История рисует величественный образ казака, не под стать тем «сказкам, вымыслам и фантазиям», которые сложились вокруг казаков сейчас.

">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казаки в истории, в прессе и в реальности

Казаки в истории, в прессе и в реальности

08.09.2014 10:24
Казаки в истории, в прессе и в реальности

Ко дню Терского войска РПЦ и Минрегионразвития провели казачий форум в Ставрополе

Сегодня, 7 сентября отмечается День Терского казачьего войска, установленный к годовщине пленения Шамиля. К этой дате Русская православная церковь и Минрегионразвития России организовали в Ставрополе форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края». Больше всего на нем обсуждали далеко не безупречное духовное состояние казачества и как следствие - его искаженное отражение в прессе и негативное восприятие в обществе.

Неслучайная дата

В том, что форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» состоялся 6-7 сентября, ко Дню Терского казачьего войска и его святого покровителя мученика Варфоломея, войсковой священник отец Павел Самойленко усмотрел божий промысел. Для кавказских казаков это действительно важная дата, ведь праздник, учрежденный в 1890 году, был приурочен к годовщине пленения имама Шамиля (25 августа 1859 года по старому стилю). С этого момента для терцев по большому счету окончилась Кавказская война, и начался период мирного сосуществования с местными народами. 

После революции казаки оказались первой социальной группой, подвергнутой депортации в советский период, отметил на форуме директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) Андрей Сорокин. Но в 90-х годах прошлого века их потомки взялись за возрождение обычаев предков.

«Ценности, которым традиционно привержено казачество, способствуют укреплению межэтнических  и межрегиональных связей» «на благо нашего Отечества», подчеркивалось в приветствии участникам форума от председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества Александра Беглова.  Вот только далеко не все казаки соответствуют образу воина и земледельца, который описан историками и писателями. А негатив в современном информационном  мире распространяется гораздо быстрее позитива, поэтому и закрепился за казачеством обидный ярлык «ряженые».

Запрос на новый ценностный язык

Ответственность за такое восприятие казаков в обществе во многом лежит на журналистах. Как отметил в своем докладе митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, средства массовой информации наделены «высокой миссией, поскольку их деятельность нацелена на перспективу, на развитие человека, нации, государства».

«Отсутствие морального, этического измерения журналистского труда», по его словам,  является «заметным недостатком».  «В нашем обществе отчетливо наблюдается запрос на новый ценностный язык, не имеющий ничего общего с недавней апологией либерализма», – отметил он.

​Ценности, которым традиционно привержено казачество, способствуют укреплению межэтнических и межрегиональных связей,- Беглов

«Для того, чтобы заработала «позитивная матрица» России, самим журналистам необходимо знать истоки духовных скреп... Ведь казаки и сегодня в значительной мере сохранили высокоразвитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплину, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков.

Понимание «свободы» всегда носило глубоко христианский смысл, интерпретировалось, прежде всего, как осознанное, добровольное и, зачастую, жертвенное служение России», – заявил митрополит.

Еще одной добродетелью казаков он назвал национальную и этнокультурную толерантность. «На Кавказе в самый разгар войны куначились с горцами и нередко принимали инородцев в свою среду», – отметил он. Приписные неправославные казаки – калмыки, татары, башкиры – оставались при своей вере.

В Царском конвое, ядром которого были Терские и Кубанские казаки, служили черкесы, ногайцы, другие горцы-мусульмане Кавказа, азербайджанцы, грузины. «И ничто не мешало воинам исполнять возложенные Государем задачи», – добавил митрополит Кирилл. 

​В нашем обществе отчетливо наблюдается запрос на новый ценностный язык, не имеющий ничего общего с недавней апологией либерализма,- митрополит

Трагедия и фарс казачества

Подробнее на стереотипах о казаках остановился в своем докладе архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Он напомнил крылатую фразу «Границы Российского государства лежат на арчаке казачьего седла", которая родилась благодаря таким казакам-землепроходцам, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, и казакам-воинам в армии Суворова, в коннице Платова,  под командованием Ермолова и Скобелева.

История рисует величественный образ казака, не под стать тем «сказкам, вымыслам и фантазиям», которые сложились вокруг казаков сейчас. «Кто-то брал позитивные стороны казачьей истории и культуры и гипертрофировал до такого уровня, что оказалось, что ни один человек вообще не может считаться казаком. Такая идеализация красиво выглядит, но расхолаживает, -  отметил Феофилакт. – Кто-то выпячивал негативные моменты, и у него получалось, что казаки с утра до вечера то пьянствовали, то бездельничали».

По словам Феофилакта, исторически неверно считать казачество «сообществом разных народностей и конфессий, которые за деньги служили кому угодно». На протяжении большей части своей истории терские казаки были однородны в этническом и конфессиональном отношении.

Лишь в конце 19 столетия картина начала меняться, и на 1917 год в составе Терского войска были две станицы осетин, хутора православных кабардинцев под Моздоком. В 1917-1920 годах были приняты в войско ногайцы. «Но по какой причине? За помощь этих народов в борьбе с большевиками и сложившееся добрососедство, – подчеркнул епископ Пятигорский и Черкесский. – В этот же период чеченцы и ингуши фактически поголовно стояли на стороне чеченцев и большевиков… Именно поэтому весь советский период сопровождался демонизацией участия казаков в Кавказской войне. Семена лжи, посеянные в прошлом веке, до сих пор дают обильные всходы. Зато никто не торопится принести казакам извинения за издевательства двадцатых и тридцатых годов». 

В Царском конвое, ядром которого были Терские и Кубанские казаки, служили черкесы, ногайцы, другие горцы-мусульмане Кавказа, азербайджанцы, грузины

Возродившись, казаки не смогли отстоять свои земли и могилы предков, и их объявили «ватагой безродных и безземельных наемников». «Тема казаков сегодня возникает в СМИ, когда это связано с криминалом или курьезом. Кода, например, непонятный человек в кубанской форме под массированную видео и фотосъемку картинно замахивается ногайкой на хулиганку-кощунницу, у меня может возникнуть вопрос, кто этот человек, по чьему заказу он это делает. А человек, далекий от казачества, скажет: вот эти казаки, только и могут что женщин бить, – отметил Феофилакт. – Я знаю реальных казаков, которые двумя ногами стоят на земле, выращивают хлеб, кормят свою семьи и помогают обездоленным. Но такого казака вы не увидите в новостном сюжете, не увидите на билборде». 

Епископ призвал самих казаков к информационной активности, чтобы «сужать место для маневра клеветникам, самим рассказывать и показывать то доброе, что удалось сделать за минувшие двадцать лет».

Строгие духовники

Бороться с негативом в СМИ можно и другим способом – искореняя греховные проявления среди казаков. Эту задачу в Терском войске выполняют духовники. И по признанию епископа Прасковейского и Георгиевского Гедеона, дается она нелегко. Детям до 18 лет, которые «не имеют греховного опыта и принудительного атеистического воспитания», азы христианской веры объяснить легко. 

«К сожалению, этого нельзя сказать о взрослых казаках. Они сформировались как личности, имеют вполне определенную систему жизненных ценностей, приземленных и нередко даже греховных. Они непрестанно заняты  добыванием хлеба насущного, поэтому с ними работать намного трудней», – пояснил Гедеон.

Тема казаков сегодня возникает в СМИ, когда это связано с криминалом или курьезом,- архиепископ Феофилакт

В свою очередь митрофорный протоирей Павел Самойленко, войсковой священник ТВКО, рассказал, что казаки зачатую не понимают, зачем нужны семинары духовников с участием атаманов и муниципальных чиновников, которые проводятся раз в квартал с 2011 года по благословению митрополита Кирилла.

Недавно такое мероприятие проводилось в Светлограде. Поскольку там возникли проблемы между полицейскими и казачьими патрулями, то Самойленко пригласил на семинар и сотрудников МВД.

«Скажу откровенно, лично я получил массу звонков от наших казаков с требованием не проводить семинар в таком формате. Мне прямо говорили: «Чего это церковь вмешивается в дела казачества? Не хватало еще, чтобы церковь занималась охраной общественного порядка. Это сугубо внутреннее дело казачества. Мы только лишь взаимодействуем с православной церковью».

Объяснил казакам, что надо приехать, посмотреть, принять участие, чем на деле занимается Русская православная церковь». В итоге семинар, по словам отца Павла, прошел успешно, и духовники продемонстрировали на нем, что их цель – «не властвовать, а созидать единство духа». Атаман войска Вячеслав Пилипенко за это мероприятие был священникам благодарен.

Другой пример пользы от таких встреч – это семинар в Буденновском казачьем кадетском корпусе.  Когда он там проходил, выяснилось, что священник не имеет доступа на занятия, и нигде в классах нет икон. «Мы озвучили эти недостатки, и теперь мы знаем, что священник желанный, иконочка в каждом классе», – рассказал Самойленко.

В Зеленокумске во время семинара выяснилось, что дети реестровых казаков не молятся вместе с детьми общественных, и это больно видеть их учителям. Поэтому теперь Церковь старается преодолеть «грех разделения» среди терцев.

Благодаря такой просветительской деятельности, «казаки все больше начинают понимать, что значит быть казаком на деле, а не на словах», считает духовник Терского войска.

Я знаю реальных казаков, которые выращивают хлеб, кормят свою семьи и помогают обездоленным. Но такого казака вы не увидите в новостном сюжете, не увидите на билборде,- архиепископ

Мельком говорилось на пленарном заседании также о создании непрерывного казачьего образования от детского сада до вуза, о необходимости укрепления экономической базы, об инородном для казачества язычестве, об участии казаков в украинских событиях, о новых данных из рассекреченных архивов. 

Подробнее все это участники конференции – более 300 экспертов, журналистов, атаманов, духовников и чиновников – обсуждали в тот же день на круглых столах, региональной конференции и на открытии выставки «Трагедия русского казачества в XX веке» в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве.

Сегодня, 7 сентября, в восстановленном Казанском кафедральном соборе была отслужена Божественная литургия ко Дню памяти св. Варфоломея, небесного покровителя Терского войскового казачьего общества, а завершился форум презентацией книги В.Г. Крыласова «Истории и сказы Ставрополья» в  Лермонтовской библиотеке и обсуждением участия казаков в Первой мировой войне, которое состоялось в Союзе художников.

Светлана Болотникова


Источник: http://kavpolit.com/articles/kazaki_v_istorii_v_presse_i_v_realnosti-9195/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 1336 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: ТКВ, казачество, Ставропольский форум, Александр Беглов, православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: