22.02.2010 14:17 Секреты ялтинской политической кухни 65 лет спустя | |
Секреты ялтинской политической кухни 65 лет спустя Игорь Кожевин
В Крыму в эти дни отмечают юбилей события, благодаря которому маленький черноморский курорт навсегда вошёл в историю большой политики. 65 лет назад состоялась знаменитая Ялтинская конференция. Именно на ней лидеры СССР, США и Великобритании начертили границы нового, послевоенного мира.
Шестьдесят пять лет назад в Крыму тоже кое-где лежал снег, но температура была плюсовая. Дорога, ведущая к аэродрому города Саки, была закрыта. Утром третьего февраля проехать по ней могли только несколько автомобилей.
Спустя месяц на экраны советских кинотеатров вышла документальная лента о Ялтинской конференции. Но утром третьего февраля ещё ничего не ясно, с трудом договорились даже о месте встречи: Ливадийский дворец, Крым. Черчилль и Рузвельт предлагали север Шотландии. Но Сталин сказал, что ему не нравятся мужики в юбках, вреден туман, а Рузвельт и Черчилль и сами понимали, что советские войска в пятидесяти километрах от Берлина. Сталин не поехал встречать союзников. На аэродроме Рузвельт дождался Черчилля, который хотел убедить американского президента тянуть время, чтобы война продолжалась весь 45-й. Так союзники продвинулись бы дальше.
"По мере того, как выяснялись параметры победы и параметры Победы Советского Союза, Британия в русле своей традиционной политики предупреждать формирование преимущественного влияния какой-либо континентальной державы, естественно, делает уже Советский Союз главным объектом своей политики сдерживания", - поясняет доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая особенности британской политики.
Но военные рекомендовали Рузвельту действовать вместе с Москвой, причём оперативно - немцы работают над ядерным оружием. Спорить в открытую с Черчиллем Рузвельт не хотел. Успех конференции выглядел как "пятьдесят на пятьдесят".
"Сталин, в свою очередь, избрал следующую тактику. Он знал, благодаря нашим связям с американцами и информации, которая была по линии спецслужб, с какой позицией сам Рузвельт прибыл на эту конференцию. И поэтому отдал инициативу ведения дискуссии самой конференции Рузвельту. Он ведь сам предложил, чтобы Рузвельт председательствовал на этой конференции", - рассказывает бывший посол СССР в ФРГ, доктор исторических наук Валентин Фалин.
Рузвельт жил в том же дворце, где проходили переговоры. Комнаты ремонтировали спешно: мебель - из московских гостиниц "Савой" и "Националь". На официантках - синее батистовое платье и туфли, к которым надо было обязательно приклеить вату. Евгения Шульгина вспоминает, как она принесла Рузвельту щи.
"Он говорит: хорошо, хорошо. И что-то ещё по-английски говорит - щи, щи, щи. Я говорю: да, это - щи. И после этого они стали заказывать щи", - говорит Евгения Шульгина, которая работала на Ялтинской конференции в феврале 1945 года официанткой.
У ялтинской политической кухни - свои секреты. Черчиллю от Воронцовского дворца, где он жил, до Ливадийского ехать было пятнадцать километров. Сталину от Юсуповского - семь. И пока они с Рузвельтом ждали коллегу, успевали поговорить.
В этом кабинете прошли секретные переговоры Сталина и Рузвельта о вступлении СССР в войну против Японии. Потом это вошло в итоговый документ, который Черчилль подписал не читая.
Переговоры о Польше Сталин провел стоя - Рузвельт и Черчилль хотели кардинально изменить линию Керзона, сдвинуть границу на восток. Но получили уступку только по Белостокскому району. Компромисс требовался ото всех. Иначе вряд ли бы удалось договориться и о будущем Германии, и о границах Польши и Югославии, и о создании ООН, которую изначально Рузвельт предлагал для сдерживания Советского Союза.
"В Ялте был заложен мир, который 50 лет был без настоящей войны. И даже если нарушался где-то суверенитет, это так и квалифицировалось сообществом. А, значит, сам принцип сохранялся", - отмечает важность заложенных в Ялте принципов послевоенного мироустройства Наталия Нарочницкая.
Покидая Крым, Черчилль споткнулся на трапе. Через год он произнесёт свою фултонскую речь, с которой начнется "холодная война". В апреле 45-го в Соединенных Штатах - новый президент Трумэн, а потом - план возможной ядерной войны против Советского Союза. В самой стране-победительнице внимательно следили, чтобы союзники выполняли ещё одно решение Ялты - возвращали советских военнопленных. Солженицын в "Архипелаге ГУЛаг" написал о двух с половиной миллионах возвращенных и потом репрессированных советских граждан. Человеческая жизнь в вопросах геополитики рассматривалась как неизмеримо малая величина.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=341432&r=mail | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||