Главная / Разброд и вечные обиды. Почему казаки часто оказываются в центре скандалов

Разброд и вечные обиды. Почему казаки часто оказываются в центре скандалов

10.06.2015 18:15
Разброд и вечные обиды. Почему казаки часто оказываются в центре скандалов

Одной из главных новостей последней недели стало задержание казачьего атамана Юрия Чурекова на Ставрополье. Сообщается, что в багажнике автомобиля обнаружили автоматы и гранаты. По данным правоохранителей, известный своими радикальными идеями казак вёз оружие и боеприпасы с Восточной Украины.

О том, почему ставропольское казачество часто оказывается в центре скандалов, мы беседуем с потомственным казаком, писателем Владимиром Бутенко.

Вечная беда – разобщённость

Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Вы были одним из инициаторов возрождения казачества на Ставрополье. Тогда, наверное, как-то по-другому виделась перспектива?

Владимир Бутенко: Тот порыв был очень хорош, но было в нём что-то стихийное, бунтарское, движение романтиков, хотя лозунги во многом были политические. Если помните, Ельцин в своё время издал указ о компенсациях всем репрессированным народам. И все их получили, за исключением казачества.

Нашему первому атаману Петру Федосову стоило огромного труда собрать ставропольское казачье войско. Но потом произошёл раскол. И в этом вечная беда. Постоянно идут интриги, борьба за власть, за чины. Перефразируя Станиславского, я всегда говорю: надо любить казачью идею в себе, а не себя в казачестве. Не то важно, какие погоны ты носишь на плечах, а то, насколько ты образован, насколько верен своей земле.

Увы, большинству казаков до осознания себя в казачестве было далеко. Как-то у нас в Ставрополе проходил большой круг. И я своими ушами слышал разговор двух участников: один другому хвастливо доказывал, что и французы, и англичане, и немцы произошли от казаков. Это не просто глупость, это глупость с каким-то великодержавным чувством превосходства над другими. В последнее время таких людей всё меньше. В Ставрополе сейчас много тех, кто понимает, что казачество не может быть просто вольным обществом, которое болтается само по себе. Разброд, вечные обиды ни к чему хорошему не приводят. Мне кажется, настала пора приказом на высшем государственном уровне подчинить всё казачество одной структуре. Вот тогда можно будет говорить о возрождении казачества.

– Юрий Чуреков возглавляет «Кавказскую казачью линию» – одну из альтернативных казачьих организаций. История с его задержанием вызвала большой резонанс. Зачем казакам оружие?

– Давать оценку действиям Чурекова – задача правоохранителей. Но лично для меня этот факт очень неприятен: ставропольское казачество в очередной раз «засветилось» на всю страну с негативной стороны.

Вопрос о том, чтобы казакам выдали оружие, поднимался ещё в 90-е годы, когда на Кавказе было жуткое напряжение, теракты шли один за другим. Не думаю, что у кого-то сейчас есть экстремистские идеи в голове. Более того, все, кого я знаю, заинтересованы в мире, дружеских отношениях со всеми регионами Северного Кавказа.

Учиться у кубанцев

– Между тем некоторые эксперты утверждают, что сейчас прямой диалог власти и казачества потерян. Согласны ли вы с этим?

– Думаю, это мнение имеет под собой почву. Казачество постоянно требует одного – компенсацию за репрессии, признания, что гонения были незаконными. Выселяли ведь целыми станицами. Я об этом рассказываю в своей книге «Казачий алтарь». Репрессии 30-х годов наложили тяжёлый отпечаток на дальнейшую судьбу казачества. У нас в хуторе Дарьевка на отшибе жил дед Куприян. Отзывались о нём нехорошо, да и он людей чурался. Оказалось, сын был полицаем и, когда немцы отступали, ушёл с ними. Много было недомолвок. И когда в конце 80-х открыли архивы, я приступил к работе над романом. На его подготовку у меня ушло 15 лет. Постарался рассказать правду. Казаки доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной, отдавали жизни за Родину. Но и те 80 тысяч, которые после расстрелов, ссылок, огромной обиды, которую нанесла им новая власть, поверили обещаниям гитлеровцев возродить независимую Донскую казачью республику и ушли с родных мест вместе с немецкими войсками, никуда не денешь.

Но героических страниц было, конечно, больше. И не только в Великой Отечественной. Одна их них – битва с турками в 1774 году на реке Калалы. Это в Красногвардейском районе. Только в этом году о ней «вспомнили» и решили увековечить подвиг казаков мемориальным комплексом. До этого – тишина.

Конечно, хотелось бы, чтобы власти на местах уделяли казачеству больше внимания. Мне кажется, нам надо изучать и развивать опыт кубанцев и донцов, учиться у них.

– Казачество в этих регионах более гармонично развивается. Чего нам не хватает?

– Исторических корней. На Дону и на Кубани в станицах, хуторах много потомков казаков. А Ставропольская губерния всегда была в первую очередь крестьянским краем. Там, где корни покрепче – Георгиевск, Новопавловск – там и общества казачьи более деятельные. Очень многое зависит от атамана. Вот маленький пример. Предложил атаману одной из наших станиц приехать с концертом, организовать творческую встречу с местными казаками. Он отказался: дескать, есть свои артисты. То есть человек не хочет ничего видеть дальше станичной околицы, как он может ощутить себя частицей большого войска, страны? Вот эта обособленность, как говорят на Ставрополье, – кугутство, жутко мешает и вредит консолидации казачьих сил.

А сколько атаманов за последние 20 лет привлекли к уголовной ответственности! Огромное количество! Многие ведь туда шли, чтобы только нагреть руки. И эти люди запятнали не только себя. Нанесли большой вред всему движению. Настоящие казаки всегда держались правила: душу – богу, сердце – людям, честь – никому. А эти начинали с того, что продавали свою честь. Поэтому и интерес к казачеству лет восемь назад резко упал.

В Год литературы не до литературы

– Но в последнее время, мне кажется, власти стараются этот интерес возродить. Открывают в школах казачьи классы, к примеру...

– Недавно был в школе № 11 Ставрополя, встречался как раз с таким классом.

У нас сейчас и казачьи кадетские училища есть, проводятся казачьи игры, фестивали. Край усиливает линию поддержки культуры казачьей.

– Но не ведёт ли выделение таких классов в обычной школе к разобщению ребят?

– Нет, это, наоборот, сплачивает. Чему там учат? Дружбе, порядочности, любви к земле, к родине.

В школе села Московского рассказывал ученикам об истории их села. План построения крепостей Азово-Моздокской линии, одну из которых назвали Московской, подписывала сама Екатерина Великая. Для подростка очень важно осознавать себя не оторванным листком, летящим по ветру, а частью чего-то большого с историческими и культурными корнями, человеком, которому есть чем гордиться.

– Эту воспитательную задачу всегда успешно решала и литература. Вы, как человек, активно пишущий о казачестве, чувствуете ли внимание к этому потенциалу хотя бы в Год литературы?

– С воздействием книги не может сравниться ни один другой источник информации. Художественная литература формирует характер человека через прожитие ситуаций, поступков. В Год литературы, конечно, хотелось бы активнее встречаться со школьниками. Я обзвонил писателей, люди согласны. Вы думаете, директора школ пошли нам навстречу? Тех, кто заинтересовался нашими предложениями, – по пальцем пересчитать! Надеемся, что после летних каникул получится вернуться к этому вопросу.

Автор: Марина Тимченко


Источник: http://www.stav.aif.ru/society/person/razbrod_i_vechnye_obidy_pochemu_kazaki_chasto_okazyvayutsya_v_centre_skandalov

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 718 | Добавил: Ст-администратор1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 3
3  
Видимо, Бутенко предлагает подчинить тех, кто добровольно желает стать частью какой-либо государственной структуры. А такое желание декларируют многие нереестровые общественные казачьи организации. Например, такие указаны в материале КИАЦ "Ставрополь. За единение!"
А с теми, кто не захочет, эта структура (то бишь государство) просто не будет сотрудничать. Впрочем, сейчас государство так и поступает.

2  
Еще цитата, пишет Разумовский ЕР к материалу "Казаки сегодня":
".....Выход: Верховный Атаман Президент РФ, Главное Управление по делам казачества при нём.
Казак Разумовский, депутат, зав кафедрой."
От феодальной раздробленности Россия переходит к централизованному государству. А казачество?

1  
Цитирую автора: "....казачество не может быть просто вольным обществом, которое болтается само по себе. ....настала пора приказом на высшем государственном уровне подчинить всё казачество одной структуре." Вопрос: Кто-нибудь предложит иной вариант?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]