08.01.2010 12:08 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА (продолжение) | |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
(продолжение)
Четвертый этап – реестрово-государственнический (начало 2001 г. – конец 2005 г.), характеризуется тем, что органы государственной власти не принимают каких-либо значимых нормативно-правовых актов, усиливающих роль казачества в жизни страны, что было характерно для предшествующих этапов. В это время издаются документы, уточняющие, дополняющие или корректирующие уже принятые в предшествующие годы указы, решения и постановления. Более того, даже складывается впечатление, что государство «разочаровалось» в затребованности и возможности казачества решать задачи, которые на него возлагались при создании системы государственного реестра. 25 февраля 2003 г. издается Указ Президента РФ № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества», согласно которому упраздняется Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества, а его функции и штатная численность передается аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и другим подразделениям Администрации Президента. В Администрации появляется должность советника Президента, на которого возлагается ответственность за координацию деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по обеспечению методического руководства деятельностью казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации[51]. А согласно Указу Президента от 21 сентября 2003 года № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», «…федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации»[52]. Пятый этап (конец 2005 г. – по настоящее время) характеризуется новым всплеском активизации государственной политики по возрождению казачества. 5 декабря 2005 г. издается долгожданный закон – «О государственной службе российского казачества»[53], определивший правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. В Ст. 2 рассматривались основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе «1) российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; 2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации – информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах; 3) казачье общество – добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы…»[54]. В развитии данного направления 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»[55], представляющая собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации… и органов местного самоуправления муниципальных образований… в отношении российского казачества»[56]. В Концепции, в частности, говорилось, что «целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи»[57]. 12 января 2009 г. Распоряжением Президента РФ № 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» вновь был образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В Положении о Совете говорится, что он «…является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества»[58]. Появление Совета и его статус позволяет предположить, что «казачий вопрос» вновь стоит на повестке дня федеральных органов власти. Необходимость динамичного, поступательного развития государства, а также мировой финансово-экономический кризис и связанная с этим растущая опасность социально-политических волнений заставляют власть вновь перейти к более активной политике в отношении казачества. *** Внутренние социально-политические и этнокультурные процессы, реанимировавшие многие культурно-исторические феномены общественной жизни страны в конце 1980-х – 1990-е гг. предопределили особенности развития российской государственности на годы вперёд. В этой связи процесс возрождения казачества, как сложный, многослойный и, зачастую, разнонаправленный, продолжает оставаться актуальным для осмысления и анализа. В данной статье предпринята попытка рассмотреть «возрождение» как целенаправленный процесс реализации государственной политики в отношении современного российского казачества. На протяжении первого этапа возрождения власть пытается использовать казачье движение для реализации своих планов по созданию широкой социальной базы перестроечному процессу и реформированию государства. Тенденция возрождения казачества «сверху» становится всё более доминирующей для данного и последующих этапов. Второй этап характеризуется, с одной стороны, борьбой казачества за признание со стороны государства, а, с другой, попыткой использовать казачество различными политическими структурами в качестве реальной политической и военной силы в противостоянии ветвей власти в стране. Однозначного видения будущего казачества у государства пока нет. В ходе третьего этапа окончательно определяется государственная политика по возрождению казачества. Если четвертый этап характеризуется некой стагнацией государственной политики в отношении казачества, то пятый – вновь актуализацией казачьей проблематики. Более того, государство заявляет о готовности поддерживать не только реестровое казачество, но и общественные казачьи объединения. Таким образом, можно констатировать, что на протяжении последних более чем 20 лет представители государственной власти использовали движение за возрождение казачества для решения политических и социально-экономических задач, встающих перед страной. ЛИТЕРАТУРА: [1] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203447.shtml [2] СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245. [3] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml [4] Астапенко Г.П. Возрождение казачества как процесс социальной реконструкции // Возрождение казачества (история, современность, перспективы): Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V международной (Всероссийской) научной конференции. Ростов-н/Дону, 1995. С. 14. [5] Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспективы. // Проблемы казачьего возрождения: Сборник статей. Ростов-н/Дону, 1996. Ч.1. С. 80. [6] Глущенко В.В. Казаки и народы Кавказа. 2-е изд. Ростов-н/Дону: Молот, 1999. С. 145. [7] Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1995. С. 139. [8] Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей культуры // Научный альманах «Цивилизации и культуры», Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1996. С. 244. [9] Корнеев В. Создана Ассоциация донского казачества // Известия. 1990. 10 марта. [10] Скорик А.П. Казачье возрождение: образы, этапы, перспективы // Возрождение казачества: история и современность: Материалы V Всероссийской (международной) научной конференции: Сборник научных статей. Новочеркасск, 1994. С. 123–128. [11] Давидович В.Е., Скорик А.П. Указ. соч. С. 126. [12] Глущенко В.В. Казаки и государство. 2-е изд. Ростов-н/Дону: Молот, 1999. С. 12. [13] Козлов А.И. Проблемы казачьего возрождения // Возрождение казачества (История, современность, перспективы): Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V Международной (Всероссийской) научной конференции. Ростов-н/Дону: Логос, 1995. С. 4. [14] Котикова Е.И. Социально-философские проблемы возрождения казачества: Дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 1997. С. 83. [15] Донцов С. Казачество в постсоветской России // Возрождение казачества: надежды и опасения. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. С. 18. [16] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572. [17] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 573. [18] ГАКК. Ф. Р-1843. Оп.1. Д.2. Л. 234–237. [19] Там же. [20] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 993. [21] СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 210. [22] СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1118. [23] Текущий архив Геленджикского районного казачьего общества (ГРКО). Папка «Документы». Л. 83. [24] СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3359. [25] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. [26] СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3359. [27] Закон Краснодарского края «О реабилитации Кубанского казачества». Краснодар, 1995. С.4. [28] Там же. [29] Государственное становление казачества (1996–1998 гг.) // Информационный бюллетень №3 / Отв. ред. и сост. Т.В. Таболина. М., 1998. С. 53. [30] Там же. [31] Там же. С. 54. [32] СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 266. [33] СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1605. [34] Казаки на службе России // Информационный бюллетень № 2 / Отв. ред. и сост. выпусков Т.В. Таболина. М., 1997. С.5. [35] Архив автора. [36] Там же. [37] Там же. [38] Текущий архив ГРКО. Папка «Документы». Л. 43. [39] Там же. Л. 44. [40] Там же. [41] Там же. [42] Там же. [43] Текущий архив Текосского хуторского казачьего общества (ТХКО). Папка «Документы». Л.158. [44] Там же. Л. 160. [45] Текущий архив Управления по делам казачества Администрации Президента Российской Федерации. Папка «Справочный материал». Л. 254. [46] Там же. [47] Там же. Л. 256. [48] Там же. Л. 256–257. [49] Там же. Л. 257. [50] Там же. [51] Федеральный закон № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст.860. [52] Архив автора. [53] СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245. [54] Там же. [55] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml [56] Там же. [57] Там же. [58] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/01/211589.shtml Статья опубликована в журнале "Федерализм". - №3. - 2009. - С.163-180. | |
|
Всего комментариев: 0 | |