ЦАРЕ - ГРАДО НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ Толкование убиенного священника Даниил Сысоева.
ТВОРЕЦ КАЖДОГО ИЗ НАС 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Вера здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его проявление. Человек умом и сердцем находит Творца, и затем уже доверяет Ему. Уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и через это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу — и таким образом чувствует, что жизнь его под высшей, надежной защитой. Главный предмет веры христиан — это Бог. Под этим словом мы подразумеваем Бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (Он — вне времени), всемогущ и все знает. Он — совершенная Правда и Любовь, не нуждающийся ни в чем и Сам щедро дающий все. Бога не ограничить никаким конкретным образом: Он ни материя, ни энергия, ни космос, ни высший разум, ни высшая часть души. Напротив, все, что существует, получает от Него бытие: живущее получает жизнь, разумное — разум, сильное — силу. Бог называется единым не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно сущий, а все другие существа, которых люди по неразумию называют «богами» (например, Зевс, Кришна, Перун), — это ложь, обман или самообман, за которыми скрываются падшие ангелы, то есть демоны. Итак, кроме Бога Творца, в которого верят христиане, нет никого другого. Единый Бог называется Отцом, потому что Он — Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становится также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает Крещение. Значит, Он станет и твоим Отцом... Бог Отец ни от кого не появлялся и потому называется еще Нерожденным и Безначальным. Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит его. Весь мир также управляется Его всемогущей волей — всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям. Отец называется дальше Творцом Неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из небытия за шесть дней создал Вселенную. И целью этого творения было желание, чтобы свободные разумные существа вошли в Его вечное блаженство. Видимый и невидимый миры, упоминаемые в Символе, — это и материальная Вселенная, и духовный мир, в который входят Ангелы (разумные и могучие духи, не имеющие материального тела, часть их из-за гордости отпала от Бога и стала бесами) и наши бессмертные души. Но и тот, и другой миры созданы из небытия свободной волей Отца.
СИЯНИЕ БОЖИЕЙ СЛАВЫ 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробнее описывает свою веру во Христа. Итак, для нас Иисус Христос — это не «великий посвященный», и не «учитель нравственности», и не первый революционер, а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Он называется единым, так как является единой Личностью, хотя сейчас и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Властелином творения. Царство Его — царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь, как наш Искупитель и Глава Церкви. Имя «Иисус» Он получил после того, как стал человеком, и означает оно «Сущий, Который пришел спасти» или просто «Спаситель». А слово «Христос» — не имя, а обозначение Его служения после воплощения. В переводе оно означает «Помазанник», потому Он как человек был помазан Своим Божеством и Святым Духом. А помазание это дано было Ему как Царю, Пророку и Священнику. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей, пророков и священников возводили на служение через помазание освященным маслом. Иисус называется Единородным, так как только Он рожден из сущности Отца, в отличие от других детей Божиих (людей и Ангелов). Они имеют иную сущность, чем Отец, и становятся детьми по усыновлению через Христа. Дальше словами «от Отца рожденного прежде всех век»подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло и не быть, но Сын вечно рожден от Отца, и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын связан вечно с Отцом, как солнце с лучом. Он — сияние Его славы и образ Его личности, Он — вечное Самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила. Сын, как и Отец, истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть Два или Три Бога. Все Три Лица Троицы — Один Бог, так как Один Исток Божества — Отец. У Всех Трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила, и Они все Друг в Друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец нерожден, Сын рожден, а Дух исходит от Отца. Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа, Символ веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. Христом Отец сотворил мир. Но не как орудие имел Отец Сына, а как Совершителя Своей воли, так что вся Вселенная своя для Господа Иисуса. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.
Сообщение отредактировал Сиврюк - Среда, 31.07.2013, 07:33
Блаженный Августин в своей "Исповеди" писал, что он много размышлял о Святой Троице и не мог постичь этой тайны. Однажды он вышел на прогулку и пришел к берегу моря. И тут он увидел маленького мальчика, который вырыл ямку в песке и стал носить в нее пригорошнями морскую воду. Августин стал наблюдать за мальчиком и наконец спросил, что же тот делает. "Я вырыл ямку для моря и теперь ношу туда воду, чтобы перенести море в ямку". Блаженный Августин удивился наивности ребенка и воскликнул: "Как ты не понимаешь, что перелить море в ямку нельзя, ведь она не может вместить в себя море!". "А как же ты хочешь вместить в своей голове океан Святой Троицы?".
Еще задолго до появления христианства человечество знало о Боге многое. Несмотря на всю пестроту религиозных идей, о Боге большинство верований говорили очень похоже. Он - Абсолют, Который бесконечно силен, властен, премудр, справедлив, невещественен; может быть даже и добр. Но христианское благовестие сказало о Боге такое, что не мог ожидать никто: Бог Один, но Он не одинок! Он есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух, при этом каждый из Божественных Лиц является во всей полноте Богом! Но не три бога в Троице, нет, отличия Лиц не разделяют одной и той же Божественной Сущности: здесь Три есть Одно, а Одно равняется Трем! Провозглашенная христианством истина Бога Троицы оказалось раскрытием еще одной неведомой дотоле истины: Бог есть Любовь! Святая Троица - это тайна Божественной любви; и эта Божественная любовь является одновременно и торжеством, и ликованием, и крестным состраданием со своим творением. Центр этой тайны по отношению к нам - распятая любовь. Бог не одинокая единица, но единство; Бог не просто личный, но межличностный Бог: Он диалогичен; внутри Него совершается вневременной диалог бесконечной и неоскудевающей любви...
После грехопадения прародителей рода человеческого Адама и Евы в Раю, по извержении их из Рая на пораженную грехом и смертью землю, они тосковали по Райскому блаженству, жизнь свою направили на покаяние, которое не смогли совершить в Раю, хотя имели возможность это там сделать. Свои знание о Боге о Небе они передали детям, потомкам своим, передали и тягу к Небу - способность к религиозным переживаниям, поискам путей возвращения к Богу. Со временем эти знания стали искажаться и не без участия темных сил, но по Промыслу Божию. Поиски духовного мира приводили людей к близлежащим к земле духовным сферам, обитателями которых являются падшие ангелы. Они им стали поклоняться через фетиши, идолы - развилось идолопоклонство. Но рвущийся к Небу человеческий дух недолго держали в своих объятиях бесы-идолы, пришло время, когда препятствием к Небу могли быть уже только князи бесовские, которым человек стал поклоняться как богам (Зевс и пр.). Созревало человечество и для того, чтобы принять Истинного Бога. И Господь явил Себя, но не всему человечеству, а только избранной его части - древнему Израильскому народу, который принял Его как Бога Отца и пронес через тысячелетия данную ему Божию Истину, сохраняя и передавая ее из поколение в поколение. Наконец, наступила новая эра в жизни человечества, которое стало способным принять и понести по жизни вторую Ипостась Единого Бога - Сына Божия Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого от порабощения греху и смерти. Но даже среди избранного народа смогли это сделать избранные люди, кто пошел за Иисусом Христом. После Распятия, Воскресения и Вознесения Спасителя на Небо, по обетованию был послан к верующим Дух Святой - Третья Ипостась Единого Трехипостасного Бога, Святой Троицы. Господь явил Себя в полноте своего Божества, спасительной полнотой, принятие которой через Веру давала человеку возможность возвращения в Райские обители. Нечто подобное, произошедшее в Библейской истории происходит и с каждым человеком на его жизненном пути в разные этапы. Любой человек ищет духовного основания в своей жизни, которое даст так или иначе, тот или иной смысл его жизни. Многие дальше бесовских сфер подняться не могут - алкоголизм, наркомания, блуд, окультизм, служение мамоне (неумеренная преступная жажда власти, денег...)... И этим предают души свои вечные во власть темных сил. Кого то приводит Господь к Себе, благодаря свободной воле человека, выраженное в стремлении к Богу, к спасительной полноте жизни во Христе, Который есть Глава Церкви Христовой.
Теперь уместно было бы внести ясность в разделение таких понятий как «религиозное чувство» и «религия». Религиозное чувство есть инстинктивное стремление человеческой души к Богу, к животворящему Высшему Началу всего сущего, желание с ним слиться. Религия же есть конкретизация представлений об этом искомом душой Высшем Начале в определенных образах, а также разъяснение того, какими оно обладает свойствами и что надо делать, чтобы с ним соединиться. Духовная история человечества, в богословии называемая Божественным Домостроительством, состоит именно в постепенном оформлении врожденного религиозного чувства в правильные, то есть соответствующие действительности, представления о Боге. Древнегреческий историк Плутарх писал, что множество религий объясняется не тем, что у каждого народа свои боги, а тем, что они по-разному рисуют в своем воображении Бога, Который на самом деле один. Процесс приближения воображаемого бога к тому, который есть на самом деле, введенный Творцом в русло созданного Им времени, является длительным и ступенчатым: на каждой ступени духовного восхождения человека Бог открывается ему в той мере, какую он может вместить. И хотя окончательно раскрылся людям Господь в образе Единасущной и Нераздельной Троицы только через основанную Им Православную Церковь в 1-м веке, те приблизительные представления о Боге, которые всегда содержали в себе какую-то частичную истину, поддерживали в человеке религиозное чувство, без которого он не смог бы оставаться человеком. Поэтому религия, как это твердо установлено историками и археологами, была абсолютно у всех народов. Уже этот факт показывает, что она, а вернее не она сама, а порождающее ею разогреваемое ею религиозное чувство, является для человека жизненной необходимостью. Великий русский философ Владимир Соловьев высказал замечательную мысль: три фундаментальных чувства делают человека человеком, и сели в нем отсутствует хотя бы одно из них, человек превращается в животное. Это: 1) «чувство стыда», относящееся к низшему в себе, преимущественно к физиологическим отправлениям, особенно к сексуальной жизни; 2) «чувство сострадания», относящееся к равному себе, то есть к другому человеку; 3) «чувство благоговения перед святыней», относящееся к высшему себя, - это и есть религиозное чувство. Кстати, в западных, капиталистических странах на протяжении столетий присутствует динамичное стремление к отмене всех этих трех чувств. Бог, как Вседержитель мира, был отозван еще протестантизмом, оставившим Его существовать лишь в «человеческом сердце», а нынешняя постпротестантская цивилизация Запада вообще избегает упоминать Его имя, так что, можно усомниться в существовании там «чувств благоговения перед святыней». Чувство людской солидарности, без которого невозможно сострадание, заменено при капитализме стремлением к достигаемому любой ценой личному успеху, ибо в самой основе капитализма лежит конкуренция. Наконец, чувство стыда подорвано «сексуальной революцией» 1960-х годов, и теперь в области половых отношений дозволяется не только все делать, но и похваляться этим. Как видно из вышеизложенного, расчеловечевание человека идет в порядке, обратном тому, в котором выстроил свои признаки вида хомо сапиенс Соловьев: первый удар был нанесен по Богу, потом перешли к состраданию и наконец добрались до стыда. Такая последовательность, конечно, не случайна, ибо на благоговении перед высшим, на страхе Божьем, держатся и остальные два. Когда в душе не остается ничего святого, с ней можно делать что угодно. Можно сейчас много похожего и у нас увидеть, а все потому, что уж очень хочется порой быть похожими на Запад, необходимым условием чего является отказ и предание забвению самобытности, духовной прежде всего, нашего народа, наших православных предков...
Справка. Итоги обсуждения. Созданные темы Авторского форума: "Что значит быть воцерковленным?", "Заповеди Божии - Законы Жизни" и "Соборность" близки по поднимаемым духовным вопросам, взаимосвязаны. Можно сказать, что открывая их, моим желанием было общий духовный аспект конкретизировать по направлениям, которые традиционно с давних времен в казачьей среде играли не только духовную роль, но и были оформлены в традициях повседневной жизнедеятельности казаков. Соборный дух ярко проявлен в истории казачества, Заповеди Божии проявлены в законах и правилах жизни наших пращуров. Хотелось бы, чтобы в обсуждениях данных тем, участниками форума выявлялась именно эта живая связь духовной и повседневной жизни казачества, проводился анализ, осмысление нашего сегодняшнего бытия на пути к формированию современной казачьей естественной мировоззренческой полноты, которая соединит нынешнее поколение с прошлыми и будущими поколениями, то есть соединит всю славную историю казачества в единое целое в неразрывной жизненно-временной связке. Пока при обсуждении тем особого тяготения участников к обнаружению этой связи нет, но надеюсь, что все-таки интерес к этому проявится. Предлагаю, во-первых, совместно подробнее раскрыть обозначенные темы, поактивнее войти в их изучение, что необходимо делать верующим православным людям, к категории которых казаки несомненно в основном принадлежат, а, во-вторых, поискать отражение этого духовного богатства в проявлениях многогранной жизни казачества в ее исторической динамике. Можно констатировать факт, что интерес к духовным темам на КИАЦ имеется. Все разнообразие интереса участников форума к духовным вопросам должно отражаться либо в открытых темах, или, в случае необходимости, во вновь открываемых, поэтому вопросы могут быть разными и не по обсуждаемым темам в том числе, но побольше бы искренности в общении, а не подозрительности.
Мусульмане в смятении! Член королевской семьи в Кувейте принял христианство и отказался от ислама, Аллаха и Мухаммеда. Согласно иранскому христианскому информационному агентству Ссылка на агентство, арабский спутниковый канал «Al-Haqîqa», который передает и христианские передачи, обнародовал в одной из своих программ аудиофайл, который был записан принцом Абдаллах Аль-Сабах. В этом аудиофайле Абдаллах Аль-Сабах сказал: «Исламские группы всегда хотели нападать на различные города во всем мире, но Бог охранял и до сих пор охраняет мир. Именно поэтому мы видим, как в их среде появляются разногласия, которые будут и дальше нарастать, благодаря чему большие, могучие группы будут делиться на более мелкие.» В Кувейте всего лишь 4% населения христиан. Одной из причин этого является, между прочим, Конституция Кувейта, в которой написано: "Официальной религией страны является Ислам. Шариат будет основным источником законодательства." И что, согласно шариату, происходит с мусульманами как Абдаллах Аль-Сабах, который покидал ислам и принял христианство? Бухари 9.84.57 (бадалла динаху, фактухулу) «Убейте каждого, кто покидает исламскую религию.» Сура 8: 12-13 «Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы. Это потому, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. А если кто противится Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах суров в наказании.» Поэтому Абдаллах Аль-Сабах сказал в своем аудиообращении полностью свободен от страха и с уверенностью: «Я полностью согласен с распространением данного материала. Я также верю, что если меня убьют, я вечно буду вместе с Иисусом Христом. Я полностью доволен своим решением, ведь именно Библия наставила меня на истинный путь.» Матфея 19: 29 «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.» Истина выходит к свету!
По поводу русских - мусульман и арабов - христиан очень сложный вопрос однозначно тяжело сказать, очень много что можно сказать. С одной стороны русский мусульманин может и плохо но с другой стороны винить его или осуждать не могу, есть друг у меня русский принял ислам очень хороший парень рассудительный и умный. Помню в отрочестве часто возмущен был про себя почему меня крестили без моего ведома, хотя и ходил с 6ти лет в воскресную приходскую школу, но спустя несколько лет был очень благодарен родителям и за крещение и за религию и за такое воспитание. Беспокоит особо вопрос не веры а безверия особенно молодежи, мне 26 у меня много знакомых сверстников практически все они атеисты. Может перегибаю но готов сравнить атеизм с радикальными течениями религии по их результату. Если нет веры к чему стремится? чего бояться? и еще множество других вопросов возникает. В чем не прав извините, поправьте, молод еще).
Что значит быть воцерковленным? Одним из ответов может быть и такой: быть воцерковленным, значит научиться, уметь от всей души праздновать церковные праздники, переживать их так, чтобы само время сжималось до личного присутствия в вертепе у яслей с Рождшимся Богомладенцем, при других великих спасительных событиях, до сердечного ощущения вечной жизни! С праздником, с радостью Рождества Христова, господа казаки! Храни вас Господь! Касаткин Сергей, извиняюсь, что не ответил на Ваш пост сразу, невнимателен, исправлюсь... Напишу чуть попозже.
Сергей, насколько свята для нас наша Православная Вера, настолько, я думаю, дорожат своей Верой представители других мировых религий. Веру человека, народа, к которому он принадлежит надо всем научиться уважать. Как они спасаются - все в руках Божиих и по Вере человеческой. И как сказал один из православных подвижников - он знает только, что для него путь Веры Православной наиболее удобный и легкий для спасения, поэтому естественно идти им. Бывают случаи, когда кто-то выбирает для себя путь следования другим религиозным путем, отличным от пути его предков, и такое бывает... Вот сектантство, тоталитарные секты - этого хватает в любой религии и здесь настоящая опасность, искажение Веры, фанатизм и экстремизм, агрессия, можно сказать, что это тяжкая болезнь в духовном теле народа. Естественной реакцией верующего будет защита и очищение своей Веры в лоне Святой Соборной Православной Церкви. А атеизм атеизму рознь. Человек может не верить, потому что еще не пришел к Вере, а потому считает себя атеистом, ну так даст Бог придет к ней, какой от таких особый вред, так, маловеры, помогать им надо обрести духовные ориентиры. Но есть те, которые атеизм используют как идею, как орудие борьбы с Верой, здесь я полностью с Вами, Сергий, согласен. Вера дает крепкое основание для жизни, фундамент, да такой, что земная жизнь расширяет горизонты до жизни вечной. И к этому стремиться надо, в этом и весь смысл бытия - не ограничиваться временным, земным, а устремляться к вечному. В этом и радость во Христе Рождшемся во Плоти для земной жизни, чтобы соединить человека с Небом. С Рождеством Христовым, Собором Божией Матери, со Святками!
Идет первая седмица Великого Поста. Господа казаки, поздравляю с началом духовной брани на пути к Великой Пасхе! Кого что интересует по поводу Великого поста - пишите, давно не общались...
Строители православных храмов выбирали в Мире дорогу: строить церкви - застывшие в камне обращения к Богу. В храмах Светлые Лики нас защищают от зла. Так и нашими молитвами обращенными к Творцу являются - наши земные дела. Мы обращаемся к Господу о даровании милости: Отче наш, да будет воля Твоя твориться нашими руками и нашими сердцами.