Казачка. Медаль "За усердие".
|
|
Лях_АП | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 16 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1744
Награды: 36
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Во время казачьих набегов освобождались и басурманские рабы - узники с южнорусских окраин. Освобожденные пленницы отпускались «по домам», но не каждая была рада такому освобождению, остаться одной без мужа, защиты а часто вообще без родни. Постепенно казаки свыклись с присутствием женщины в их ватагах, есть сведения что в станице Верхнекурмоярской старики рассказывали о некой бабе - Чебачихе которая жила в ватаге их предков и являлась их общим обьектом для любовных утех. Но помимо всего она проявляла усердие в работах связанными с казачьей бытовой и лекарской необходимостью. Так вот постепенно общины стали терпимее относится к присутствию женщин в их нелегкой жизни полной скитаний и опасностей. Для этих самых приблудившихся и не ушедших к родным селениям представительницам прекрасного пола, казаки строили лагеря-схроны, а позже и укрепленные городки. Туда жеотправлялись отсиживаться и зализывать раны, отвозили часть добытых «зипунов», больных и постаревших товарищей а так же запасы провизии. Постепенно на присутствие женщины стали смотреть спокойнее углядев при этом выгоду от их присутствия. У Регельмана описывается, что детей, прижитых с этими спутницами казаков, отцы изначально умершвляли (топили), да и сами матери шли на это дабы не обременять себя лишними хлопотами и уходом за младенцами. Есть упоминания о такой жестокости и в песнях:
Молодая вдова Да два сына родила Иванушку й Василя В китаечку понесла Да на Тихий Дон снясла: «Ой батюшка Тихай Дон Принемай моих сынов.
С течением времени стали оставлять мальчиков для приумножения казачьего народа, а затем «пожалкували» и о девочках. Ригельман пишет: «…когда их казаков немало через разных пришельцев, в коем числе и женатые были, набралося, то тем войско их уже и примножилося, а паче из жалости отцов и матерей обчим Кругом своим определили, чтобы детей уже и женскаго пола боле не губили, но воспитывали б их для общей надобности».
Сожительство казаков и женщин стало принимать более моногамный облик, но так как церковные традиции и обряды венчания на Дону, в Сибири , Яике и Волге не приживались быстро то нашел место «Майданный» способ окручивания (женитьбы) влюбленной пары, Имел место и обряд заключающийся в прохождении по кругу вокруг дерева (куста) влюбленной пары. Все это описывать не буду, так-так это давно и так всем известно. Если брать генетическую подоплеку женской казачьей половины (назовем её для удобства «казачка»), то костяк составляли все - таки ясырки и некоторая значительная доля приходилась на женщин с южнорусских окраин, были конечно и полячки и немки и малороссиянки, были и жительницы, вновь покоренных и принявших подданство России, территорий ( в случае Ермакова похода и его продолжателей и приемников дошедших до Камчатки). Но везде женщина вносила свой колоритный (национальный) рисунок в быт казака. Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки. Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Православные же славянки вносили в культуру человеколюбие, набожность и преданность мужу. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обязательно крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
Постепенно и в быту стали присутствовать названия тюрского происхождения, обозначения утвари и домашних предметов тесно переплетались с названиями русского и украинскиго происхождения. В ту пору получили свои неповторимые антуражные прозвища и считающиеся уже сейчас чисто национальными некоторые казачьи блюда и напитки.
Росли поколения женщин в крови которых были гены воинствующих отцов и дедов, наряду с красотой и обаянием славянок и басурманок. Казалось сама природа постаралась сделать свой «естественный отбор» прибегнув к более быстрой эволюционной метаморфозе. Наряду с восточной мудростью и сдержанностью в общении с мужчиной, казачка получила в наследство скромность и работоспособность и терпимость славянок. Само строение тела казачки говорит о том что она преуспела эволюционировать в рамках деторождаемости и работоспособности. Широкие бедра, высокая грудь, крепкие полноватые ноги и сильные руки, и все это украшенное гибким пчелинным восточным станом. Этот критерий очень важен и действительно правилен, а при выборе невесты, даже сейчас, бытует в наших современных хуторах и станицах.
С приходом православных традиций в казачьи поселения, изменились и нравы в поведении казаков при выборе супруги для себя или же для своих сыновей. Все более чаше стали учитывать, чтобы невеста обладала всеми выше перечисленными качествами собранными воедино самой природой и Господом нашим. Привозимые из дальних походов ясырки уже не могли сравнится с казачками по роду, в крови которых кипела такая разная но отборная кровь. И поэтому пленённых добытых в походах женщин стали чаще использовать в качестве прислуги дома и на работах приносивших пользу всему обществу. Конечно, были и исключения, находились казаки, предпочитавшие доморощенным женщинам экзотическое чудо, но это уже было нонсенсом в казачьих хуторах и станицах, но по правде имеющем традиционные почти подсохшие корни.
Абыб и мы б щей побулыб, бо писля нас нэ будэ и вас!
Сообщение отредактировал ОСАВУЛ - Пятница, 22.07.2011, 17:05 |
|
| |
Ангелина | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 17 |
Группа: Удаленные
| Андрей, стараемся. Как бы не расплющило
|
|
| |
Лях_АП | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 18 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1744
Награды: 36
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Quote Ангелина писала: , Смешанные браки Возбранялись, ещё как возбранялись! Казаки всегда заботились о «чистоте» казачьих семей. И об этом не раз на сайте КИАЦ говорилось, в том числе и членами суда! Quote teska писал:
НЕправда!!! Это показывает не знание Южанином, ни уклада казачьей жизни, ни истории казачества, ни законов казаков!, а Вы Ангелина повторяте за ним напраслину! Казаки, завсегда привозили из походов Дуван - пленниц, захваченных женщин, и женились на них - это были и черкешенки, и татарки, и калмычки, и персиянки, и еврейки , и это закон казаков разрешал. Помните Ермака Тимофеича, который вез свой дуван Шамаханскую княжну из похода, но из -за разногласия в способе дележа потопил её ;А Василий Гугня, привез татарку на Яик, и якобы с неё начали казаки свои рода ( так как до этого казаки не могли иметь законных жен, а жили либо холостыми, либо в многоженстве) и таких примеров в истории как Запорожцев, так и Донцов, и Уральцев множество. Род казачий идет по мужской линии и точка ! И казаки плевали кто какой нации ведут свои рода от женщин, их это не касалось, да и они головы себе этим не заморачивали как сейчас.
Что касается женитьбы казаков на ясырках то это полуправда. и то если брать во внимание "начало славных дел" Казаки более близкие нам вво временном пространстве боролись за чистоту крови, конечно были и исключения но они были очень редки, Девушка казачка больше смерти боялась быть просватанной за иногороднего, и даже если не были живы родители и опекун мзаимства ради искал ей выгодную партию на стороне , то сирота могла обратится к атаману за помощью, и ей выделяли приданное чтоб она могла быть выгодной невестой. Ясырки как правило были в прислугах, иногда казаки приживали с ними детей, их как правило тоже воспитывали в традициях казачьего братэрства и они как и болдыри принимались в казачью общину, звали их официально "байстрюки". А в простонародье: найдак, подкрапивник, приблудный, падалица, выблядок, выпороток, подтынник, Иное дело что зачастую браки с иногородними и иноверцами приветствовали люди приписаные царями к казакам, . В моей станице черноморских казаков приписных казаков сторонились даже после 30 летнего проживания их в казаках и несмотря даже на боевые заслуги приписных. Даже в церквях казаки стояли отдельно от своих приписных собратьев. Образ жизни тех улиц и кутков где селились внвьповерстаные в корне отличался от потомков черноморцев. С болдырями общались намного охотнее.
В личке мне задали некоторые вопросы, хочу выложить ответы на них для всеобщего ознакомления.... Многие считают что могут вести казачий род учитывая что матери и бабушки были рождены казачками...
Болдырь - это ребенок рожденный от казака и неказачки (в браке). Если в браке не состояли, то эти дети все считались незаконнорожденные. (определения я им дал в теме выше ).... Казачка (замужняя, вдова, незамужняя) нагулявшая дите от иногороднего или иноверца тоже воспитывала дите в духе казачества и крестные брали на себя воспитание ребенка ... относились к ним им так же как и к «незаконнорожденным» если казак муж «паскудницы» не признает дите своим (усыновит)
А вот казачка уходя в брак (законный) с иногородним навсегда теряла свои казачьи корни и дети её и иногороднего не могли быть казаками и даже «болдырями» их тоже не называли... Иное дело если вдова казака с детями выходила замуж за иногороднего.... тогда она теряла все, но дети были полноправными казаками... прижитые же совместные дети (новые) казаками и болдырями не являлись.
Так что выражение я казак по маме или бабушке у казаков не прокатывало....
А в подтверждение:
ВЫПИСКА ИЗ УЛОЖЕНИЯ
В старину принятие в казачество представляло собой юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. При этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению. Можно было «служить в казаках», жить в «казаках», но полноправным казаком (без упреков) стать не представлялось возможным. Ими могли стать только внуки и правнуки принятого казака, и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках, что и отражалось в документах. Так же относились и к жене казака, но не казачке. Хотя она и обладала, будучи женой казака, всеми юридическими правами, но в среде казачек до конца своих дней казачкой не считалась. Поэтому к ней и относились более терпимо. То что, коренной казачке было бы поставлено в вину как незнание обычаев или бескультурье, то жене казака, но не казачке, попросту могло сойти с рук. Рожденные в браке с иногородними дети именовались «болдырями». Они проходили обряд принятия в казачество в 3-5-7-летнем возрасте (по решению Схода. На Сходе старики экзаменовали принимаемого в казачество в знании молитв и обычаев, затем, принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный наполовину клинок шашки, Евангелие и Крест. После чего ему дарилась казачья шапка, и он считается казаком «по корню», то есть по рождению
Абыб и мы б щей побулыб, бо писля нас нэ будэ и вас!
Сообщение отредактировал ОСАВУЛ - Пятница, 22.07.2011, 17:32 |
|
| |
Андрей_Андреев | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 19 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 324
Награды: 9
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
| о тож!
|
|
| |
cherkas | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 20 |
Группа: Удаленные
| У каждого свой взгляд... Не было бы женщин у казаков, то и казаков бы не было...Наверно, запорожцы своим безбрачием себя и уничтожили. А за то, что топили младенцев.... Послухайте наши старинные казачьи песни - разве могуть люди такой культуры и такой души убивать своё потомство? Создали брехню, чтоб унизить казачий народ, приравняв его чуть ли не к спартанцам не с лучшей стороны. А иде брались казаки на Куликовском поле, кто их нарожал? Которые пришли со своими хоругвями и иконами? А после битвы иде делись казаки? Остались в Москве али вернулись на Дон к своим любушкам.... А почему до сих пор в казачьих семьях празднують день матери? Почему своих дочерей балують поболее сыновей-казаков? Вот и подумайте крепко, казаки....
|
|
| |
Астахов_С | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 21 |
Группа: Удаленные
| Ангелина, умница, все хорошо. Извиняюсь, конечно ,что озвучиваю здесь и в открытую. Делаю это лишь для того, что нас Донцов уже перевели в раздел красной тряпки. Ангелина , просьба! Разверни тему шире, не только Одежа казачки, но и Жизнь казачки, и уклад по казачьим адатам. Ты сможешь, я в это верю. А если чего то и мы подможе6м.
|
|
| |
Лях_АП | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 22 |
Группа: Аккредитованные
Сообщений: 1744
Награды: 36
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Я сам не верю в то что детей уничтожали, и написал это чтобы попутно обсудить эти вещи, Потому какзнал что кто нить обязательно отреагирует на это.... Но слишком во многих старых дореволюционных источниках упоминают этот факт. Причина этому одна.... Что дети в случае пленения прямым образом будут содействовать укреплению мощи противника, мальчики обязательно быпопали в подразделения янычар а девочки наложницы рожали бы новых воинов для басурман.... дико но целесообразность просматриваема
Абыб и мы б щей побулыб, бо писля нас нэ будэ и вас!
|
|
| |
Батюшкин_Александр | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 23 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 621
Награды: 10
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Пермский, она уже открыла такую тему. Ангелина как тебе головной убор некрасовской казачки...
Донцы не раки задом не пятятся.
Сообщение отредактировал Батюшкин - Вторник, 01.11.2011, 19:54 |
|
| |
Владимиров_Евгений | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 24 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2449
Награды: 40
Репутация: 16
Статус: Оффлайн
| ОСАВУЛ, Спаси Христос за развернутое описание этих процессов в казачестве. Очень интересный материал. И он в основном согласуется с моими высказываниями, за несколькими исключениями. В основном здесь описываются общие ритуалы для Запорожских и донских казачьих войск В Уральских, семиреченских, сибирских, было несколько отлично... И Если в начальный момент развития яицкого казачества, все происходило так же как на Дону ( так как часть казаков на Яик пришла с Дону, и принесла свои традиции туда) Сначала были холостяцкие ватаги, которые не принимали в своих рядах женщин, но после женщины Гугнихи ( женщины атамана Василия Гугни, который не пожелал вопреки традициям ни продать её, ни выгнать, а не взирая на братерство оставил у себя... Постепенно и другие казаки стали это делать с ясырками, взятых в набегах и барымтой промышляли себе жен. Об этом Мы можем видеть в книгах И.И Железнова - Яицкого казака и историка. И , и А. Б. Карпов - казак и историк. В своей книге УРАЛЬЦЫ, т.1 Яицкое войско От образования войска, до переписи полковника Захарова ( 1550- 1725гг) Издания г. Уральск Войсковая типография 1911г.
"Я,если разбирать меня с общей точки зрения,- гуманист, но коснись дела интереса казаков, я- эгоист. Я и днём, и ночью, и наяву, и во сне желаю, чтобы казак имел не только всё необходимое, но и лишнее". И.И. Железнов.
|
|
| |
Владимиров_Евгений | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 25 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2449
Награды: 40
Репутация: 16
Статус: Оффлайн
| Батюшкин, Сам нарисовал? Всю ночь поди старалси
"Я,если разбирать меня с общей точки зрения,- гуманист, но коснись дела интереса казаков, я- эгоист. Я и днём, и ночью, и наяву, и во сне желаю, чтобы казак имел не только всё необходимое, но и лишнее". И.И. Железнов.
|
|
| |
cherkas | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 26 |
Группа: Удаленные
| Quote (Пахно) Сечь, численностью была больше в 6 раз войска Донского. Откель брались тогда запорожцы? Не почкованием же размножались? Мы гутарим, что казаки энто народ, причем народ с древней историей... И тут же сами опровергаем себя... Казаки от казаков ведутся... Вот и всё!!! И были как казаки, так и казачки.... Евгеньевич, малороссийских казаков не знаю... Есть казаки запорожские, есть казаки донские и терские с уральскими.... Остальные искусственно созданные... И не спорь....
Сообщение отредактировал cherkas - Пятница, 22.07.2011, 23:14 |
|
| |
Батюшкин_Александр | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:42 | Сообщение # 27 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 621
Награды: 10
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| teska, не в инете полно... Ангелина вот попроще.
Донцы не раки задом не пятятся.
Сообщение отредактировал Батюшкин - Вторник, 01.11.2011, 21:00 |
|
| |
Ангелина | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:43 | Сообщение # 28 |
Группа: Удаленные
| Вопрос:
Quote (cherkas) Откель брались тогда запорожцы?
Ответ:
Quote (Пахно) Кстати, в Сичи один "трактирчик" держала казачка, забыл имя.
|
|
| |
Владимиров_Евгений | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:43 | Сообщение # 29 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2449
Награды: 40
Репутация: 16
Статус: Оффлайн
| тоже хочу поделиться фотографией. Сделана она при поддержке музея "Старый Уральскъ", особая благодарность Анатолию Трегубову. Образ молодой, замужней казачки. Одежда: сарафан конца XIX века, украшенный вышивкой из металлизированных нитей, серебряные пуговицы; вставочные рукава; платок с кружевом и бантом.
Ангелина зацени Уралок?
"Я,если разбирать меня с общей точки зрения,- гуманист, но коснись дела интереса казаков, я- эгоист. Я и днём, и ночью, и наяву, и во сне желаю, чтобы казак имел не только всё необходимое, но и лишнее". И.И. Железнов.
Сообщение отредактировал teska - Вторник, 01.11.2011, 21:08 |
|
| |
cherkas | Дата: Вторник, 21.02.2017, 17:43 | Сообщение # 30 |
Группа: Удаленные
| Донцы всегда понимали друг друга с полуслова...
|
|
| |