Главная / О фестивале «Казачья станица-Москва»

О фестивале «Казачья станица-Москва»

14.09.2015 14:18
О фестивале «Казачья станица-Москва»

В столице 12 сентября оказался пасмурным днем. Тем не менее, на  юбилейный, пятый международный фестиваль «Казачья станица Москва» в музее-заповеднике «Коломенское» собралось огромное количество людей, более 40 тысяч. А как иначе, если подготовка к главному казачьему празднику началась ещё в прошлом году! Незадолго до открытия юбилейного фестиваля в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли организаторы: руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников, председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, атаман ВКО «Центральное казачье войско» Иван Миронов и художественный руководитель и главный дирижер государственного бюджетного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор» Виктор Захарченко. 

Отрадно и то, что в эти сентябрьские дни, 9 числа,  в Москве  под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета, участники которого рассмотрели проект концепции по организации работы с казачьим сообществом. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом:

«Сегодня у нас на повестке дня два вопроса - это рассмотрение проекта концепции по организации работы с казачьим сообществом и рассмотрение результатов работы по реализации принятых нами решений. В двух словах хотел бы сказать о казачьей теме. Казаки - это часть нашего общества, культура, быт, мировоззрение которой формировались в течение продолжительного исторического времени под прямым влиянием Русской Православной Церкви. Это люди, которые вдохновлялись христианскими идеалами, с тем чтобы посвятить свою жизнь защите Родины. Особенность казачества заключалась еще и в том, что, являясь частью российской армии, казаки жили семьями, занимались домашним хозяйством, очень успешно работали в области сельского хозяйства, осваивали земли и, что самое главное, несли пограничную стражу. В сознании людей, да и по факту, казаки являлись элитной, отборной частью российского воинства, и в особо сложных военных ситуациях или гражданских конфликтах казаки всегда стояли на защите и внешних рубежей Отечества, и внутренней жизни нашего народа. Может быть, именно потому, что казаки оказались до конца, до смерти верными своей присяге, революционная волна особенно больно ударила по казачьему сообществу. В результате казаки были практически истреблены, за исключением тех, кто покинул пределы Советского Союза и скрывался в эмиграции».

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, то, что стало потом возникать на «культурном слое» казачества, было, несомненно, псевдоказачеством, потому что власть в нашей стране в то время не доверяла казакам, опасаясь возрождения казачьих традиций, укорененных, как я уже сказал, в Православии.

«Реально никакой казачьей активности, казачьей жизни в Советском Союзе не существовало. Может быть, на крайне негативное отношение к казачеству повлияла еще и тяжелая страница нашей истории, связанная с участием казаков во Второй мировой войне: как известно, некоторые казачьи соединения, сформированные на Западе из казачьей эмиграции, приняли участие в войне с Советским Союзом на стороне фашистской Германии. Но что бы ни было причиной, сам факт полного разорения казачьих традиций и казачьего уклада жизни нанес очень большой ущерб казачьей культуре и принес неисчислимые бедствия казакам.

В 1990-е годы начинается возрождение казачества. Этот процесс происходил удивительно быстро - стали возвращаться и форма, и некоторые бытовые особенности казачьей жизни. Но долгое время наши казаки не были организованы, и общество смотрело на них как на некий рудимент, как на что-то карнавальное, чисто показное. Может быть, такой взгляд в определенное время был справедлив, потому что, надев на себя казачью форму, казаки не сумели на том этапе организовать себя как казачье сообщество.

Однако за минувшие годы многое изменилось. Сегодня существует реестровое казачество, которое включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации. Мы можем свидетельствовать о том, как развиваются отношения между казачьим сообществом и Русской Православной Церковью. В нашей Церкви создано специальное подразделение, занимающееся проблемами казаков на общецерковном уровне, и все это ведет к созданию целой системы взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством», - добавил Его Святейшество.

Российское казачество, вне всякого сомнения, возрождается и продолжает набирать силу в обществе. Более трехсот тысяч москвичей в настоящее время считают себя казаками и ассоциируют жизнь своих родных и близких с казачеством. Несмотря на лишения и тяготы, гонения на казачество, казаки бережно сохранили свои традиции, свой исторический самобытный уклад. Казаки остаются мощной созидательной силой российского общества и во все времена верой и правдой служили Отечеству.

Уникальная самобытная традиционная культура казачества, ее сохранение и развитие - неотъемлемая часть возрождения новой России. И 5 международный казачий фестиваль есть наглядное подтверждение этому! Высокие нравственные принципы казаков - свобода, справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне сегодня воплощают непреходящие фундаментальные духовные ценности для российского общества.

Опыт российского казачества по патриотическому воспитанию молодежи помогает преодолеть разобщенность общества, сгладить национальные и религиозные расхождения, найти правильные ориентиры и сплотить наше общество, прежде всего- молодежь.

Целью юбилейного международного фестиваля является пропаганда культурных, исторических и военных традиций казачества как образа для формирования позитивных жизненных ценностей современной молодежи и создания единого культурного пространства казачества России.

Значительное число участников фестиваля из многих регионов России, самое непосредственное участие казаков в организации фестиваля позволило сформировать дружескую и теплую атмосферу праздника. То здесь, то там участники творческих коллективов запевали казачьи песни, да так, что зрители пускались в пляс! А какие нарядные костюмы были на казачках! Взгляд не отвести!

Все мероприятия  были  яркими и зрелищными - ведь  не каждый день можно увидеть в столице столько казаков и казачек! Ни одна из экспозиций казачьих куреней не была обделена вниманием зрителей! Всего на фестивале было организовано  12 площадок: «Главная сцена», «Походный Храм-Шатер», «Историческая площадка «Казачья история: традиции и обычаи», «Выставочная площадка», «Детская площадка «Казачата», «Конный двор», «Казачье подворье», «Казачьи игры», «Казачий спас», «Ремесленный городок», «Станичная ярмарка», «Аллея казачьей кухни».

Москвичи и гости столицы, а на фестивале были замечены даже граждане Германии, Чехии, Японии и Китая, с огромным удовольствием знакомились с традиционным казачьим бытом, с восторгом наблюдали за театрализованным показом казачьих конных воинских искусств - джигитовкой, рубкой «лозы», владением шашкой и пикой. Еще бы, ведь перед гостями и казаками выступали самые  известные военно-спортивные конные  казачьи школы.

Под огромным впечатлением остались зрители, которым посчастливилось побывать на всамоделешней казачьей свадьбе, воочию увидеть обряд «посажения казаченка на коня». Такого и в кино не увидишь, а тут, пожалуйста, становись в круг и принимай участие.

В праздничном мероприятии участие приняли представители многих войсковых казачьих обществ из разных областей и регионов Российской Федерации. Таким образом, международный фестиваль «Казачья станица -Москва» по сути стал грандиозной площадкой для встречи казаков со всей России и стран ближнего зарубежья.  Более 1800 участников приняли участие в юбилейном торжестве. Были казаки из Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской,  Кировской, Воронежской, Тверской, Белгородской, Курской, Ростовской, Брянской, Московской, Орловской, Владимирской областей,  Краснодарского и Ставропольского  краев.

Почетным гостем фестиваля стал Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, который благословил всех участников на добрые дела и отслужил молебен, освятив походную церковь (шатер).

Для казаков и гостей праздника была развернута  станичная ярмарка, где можно было приобрести на память сувениры,  товары казачьей тематики, снаряжение и упряжь, продукты казаков-фермеров. Многие гости с удовольствием потом щеголяли в изящных «кубанках», деловито помахивая  нагайками или плетьми.  Правда, следует напомнить, что надеть шаровары с лампасами, не означает стать казаком. Казаком надо родиться!

В ремесленном городке было много детворы. Для малышей и подростков специально был проведен мастер-класс по плетению нагайки. А у деловитых кузнецов, чьи творения поражали своей красотой и замысловатостью, все желающие могли обучиться монетной штамповке - изготовлению памятных медальонов фестиваля.

Ни одна из площадок фестиваля не оказалась пустой. Однако, огромное внимание молодежи привлекло показательные выступления рукопашных клубов.

Участниками фестиваля стали и воспитанники кадетского корпуса имени М.А.Шолохова, которые подготовили выставку, посвященную казачьей истории, а также интересные номера для культурной и спортивной программы.  На  «Главной сцене» внимание  всех участников фестиваля привлекло выступление Государственного академического «Кубанского казачьего   хора»,  а также выступления такого известного коллектива, как «Московский казачий хор», и  группа «Гуляй-поле».

Но мне, честно скажу, по душе больше пришлись выступления творческих коллективов из Ставрополья, Белгородчины, Твери. Прекрасные голоса и душевное исполнение просто очаровывали зрителей! На фестивале Курскую область достойно представил казачий вокальный ансамбль из Беловского района «Белая слобода». Нельзя не сказать добрые слова в адрес ансамбля «Богатица» из Россошанского района Воронежской области. Этот коллектив получил заслуженные аплодисменты зрителей и признание со стороны других участников фестиваля! Они очень душевно исполняли казачьи песни, сохраняя их самобытность. Чистые и звонкие голоса, переливчатая многоголосица тронули всем зрителям душу! Мы, зрители, от всей души благодарим артистов самодеятельных коллективов за их талант и любовь к народной песне!

Очень важно, что на всех площадках имелась возможность общения с участниками. Уверен, для многих первое знакомство перерастет в дружбу!

В начале октября, на Покров, в Новочеркасске состоится Всемирный казачий съезд. Как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в ходе подготовки к этому съезду очень важно принять фундаментальный документ, который можно было бы условно назвать Концепцией по взаимоотношениям Церкви и казачьего общества.

Глубоко убежден в том, что возрождение казачества является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества.

пятый международный фестиваль :Казачья станица Москва:пятый международный фестиваль :Казачья станица Москва:пятый международный фестиваль :Казачья станица Москва:пятый международный фестиваль :Казачья станица Москва:

Автор: Михаил Переславцев


Источник: http://ruskline.ru/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 831 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Средний по результатам. Разжаловали казачьего генерал-лейтенанта......казачий адмирал ушел..... Отчет будет.

1  
Был на фестивале.На мой взгляд самый слабенький из всех что были до этого.....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]