Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2010 » Январь » 8 » ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА (продолжение)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА (продолжение)

08.01.2010 12:08
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА (продолжение)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
(продолжение)
 

Четвертый этап – реестрово-государственнический (начало 2001 г. – конец 2005 г.), характеризуется тем, что органы государственной власти не принимают каких-либо значимых нормативно-правовых актов, усиливающих роль казачества в жизни страны, что было характерно для предшествующих этапов. В это время издаются документы, уточняющие, дополняющие или корректирующие уже принятые в предшествующие годы указы, решения и постановления. Более того, даже складывается впечатление, что государство «разочаровалось» в затребованности и возможности казачества решать задачи, которые на него возлагались при создании системы государственного реестра.

25 февраля 2003 г. издается Указ Президента РФ № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества», согласно которому упраздняется Управление Президента Рос­сийской Федерации по вопросам казачества, а его функции и штатная числен­ность передается аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в феде­ральных округах и другим подразделениям Администрации Президента. В Администрации появляется должность советника Президента, на которого возлагается ответственность за координацию деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по обеспечению методического руководства деятельностью казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации[51]. А согласно Указу Президента от 21 сентября 2003 года № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», «…федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации»[52].

Пятый этап (конец 2005 г. – по настоящее время) характеризуется новым всплеском активизации государственной политики по возрождению казачества.

5 декабря 2005 г. издается долгожданный закон – «О государственной службе российского казачества»[53], определивший правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. В Ст. 2 рассматривались основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе «1) российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; 2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации – информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах; 3) казачье общество – добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы…»[54].

В развитии данного направления 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»[55], представляющая собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации… и органов местного самоуправления муниципальных образований… в отношении российского казачества»[56]. В Концепции, в частности, говорилось, что «целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи»[57].

12 января 2009 г. Распоряжением Президента РФ № 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» вновь был образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В Положении о Совете говорится, что он «…является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества»[58]. Появление Совета и его статус позволяет предположить, что «казачий вопрос» вновь стоит на повестке дня федеральных органов власти. Необходимость динамичного, поступательного развития государства, а также мировой финансово-экономический кризис и связанная с этим растущая опасность социально-политических волнений заставляют власть вновь перейти к более активной политике в отношении казачества.

***

Внутренние социально-политические и этнокультурные процессы, реанимировавшие многие культурно-исторические феномены общественной жизни страны в конце 1980-х – 1990-е гг. предопределили особенности развития российской государственности на годы вперёд. В этой связи процесс возрождения казачества, как сложный, многослойный и, зачастую, разнонаправленный, продолжает оставаться актуальным для осмысления и анализа. В данной статье предпринята попытка рассмотреть «возрождение» как целенаправленный процесс реализации государственной политики в отношении современного российского казачества.

На протяжении первого этапа возрождения власть пытается использовать казачье движение для реализации своих планов по созданию широкой социальной базы перестроечному процессу и реформированию государства. Тенденция возрождения казачества «сверху» становится всё более доминирующей для данного и последующих этапов.

Второй этап характеризуется, с одной стороны, борьбой казачества за признание со стороны государства, а, с другой, попыткой использовать казачество различными политическими структурами в качестве реальной политической и военной силы в противостоянии ветвей власти в стране. Однозначного видения будущего казачества у государства пока нет.

В ходе третьего этапа окончательно определяется государственная политика по возрождению казачества.

Если четвертый этап характеризуется некой стагнацией государственной политики в отношении казачества, то пятый – вновь актуализацией казачьей проблематики. Более того, государство заявляет о готовности поддерживать не только реестровое казачество, но и общественные казачьи объединения.

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении последних более чем 20 лет представители государственной власти использовали движение за возрождение казачества для решения политических и социально-экономических задач, встающих перед страной.

ЛИТЕРАТУРА:

[1] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203447.shtml
[2] СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
[3] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml
[4] Астапенко Г.П. Возрождение казачества как процесс социальной реконструкции // Возрождение казачества (история, современность, перспективы): Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V международной (Всероссийской) научной конференции. Ростов-н/Дону, 1995. С. 14.
[5] Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспективы. // Проблемы казачьего возрождения: Сборник статей. Ростов-н/Дону, 1996. Ч.1. С. 80.
[6] Глущенко В.В. Казаки и народы Кавказа. 2-е изд. Ростов-н/Дону: Молот, 1999. С. 145.
[7] Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1995. С. 139.
[8] Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей культуры // Научный альманах «Цивилизации и культуры», Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1996. С. 244.
[9] Корнеев В. Создана Ассоциация донского казачества // Известия. 1990. 10 марта.
[10] Скорик А.П. Казачье возрождение: образы, этапы, перспективы // Возрождение казачества: история и современность: Материалы V Всероссийской (международной) научной конференции: Сборник научных статей. Новочеркасск, 1994. С. 123–128.
[11] Давидович В.Е., Скорик А.П. Указ. соч. С. 126.
[12] Глущенко В.В. Казаки и государство. 2-е изд. Ростов-н/Дону: Молот, 1999. С. 12.
[13] Козлов А.И. Проблемы казачьего возрождения // Возрождение казачества (История, современность, перспективы): Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V Международной (Всероссийской) научной конференции. Ростов-н/Дону: Логос, 1995. С. 4.
[14] Котикова Е.И. Социально-философские проблемы возрождения казачества: Дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 1997. С. 83.
[15] Донцов С. Казачество в постсоветской России // Возрождение казачества: надежды и опасения. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. С. 18.
[16] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.
[17] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 573.
[18] ГАКК. Ф. Р-1843. Оп.1. Д.2. Л. 234–237.
[19] Там же.
[20] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 993.
[21] СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 210.
[22] СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1118.
[23] Текущий архив Геленджикского районного казачьего общества (ГРКО). Папка «Документы». Л. 83.
[24] СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3359.
[25] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
[26] СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3359.
[27] Закон Краснодарского края «О реабилитации Кубанского казачества». Краснодар, 1995. С.4.
[28] Там же.
[29] Государственное становление казачества (1996–1998 гг.) // Информационный бюллетень №3 / Отв. ред. и сост. Т.В. Таболина. М., 1998. С. 53.
[30] Там же.
[31] Там же. С. 54.
[32] СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 266.
[33] СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1605.
[34] Казаки на службе России // Информационный бюллетень № 2 / Отв. ред. и сост. выпусков Т.В. Таболина. М., 1997. С.5.
[35] Архив автора.
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] Текущий архив ГРКО. Папка «Документы». Л. 43.
[39] Там же. Л. 44.
[40] Там же.
[41] Там же.
[42] Там же.
[43] Текущий архив Текосского хуторского казачьего общества (ТХКО). Папка «Документы». Л.158.
[44] Там же. Л. 160.
[45] Текущий архив Управления по делам казачества Администрации Президента Российской Федерации. Папка «Справочный материал». Л. 254.
[46] Там же.
[47] Там же. Л. 256.
[48] Там же. Л. 256–257.
[49] Там же. Л. 257.
[50] Там же.
[51] Федеральный закон № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст.860.
[52] Архив автора.
[53] СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
[54] Там же.
[55] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml
[56] Там же.
[57] Там же.
[58] Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/01/211589.shtml


Статья опубликована в журнале "Федерализм". - №3. - 2009. - С.163-180.
Категория: Блог "Стража" | Просмотров: 2698 | Добавил: Герман_Мациевский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: