КИАЦ Казачий Информационно-Аналитический Центр

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Игнатий, Стрельцов_АВ  
Албазин.
Олег_ШельдешевДата: Четверг, 28.11.2013, 12:00 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Журнал "Разведчик" С-Петербург, 1901 г. №550. Казаки - албазинцы в Китае.

http://ostrog.ucoz.ru/publ....1-0-293
 
ИгнатийДата: Четверг, 28.11.2013, 16:47 | Сообщение # 17
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 672
Награды: 4
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
« Приамурские ведомости» за 15 ноября 1898 года:
«Областная хроника. 6 октября, в г.Владивостоке, в присутствии командующего войсками округа, торжественно освящена Петропавловская батарея , переделанная и обновленная из батареи Иродовской.
Батарея получила наименование Петропавловской в честь блистательной победы, одержанной русскими моряками в августе 1854 года, в г. Петропавловске над соединенной англо-французской эскадрой.
На торжестве освящения батареи присутствовали представители всех частей войск Владивостокского гарнизона.
На задней стороне одного из траверзов устроена ниша, предназначенная для помещения образа Албазинской Божией Матери, которым командующий войсками благословил батарею; к образу прикреплена дощечка, имеющая следующую надпись:
«Святым образом сим командующий войсками Приамурского военного округа, генерал
- лейтенант Гродеков, благословил, на служение отечеству, Петропавловскую батарею, сооруженную для защиты Владивостока.
Помоги Пресвятая Владычица, российскому воинству крепко и несокрушимо постоять за Дом Твой и за Землю Русскую».
Торжество началось молебном, по окончании которого орудия и бруствер окроплены святою водою.
Главный начальник края, после церковного обряда, обратившись к присутствующим, объяснил происхождение нового наименования батареи, а затем провозгласил «ура» Государю Императору и «ура» российской армии и флоту, призванным защищать Владивосток.
Вслед за этим, в присутствии представителей Владивостокского гарнизона, была произведена стрельба Петропавловской батареи по движущимся целям. Стрельба дала отличный результат. Командующий войсками округа тогда же отдал следующий приказ по округу:
«6-го октября, в моем присутствии, освящена построенная на уссурийском фронте Владивостокской крепости батарея, наименованная Петропавловской, в память блистательной победы, одержанной горстью наших моряков, над соединенной англо-французской эскадрой, 24 августа 1854 года, при атаке ею города Петропавловска в Камчатке.
Произведенная, в тот же день, новой батареею, совместно с двумя другими батареями, практическая стрельба показала, что люди Владивостокской крепостной артиллерии свое дело знают хорошо, начальники руководят ими спокойно и результаты попаданий отличные.
Да поможет Господь нашей новой твердыне, самой передовой батарее Владивостока, носить славное имя Петропавловска честно и грозно, и да будут защитники ее столь же крепки и мужественны , как и были крепки и мужественны наши моряки под Петропавловском».
 
Олег_ШельдешевДата: Четверг, 28.11.2013, 17:14 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Только хотел спросить, где находится Петропавловская мортирная батарея. Спасибо за экскурс в историю.
 
Стрельцов_АВДата: Четверг, 28.11.2013, 18:09 | Сообщение # 19
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 300
Награды: 8
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Сычев П.Н., отрадно что определенная часть уссурийцев почитает Албазинскую божью матерь. Правда на второй фото размещен список иконы, как говорит наш нынешний епископ Лукиан, неудачный вариант (есть ошибки в написании её). В этом году был написан новый список иконы.

Ну, а пока фото самой иконы, которая находится в Кафедральном соборе г.Благовещенска.

http://www.blaginform.ru/wp-cont....238.jpg

http://portamur.ru/upload/iblock/5d2/dih%20-%20nqkxgbmrbna%20ojfyh.jpg

Размещаю статью о.Игнатия (одного из формчан КИАЦ). Планируем разместить данную статью в одном из ближайших номеров одного из Российских казачьих журналов, в котором будут опубликованы статьи об Амурском казачьем войске. Вообще же о.Игнатий написал книгу об иконе.

ЯВЛЕНИЕ НА АМУРЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ.

С чего обычно начинается повествование о святой чудотворной иконе Божией Матери Албазинской? Со сказаний о деяниях около сотни казаков во главе с атаманом Никифором Черниговским. Причем с преступных их деяний на реке Лене в Усть-Киренской волости, где они в 1665 году убили притеснявшего их Илимского воеводу Л. Обухова.
Убийство дело тяжкое, смертный грех, людей творивших таковое называют душегубцами, и они сами через это стали достойными смерти, тем более, что лишили жизни человека, наделенного государевой властью. Большинство из них, конечно, были приговорены заочно царским правительством к смертной казни. Но не вяжется как-то это злодеяние с остальными их деяниями, ни до этого, ни после.
В лице казаков Никифора Черниговского на самом деле ярчайшим образом проявилась суть казачества, феноменальность этого явления в истории Руси, они где-то вольно, а где-то и невольно оказались на острие событий, определивших историю русского Приамурья. Что же это было? Может закономерное столкновение цивилизаций, поступательное развитие которых привело к их соприкосновению, и, как следствие, к глобальным процессам взаимопроникновения, видимым образом, как гремучая смесь выразившееся в военных противостояниях?
Такие соприкосновения Русской Православной цивилизацией болезненно ощущались и с запада, и с севера, и с юга. Русь утверждала себя, осознавала себя как Самодержавная. Неудивительно, что такое общее напряжение народных сил выразилось в неудержимом людском потоке в необъятные просторы востока. Это было жизненной необходимостью для страны. Взять хотя бы тот факт, что основную часть государственного дохода Русь имела тогда за счет пушного промысла за Уралом. Или то, что до освоения восточных земель в стране отсутствовала своя добыча серебра.
В то тяжелое время казачество стало одной из основных государство образующих сил, проявило себя особой народной силой, как казачий народ со своей многовековой историей. Этому народу выпала доля, по словам Л.Н.Толстого, собрать Российское государство. Взять хотя бы исторический факт избрания Михаила Романова на царствование в 1612 году. Почему он, а никто иной, хотя претендентов было немало? Его называли «казачьим Царем», потому что донской атаман Филат Межаков со своими казаками просто исключили другие варианты.
Кстати, и общение с казаками царское правительство вело через Посольский Приказ, наравне с другими народами. Или еще такой пример. В трудное время для Албазинского воеводства, когда казаки готовились к войне с маньчжурами, а вернее с целой Маньчжурской империей, Москва готовила к отправке в Приамурье три тысячи стрельцов в помощь им. Но даже и этого не смогла сделать, оставив их один на один с врагом. Да и в последующем, когда формировались полки под руководством А.Бейтона, героя второй обороны Албазинского острога или Ф. Головина, заключившего Нерчинский договор, на Амур, то набирались они в основном из сибирских казаков и вольных людей.
Возникает вполне закономерный вопрос: под силу ли было России, терзаемой войнами, внутренними смутами и неурядицами без казаков, казачьего народа овладеть обширными восточными землями, или противостоять мощнейшей Маньчжурской империи Цин, как это победоносно смогли сделать легендарные защитники Албазинского острога – цитадели русского Приамурья?
Но до «Албазинского сидения» еще далеко... Пока же, проклятые царским правительством за совершенное злодеяние казаки Н. Черниговского, покинув свои насиженные места на великой реке Лене, оставив свои семьи, вынуждены двигаться к берегам другой великой реки – к Амуру, где до них не смогли удержаться казаки Е. Хабарова и О. Степанова-Кузнеца. А вынуждает их сделать это не конфликт с государством, а злоупотребление властью зарвавшегося чиновника, грабителя и насильника не только их, но и их жен и дочерей, пытавшегося поработить и унизить их казачий свободолюбивый дух, без которого они уже не смогли бы служить России, как они служили ей до этого, овладев Сибирью. А если так, то он лютый враг России и Царю и ему вынесен смертный приговор…
Да - это попытка осмысления внутренних причин всех последующих великих событий, которые никак не могли быть следствием только одного этого внешнего происшествия, подобных которому в то время было множество. Кто же еще мог понять их и как свое принять то, к чему они устремились, стать их соучастником во всем, что ждало их на трудном тернистом пути в далекую Даурию? Конечно, иеромонах Гермоген, настоятель Свято-Троицкого Усть-Киренского монастыря – духовник и друг опального первопроходца-промышленника Е. Хабарова, значит и их друг, который станет там, на Амуре и на пути к нему и их духовником.
Но не может священник, наместник монастыря быть их соучастником в совершенном ими злодействе, убийстве воеводы. А если иеромонах Гермоген оказался с ними, значит его увели силой, к такому заключению пришли церковные власти, к такому же мнению склонили и государевых людей, расследовавших это преступление, чтобы оправдать его и себя в их глазах. Но какие бы страсти не бушевали вокруг описываемых событий, все, что произошло в последующие годы говорит о том, что не только старец Гермоген духовно возглавил казаков в Приамурье, но Сама Царица Небесная благодатным покровом сопутствовала им.
Отец Гермоген взял с собой все необходимое для устроения церкви и богослужений на новом месте. Укрепил Господь казаков силушкой молодецкой, да и духом тоже, о чем свидетельствуют три взятые старцем иконы, прославленные как святые и чудотворные. Это икона Всемилостивейшего Спаса, вернувшаяся почти через четверть века в Свято-Троицкий монастырь вместе со старцем Гермогеном, Божией Матери «Слово Плоть Бысть», названная в последствии Албазинской, пребывающая в настоящее время в Благовещенском Кафедральном соборе и святителя Николая Чудотворца, оказавшаяся в Пекине вместе с плененными казаками после первой осады маньчжурами Албазинского острога в 1685 году.
Зимой 1665-1666 гг. казаки дошли до места, где был расположен городок даурского князя Албазы, изгнанного Е. Хабаровым и обосновались в нем. Возле Албазинского острога в “надолбах” – вертикально врытых в землю бревнах, служивших препятствием для прохода вражеской конницы, казаками была возведена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Здесь святая икона находилась до 1671 года, когда старец Гермоген устроил в четырех верстах по Амуру выше Албазина, возле устья реки Ульдугичи, в урочище Брусяной Камень, монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса, куда она была перенесена.
Великие трудности переживали первопроходцы-казаки при освоении загадочной Даурии. Осознание исторического значения их дела для Российского государства нашло отражение в сюжете чревоношения святой чудотворной иконы «Слово Плоть Бысть», как изъяснение всей их героической жизни в свете чревоношения русской православной цивилизации на Дальнем Востоке. Чувство сопричастности Небесной Заступницы рода христианского Пресвятой Богородицы в великом деле освоения восточных рубежей оживотворяюще действовало на всю жизнь горстки русских смельчаков в кругу многочисленных врагов.
Так явила себя на берегах Амура великая святыня Дальнего Востока – святая чудотворная икона Божией Матери Албазинская. Что связывало, связывает и будет крепко связывать разные регионы необъятной России с далекой ее Амурской окраиной? Наверное, многое. Но духовная связь через молитвенное почитание ее святыни, несомненно, одна из самых значимых во все времена жизни русского Приамурья.
Игумен Игнатий (Чигвинцев).


Не люблю начальников над собой

Сообщение отредактировал Стрельцов_АВ - Четверг, 28.11.2013, 18:14
 
Стрельцов_АВДата: Четверг, 28.11.2013, 18:29 | Сообщение # 20
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 300
Награды: 8
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Потомок албазинского казака Ду Чжунцзе (Петр Дубинин): «Сегодня мы на родине наших предков. Какое счастье!»
http://www.skvk.org/10791

Мы русские китайцы Дубинины!
http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=8195&rubric=5


Не люблю начальников над собой
 
Олег_ШельдешевДата: Пятница, 29.11.2013, 05:27 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Цитата Сычёв_ПН ()
Казачья семья Захаренковых взяла её в аренду дабы расчистить и превратить в действующий музей казачьего быта. Жили в казематах с детьми и лошадками. После того как батарея была очищена от мусора и откопана, батарею пришлось покинуть ибо это памятник федерального значения.

У нас как всегда, только люди порядок навели, их оттуда вежливо попросили. А когда там помойка была, на памятник охотников не было.
Хорошее дело, мужества вам и терпения...
 
Олег_ШельдешевДата: Пятница, 29.11.2013, 05:40 | Сообщение # 22
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Цитата Олег_Шельдешев ()
Причем с преступных их деяний на реке Лене в Усть-Киренской волости, где они в 1665 году убили притеснявшего их Илимского воеводу Л. Обухова.

Это было у нас на севере Иркутской области. Вот что известно про Л. Обухова:
Лаврентий Авдеевич Обухов (род. ок.1632 — убит в 1665) — государственный деятель Русского государства XVII века. Участник освоения Сибири. Воевода Илимский в 1662—1665.
Сын помещика Юрьевского уезда Авдея Кирилловича Обухова (Бражника).
Новик по Юрьеву-Польскому и помещик Владимирского уезда (1647—1649); пожалован в московские дворяне (1660); воевода в Илимске (Илимском остроге) (1662).
В должности воеводы прославился своими притеснениями и беззаконием. В 1665 убит по дороге с киренской ярмарки восставшими казаками под предводительством Никифора Черниговского. Бунтовщики (84 человека) бежали на Амур, где восстановили опустевший город Албазино.
В 1663 г. Лаврентий Обухов выделил место для строительства Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря.
 
Олег_ШельдешевДата: Пятница, 29.11.2013, 05:46 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Цитата Олег_Шельдешев ()
Но не может священник, наместник монастыря быть их соучастником в совершенном ими злодействе, убийстве воеводы.

Начинателем в деле построения монастыря был священник Илимской Спасской церкви Амвросий Толстоухов. Войдя в соглашение с прихожанами Ленского волока и с промышленниками, он 15 марта 1663 года подал илимскому воеводе Лаврентию Авдеевичу Обухову (Киренск долгое время находился в ведении илимских воевод; в силу зависимости к воеводе, а не к другому кому обращались с просьбами) челобитную о дозволении построить монастырь, а настоятельство вручить иеромонаху Гермогену. Воевода, уважив просьбу, указал для монастыря место при впадении Киренги в Лену и назначил кой-какие угодья. После этого Гермоген обратился к своему архипастырю, тобольскому архиепископу Симеону (Ленский край со всею Восточною Сибирью входил в состав Тобольской епархии до времен Екатерины I-й, при которой Святитель Иннокентий сделался первым иркутским епископом), испрашивая благословение на созидание пустыни, и когда благословение последовало, была заложена церковь во имя Живоначальной Троицы, и обитель стала устрояться под именем Усть-Киренской пустыни.

О старце Гермогене нелишне сказать несколько слов. Ему не суждено было довершить начатое святое дело. Он сделался жертвою буйной шайки и разделял с нею ее участь. Воевода Обухов имел несчастие возбудить против себя неудовольствие толпы. Недовольные из казаков и всякого негодного элемента, подстрекаемые поляком Никифором Черниговским, напали ночью на 15-е июля на судно, в котором Обухов возвращался из Киренска в Илимск, и убили воеводу. Совершив злодеяние, преступники решили скрыться в Даурии — обычном в то время притоне злодеев и разных искателей приключений. Отходя в путь, партия увлекла с собою из мирной обители и старца Гермогена, невзирая на его мольбы и клятвы, призываемые на головы наглецов.
Прикрепления: 6602580.jpg (140.4 Kb)
 
Олег_ШельдешевДата: Пятница, 29.11.2013, 05:58 | Сообщение # 24
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
И еше немного о Гермогене:
Достигнув пустынных берегов Амура, злодеи, основали там город и крепость для защиты и разбойничьих набегов; место водворения своего назвали Албазинским острогом. Старец Гермоген, покорясь судьбе, принялся за обычные свои дела и здесь. Он основал монастырь во имя Всемилостивого Спаса при урочище, именуемом «брусяной камень», а в самом Албазине — церковь Воскресения Христова. Постройки были начаты в 1671 г. Между тем албазинцы, под предлогом зверования, переходили за Амур в Манджурию и причиняли там обиды жителям.

Китайское правительство сначала усовещевало буянов, а потом смиряло их оружием. Бедствия неравной брани продолжались шесть лет (1681–1687 гг.). Старец Гермоген в это лютое время был для албазинцев ангелом-хранителем: он учил их вере в Бога, подавлял своими советами ропоты и взаимную вражду, внушал покорность к старшим и готовность переносить терпеливо то, чем Божественному Промыслу угодно испытать и наказать их. Этим старец приобрел доверие и уважение албазинцев, особенно воеводы их Алексея Илларионовича Толбузина. Участь Албазина решилась взятием его и сожжением; одни из албазинцев погибли в битвах с китайцами, другие умерли во время продолжительной осады от голода и болезней, остальные взяты в плен и отведены в Пекин. С Албазином погибли и труды Гермогена. Сам он с немногими из албазинцев кое-как добрался до Нерчинска, и так как терялась всякая надежда на восстановление Албазина, старец Гермоген поспешил возвратиться в первое место своего жительства и трудов — Усть-Киренскую обитель. Из Албазина он принес с собою несколько икон, между которыми первое место занимает Нерукотворенный образ Спаса, сохраняемый как особая святыня. Он напоминает и будет напоминать, что знамение веры Христовой развевалось на берегах Амура еще в XVII столетии; что Русь, хотя и своевольная, все-таки оставалась верною Православию, радела о нем, когда ратовала на земле чужой… Течение своей тревожной скитальческой жизни Гермоген скончал в 1690 году. Могилу его указывают за правым клиросом Алексиевского храма, хотя за последнее время мнения о месте его нахождения стали расходиться: многие утверждают, что могила старца Гермогена давно уже утеряна и нельзя с точной достоверностью указать истинного ее местонахождения в Киренске. Память Гермогена чтится высоко. Почти в каждом синодике киренчанина можно встретить имя иеромонаха Гермогена, в монастыре очень часто по нем служат панихиды, к нему обращаются, как святому, со своими немощами и нуждами… Народное мнение на стороне его святости. В монастыре хранится образ старца, с которого, по желанию Владыки, сделаны фотографические снимки.
 
Стрельцов_АВДата: Пятница, 29.11.2013, 07:39 | Сообщение # 25
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 300
Награды: 8
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Чуток комментариев к размещенному материалу Олегом Шельдешевым,

Цитата
Бунтовщики (84 человека) бежали на Амур, где восстановили опустевший город Албазино.

В 1650 году Хабаров захватил даурский городок Якса. Перезимовав, весной 1651 года ушел вниз по Амуру. Сам же городок по приказу Хабарова был сожжен.
В 1665 Черниговский с казакми на месте бывшего даурского городка Якса, построил острог название которому дали Албазинский.

Цитата
Отходя в путь, партия увлекла с собою из мирной обители и старца Гермогена,

Правильно будет наверно говорить, что старца Гермогена не увлекли, а силой заставили казаки идти с ними на Амур. В общем захватили в заложники.

Цитата
Он напоминает и будет напоминать, что знамение веры Христовой развевалось на берегах Амура еще в XVII столетии;

http://ostrog.ucoz.ru/ist_rel/3_12.htm
Знамя Албазинского острога.

Олег, спасибо за размещенный материал, он чуток дополняет то, что мы знаем на сегодня.
И скажи пожалуйста, а можно как-то увидеть здесь фото образа старца Гермогена?


Не люблю начальников над собой

Сообщение отредактировал Стрельцов_АВ - Пятница, 29.11.2013, 07:41
 
Стрельцов_АВДата: Пятница, 29.11.2013, 07:52 | Сообщение # 26
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 300
Награды: 8
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Иванов_АВ, здорово почивали. Андрей, я думаю что у Албазино ( "О" добавили в Советское время), а правильно будет сказано Албазин - было, есть и будет особое предназначение для Дальнего Востока, а в целом для России. Наша сегодня задача рассказывать о нём, тем кто про него что-то мало знает или вообще никогда не слышал. А есть ещё история Кумарского острога - не заслуженно забытая.

Не люблю начальников над собой

Сообщение отредактировал Стрельцов_АВ - Пятница, 29.11.2013, 08:10
 
Олег_ШельдешевДата: Пятница, 29.11.2013, 08:58 | Сообщение # 27
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Стрельцов_АВ, С коментариями абсолютно согласен, спасибо за уточнения.
На счет фото образа старца Гермогена посмотрю, может получится отыскать.
 
Стрельцов_АВДата: Пятница, 29.11.2013, 10:04 | Сообщение # 28
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 300
Награды: 8
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Отец Игнатий, а как там по части наших запасников, точнее ваших? Ну, в смысле образа Гермогена.

Не люблю начальников над собой
 
ИгнатийДата: Пятница, 29.11.2013, 10:38 | Сообщение # 29
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 672
Награды: 4
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
"Участь Албазина решилась взятием его и сожжением; одни из албазинцев погибли в битвах с китайцами, другие умерли во время продолжительной осады от голода и болезней, остальные взяты в плен и отведены в Пекин".
Участь Албазина решилась иначе... Олег, сделайте ссылку на источник откудв взят Ваш материал.
Образ преподобного Гермогена есть, вышлю позже.
 
ИгнатийДата: Пятница, 29.11.2013, 10:51 | Сообщение # 30
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 672
Награды: 4
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Перед своей кончиной, наступившей 19 декабря 1690 года, иеромонах Гермоген принял схиму и был погребен за правым клиросом в созданной им деревянной Троицкой церкви, которая имела предел во имя Алексия, человека Божия. Его могила почиталась верующими уже с начала 18 века. По свидетельству многих очевидцев, по молитвам старца совершались многие чудеса, поэтому его чтили наравне со святителем Иннокентием Иркутским. В 1830-х годах монахи Свято-Троицкого Киренского монастыря восстановили гробницу основателя обители, а в середине 19 века было написано «житие преподобного Гермогена Киренского», и он почитался как местночтимый святой (14).
Преподобный Ермоген изображается на иконах, на фоне им сооруженных церкви и келий, держащим на персях Нерукотворенный образ Спасителя, или с крестом (распятием) в деснице, в епитрахиле и клобуке (15).
Нашел место своего упокоения в Киренском монастыре и герой освоения Приамурья 17-го века легендарный Ерофей Хабаров, предавший Богу душу в феврале 1671 года, в год основания старцем Гермогеном Албазинского монастыря «Всемилостивейшего Спаса».
Свято-Троицкая церковь сгорела в 1757 году. В связи с наводнением в 1758 году монастырь перенесли на более высокое место, где были возведены кельи, ограда с четырьмя башнями, надвратная церковь, а в последствии воздвигнута каменная Троицкая церковь. В 1767 году вместо сгоревшей Троицкой церкви освящается другая церковь – во имя Пресвятой Троицы. В 1786 году ее переносят на место, где стояла первая Троицкая церковь, и вторично освящают. Но и она сгорела.
В 1832 году на том же месте над могилой старца Гермогена строится новая деревянная церковь, освященная уже как Алексеевская. Ее построили на каменном фундаменте, и при ней была колокольня. Эта церковь сгорела 21 октября 1863 г. Настоятель Киренского Свято-Троицкого монастыря так писал об этом: «…фундамент остался неврежденным; на нем осталось несколько окладных, мало обгоревших бревен и значительная часть стены с южной стороны, нисколько неповрежденная огнем, именно около того места, где покоится тело приснопамятного строителя обители иеромонаха Гермогена. Нельзя не видеть в этом обстоятельстве чудного знамения Всемогущего Господа, хранящего все кости праведников. Появившееся пламя с южной стороны (при весьма тихой и ясной погоде) быстро перешло на северо-западную. Остановив внимание на этой перемене направления пламени, я тщательно начал наблюдать, как действовал огонь у того места, под которым покоится тело блаженного иеромонаха Гермогена, и наблюдал, что восточный угол верхней оконной перемычки не горел, а теплился тихо, подобно местной свече, и огонь здесь не распространялся ни в которую сторону, как бы чем-то удерживаемый, несмотря на то, что эта сторона оставалась без всякой защиты, так как все усилия тушивших пожар были обращены на северо-западную часть храма: это тихое действие огня на указанном месте продолжалось, сколько я мог заметить, более шести часов, до того самого времени, как оставшаяся в целости часть стены была снята, между тем, как в других местах пламя действовало беспощадно. Убыток, причиненный настоящим пожаром, приблизительно, можно положить в две тысячи рублей серебром. Принимая во внимание всеобщее благоговение и ближних, и дальних жителей к памяти Преподобного Гермогена, как мужа праведного и молитвенника перед Господом, являвшего многократно чудную помощь притекающим к нему с молитвою веры, и частое совершение заупокойных литий о упокоении его души у его гроба, я распорядился немедленно устроить под плитою, покрывающий склеп могильный, простую небольшую деревянную гробницу в виде памятника, как для успокоения скорбящих сердец о несчастии случившемся на месте упокоения Праведника, так и для ограждения сего общеуважаемого места от попрания стопами человеческими» (16).
На месте сгоревшего храма, возможно, с использованием его фундаментов, в 1891 году строится нынешняя Алексеевская церковь. Возводится она по плану предшествующей. Вероятно, архитектура, старой церкви в какой-то степени определила облик новой постройки. Монастырская летопись начала 20-го века сообщала, что в данной церкви «и поныне почивают мощи преподобного Гермогена» (6), и «который местно чтится». Два раза в год – 10 декабря, в день его тезоименитства, и 19 декабря, в день его смерти, совершались заупокойные службы о почившем первом строителе монастыря (17).
В годы советской власти церковное здание перестроили, убрав венчающие части. Сейчас в нем размещаются детские ясли (6).
В Благовещенской епархии до революции, иеромонах Гермоген повсеместно почитался, о нем много и часто рассказывали верующим в связи с почитанием святой чудотворной Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть». По свидетельству Благовещенских Епархиальных Ведомостей ежегодно в конце декабря в Кафедральном соборе служились панихиды по почившему старцу Гермогену, вспоминая его подвижническую жизнь и в память о его приходе в Приамурье зимой 1665-1666 годов.
Известен указ архиепископа Камчатского, в котором говорится: «Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, предписано всем причтам Камчатской епархии ежегодно первого сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Ермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре, жившего с 1666 по 1685 гг. в созданном им монастыре во Имя Всемилостивого Спаса, недалеко от Албазина, на так называемом «Брусяном урочище» (18).
И в настоящее время имя иеромонаха Гермогена живет в памяти амурчан, оно неразрывно связано с прославлением Святой чудотворной иконы Божией матери Албазинской, как избранника Божьего, чьими молитвами и благочестивыми делами был воззжен свет Христовой веры православной в Приамурье и во всем дальневосточном регионе. И Сама Пресвятая Богородица прославляет старца Гермогена. Пример его жизни пример святости для нас – наследников славного прошлого святой Руси, частью которой был, есть и будет наш легендарный край Приамурский.
 
Поиск: