06.02.2010 15:06 «Терпи, казак, атаманом будешь!» | |
В ПОСЛЕДНИЕ годы в обществе растет интерес к кадетским школам. На эти школы – закрытые учебные заведения с особым внутренним распорядком, устоявшимися традициями и твердыми принципами – возложена миссия воспитания в детях истинных патриотов и служителей Родины, независимо от того, станут ли эти ребята военными или проявят таланты на гражданском поприще. Мы попросили рассказать о теме столичного кадетства Валерия Кадацкого, начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы. – Валерий Леонидович, принято считать, что кадетские корпуса воспитывают в детях стремление к самоотверженности, доблести, порядочности, службе на благо государства. Как вы думаете, действительно ли можно научить крепкой любви к Родине, готовности честно и достойно служить Отечеству? – Кадетские корпуса России – это действительно особая военная культура, яркая и самобытная. Это настоящее братство, со своим неповторимым духом смелости и патриотизма, офицерской чести и войскового товарищества. И наконец, это уникальное явление русской педагогики, элитная система образования и воспитания. История русского кадетства ведет отсчет с петровских времен, к началу XX века уже многие города России (Москва и Санкт-Петербург, Владикавказ и Тифлис, Хабаровск и Одесса…) славились своими кадетскими корпусами. Единая программа обучения давала мальчикам высочайший культурно-образовательный уровень, выпускниками корпусов были не только такие великие полководцы, как Кутузов и Скобелев, адмиралы Крузенштерн, Нахимов, Корнилов и Ушаков, но и композиторы Скрябин и Римский-Корсаков, писатели Куприн, Лермонтов, Даль и Радищев, живописец Верещагин, ученый Менделеев и многие другие… «Учитесь, крепитесь и держитесь» – вот наставление, которое давалось тем юным кадетам. Эти традиции в советское время были продолжены в суворовских и нахимовских училищах, а в последние годы к ним прибавились и возрождающиеся кадетские корпуса, в том числе и в Москве. Воспитательная работа там и сейчас строится на традициях русской армии, ведутся дополнительные образовательные программы по военно-патриотическому, историческому и культурологическому направлениям. Я бы назвал корпуса кузницей кадров для государственной службы, где на первом месте – интересы страны, чувство долга и гражданская ответственность. – Интересно, что в этой системе образовательных учреждений Департамента образования Москвы два заведения используют казачий этнокультурный компонент: Московский казачий кадетский корпус им. М. А. Шолохова и центр детского творчества «Южнопортовый». По-видимому, теперь в воспитании нашей молодежи решено использовать этот богатейший исторический и культурный пласт? Какова вообще сейчас роль казачества в нашем государстве? – «Терпи, казак, атаманом будешь!» – знаменитая пословица, весьма характерная для казаков, крепких в бою и преданных Родине. На протяжении веков они своими подвигами подтверждали готовность защищать родную землю, всегда были стражами Руси. Еще Толстой писал, что граница родила казачество, а казачество создало Россию. И сейчас происходит возрождение казачества, его духовно-культурных основ, семейных традиций. – В чем особенности обучения именно в казачьем кадетском корпусе? – Кадетская школа-интернат № 7 «Московский казачий кадетский корпус им. М. А. Шолохова» была открыта в Юго-Восточном административном округе столицы в 2002 году. Сейчас там учатся 310 воспитанников с пятого по одиннадцатый класс. Помимо обычных школьных предметов, кадеты серьезно изучают историю казачества, основы военной и государственной службы, этику, эстетику, историю религии, основы общей культуры. Разумеется, ребята осваивают и строевую подготовку, а также обучаются стрельбе, рукопашному бою, плаванию и самбо, фехтованию и конной езде. По желанию кадеты могут более углубленно изучать иностранные языки, географию, математику и другие предметы. Есть у ребят и столярно-слесарные мастерские, интеллект-центр, тренажерный зал, библиотека – да чего там только нет, даже электронное расписание и свои теленовости! Воспитанники изучают историю Москвы, посещают музеи и выставки, ходят в походы, летом отдыхают в спортивно-оздоровительных лагерях. И каждый год кадеты выезжают в Париж и знакомятся с историей похода русской армии 1913 года. В корпусе есть и своя автошкола, так что после прохождения практики все воспитанники получают водительские удостоверения. Кроме того, в программе – игра на различных инструментах и занятия в ансамбле песни и пляски. Я видел выступления этих казачков на сцене – плясали они очень зажигательно и пели превосходно, просто молодцы! – Считается, что кадеты получают образование на уровне гораздо более высоком, чем в обычных школах, демонстрируют чуть ли не стопроцентную успеваемость. Это действительно так? – Да, воспитанники показывают отличные результаты и в учебе, и в спорте, традиционно занимают первые места на городских олимпиадах и спартакиадах. Выпускники блестяще поступают не только в высшие военные, но и в гражданские учебные заведения России. Отмечу, что за высокие показатели в обучении, воспитании, спорте Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова был награжден почетным знаменем Департамента образования, специальным кубком Фонда Героев Советского Союза и России и копией знамени Победы. Примечательно и то, что этот корпус – единственный из кадетских школ – является Федеральной экспериментальной площадкой по теме «Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации молодежи». – У ребят жесткий, военный распорядок дня? – Кадетский корпус воспитывает настоящих мужчин, выносливых и здоровых. Подъем в семь, зарядка, до обеда – учебные занятия. Потом – два часа свободного времени, самоподготовка, спортивные секции и кружки. В 22 часа – отбой. И так пять дней в неделю, на выходные ребята уезжают к родителям. – Валерий Леонидович, Вы сказали, что не так давно в Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова прошло выездное заседание рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества в городе Москве. Какие именно вопросы были там рассмотрены? – Прежде всего – деятельность органов исполнительной власти города Москвы по организации военно-патриотического воспитания детей и подростков. Мероприятия патриотической и нравственно-культурной направленности, в том числе с этнокультурным казачьим компонентом, среди детей и молодежи столицы проводятся в соответствии с городскими целевыми программами «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007– 2009 гг.», «Молодежь Москвы 2007–2009 гг.» и «Культура Москвы (2008–2010 гг.)». Кроме того, мы подвели основные итоги деятельности рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в городе Москве во втором полугодии 2009 года. Был утвержден план работы на 2010 год. Руководством Московского городского казачьего общества, ГУВД по г. Москве и Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы были выработаны основные направления деятельности по сотрудничеству в вопросах охраны общественного порядка в столице. Я полагаю, что уже в этом году мы увидим в жилом секторе города совместные наряды милиции и московского казачества. Руководитель рабочей группы Совета при президенте РФ по делам казачества в Москве, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы В. С. Шукшин отметил, что уже сейчас в районах Южного административного округа столицы казаки Московского городского казачьего общества активно участвуют в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел. Владимир Семенович подчеркнул, что считает это направление работы весьма эффективным, и целесообразно будет использовать его и в других округах города. Источник: http://www.vmdaily.ru | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |