Воскресенье, 14:30
Главная / На особом положении, или Зачем Кубани нужны казаки

На особом положении, или Зачем Кубани нужны казаки

20.01.2016 21:13
На особом положении, или Зачем Кубани нужны казаки

Кубанское казачье войско традиционно активно участвует в публичных мероприятиях Юга России. А казачьи патрули (правда, с участием полицейских) для многих городов Кубани уже давно стали повседневным явлением. В то же время в информационном плане это во многом довольно закрытая организация. «ФедералПресс» решил приоткрыть покров загадочности, описав ту особую роль, которую казачье войско занимает в жизни Краснодарского края, и выяснив, почему с каждым годом значимость казаков только возрастает.

За годы существования Кубанское казачье войско заняло особое положение в жизни региона. С конца 90-х годов войсковой атаман совмещает свою должность с постом профильного вице-губернатора. По словам переизбранного в октябре 2015-го на этот пост Николая Долуды, ККВ сегодня насчитывает 553 казачьих общества, в которых состоят 44,3 тыс. казаков. Около 1,5 тыс. казаков на постоянной основе охраняют общественный порядок во всех 44 муниципальных образованиях региона. За пять лет совместно с сотрудниками полиции они предотвратили 2,5 тыс. преступлений по всему краю.

Казаки активно участвуют и в патриотическом воспитании юношества. В крае действует около двух тысяч казачьих классов, в которых занимаются более 41 тыс. детей; работают шесть казачьих кадетских корпусов. Сейчас отделы ККВ действуют не только на территории Кубани, но и в республиках Адыгее, Карачаево-Черкесии, Абхазии. Кроме того, в состав ККВ входит целый ряд станиц, расположенных в Ставропольском крае.

Кубанское казачье войско является реестровым, то есть входит (с 1998 г.) в созданную по указу президента систему учета казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению госслужбы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований). А кандидатура войскового атамана, избранного на казачьем круге, утверждается президентом РФ.

Казаки приняли активное участие в воссоединении республики Крым с Россией в 2014-м, в числе прочего, обеспечив безопасность во время проходившего там референдума. Члены ККВ внесли заметный вклад в устранение последствий разрушительного наводнения в Крымске в 2012 году. Войско также охраняло проходившие в Сочи Олимпийские игры и гонки «Формулы-1». А в 2015-м казаки впервые с 1945 года приняли участие в параде Победы на Красной площади в Москве.

Отметим, что несмотря на запрет членства реестровых казаков в политических партиях (соответствующая поправка была внесена в пошлом году в закон «О государственной службе российского казачества»), представители ККВ систематически участвуют в выборах в различные органы власти. Так, по словам Николая Долуды, «в прошлом году свое доверие кубанцы высказали 420 казакам Кубанского казачьего войска, в этом – еще 65». Представители ККВ избираются главами муниципалитетов и депутатами местных заксобраний благодаря лазейке законодательства, позволяющей проходить по партийным спискам сторонникам без партбилетов. По этому же принципу в краевой парламент избран первый атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов.

Больше чем сотрудничество

История возрождения кубанского казачества берет начало в 1989 году. Тогда активистами из числа преподавателей истории (один из них – Владимир Громов, ставший впоследствии первым атаманом войска) и студентов был создан Кубанский казачий клуб – первая подобная организация не только в Краснодаре, но и в крае. За год численность членов клуба увеличилась от десятка до полутора сотен. В 1990 году на основе организации была создана Кубанская казачья рада, объединившая казаков всего края, а позже трансформировавшаяся в современное войско.

За это время объединение успело пройти извилистый путь от сложноорганизованной и сложноуправляемой структуры (конкурирующей с другими подобными группами) до важнейшей для края общественной организации, тесно интегрированной в местную государственную и региональную политику.

Особое отношение региональной власти к кубанскому казачеству начало складываться еще в первой половине 90-х годов. В числе прочего этому способствовал и конфликт руководимых атаманом Громовым казаков с первым губернатором Кубани Василием Дьяконовым. Учтя печальный опыт главы края, не сумевшего долго продержаться у власти, все его преемники предпочитали искать с казачеством общий язык. Как бы в дальнейшем ни менялась краевая власть, каждый глава предпочитал наладить позитивные отношения с нынешним Кубанским казачьим войском.

В свою очередь, казачьи лидеры тоже ориентировались на действующую партию власти, понимая, что сотрудничество принесет куда больше пользы, чем противостояние. Правда, со сменой региональной власти менялись и казачьи приоритеты. Тем не менее и Николай Егоров, и Евгений Харитонов, и Николай Кондратенко, и Александр Ткачев (все экс-губернаторы Кубани), имея разную политическую повестку и разную электоральную базу, стремились опереться на казачество, понимая, что тем самым усиливают свою легитимность. Особенно ярко это выразилось в политике двух последних персон, сделавших «возрождение казачьих традиций» одним из ключевых пунктов своей политики. Не стал исключением и нынешний глава Кубани, Вениамин Кондратьев.

Особая статья расходов

«Казачество – это приоритет. Мы должны относиться к нему не как к исторической форме, а как к реальности сегодняшней жизни. Необходимо повышать качество несения казаками государственной службы, расширять полномочия казачества в рамках ФЗ № 154 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – прим. ред.), привлекать к охране общественного порядка, школ и детских садов. Так мы приобщим к казачеству молодежь, которая будет реально зарабатывать. У казаков есть честь, доблесть, традиции служения своему народу и своей земле, это ни за какие деньги не купишь», – завил глава края Вениамин Кондратьев уже в новом, 2016 году.

Эти слова были сказаны в связи с поручением губернатора создать комфортные условия для работы казачьих штабов на Кубани, данным Николаю Долуде. Кроме того, за неполный год нахождения во главе региональной власти Кондратьев распорядился усилить казачьи патрули и создать казачьи отряды самообороны; более активно привлекать казаков к охране школ и детских садов. Также губернатор высказался за возможность расширения полномочий членов ККВ.

Добавим, что поддержка казачества со стороны края осуществляется не только словом, но и рублем. Так, по программе «Казачество Кубани» из краевого бюджета течение 2016–2021 планируется выделить около 6,2 млрд рублей. Из них более миллиарда будет израсходовано уже в этом году. Эти деньги пойдут на создание условий для проведения качественной системной работы в казачьих кадетских корпусах. Казаков будут активнее привлекать к культурному, физическому и патриотическому воспитанию молодежи. Также в программе прописано участие казачьих дружин в охране общественного порядка в муниципалитетах. Кроме того, казаков будут задействовать и в защите госграницы РФ.

С нашим атаманом не приходится тужить»

«Казак – это прежде всего воин. И я хочу, чтобы он таковым оставался. Песнями и танцами народ не защитишь», – так в интервью «Кубанским новостям» охарактеризовал направление своей политики нынешний атаман Николай Долуда, отвечая на вопрос о критике уклона в военно-полевую работу по сравнению с культурной составляющей в деятельности ККВ.

Отметим, что в понимании роли казачества на Кубани примечательна и биография самого атамана. В отличие от своего предшественника, он не является уроженцем Краснодарского края. Родившийся в 1952 году в Харьковской области Николай Долуда окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище и Военную академию войск ПВО. Будущий атаман отдал вооруженным силам 28 лет, во время которых проходил службу в Казахстане и Чехословакии. В 1998 году ушедший в запас офицер стал вице-мэром Ейска, в 2001 году перешел на работу в аппарат администрации Краснодарского края, а в 2007-м был избран атаманом Кубанского казачьего войска, придя на смену Владимиру Громову. В 2009 году войсковому атаману было присвоено звание казачьего генерала.

За годы нахождения во главе ККВ Долуда не только укрепил дисциплину в войске, но и значительно усилил его роль в общественно-политической жизни края, отмечают эксперты «ФедералПресс».

«В нулевых годах казаки потеряли роль актора, влияющего на региональную политическую повестку, – замечает политолог Виктор Титов. – Напомню, что в 90-е мы наблюдали кризисы идентичности и институциональной системы управления, когда политическое влияние местной власти ослабло, а регион стал полем перманентных конфликтов. В этой ситуации на авансцену общества вышли пассионарные, порой критически настроенные к федеральному центру силы. Когда же началась консолидация власти в стране, она коснулась и казачества на Кубани».

По мнению эксперта, произошло упорядочивание структуры войска. Казачество начало интегрироваться в систему власти, став одним из важных факторов региональной жизни. Появился новый атаман, отвечающий современным вызовам. «В то же время мы наблюдаем увеличение административного веса данной структуры. «Тучные годы» и хорошее финансирование были использованы атаманами и руководством края для трансформации казачества от субэтнической общности (черты которой в нем по-прежнему сохраняются) к полноценному общественно-государственному институту», – считает Виктор Титов.

Роль кубанского казачества в жизни региона постоянно возрастает, считает президент кубанского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. «Еще десять лет назад население чаще всего вспоминало фольклорную составляющую деятельности казаков. Теперь же их воспринимают как силу, помогающую наведению правопорядка и участвующую в устранении самых разнообразных ЧП. Так, например, члены ККВ одними из первых пришли на помощь пострадавшим в ходе крымского наводнения. Кубанские казаки, как реестровые, так и нереестровые, пришли на помощь жителям Крыма во время дестабилизации на Украине зимой 2014-го. Тогда добровольцы из Краснодарского края вместе с «вежливыми людьми» и местными ополченцами, стали одним из факторов, предотвративших братоубийственную войну на полуострове», – рассказал «ФедералПресс» политолог. В то же время, по словам Геннадия Подлесного, сегодня казаки играют важную роль в популяризации местных традиций, фольклора и исторических знаний. Так, при многих школах края действуют казачьи классы, в крае открыты несколько казачьих кадетских корпусов.

Двойственная природа» и «особая идентичность»

«Современное реестровое казачество является типичным гибридным институтом, совмещающим в себе государственную и общественную составляющие. Тем самым обусловлена особая роль войска в жизни региона», – отмечает политолог Алексей Кольба. – Его одновременно и государственная, и общественная природа позволяет государству, использующему этот институт, расширить свои возможности. В этом плане казачество используется как силовой ресурс в ситуации локальных конфликтов по периметру границ России (например, в Приднестровье, Абхазии или во время присоединения Крыма)».

В то же время казачья составляющая в культурной политике края является частью региональной идентичности. По мнению Алексея Кольбы, это дополняет общие тенденции к созданию корпоративного общества, которые существуют в России. При этом само войско и шире – казачество в целом – определенная корпорация со своими ценностями и интересами. Контролируя ее и способствуя увеличению численности, власть воспроизводит лояльные группы людей.«Руководство нашей страны сейчас повторяет имперскую практику со стремлением придать казачеству статус привилегированного служилого сословия», – соглашается с этим и Виктор Титов. По его мнению, казачество является одним из важных столпов внутрироссийской стабильности в местах с компактным расселением различных этносов. Для Юга России в целом и для Северного Кавказа в частности казачество выступает важнейшим фактором присутствия государства и механизмом поддержания лояльности этих территорий.

По мнению эксперта, сейчас роль казачества усиливается по целому ряду причин. Во-первых, люди ищут свою идентичность. И не найдя чего-то внятного на общероссийском уровне они обращаются к уровню региональному, к своим историческим корням. Во-вторых, на Кубани существует этносоциальная напряженность, хоть и латентная (в том числе из-за притока мигрантов). Поэтому самоидентификация в качестве казаков позволяет себя определить как некую группу, выстроить исторически оправданный образ «мы» во взаимодействии с другими этническими общностями. В-третьих, этому способствует госполитика, стремящаяся имплементировать казачество в бюрократическую организацию российской государственности. При этом Виктор Титов заключает, что в случае возникновения кризиса легитимности власти казачество откажется от роли ведомого, обозначив себя как активный политический субъект. Так было в нашей истории многократно. Пока же казачество остается гарантом стабильности в регионе, способствуя укреплению государственного авторитета.

 

 


Источник: http://fedpress.ru/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 950 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Ясно в статье сказано:
"... трансформации казачества от субэтнической общности (черты которой в нем по-прежнему сохраняются) к полноценному общественно-государственному институту.
"...Руководство нашей страны сейчас повторяет имперскую практику со стремлением придать казачеству статус привилегированного служилого сословия"
Про этническую принадлежность к казакам атамана Долуды также не сказано. Государство фактически и даже несколько демократически назначает новых наказных атаманов из числа военных.
Такова государственная политика. Это объективная реальность. В таком варианте высокородной и столь же амбициозной казачьей аристократии остается прозябать на задворках реестрового неосословного движения.
Что касается казачьего народа, то ему необходимо либо оставаться массовкой у этой самой казачьей аристократии, либо присоединяться к реестру, наполняя это неосословие своей богатой этнической культурой.

1  
Всё есть в Кубанском казачьем войске: и программа, и финансирование, и члены, и казачьи общества .....
А казаки есть? Казачьи станицы есть? Казачий Народ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]