Главная / Прямая линия с атаманом ВКО "Всевеликое войско Донское" Виктором Гончаровым

Прямая линия с атаманом ВКО "Всевеликое войско Донское" Виктором Гончаровым

31.10.2013 13:31
Прямая линия с атаманом ВКО "Всевеликое войско Донское" Виктором Гончаровым
С момента избрания заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова атаманом "Всевеликого войска Донского" прошло несколько месяцев. Сегодня он рассказал о своих первых шагах на новом поприще, поделился планами, а также ответил на вопросы читателей "Росбалта".

— Виктор Георгиевич, что лично для вас означает казачество?

— Я родовой казак. Мама — из старинного казачьего рода Номикосовых. В Гражданскую войну их крепкую семью, жившую в Константиновске, разбросало по всей стране, многие ушли за границу. Многое о казаках я узнал от бабушки по папиной линии – живого свидетеля того, как воевали казаки друг с другом, как их потом НКВД преследовал. Она из рода Быкадоровых — небогатого, но большевики и их прижимали. С детства я увлекался историей, да и сейчас люблю читать историческую литературу. По-иному себя не идентифицирую – только как казак. В ходе всероссийской переписи населения так и назвал себя, мои сыновья — тоже.

— Что такое казачество? В чем его главные цели, предназначение?

— Это смесь почти всех народов Европы и Азии, это особый склад людей. Уверен, государство многое потеряло, когда после Гражданской войны пошло на тупую месть, на полное расказачивание. Ведь задача казаков – служить государству. По-другому им никак нельзя. Но и казаки зря начали играть в политику, в белых и красных. Приходит новая власть – нужно служить ей, сохранять целостность страны. В чем-то другом казачество себя никогда не найдет. Конечно, есть среди казаков ученые, артисты, писатели. Но главное все-таки другое. Наша задача — и мы такую работу уже ведем, начиная с детсадов — выявлять будущих воинов. Такие методики есть. В школах ребята должны изучать боевые искусства. И уже там нужно смотреть, кто лучше подходит для службы в армии, кто – для госслужбы, а таможни и т.д.

— Иначе говоря, все сводится к силовой компоненте?

— Я бы так не сказал. Скорее, это служение по наведению порядка во всем. И на Дону реализуется областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ, рассчитанная на 2007-2014 годы. Только в 2012 году на ее реализацию из областного бюджета выделили более полумиллиарда рублей. Казаки привлекаются к несению государственной и иной службы в соответствии с региональным законом "О казачьих дружинах в Ростовской области". Получают за это неплохую зарплату. Казачьих дружинников на Дону уже около 1200. Они участвуют в охране общественного порядка, рыбных запасов, лесов, защите госграницы, борьбе с распространением наркотиков и так далее. Простому человеку зачастую трудно, а порой и опасно подойти к хаму и сделать ему замечание. А крепким мужчинам в форме это сделать проще. Согласно закону, они патрулируют свои территории совместно с полицией.

— Вы как-то заявляли о том, что было бы неправильно возрождать казачество в былых формах.

— На самом деле, никто этих форм толком не знает. Это могут сделать историки, да и то если сильно постараются. Если говорить о казачьей демократии трехсотлетней давности, то кто может доподлинно сказать, какой она была? Что именно тут возрождать? Нашу историю столько раз переписывали. Так что будем возрождать казачество с учетом современности. Оно должно органично встроиться в общество. Сейчас казаков не хватает во всем регионе. Недавно президент Ингушетии заявил: "Дайте мне казаков, переселите назад". Оно и понятно: казаки всегда были на Кавказе неким буфером, впитав в себя культуру и обычаи как славянских, так и кавказских народов.

— Какие первоочередные цели поставил перед собой атаман ВВД?

— Главное – чтобы в наше общество пришли казаки, которые в него не вступили. В свое время они не нашли себя, потеряли ориентиры, кого-то власть обидела. Будем работать со всеми, чтобы вернуть их в лоно настоящего казачества, правопреемником которого является ВВД. Но для этого они должны видеть, что им может дать Войско – зарплаты, возможность вести бизнес, защищенность.

— Почему такое большое внимание на Дону уделяется казачьему компоненту в образовании, созданию кадетских казачьих корпусов?

— Если говорить откровенно, нам нужны кадры, и без их образования не обойтись. Актуальным становится вопрос обучения казачьей молодежи в исконно русских, казачьих, православных традициях и ценностях, дальнейшее увеличение казачьих учебных заведений, введение в общеобразовательных школах на территориях традиционного проживания казаков казачьих классов, факультативных курсов, военных кафедр в вузах.

Сегодня на территории ВВД и, в частности, Ростовской области, создана и действует целостная система казачьего образования. Это более 200 учреждений с охватом около 29 тысяч обучающихся. Среди них четыре казачьих кадетских корпуса – в Новочеркасске, Шахтах, Белой Калитве, Аксае. Там обучаются 970 кадетов, среди которых большинство — сироты и опекаемые, дети из неполных и малообеспеченных семей. Более 90% выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в престижных вузах страны, из них ежегодно свыше 35% поступают в военные вузы. Престижность обучения в кадетских корпусах подтверждает высокий конкурс при поступлении – до 10 человек на место.

Правительство Ростовской области утвердило план-график по расширению сети казачьих кадетских корпусов в регионе на период до 2020 года. Новые корпуса появятся в поселке Орловский, в Таганроге, еще один — в Новочеркасске, а также в Азовском и Боковском районах и в Цимлянске. А есть еще шесть казачьих кадетских учреждений начального профобразования, где обучаются более 1660 кадетов. Уверен, что большинство из них станут патриотами, настоящими гражданами России.

— Насколько оправдано объединение должностей, вхождение казачьих лидеров во власть?

— В свое время это было требование самого Войска. Такое практикуется во многих регионах. В Волгоградской области атаман – он же первый замгубернатора, на Кубани так же, в Астрахани атаман Войска – глава областного правительства. Такая тенденция прослеживается по всем казачьим Войскам России. Думаю, на данном этапе развития казачества это необходимо. Как чиновник я могу повлиять на ситуацию, чтобы это было полезно для Войска, не позволю заблокировать какое-то нужное решение.

— Если откровенно – тяжелее стало работать после избрания атаманом?

— Нагрузка выросла. Поэтому возникла потребность реинжиниринга в системе управления структур, которыми я ведаю. Определенные перемены произойдут в структурах и Войска, и областного правительства. Я поставил срок – сделать это максимум до середины ноября. Если получится как задумано, то в течение года сила и влияние ВВД резко возрастут. Губернатор области Василий Голубев нас в этом поддерживает.

— Не останется ли в тени силовых единоборств, собственно, культура?

— Да нет, мы будем ей заниматься тщательно. Возьмемся за изучение культурных традиций прошлого. Уже скоро состоится наша встреча с казаками-некрасовцами, возвратившимися в Россию после того, как их предки еще триста лет назад, после восстания Кондратия Булавина, ушли за рубеж. Интересно понять, как они жили, как сохранили казачьи обычаи. Наверное, мы будем стилизовать одежду казаков, чтобы ей можно было гордиться. Нужно возрождать православные обряды и традиции. Это стержень, который нельзя терять. Надо возвращать историческую память, надо ставить памятники – ведь столько было героев-казаков, внесших вклад в становление великой России. Нужно возрождать традиции питания, культуру потребления алкоголя. Да-да, ведь казаки вино не пили – они его кушали. Вино шло как сопровождение к пище, а не как средство для того, чтобы побуянить.

Казачьи традиции не только возрождаются – на глазах рождаются новые. 1 сентября, в День Донской иконы Божьей матери, на площади Ермака возле Войскового Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске был установлен российский рекорд хорового пения. Сводный казачий хор, в котором было 3 тысячи 681 человек, исполнил казачий гимн "Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон" и русскую народную песню "По Дону гуляет казак молодой". Участников уникального события и всех жителей области поздравил с праздником губернатор Василий Голубев. Он призвал поддержать храм в проекте "Россия 10". Напомню, что главный храм казаков — это святыня не только Дона, но и всей России. Он достоин того, чтобы быть одним из главных символов России. Здесь находится усыпальница легендарных донских атаманов – Платова, Ефремова и других. "Второе солнце Дона" – так называют собор в народе. Он третий по величине в России — вмещает до 5 тысяч верующих, очень красивый.

Огромный пласт работы для нас – это культурные ценности, вывезенные с Дона за рубеж после Гражданской войны. Мы только приступаем к этой теме. Возможности вернуть их есть, поступают предложения многое из этих ценностей забрать. Губернатор нашей области уже дал поручение выходить на контакты, начать эту работу. Надо вернуть реликвии на Родину, построить для них музей. Ведь у донских казаков многовековая история, даже не можем понять, откуда она начинается. Работы хватит на десятилетия. Уверен, что справимся. Как говорят на Дону, слава Богу, что мы казаки. 



Вопросы от читателей


— Когда, наконец, вы восстановите дизайн дореволюционных фуражек? Почему шнур-филигран вместо ремешка и тулья такая большая? Сделайте, пожалуйста, маленькой, как до революции.

— Форма одежды реестровых казаков, в том числе внешний вид и оборудование фуражки, определены указом президента РФ от 9 февраля 2010 года № 171. Другой дизайн фуражки допустим только в том случае, если президент внесет изменения в этот указ.

— Хочу стать казаком. Нравится идеологическая составляющая казачества. Что вы посоветуете? 

— 7 млн жителей России считают себе казаками. В государственный реестр внесены 11 казачьих войск (всего 400 тыс. человек). К слову, Владимир Путин еще в 2005 году был принят в казаки, и имеет чин казачьего полковника (до революции этот чин носили цари). У человека, который хочет стать казаком, есть три пути: заняться общественной деятельностью, возрождая казачьи традиции, войти в реестр, то есть принять на себя обязательства по несению государственной службы, или быть казаком по убеждению, не числясь ни в какой организации. Чтобы войти в реестр, надо отвечать ряду требований устава казачьего общества, например — "быть гражданином Российской Федерации старше 18 лет, разделяющим идеи казачества". Также нужно быть несудимым и непьющим. Принимают в реестр сами казаки на сходе простым большинством голосов, а решение схода утверждается атаманом. Соискатель произносит присягу, целует крест и Евангелие, после чего получает благословение от священника и "наказ от батьки" — удар плетью. Казак не может быть атеистом. Казачий круг — общий войсковой совет казаков — не может проходить без присутствия и благословения священника.

— Сколько стоит казачье звание, и что я буду с этого иметь?

— Казачьи чины членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, присваиваются в строгом соответствии с положением о порядке присвоения чинов членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которое утвердил президент России своим указом от 9 февраля 2010 года № 169. Денежное обеспечение по казачьим чинам не предусмотрено.

— Как вы относитесь к казакам, служившим Гитлеру во время Великой Отечественной войны?

— Если одним словом – отрицательно. Если подробнее – я их не считаю казаками. Во все времена казаки защищали Родину, какого бы цвета они ни была. Даже в период раскола – Гражданской войны – обе стороны думали прежде всего о сохранении Родины. А при нашествии внешнего врага казаки всегда объединялись.

— Как вы относитесь к тому, что казаков называют ряжеными?

— В Европе ведь не называют ряжеными шотландцев, которые носят килт. Большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, надевают для парадов, во время спортивных соревнований. В британской армии, как и в армиях других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы.

В Баварии можно увидеть множество людей в национальной одежде. Причем одежду эту баварцы носят не только во время пивного фестиваля Октоберфест, но и повседневно.

Называть ряжеными казаков, принявших на себя обязательства по несению службы и одевших в соответствии с указом президента России казачью форму, по крайней мере некорректно. Для людей, считающих себя казаками, форма – это еще и соблюдение исторических традиций, знак принадлежности к определенному обществу.

Сегодня казаки Войска участвуют в охране общественного порядка, рыбных запасов, лесов, борьбе с распространением наркотиков, с пожарами в сельской местности, защите Государственной границы и многом другом. За 9 месяцев 2013 года году совместно с силовыми структурами проведено 8 тыс. 553 рейда, в результате которых за совершение административных правонарушений казаками задержаны и доставлены для составления административных протоколов 47 тыс. 731 правонарушителей. Оказана помощь в раскрытии 2 тыс. 272 преступлений. Изъято незаконно хранящегося оружия различных систем – 84 единицы, боеприпасов различных видов – 276 единиц и более 3 кг пороха. В результате совместной работы казачьих дружин с органами Госнаркоконтроля за 9 месяцев 2013 года изъято более 67,3 кг наркотиков различных типов и более 5 тонн спиртосодержащей продукции. В 9 районах области несут службу 12 пожарных казачьих команд, которые осуществляют прикрытие 13 социальных учреждений и 180 населенных пунктов области. В 2013 года уже состоялось 191 выездов на тушение пожаров и возгораний.

— Как вы видите казачество в будущем, его роль в государстве российском?

— Если коротко — будем возрождать казачество с учетом современности. Оно должно органично встроиться в общество, в систему государственного и общественного управления. Работы хватит на десятилетия. Уверен, что справимся. Обоюдное стремление к сотрудничеству позволило казачеству и государству использовать свои силы не на противостояние, а на совместное созидание новой демократической России, в которой казачество, я уверен, займет свое полноправное место. Ведь, вопреки мнению недоброжелателей, утверждающих, что время казачества ушло, казаки и по сей день идут по исторически выбранному пути – пути служения Вере и Отечеству.

— Что вы думаете о расколе казачества на множество обществ? Вы относитесь ко всем казакам одинаково? Или члены других казачьих обществ — не казаки для вас?

— Каждый человек, который считает себя казаком, хочет иметь принадлежность к казачьему братству, даже просто пытающийся понять казачество, изучить его историю и традиции, для меня достоин самого глубокого уважения. А то, что иногда называют расколом, я считаю конфликтом определенных личностей. Именно казаки первыми заложили основы демократии, они четко знают, кто может быть лидером. Для меня казак – это не какая-то отдельная личность в форме, это все мы вместе, это наш менталитет, наше понимание жизни, отношение к семье, земле, труду, службе. Казаки – это мои братья, сыновья, учителя.

— Меня интересует казачье образование. Я знаю, что конкурс в кадетские корпусы очень высок. Но для чего это все-таки нужно? Вы хотите, чтобы молодежь знала казачьи традиции и историю? Или же вы хотите вырастить новое образованное, культурное и интеллигентное казачество? Хочу, чтобы мой сын получил казачье образование высокого уровня, был дисциплинирован, но при этом не обязательно становился военным.

— Об образовании я сказал достаточно много. Добавлю, что именно сегодняшние кадеты станут основой настоящего казачества в будущем, воспитанного на искренней любви к Родине, вере в Бога, знающего свои корни и традиции, имеющие прочный фундамент знаний. И то, что конкурс в кадетские учебные заведения такой высокий, говорит о правильности нашей стратегии казачьего образования. Среди выпускников-кадетов много талантливых ребят, они и стихи пишут, и наукой занимаются, идут в педагогику, медицину. Искренне желаю, чтобы ваш сын стал хорошим человеком, выбрал профессию по душе, а учеба в кадетском корпусе будет только способствовать этому.


Источник: http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/31/1191581.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 763 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: казаки, ВВД, Виктор Гончаров, интервью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Это прелюдия. Переиздание заметки в газете "Культура" двух недельной давности.

2  
Это не переиздание. Проводился реальный интерактив. Точно такой же, как проводится сейчас http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/15/1188075.html

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]