24.03.2013 16:43 КРОВНАЯ МЕСТЬ. РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЛЫ | |
КРОВНАЯ МЕСТЬ КРОВНАЯ МЕСТЬ? РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЛЫ! КРОВНАЯ МЕСТЬ. ВОЗМОЖНО ЛИ ОТМЕНИТЬ ТО, ЧТО ЗАЛОЖЕНО В КРОВИ ЧЕЛОВЕКА САМИМ ТВОРЦОМ? И ЧТО БУДЕТ С ТЕМ, КТО НЕ ОТОМСТИТ ЗА УБИЙСТВО СВОИХ РОДНЫХ ПО КРОВИ? Кровной мести больше нет . . Фото: ИТАР-ТАСС . 17 октября 2011 года 16:52 версия для печати По утверждению Рамзана Кадырова, в Чеченской республике больше не осталось конфликтов на почве кровной вражды; в связи с этим комиссия по примирению враждующих семей упраздняется Москва. 17 октября. INTERFAX.RU - Глава Чечни Рамзан Кадыров выразил удовлетворение работой комиссии по примирению кровников в республике. "Созданная в августе 2010 года комиссия по примирению выполнила свою главную задачу по урегулированию конфликтов на почве кровной вражды и упраздняется", - сказал Кадыров в понедельник на встрече с муфтием Чечни Султаном Мирзаевым. "Задача перед комиссией стояла нелегкая, работы было очень много, но благодаря милости Всевышнего и общим усилиям мы сумели урегулировать огромное количество кровных конфликтов. Сегодня уверенно можно сказать, что комиссия справилась со своей задачей. В республике не осталось ни одного конфликта на почве кровной мести. Поэтому данная комиссия упразднена, а задачи по урегулированию семейных, бытовых и иных конфликтов возлагаются на руководство муфтията", - сказал Кадыров. Глава республики поблагодарил всех, кто принял участие в работе комиссии по примирению, выразил признательность семьям, которые пошли навстречу друг другу и простили кровников. В свою очередь муфтий отметил, что принятое Кадыровым решение навсегда покончить с кровной враждой в республике встретило понимание и поддержку у населения. "Семьи, которые десятилетиями враждовали, сегодня пришли к миру. Это стало возможным благодаря вашей инициативе. За время работы комиссии выявлен 451 конфликт. С радостью отмечу, что все они закончились примирением", - сказал Мирзаев. В августе 2010 года Кадыров поставил перед духовенством задачу до конца месяца Рамадан примирить находящиеся в состоянии кровной мести семьи и сказал, что при необходимости он сам лично готов выступить посредником. "Я прошу духовенство, известных в республике религиозных деятелей, авторитетных людей до конца священного месяца Рамадан сделать все возможное, чтобы примирить находящиеся в состоянии кровной мести семьи. Если необходимо, я сам лично готов просить враждующие стороны простить друг друга во избежание новых жертв", - заявил глава республики. На тот момент, по данным Кадырова, в состоянии кровной вражды в республике находилось более 50 семей. По его поручению была создана рабочая группа, состоящая из авторитетных и известных в республике имамов, религиозных и общественных деятелей, люди, пользующихся уважением среди населения. Возглавил комиссию депутат Госдумы Адам Делимханов. "Я ни в коем случае не говорю о том, чтобы лица, совершившие преступления, уходили от ответственности перед законом. В данном случае речь идет о вековом обычае, который не освобождает от ответственности, даже если человек отбыл срок наказания в местах заключения", - подчеркнул Кадыров. Он напомнил, что старшее поколение уделяло большое внимание процессу примирения "кровников", разрешало самые сложные конфликты на начальном этапе, чтобы избежать новых жертв; порой переговоры длились годами, но это стоило усилий, поскольку речь шла о человеческой жизни, о судьбах целых семей. Теги: Рамзан Кадыров, Чечня, кровная вражда, комиссия * * * Кро́вная ме́сть (также венде́тта, от итал. vendetta — мщение) — древнейший принцип судопроизводства, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-то из членов его семьи, рода, племени, клана, группировки, обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки, к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек понимается частью родового («кровного») объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего родового объединения.Содержание [убрать] 1 Происхождение 2 Историко-географическое распространение 3 Современное право и кровная месть 4 Кровная месть в России 5 Кровная месть в литературе 6 См. также 7 Примечания 8 Литература 9 Ссылки [править] Происхождение Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монополии права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь. В качестве семьи могут выступать, в зависимости от обычаев, не только биологические родственники, но и весь клан или группировка. Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования. Кровная месть отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью — соответствующей материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости. Возложение же ответственности на семью (род), с одной стороны, делает месть легче осуществимой, с другой — ставит убийцу в положение ответственного перед своей собственной семьёй, ведь если он избежит мести, она просто будет осуществлена по отношению к кому-то другому в семье. Кровная месть чревата опасными последствиями — месть нередко становится ещё более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечёт за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это служит определённым фактором сдерживания (с этим связывают, например, бытовавший у арабов-кочевников обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым лучшим образом действий считалось захватить ценности, но никого не убивать, чтобы не провоцировать месть)[1]. С другой стороны, как было понято уже очень давно, негативные последствия слишком значительны; известны случаи, когда целые кланы мстили за события многолетней давности, в результате полностью уничтожая друг друга[2]. Вследствие этого уже у древних народов существовали обычаи, позволяющие прекратить или предотвратить кровную месть[3]. Так, у тех же арабов-кочевников род совершившего непреднамеренное убийство мог откупиться достаточно большим выкупом[1]. [править] Историко-географическое распространение Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока, некоторых регионах Северного Кавказа, в Албании, а также в Южной Италии (См. мафия). В Европе обычай имел широкое распространение в средневековой Италии, скандинавских странах, среди германских народов и в странах, населённых представителями данных культур. Известна кровная месть была и в Древней Руси: упоминание о ней присутствует в «Русской Правде» (XI век), где, в частности, оговаривалось, кто имел право мстить за убийство родственника, а кто — нет. Словом «вендетта» кровная месть называлась, главным образом, на островах Сардиния и Корсика, где она бытовала даже в начале XX века. В XII—XIX веках обычай практиковали греки-маниоты с полуострова Мани в Южной Греции. [править] Современное право и кровная месть По состоянию на начало 2009 года законодательство Российской Федерации мотив кровной мести при совершении убийства рассматривает как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни[4]. [править] Кровная месть в России Бывший заместитель председателя Совмина Чечено-Ингушской АССР Лема Касаев говорил, что в советские времена на Северном Кавказе проводилась эффективная борьба с кровной местью: В советское время в республиках Кавказа убийств было гораздо меньше, чем на всей территории СССР. Горцы всегда аккуратно относились к своим поступкам и даже словам, зная, что за них придется отвечать. В советское время научились эффективно бороться с кровной местью, гибко применяя и Уголовный кодекс, и воспитательные меры. В УК была 231-я статья, карающая за уклонение от примирения (до двух лет лишения свободы). Это был сильный рычаг давления на тех, кто не хотел примиряться. В каждом районе Дагестана и Чечни были комиссии по примирению кровников, в которые входили старейшины, партийные и советские функционеры, душившие в зачатке любые конфликты между семьями и родами. Сейчас вся эта система разрушена. Более того, древняя традиция кровной мести наложилась на беспредел, который творится сейчас на Северном Кавказе. Людей убивают по экономическим, политическим и чисто уголовным мотивам, а прикрываются кровной местью. [5] | |
|
Всего комментариев: 0 | |