Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2013 » Январь » 14 » О. Безродный. Казачий фактор

О. Безродный. Казачий фактор

14.01.2013 23:52
О. Безродный. Казачий фактор
Олег БезродныйКак потомственный казак, кадровый военный и ветеран внешней разведки до сих пор не могу понять, почему в эту судьбоносную проблему для будущего России, как казачий фактор, постоянно впутывается бредовая идея разделения казачества по каким-то мифически категориям, как например, родовые или реестровые казаки. Особенно смущает трескотня о реестре.

Да, действительно, в истории запорожского казачества имел место случай, когда казаков пытались охватить определённой формой учёта. Этот факт относится ко времени Богдана Хмельницкого, который отчаянно добивался независимости Малороссии от Речи Посполитой. А та в свою очередь изо всех сил стремилась привлечь казаков на свою сторону, делая основную ставку на лояльную часть старшины, из состава которой и верстался этот самый пресловутый реестр. Сами же казаки никакого реестра не признавали и никогда его сами не составляли. Однако идея реестра появилась значительно раньше, ещё во времена Ивана Грозного и для этого имелась масса причин, как объективных, так и субъективных.

Ну, начать хотя бы с того, что в этот период мировой истории Европа переживала переход от средневековья и феодальной раздробленности и вступала в эпоху возрождения, абсолютизма и окончательного формирования её нынешнего геополитического облика. И казаки в ту пору совершенно не идентифицировались по какому-либо национальному признаку, а как раз наоборот, являлись эдакой космполитичной воинской силой, охотно выполнявшей заказы государя. А нередко и одновременно защищали интересы и враждебных сторон. На основе этих обстоятельств в исторический обиход той эпохи затесались такие понятия, как литовские, польский и даже татарские казаки. И хотя по сути подобные понятие имели характер курьёзов, но некоторые их фигуранты твёрдо вошли в нашу отечественную историю. И наиболее известным примером тому может служить знаменитый Ермак. И хотя сегодня он однозначно олицетворяет донское казачество, и его героическая фигура украшает центральную площадь города Новочеркасска, тем не менее, самому Ермаку Тимофеевичу ничто не мешало находиться в тёплых отношениях с казанским ханством и нередко, по договорённости с ним, наносить ущерб интересам государства Российского. За что в итоге он был изловлен и осуждён на «лютую смерть».

Но к счастью России её самодержец был не только грозным, но ещё и прагматичным и мудрым правителем и, как известно, добром своим не разбрасывался, а с максимальной пользой использовал в своих, то-бишь, державных интересах. Так, например, припугнув Ермака казнью, он великодушно простил его и, одарив шубой с собственного плеча и добротным панцирем, направил его вглубь Сибири для её изучения и присоединения к Российским землям. Для большей эффективности предприятия Иван Васильевич к ватаге Ермака присовокупил более трёхсот пленных ливонцев или попросту, немцев, в качестве «рудознанцев» и поставил перед ними задачу выявить залежи железных ископаемых в тех «тайных землях». И как мы теперь знаем, Ермак успешно справился с заданием царя, проложив дорогу в ранее неведомый край и открыв доступ к его богатствам. Однако буйный нрав казаков приносил царю ни одни только радости, но и не меньше хлопот и огорчений. В те отдалённые времена по всему южному пограничью и по всей ширине дикого поля, служившего естественным барьером между Московским царством и осколками Золотой Орды с их могущественными покровителями в лице Персии и Турции, обретались бесчисленные ватаги казаков, презрительно именовавшиеся в царской риторике «станицами». Которые неустанно тревожили своих соседей – басурман бесконечными набегами не только на их периферийные окраины, но и непременно на их столицы.

И хотя по понятиям того времени подобные проделки именовались «шалостями», тем не менее, в адрес русского царя регулярно приходили жалобы на «шалунов» с призывом принять строгие меры в отношении ослушников. В свою очередь царь Иван Васильевич дипломатично отвечал своим коронованным адресатам – шаху Персии и султану Турции о своей готовности жестоко казнить возмутителей их спокойствия. Но, тут же горько жаловался, что никак не может их изловить. Но дипломатия дипломатией, на то она и существует, чтобы скрыть подлинные интересы и мысли. Однако на самом деле русский царь уже давно разобрался в том, какие выгоды можно извлечь из целевого использования казаков, если их призвать к порядку и организовать в послушный фактор силы. Вот тогда-то ему и пришла в голову гениальная идея, достойная своего времени и господствующих тогда нравов. Он составил список или, как тогда говорили, «реестр», из чуть более полутысячи имён «лучших людей», а попросту – казачьей старшины, на которую и сделал ставку. Открыл тогда царь в Замоскворечье казачье подворье и наладил снабжение казаков порохом и свинцом, ибо всё остальное они сами добывали без проблем. И поставил перед ними привычную задачу: границу держать, а заодно и нагонять страх и на Отоманскую империю.

Вот так и появился тот самый реестр, который и до сих пор не даёт покоя различным ходокам по Инстанциям по поводу «возрождения» казачества уже в новой постсоветской России. По моему мнению, это прекрасный пример фарса запоздавших к раздаче псевдоинициаторов. Более того, это очень смахивает на приёмчик советского периода найти своё место в списке на какое-то благо или выступить с фальшивой и настолько же бесплодной идеей вывести курицу, несущую по три яйца в день все 365 дней года или корову, которая без передыха исходила бы реками молока.

Ещё больше удивляет другое, почему до сих пор эти «новаторы» находят не только слушателей, но и сторонников, да нигде ни будь, а во властных кабинетах. Вот уж воистину, как же загадочна эта русская душа.

Олег БезродныйЛично мне во всей этой истории с понятием «реестровых казаков» импонирует вопрос, как был на деле реализован замысел Ивана Грозного и его практического значения для настоящего времени. И вот что в этой связи можно с полной уверенностью утверждать. Опыт русского царя успешно был использован его более поздними приемниками в период завоевания Кавказа. Его приемники тоже составляли реестры «лучших людей» из местной знати. Адаптировали их детей с русской культурой, верой, искусством и воинским ремеслом и постепенно приводили все представляемые ими народы к лояльности «белому царю» великой России, Православию и всё это отзывалось стремлением широких масс кавказского населения к приобщению к единой Родине по имени Российская Империя. И казаки, кстати, играли в этом плане очень важную роль непосредственного фактора влияния на туземное население не только Кавказа, но и Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока и даже Аляски. Именно это то, что сегодня недостаёт в наших усилиях по стабилизации ситуации и остановке процесса дезинтеграции нашего постсоветского общества. Не в меньшей степени меня удивляет стремление новоявленных казаков распространить свою причастность к центральной территории России как то, Тверскую, Калужскую, Псковскую и даже Ленинградскую область. Это нонсенс, поскольку исторически казаки обретались по пограничной окраине Империи и там несли свою сторожевую службу. И хотя ещё до установления Россией своего владычества на пространствах Урала, Сибири, Алтая, Байкала, Амура и Дальнего Востока они активно участвовали в процессе их освоения и даже увековечили свои имена в географических названиях земель, морей, рек и целых территорий. Тем не менее, их войсковые образования создавались исключительно по пограничью.

Единственным моментом в истории России, когда некое подобие казаков обреталась в её центральной части являлись Новгородско-Псковские земли во времена всё того же Ивана Грозного и его активной борьбы за их подчинение и нейтрализацию угрозы со стороны Ливонии. Это были знаменитые ушкуйники, промышлявшие грабежами на великом водном пути от Балтийского моря до Каспийского. Их активность была так велика, а добыча так обильна, что по течению рек Волги и Дона за горсть соли расплачивались горстью драгоценного жемчуга. Имеются достоверные сведения о причастности самого Ермака к этой славной вольнице. Это уже позже он был канонизирован Донским казаком и доблестным сыном Всевеликого Войска Донского, что совершенно не умоляет его достойное место в истории России. В этой связи необходимо раз и навсегда уяснить и признать, что казачество это уникальное явление чисто российского синдрома порождённого бескрайностью пространств. Настолько же это явление и универсально о чём свидетельствует наличие в его составе инородческих казачьих войсковых образований, как то казаки – Калмыки, казаки – Башкиры, Буряты и Якуты. И всякая попытка псевдоноваторства по созданию каких-то карманных казачеств, типа реестровых – проделки лукавого и не более как стремление подменить подлинное значение казачества, как реального до сих пор фактора обеспечения безопасности страны вознёй по определению, кто из казаков более казакее. И понятие реестра в этой связи может быть использовано только в одном смысле: скрупулёзно выявить и переписать всех потомственных казаков, вернуть их в служивое сословие, в пограничную зону страны, предоставив им возможность исполнить перед Родиной свою историческую роль по обеспечению её безопасности, непроницаемости границ, неподкупности таможни, бескомпромиссности в обеспечении природоохранных мероприятий, рачительного и эффективного использования занимаемых ими земель, и поступательного исправления демографического перекоса.

Насколько мне помнится, по дошедшим до меня заповедям моих предков, основной задачей казаков всегда являлась обязанность «граныцу держаты и царскую службу нэсти за воду и зэмлю». По тем же самым причинам казаки никогда не лезли в политику, не поддавались никаким искушения и соблазнам приобретать для себя выгоды каким-то лукавым способом, кроме как честного и самоотверженного исполнения, возложенных на них обязанностей высшей властью Державы.

По этой причине мне представляется серьёзной ошибкой и безответственным расточительством духовного потенциала этих людей, призванных профессионально нести охранную службу и тем самым надёжно обеспечивать нерушимость рубежей и безопасность Российской Державы.

И форма организации этой службы предельно проста. Для этого нужно искренне без лукавства вернуться к исторической традиции, восстановить статус казачества как служивого сословия и привлечь его к активной службе по комплексному обеспечению безопасности Страны, включая в сферу их ответственности границы, водных бассейнов, лесных массивов, степных просторов, горных хребтов, плодородия земель, благополучия населения и его постоянного увеличения и развития.

Потомственный казак и ветеран внешней разведки
О.Т. Безродный

Фото и видео: А.Зборовский



Справка КИАЦ

Олег Тимофеевич Безродный не только служит казачеству, но и является секретарем Общероссийской общественной организации "Офицеры России".
Он в числе приглашенных на организованный КИАЦ при поддержке Комитета по делам казачества Москвы Круглый стол, который состоится 17 января 2013 года и будет транслироваться по Интернет-каналу "КАЗАКИ-ТВ". Вы сможете задавать вопросы участникам этого круглого стола во время его трансляции при наличии у вас микрофона и веб камеры. Подробности.

Затронутые О.Т. Безродным в публикации и видеоролике темы, касающиеся государственного рееестра казачьих обществ и создания казачьих поселений вдоль российских границ в Сибири и на Дальнем Востоке, вынесены для обсуждения на форуме КИАЦ.

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: На заметку атаманам казачьих обществ | Просмотров: 4444 | Добавил: Сталкер | Теги: реестр казачьих обществ, казаки, казачество, КИАЦ, Олег Безродный | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 4
Высший пилотаж!!! На основании этой статьи государственная программа должны выглядеть следующим образом:

1. Скрупулёзно выявить и переписать всех потомственных казаков, вернуть их в служивое сословие, в пограничную зону страны, предоставив им возможность исполнить перед Родиной свою историческую роль по обеспечению её безопасности, непроницаемости границ, неподкупности таможни, бескомпромиссности в обеспечении природоохранных мероприятий, рачительного и эффективного использования занимаемых ими земель, и поступательного исправления демографического перекоса.
2. Форма организации этой службы предельно проста. Для этого нужно искренне без лукавства вернуться к исторической традиции, восстановить статус казачества как служивого сословия и привлечь его к активной службе по комплексному обеспечению безопасности страны, включая в сферу их ответственности границы водных бассейнов, лесных массивов, степных просторов, горных хребтов, плодородия земель, благополучия населения и его постоянного увеличения и развития.
3. Запретить казакам лезть в политику, не поддаваться никаким искушения и соблазнам приобретать для себя выгоды каким-то лукавым способом, кроме как честного и самоотверженного исполнения, возложенных на них обязанностей высшей властью Державы.

А посему - разогнать КаПРФ и забыть про все остальные "казачьи" партии!!!

В преамбуле четко и коротко написать: у русских, калмыков, башкир, бурятов, якутов без казаков - шансов нет...

3   [Материал]
О. Безродный"...когда казаков пытались охватить определённой формой учёта. <b></b>Этот факт относится ко времени Богдана Хмельницкого, который отчаянно добивался независимости Малороссии от Речи Посполитой.

"Факт" реестра  был гораздо раньше, в 1572-м  году...

О. Безродный  Однако идея реестра появилась значительно раньше, ещё во времена Ивана Грозного

Спустя  5 лет Иван Грозный  начал "огосударствление" присягнувших ему в 1577 году на верность донских казаков...

А в общем, анализ  казачества  автором  выверен верно и обоснованно. Только вот, про положение с  перспективой - не сказано .

2   [Материал]
       В моей электронной почте появилась эта статья. Прочёл раз, другой, а потом и подумал, почему бы не познакомить с ней КИАЦ.              Когда в конце восьмидесятых начале девяностых в СССР развилось и оформилось казачье движение тогдашние власти предержащие не обратили на него особого внимания, скорее всего по двум причинам. Первая, занимались более важным делом: «пилили» страну. Вторая, полагали, что подурят взрослые дяденьки, поиграют в казаков-разбойников, да само и рассосётся. Не рассосалось…       В далёких девяностых казаки пытались добиться признания репрессий против казачества и реабилитации казачества. Но воз и ныне там. Реабилитированы все, кроме казаков. Приходилось слышать такой аргумент, дескать, казаки не народ. Однако жертвы политических репрессий тоже не народ, но всем скопом реабилитированы. Мы понимаем, что причина нереабилитации казачества лежит гораздо глубже юридических формулировок. Естественным желанием казаков после реабилитации будет восстановление Войск и войсковых территорий, а это затрагивает просторы от Тихого океана до Чёрного моря, задевает интересы Казахстана, Киргизии, Украины, Молдовы и ущемляет очень многих неплохо устроившихся на бывших казачьих землях. . И в этом святом деле что-то не слышно голоса реестровых. Справедливости ради заметим, что там, где осуществляются серьёзные дела и отсутствует давление властных структур реестровых либо нет вообще, либо они мирно уживаются с общественными казаками. Делить-то особо нечего, разве что нелёгкую долюшку. Так её вместе проще тянуть.       Нынешней власти почему-то крайне хочется снять с казаков традиционную справу и обрядить их по некоему единому образцу. Постричь под одну гребёнку. А лучше всего просто раздеть. И вот уже казак в папахе, черкеске и шароварах «раздражает» своим видом. Пейсатый еврей в шляпе и лапсердаке, узбек в полосатом халате, подпоясанный платком, негр в костюме Незнайки из Цветочного города не раздражают, а казак раздражает. Почему казак в традиционной одежде раздражает либераствующую публику? Не потому ли, что место казакам определили на эстраде как некоей фольклорной клубничке, культурной экзотике, приятно разбавляющей казацкой попсой блатной шансон и попсу обыкновенную. На эстраде казаку можно и в справу обрядиться, и шашечку покрутить, и нагайкой помахать. Логика бизнеса ведёт казаков-артистов к созданию постоянно действующего театра под открытым небом в виде, так называемых, станиц, выстроенных неподалёку от больших дорог для удобства публики. В этих «станицах» будут круглогодично оказывать услуги специально натасканные профессиональные труппы «казаков» за деньги демонстрируя «подлинные» казацкий быт и культуру. Естественно, в перечень услуг будет входить и выездная торговля казацкой культурой. А если казаков для таких театров в достатке будет не набрать, не беда. В цыганском театре «Ромэн» процент собственно цыган ничтожен, а ничего, поёт и пляшет и процветает. А когда мода на казацкое пойдёт вниз, что покажут рейтинги и снижение капитализации проекта, его тихо прикроют. Если кто не верит в такую перспективу, то вот вам пример пробного шара: прошлогодний фестиваль «Москва – казачья станица». Что мешает сделать Москву казачьей станицей? Ничего. Бюджетные средства есть, специалисты по их освоению есть, интерес есть, место найдется, раз-два, и казачья станица Москва гудит круглый год. Лиха беда начало.       Как бы хотелось закончить статью в том духе, что трудности уверенно преодолеваются, проблемы успешно решаются, перспективы светлы и прекрасны. Однако к великому сожалению лёгкой жизни казачеству в обозримом будущем ожидать не приходится, хотя трудности действительно преодолеваются, проблемы решаются. Хочет этого казачество или не хочет, но оно ярко демонстрирует обществу, что можно быть глубоко верующим христианином и активно участвовать в светской жизни. Казачество невольно доказывают, что в жизни могут быть другие приоритеты и можно быть счастливым, не толкаясь в толпе жаждущих денег, славы и сомнительных удовольствий. В наш век пессимизма, разочарований, уныния и одиночества вдруг оказывается, что можно жить общинно и общественно не из страха перед наказанием, а по внутренней необходимости и взаимному желанию.       Мы должны чётко понимать, что наша сила только в единстве, и мы тут никакой Америки не открыли. Если наши вороги будут знать, что обидеть одного казака, это значит обидеть ВСЕХ казаков с соответствующей реакцией, много ли будет желающих обижать. Тоже самое в отношении православных. Если хула на Церковь одинаково оскорбляет КАЖДОГО православного, много ли будет хулителей.

1   [Материал]
восстановить статус казачества как служивого сословия- это невозможно. сословия упразднены. тогда нужно менять конституцию РФ

Имя *:
Email *:
Код *: