Воскресенье, 09:04
Главная / Священник РПЦ о современных казаках и казачьем смотре в Москве

Священник РПЦ о современных казаках и казачьем смотре в Москве

02.09.2014 19:45
Священник РПЦ о современных казаках и казачьем смотре в Москве

О своем видении "Казачьей станицы" — этого ежегодного "смотра" казачьего сословия, а также того, что представляют собой современные казаки в России и на Украине, РИА Новости рассказал ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин.

Международный фестиваль "Казачья станица — Москва", раскрывающий духовное и культурное наследие казачества, пройдет в российской столице уже в четвертый раз и соберет, по оценкам организаторов, более трех тысяч казаков из различных регионов России и стран СНГ, делегации от всех 11 войсковых казачьих обществ страны, представителей реестровых и общественных казачьих организаций, кадетских корпусов и молодежных объединений. О своем видении "Казачьей станицы" — этого ежегодного "смотра" казачьего сословия, а также того, что представляют собой современные казаки в России и на Украине, РИА Новости рассказал ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин.

—  Отец Тимофей, на IV международном фестивале "Казачья станица — Москва", который пройдет 13 сентября, будет традиционно представлен пласт духовной культуры казачества, раскрывающий его служение православной вере, России, в том числе и через строительство обыденного храма методом "народной стройки", в течение одного дня. Что еще включает в себя казачья православная традиция, представленная на фестивале?

— Прежде всего, это возведение обыденного храма. Возведение храма — пожалуй, самое главное событие для православного человека. Один святой сказал, что храм стоит возвести даже ради того, чтобы в нем совершилась хотя бы одна Божественная литургия. Поэтому так укоренена традиция возведения храмов, особенно в местах проживания казаков.

Само название фестиваля — "Казачья станица — Москва" — свидетельствует о том, что правительство Москвы и руководство Центрального казачьего войска сегодня с большим вниманием относятся к духовному и культурному наследию, сохранившемуся у казаков. Известно, что когда наступил период изгнания из людских умов понятия о Боге и вере христианской, то вместе с тем стали изгонять само казачество и представления о нем. Во времена богоборчества хорошо понимали, что казачество на протяжении веков неразрывно было связано с православной верой, с духовно-нравственными традициями. Господь сподобил Православную церковь возродиться, сегодня этот процесс идет серьезными темпами, и вместе с Церковью воскресает и наше славное казачество.

Примечательно, что возводить храм будут не строительные организации, а сами казаки, включая молодежные казачьи организации. Подрастающее поколение помогает по личному желанию, конечно, нам очень важно привлекать к благому делу казачью молодежь, и, слава Богу, фестиваль дает такую возможность.

И еще немаловажное событие. Во время открытия фестиваля будет совершен молебен на освящение обыденного храма, окропление его святой водой. Богослужение возглавит председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении священников, окормляющих православное казачество в городе Москве. И здесь важно то, что все гости, все казаки, которые соберутся не только из России, но и из зарубежья, смогут помолиться вместе. Потому что Господь нам сказал в Евангелии: "Где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них". Поэтому, испросив благословения, помолившись Господу, все, кто придет 13 сентября на территорию олимпийского комплекса "Лужники", станут участниками большой и разнообразной программы, в которой нашлось место демонстрации воинскому мастерству казаков, традиционной джигитовке, народному песенному творчеству, особенностям быта и уклада жизни казачьей.

— Насколько популярен этот фестиваль, сколько гостей и зрителей вы ожидаете? Почему было принято решение провести его именно в Москве?

— Москва — это крупнейший центр, мегаполис, в котором сосредоточены самые разные культуры. И в том числе Москва — место, где находится штаб Центрального казачьего войска. На юге России часто проводятся подобные мероприятия, в которых принимает участие большое количество казаков, как реестровых, так и представляющих общественные объединения. Фестивали, смотры, форумы с казачьей тематикой набирают популярность, объединяя самых разных людей. Поэтому важно в те места, где казачество еще не так ярко представлено, как на юге нашей страны, привлекать представителей казачества с их лучшими традициями.

— Что представляет собой казачество сегодня, ведь в Москву съезжаются казаки реестровые и общественники из разных регионов РФ? И нередко, к сожалению, приходится слышать, как казаков называют таким не очень красивым эпитетом, как "ряженые".

— В Москву съедутся представители реестровых казачьих войск и общественных организаций… Их основу составляют те, кто служит своему народу, родному Отечеству, православной вере, служит по совести, желая принести пользу обществу. И, к огромному сожалению, как и в любом сообществе есть и такие, кто не с лучшей стороны показывают казачество. Фестивали, подобные "Казачьей станице — Москва", наверное, и проводятся для того, чтобы тот, кто пока не наполнен духом настоящего, истинного казачества, прочувствовав атмосферу праздника, может быть, посмотрел бы на мир казачества уже по-другому, что-то понял про его уникальную целостность.

Свобода казаками понимается не как воля и своеволие, а как единственное предназначение послужить вере Христовой и Отечеству. Никак иначе.

Сегодня мы переживаем непростое время и знаем, как страдают наши братья на Украине, и казаки в том числе. Но в то же время мы знаем, как казаки защищают сегодня там веру православную — и Почаевскую лавру, и Свято-Успенскую Киевскую лавру…

— А с представителями украинского казачества какие отношения вы поддерживаете? Что они рассказывают о происходящем сейчас в этой стране, какова роль казачества в этих событиях? Представители Донского казачества, например, и не скрывают, что помогают ополченцам на юго-востоке.

— Мне сложно сейчас говорить именно об украинском казачестве, но я знаю, что, когда начались недопонимания в Украине, казачество встало на защиту Святогорской лавры, которую и сегодня они охраняют. Я точно знаю, что когда мятежники хотели захватить Почаевскую лавру, Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, казаки защитили храмы.

Если говорить об участии российского казачества, то каких-то официальных данных об этом мы не имеем. Может быть, наши казаки, особенно представители южных регионов, по собственному волеизъявлению там и присутствуют.

— 6-7 сентября в Ставрополе пройдет организованный Синодальным комитетом форум, посвященный российскому казачеству, на котором, как сообщалось, планируется выработать некую стратегию в сфере духовно-нравственного развития казачьего сословия. Можете отметить уже сейчас какие-то контуры этой стратегии, или это все будет еще обсуждаться?

— Любое мероприятие, проводимое Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, главной целью имеет воцерковление и соработничество Церкви с казачеством. Это, как звучит в уставе нашей религиозной организации, "совместное исповедание православной веры". Это самая сущностная наша стратегия, потому что, достигнув соработничества, мы делаем самое важное дело в жизни каждого человека — приведение его к Богу. То, что происходит на различных мероприятиях, это уже некие "подстратегии", которые все вместе, как звено в цепочке, приводят нас к самой главной стратегии.

А поговорить мы хотели бы на форуме главным образом о работе казачьих СМИ, и не только казачьих, с представителями казачества, епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, войсковыми священниками. О том, как можно более эффективно наладить сотрудничество с казачеством средств массовой информации. Также мы проведем несколько круглых столов — по системе непрерывного казачьего образования, оказанию методической помощи образовательным организациям, реализующим казачий компонент; привлечению казаков к государственной службе. И, конечно же, мы пригласим всех духовников Терского казачьего войска для того, чтобы поговорить с ними о самой главной стратегии — приведении душ казаков к Богу.

— Есть какие-то статистические данные, примерный процент, какое количество из всех казаков живут церковной жизнью — регулярно посещают богослужения, участвуют в таинствах?

— Мы проводим ежегодный мониторинг религиозной ситуации в казачьей среде. Сказать, что все казаки полностью воцерковлены, как, наверное, это хотелось бы видеть и как это требуется по нормам поведения православного христианина, нельзя. Наверное, процентов 70 — тех, кто действительно принимают участие в таинствах, состоят в венчанном браке, у которых крещены дети, которые знают символ веры, соблюдают святые посты. Но опять же здесь многое зависит от регионов. Если брать юг России — Кубань, Ростов, Терек, — там исторически так сложилось, что каждый проживающий в этом регионе — он почти казак, который помнит православные, духовные традиции. И там они более-менее соблюдаются всеми. Если брать другие территории, где казачество пока не так развито, не имеет укорененных традиций, то там и воцерковленность казаков, увы, слабее.

Но, замечу, сегодня уже более тысячи священников назначены указами правящих архиереев, и они занимаются вопросами воцерковления казаков, а мы, Синодальный комитет, призваны помочь этому делу. Поэтому надеюсь, что процент людей, глубоко воцерковленных, будет с каждым годом возрастать.

Кстати, только представители казачества, подобно представителям Церкви, принимающим духовный сан, принимают казачью присягу на кресте и Евангелии. При принятии этой присяги казак говорит, что клянется служить вере Православной, Отечеству своему и православному казачеству. Это второе по значимости событие в их жизни после крещения. Высокая, колоссальная ответственность.

— Депутаты Заксобрания Ставропольского края недавно внесли в Госдуму проект закона о создании кадетских и казачьих кадетских классов в муниципальных общеобразовательных школах. Авторы законопроекта отмечают, что создание таких классов, задачи которых реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочное время, уже получило широкое распространение в России, при том что в федеральном законе "Об образовании в РФ" отсутствует законодательное регулирование этой деятельности… Вы поддерживаете эту инициативу — узаконить уже имеющийся опыт?

— Мы знаем, что примеры казачьих классов действительно существуют, например, в юго-восточном округе Москвы. Если взять Ростов, Кубань — там их вообще очень много. Мы неоднократно приводили кадет к присяге в Донском, Высоко-Петровском монастырях. Такая традиция есть, и наше отношение к развитию такой инициативы положительное. Прежде всего нам бы хотелось, чтобы те молодые ребята, которые интересуются казачеством, изучали бы не только те науки, которые им предлагают сегодня в рамках получения общего образования, но и старались бы изучать православную веру. Чтобы их учили самому главному — духовным основам христианской жизни.


Источник: http://ria.ru/religion/20140902/1022407098.html

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 556 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: РПЦ, Тимофей Чайкин, казачество, воцерковление, традиции, соработничество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]