Воскресенье, 21:52

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Судьба казачества – судьба России

Судьба казачества – судьба России

24.01.2021 00:08
Судьба казачества – судьба России

Ровно 102 года назад, 24 января 1919 года, Оргбюро Центрального Комитета РКП(б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Якова Свердлова, которая известна как «Директива о расказачивании». Текст этого документа есть в свободном сетевом доступе, каждый может с ней ознакомиться. Директива чрезвычайно жёсткая. Фактически лидеры большевиков преследовали цель ликвидации казачества «как класса». Даже сегодня события тех дней вызывают сильную эмоциональную реакцию.

Однако история – это, прежде всего, наука. Она оперирует фактами, а не эмоциями. Поэтому следует задать себе вполне уместный вопрос: были ли в полной мере воплощены положения Директивы о расказачивании в реальную жизнь? Отчасти – да. Но только отчасти, что не отменяет ответственности самых радикальных революционных деятелей за жизни и судьбы людей.

Заявленное расказачивание коснулось, в большей мере, донских земель, о чём ярко рассказал Михаил Шолохов в своём гениальном романе. Но это не делает, разумеется, менее трагичными гибель и лишения каждого отдельного казака на Кубани, на Тереке или других землях необъятной России. Как не делает менее трагичными судьбы подавляющего большинства жителей России того времени – любого сословия, национальности, вероисповедания и прочая.

Кто не пострадал в те лихие годы? Да почти все пострадали, кого ни возьми. Дворяне, крестьяне, духовенство всех конфессий, национальные меньшинства всех окраин, белые, красные, зелёные… Все они были жителями нашей страны. У каждого была своя правда и своя беда. Вот только историческая судьба общая, потому что Отечество - одно.

Трагедия казачества – неотъемлемая часть общей большой трагедии всего населения великой страны, прошедшей через ад революций и гражданских войн. И такие даты, как выход Директивы о расказачивании (24 января 1919 года) – это, прежде всего, символ. Трагический символ, требующий мудрости, взвешенности и немногословной скорби по жертвам братоубийственной войны.

Виталий Кузнецов, атаман Терского войскового казачьего общества, помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО:

- Решение, принятое советской властью о расказачивании и последовавшие за ним репрессии в отношении казаков, стали одной из самых трагических страниц в истории российского казачества. Память об этих тяжелых событиях до сих пор отзывается болью и горем в сердцах казаков и всех неравнодушных жителей нашей страны.

Кровавое противостояние времен Гражданской войны, когда брат вставал на брата, рушились судьбы целых поколений и радикально менялись устои общества, продолжает оставаться одной из самых сложных страниц отечественной истории.

Мы помним и чтим память наших братьев и сестер, погибших в это страшное время. Однако сегодня мы должны тонко чувствовать, что любые попытки разделить нас, используя историческую трагедию, направлены на то, чтобы ослабить российское общество и в конечном итоге ограничить наши возможности для консолидации. Это особенно актуально в условиях нарастающего внешнего давления на Россию и наступления на традиционные ценности по всему миру.

24 января в своей молитве мы вспоминаем жертв расказачивания, и мы также молимся за сильную, единую и великую Россию!

Олег Губенко, директор Фонда «Терское общество любителей казачьей старины»:

- Директива, принятая 24 января 1919 года, коснулась, в частности, верхнедонских станиц. И в отношении донских казаков был действительно очень серьёзный террор, связанный и с массовыми расстрелами, и с фактами внесудебных расправ над мирными жителями.

Вместе с тем, нельзя не заметить сегодня некую тенденцию обобщений на эту тему: 24 января становится некой абстрактной датой, связующей всех казаков в рамках тех самых событий гражданской войны. Но мне лично не нравится, когда происходит «передёргивание» фактов, и этот день называют «началом репрессий» против казачества. Я спрашиваю: «А что же было тогда в 1918 году?». Ведь 18-й год – это полный крах в стране, когда кровь лилась рекой. Но почему-то мы считаем датой начала ужасов и трагедий, в том числе и в отношении казачества, именно 24 января 1919 года. Совершенно нелогично. Условно можно сказать, что 24 января – это был апофеоз, высшая точка накала. Но называть указанную дату «началом» будет неверно. Это означает перечеркнуть все жертвы и 17-го года, и 18-го - тем более.

К тому же утверждение, что Директива коснулась всех казаков, не совсем корректно. Потому что в то время, в результате Второго Кубанского похода генерала Деникина, вся Кубань уже была в руках белых. И в январе началось наступление на Терек. Кавказская добровольческая армия во главе с бароном Врангелем за две недели «вычистила» Терек от красных. Для Терека, наоборот, это было время освобождения, так скажем, от большевистского террора. С января 19-го здесь наступило сравнительно мирное время.

Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:

- Ежегодно 24 января в России вспоминают жертв политических репрессий казачества. Более ста лет назад, 24 января 1919 года, Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова. Она вошла в историю как «директива о расказачивании», определившая политику власти по отношению к казакам — сословию, которое на протяжении нескольких столетий укрепляло воинскую славу Отечества.

Прошедший век, наполненный страшными трагедиями, должен заставить нас задуматься о причинах произошедших бед. И для многих становится очевидно, что корень всего зла – в отхождении от нравственных норм и духовная деградация. Сегодня мы должны увидеть, что стремление к светлому будущему может быть возможно исключительно через внутреннее совершенствование, через духовное возрождение и преображение, а не через насилие и дележ богатств.

Может возникнуть вопрос: а что мы можем сделать? И ответ на этот вопрос только один: обратиться к Богу с чувством смирения и покаяния. Испокон веков на Руси казачество называло себя Христовым воинством. Потому и нам сейчас надлежит с особой силой обратить свой взор на себя и спросить: живем ли мы по Евангелию, исполняем ли мы Заповеди Божии? Посещаем ли мы храм и приступаем к Таинствам?

Взирая на трагедии прошлого, мы должны объединиться для созидания настоящего и будущего. При этом мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений ― это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах.

Автор: Олег Пономарёв


Источник: https://kavtoday.ru/article/5757

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 456 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
Казачьи забавы в день памяти о трагедии в казачьей истории

Не стал делать этот комментарий непосредственно под текстом статьи, чтобы не размывать тему, которой она посвящена.

Дата 24 января 1919 года, лишь одна из наиболее заметных точек на исторической нити казачьей истории и истории России в целом. Она всем нам напоминает о том, что может происходить, когда общество разобщено, поделено на «классы» и сословия, когда власть имущими уничтожается вера в Бога, а людей превращают в стадо баранов, уничтожая всех, кто этому противится.

Эта дата неслучайно поэтому отмечается как день скорби. Скорби, а не праздника.

Похоже, однако, что среди казаков есть такие, которые этого не понимают и готовы в этот день плясать и устраивать казачьи забавы.

Кто эти люди, подготовившие данное мероприятие, готовые на нем плясать и забавляться? Это действительно казаки?

Настоятель Свято-Троицкого храма, что в Полевском, отец Илья еще год назад вспоминал, как в 2019 году на территории храма «прихожане и казаки отмечали 100-летие трагического события – 24 января 1919 года вышла запредельной жестокости секретная директива Оргбюро ЦК РКП (б), положившая начало геноциду казачества на государственном уровне, началось кровавое «расказачивание».

Что изменилось за эти два года, кроме того, что утверждена новая Стратегия государственной политики в отношении российского казачества?

Может быть инициатива «отпраздновать» скорбную дату принадлежит администрации Полевского городского округа или Свердловской области?

После публикации видео с возмущением казаков, мероприятие с казачьими забавами 24 января, в день скорби о тысячах казаков, уничтоженных в результате политики расказачивания, было отменено.

Возникают естественные и справедливые вопросы не только к казакам, но и к администрации: как такое мероприятие отвечает Стратегии государственной политики в отношении российского казачества. А если не отвечает, то кто из чиновников понесет ответственность за неисполнение Указа Президента России под этой Стратегией?

Эти вопросы направлены КИАЦ во Всероссийское казачье общество и Комиссию по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества. О результатах их рассмотрения будем информировать.

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: