09.12.2015 06:48 Большой Круг казачества России и Зарубежья | |
Исторически русское казачество является особенной (по Гумилеву – субэтнической) социальной и исторической общностью, объединившей в силу своих специфических особенностей казаков самых разных национальностей – в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др. – как отдельные субэтносы своих народов в единое казачье целое. До 1917 российскими законами казачество определялось как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил России. Про казаков говорили, что они рождались в седле – настолько великолепны были казаки как наездники, не знавшие себе равных в искусстве джигитовки. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, казаки всегда были активными участниками процессов укрепления и развития России – они участвовали и в освоении Сибири и Дальнего Востока, покорении Кавказа и завоевании Средней Азии, а с 1827 года Верховным атаманом всех российских казаков был сам наследник царского престола. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, однако имелся и большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство. Казачьи части были главными силами Добровольческой армии в борьбе с большевиками, за что красная власть жестоко отомстила непокорным патриотам Российской Империи – массовыми расстрелами, расказачиванием, переселениями и лагерями. Современное казачье движение начало возрождаться лишь четверть века назад и претерпело немало сложностей на пути возврата к своим исконным ценностям и воинским традициям как патриотов России. История и культура казачества были почти уничтожены за время советской власти, а предатели и враги России всячески старались не допустить возрождения столь мощной духовно-патриотической силы, какой всегда было казачье воинство. Казачьи общины, повсеместно возрождавшиеся в начале 90-х годов на Дону, Кубани, и на Урале, сначала пытались представить обществу как неких «ряженых шутов», облачившихся в лампасы с шкурной целью выделиться из общей народной массы исключительно ради желания пробиться к властной кормушке – понятно, что комментаторы судили по себе, однако они отрабатывали и вполне определенный заказ проельцинских идеологов, которые сразу поняли огромный потенциал казачьего движения и делали всё, чтобы не допустить его независимого и полноценного возрождения. Тем более, что даже самые первые проявления этого возрождения – участие казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне – зримо показали правительственным структурам и местным властям, что проблемы казачества нельзя игнорировать. Для взятия под контроль этого движения власти предпринимали самые активные меры – так, в январе 1995 года при президенте Ельцине было создано Главное управление казачьих войск, которое в 1998 году было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по делам казачества, после ликвидации которого в 2003 году была введена должность Советника Президента РФ по делам казачества. С 2008 года существует и «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие госполитики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти. Согласно цитируемой концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции». Декларируемыми целями госполитики в области казачества являются «становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества», для чего казачеству власти обещали создать «финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия». Разумеется, все эти прекрасные обещания до сих пор остаются обещаниями, которые пока что привели к опасному расколу в казачьей среде, так как статус госслужбы и финансирование обещаны лишь для тех казачьих подразделений, которые войдут в государственный реестр (так называемые «реестровые» казаки), с чем согласны не все казаки. Это привело к децентрализации существовавшей до этого единой структуры и возникновению множества казачьих обществ, атаманы которых до сих пор не смогли разобраться между собой в вопросах старшинства (кто из атаманов более атаманистый). Подобное разделение казаков и отсутствие столь важного для любых войск принципа единоначалия серьезно замедлило оформление российского казачества в единую и целостную структуру, способную к согласованным действиям. Для большей части казаков, которые оказались вне государственного реестра, все более очевидным становилось, что разобщенное и разрозненное казачество в целом оказалось в тупике. И вот, 5 декабря в городе Московский (административный округ Москвы) произошло событие, которое имеет все основания стать знаковым в истории современного казачества. Впервые за последние двадцать лет, 350 делегатов-казаков из 76 регионов России и 18 стран ближнего и дальнего зарубежья, собрались вместе на Большой Круг, чтобы открыто поговорить о том, что их волнует больше всего, разобраться в причинах, по которым российское казачество оказалось в тупике разобщенности и найти пути преодоления раскола в своих рядах. О результатах Большого Круга мы расскажем отдельно. Фото: Николай Волков | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||