческую близость весьма неблизких географически, но далеко не чуждых друг другу социокультурно донских казаков и сербов. В ряды ополчения влились сербские четники, проявившие желание защитить Донецкую и Луганскую народные республики, которые расположены на исторических землях Области войска Донского. В чем же причина такой близости? Ответ кроется в глубоких исторических корнях.

Для сербов и казаков подходит понятие фронтирменов — жителей территорий, расположенных на стыке цивилизаций, конфессий и культур. В сербском языке есть понятие крајина — приграничная территория, где живут с оружием и всегда готовы к военным действиям. Казаки же, «воины Христовы», всегда относились к людям, охраняющим и осваивающим бескрайние рубежи Российской империи. Их становление происходило в приграничной среде православной Руси и мусульманской Османской империи: ее вассала Крымского ханства, а до этого Золотой Орды.

Сходства были и в имперской политике Вены и Санкт-Петербурга по отношению к своему приграничью. Австрийская империя в XVI веке создавала Военную Краину (Границу), куда селила сербов, покинувших захваченные Османской империей земли. Они получили название граничары, а свои поселения создавали по принципу казачьих станиц.


Территория Военной Краины

Аналогично поступало и российское правительство, расселяя казаков вдоль своих границ, создавая новые казачьи войска. Сначала — в целях обороны, благодаря чему возникли белгородские, рязанские, северские казаки, а затем и на вновь присоединенных территориях, ввиду чего возникли кубанские, семиреченские, забайкальские, сибирские и другие.

Современники различных эпох улавливали сходства, которыми обладает население, развивающееся в столь похожих условиях. Отправленный Петром I в Далмацию стольник Петр Толстой 11 июня 1698 года отмечал: «А те сербы живут смежно с турецкими городами и деревнями. Те сербы люди военные, подобятся во всем донским казакам, говорят все словенским языком». 

Через некоторое время преемники российского императора воспользуются этой «похожестью». Российская императрица Елизавета Петровна во всем старалась быть похожей на отца и отвела сербам особую роль в приграничье. По ее распоряжению на карте появились Новая Сербия и Славяносербия. Новые территории возникли между Слобожанщиной и Запорожской Сечью в целях противостояния вассалам Османской империи — крымским татарам. Местом поселений было определено междуречье Днепра и Синюхи. Сербы на новой родине торговали с Польшей, Молдавией и Крымским ханством, а также воевали на фронтах Семилетней войны.

— Подробнее: Новая Сербия в степях Дикого поля. История одной мечты

Несмотря на то, что эксперимент постигла неудача, и невзирая на явный «распил» выделяемых на переселенцев бюджетных средств, территория сохранила историческое название и вошла в состав Новороссии, граничащей с луганскими землями Области войска Донского. При этом часть сербского населения пополнила ряды казаков, а по иронии судьбы разгромом Запорожской Сечи руководил этнический серб Петр Текелия.

Духовная близость сербов и казаков отмечалась историком Николаем Ивановичем Костомаровым. Он видел глубокое внутреннее единство между «думами» запорожских казаков и сербским эпосом. Герои, войны, религия объединяли их. 

«Судьба этих народов заключала в себе слишком много подобного, и сербский юнак (срб. — герой) все-таки сродни малорусскому казаку», — писал ученый. 

Широкой популярностью в сербских семьях пользовался перевод «Тараса Бульбы» Николая Васильевича Гоголя, перекликавшегося с народным эпосом и образом юнака Марко Кралевича.


Краишники в 1742 году

Немалое число добровольцев-казаков ехало на помощь сербам в военных конфликтах XIX века. Ехали и стар и млад, много было георгиевских кавалеров. Активные контакты между сербами и казаками наблюдались и в ХХ веке. Здесь стоит сделать акцент на казачьей эмиграции в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в ходе которой в страну направились донские и кубанские казаки. Им оказал теплый прием король Александр I Карагеоргиевич. При крещении его сына и наследника Петра в 1925 году присутствовали кубанский атаман В.Г. Науменко, донской атаман А.П. Богаевский, терский атаман Г.А. Вдовенко. Были основаны казачьи станицы в Белграде: имени кошевого атамана Сидора Белого (атаман П.И. Курганский), а также кубанская казачья станица (атаман И.Я. Кишка). На сербской земле оказался и Второй Донской казачий кадетский корпус. На долгое время Сербия стала новой родиной для казаков-эмигрантов. Бывал здесь с гастролями Кубанский Войсковой певческий хор. Издавались журналы и газеты, располагались штаб, канцелярия, типография кубанских казаков. Лишь в 1945 году большая часть казаков-эмигрантов уехала в Западную Европу. 

Годы Второй мировой войны наложили несколько негативный оттенок в связи с деятельностью казаков-коллаборционистов на Балканах. Но казаки, ковавшие Великую Победу в рядах Красной армии, надолго сохранили воспоминания о сербских братьях: «Сербы – это тот же русский народ Это точно! Я с сербами в эту войну (Великую Отечественную) встречался»,  — говорил казак станицы Старовеличковской А.И. Новоселицкий.


Кубанские казаки в Москве на Параде Победы 1945 года

События 1990-х годов, когда казаки-добровольцы направились на помощь сербским братьям, способствовали восстановлению близких отношений, формированию системы взаимопонимания, подтверждением которой стали события на Украине в 2010-х годы.

С регулярными визитами Сербию посещают представителями самых разных казачьих организаций России, бережно сохраняя общую память и историю, устанавливая памятники и мемориальные плиты, оберегая могилы казачьей эмиграции.

В 2013 году казачьи организации были созданы и на сербской земле. Атаман станицы в Тополе Стеван Вранич объяснил цель их появления так: «Духовное, культурное и экономическое сотрудничество, оживление патриотизма и рыцарства – всего того, что украшает казаков, которые веками были оплотом Православия, веры и культуры. Казаки, прежде всего, защитники государства и Отечества, церкви и власти». Впоследствии возникло Балканское казачье войско во главе с Виктором Заплатиным, проводившее свои мероприятия на площадке Россотрудничества.

Имеет свои подразделения на территории Сербии крупнейшая общественная казачья организация России «Союз казаков-воинов России и Зарубежья». Особую активность при создании станиц проявили забайкальские казаки, ведущие большую работу в Канаде и Австралии. В 2018 году создан Всесербский казачий союз «ВКС» во главе с Драганом Станоевичем. Есть и другие казачьи объединения в стране.


Виктор Погонцев/РГ

Потому и говорить о том, что казачья и сербская культуры не пересекаются, невозможно. Близость двух фронтирменов имеет многовековой характер, она обусловлена не только общей историей и верой, но и социокультурной военизированной составляющей. Дальнейшее укрепление отношений выглядит вполне естественным, и развитие казачьих организаций на территории Сербии получит новый виток. Не зря командир четников Братислав Живкович отмечал, что казаки готовы направиться в Косово на защиту сербов.

Антон Бредихин,
кандидат исторических наук,
главный редактор научного журнала «Архонт»

Автор: Антон Бредихин


Источник: https://balkanist.ru/kazaki-i-kraishniki-ot-tihogo-dona-do-serbskoj-savy/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 317 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]