Воскресенье, 20:30

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2011 » Июнь » 16 » Первый международный фестиваль казачьей культуры "Холковский сполох".

Первый международный фестиваль казачьей культуры

16.06.2011 15:10
Первый международный фестиваль казачьей культуры "Холковский сполох".
Казачьему роду нет переводу
     Лев Троцкий, один из главных лидеров большевистского движения в России, прекрасно осознавал всю силу и мощь казачьей вольницы, когда утверждал, что: «Казачество — единственная часть русского народа, способная к самоорганизации, поэтому подлежит поголовному уничтожению», и, по сути, лично возглавил движение по «расказачиванию».
      Русское казачество – уникальное явление в истории нашей страны, не имеющее прямых аналогов в мире, а его зарождение своими корнями уходит в далекое прошлое. Казачество участвовало во всех войнах, которые вело наше Отечество и одновременно столетиями несло службу по охране государственных границ. Кроме того, казаки-землепроходцы (Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров, Москвитин и др.) своими открытиями присоединили к России огромные территории Сибири и Дальнего Востока. В 1916 году казачье население составляло около 4,5 млн. человек.

     Более 20 лет в России продолжается процесс возрождения казачества, после многих десятилетий репрессий и целенаправленной ликвидации этой специфической социальной группы. В 1990 года в Москве на Учредительном Большом Круге была создана первая казачья общероссийская общественная организация «Союз казаков России», в настоящее время имеющей в свои рядах 1млн 900 тыс. казаков. Появились казаки и в Белгородской области. Сначала это были разрозненные общественные организации, которые затем объединились в Белгородский казачий отдел Союза Казаков России.

     Новый импульс процессу возрождения и дальнейшего развития казачества придал Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества», принятый в 2005 году. Были созданы реестровые казачьи формирования, входящие в Центральное казачье войско, и в нашем крае - в Белгороде, Алексеевке, Ровеньках, Красногвардейской Ливенке и в других населенных пунктах.
     Откуда на Белгородчине казаки? «Оскольские казаки» на территории Белгородской области поселились в середине XVI века, еще до основания первых городов – Белгорода, Оскола и Валуек. Казачье прошлое Белгорочины сохранилось в названиях населенных пунктов: Казацкая степь, Казацкое, Казачек, Казачья Лисица), Верхнее-Атаманское и Нижне-Атаманское и др.

     В живописном месте, на берегу реки Оскол, там, где по преданию, отдыхали войска князя Игоря Святославича и его брата Всеволода, перед походом на половцев в 1185 году, воспетым в «Слове о полку Игореве» разбили свой палаточный лагерь современные казаки. Все они съехались на Первый Международный Фестиваль казачьей культуры «ХОЛКОВСКИЙ СПОЛОХ».

     Не случайно именно это место выбрали организаторы фестиваля. Еще в 1620 году патриарх Московский и всея Руси Филарет благословил Никольского чорного священника Геласия воздвигнуть на Холковском городище для съезжающих с Дону донских казаков и всяких людей Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, а для защиты от татар в 1637 году, здесь на самом высоком холме, находящегося поблизости от пещер монастыря, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью. Умели наши предки выбирать места для строительства и храмов, и оборонительных сооружений!

     Сегодня в долине около монастыря выстроена сторожевая вышка с караульным донским казаком (манекен), повсюду казаки, донские, кубанские, запорожские, в своей традиционной форме, увесистый колокол на деревянной треноге, в палатке – большая икона Донской Божьей Матери – покровительницы донских казаков. Так выглядит лагерь участников Фестиваля.

     Запах свежей травы и костра, ослепительная синь высокого неба, и давно забытое ощущение прохладной росы на босых ступнях - щемящее ощущение беззаботного и счастливого детства. В 6.30 утра общий подъем, утренний туалет, завтрак и общее построение казачьих обществ.

     Колокольный звон сегодня не звучит набатом, он собирает народ на молебен. Божественную литургию по такому случаю служит сам Владыка Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский. По традиции в храме накануне Троицы много зелени и цветов. Церковная служба и освящение храма князя Владимира Свято-Троицкого Холковского монастыря завершаются Крестным ходом к месту проведения фестиваля.

     К слову, Святитель Иоасаф - небесный покровитель земли Белгородской и Белгородского казачества, в честь 100-летия канонизации которого проводится этот фестиваль, сам был выходцем из полтавского казачьего рода.

      Ровными шеренгами, в парадной форме, бородатые и усатые, молодые и в летах, для торжественной встречи Губернатора Е.С. Савченко и почетных гостей фестиваля, выстроились казаки под руководством атамана Белгородского казачьего отдела Союза Казаков России и одного из главных организаторов сегодняшнего праздника - казачьего полковника Е.И. Костюкова. Отрадно, что руководство нашего края прекрасно понимает важность процессов становления и возрождения казачьего движения в деле укрепления православно-патриотических настроений в обществе и грамотно выстраивает политику, привлекая казаков к возрождению, дальнейшему становлению и укреплению казачества, казачьих обычаев, традиций, быта и культуры, военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитание молодежи, подготовке её к военной службе и к службе в правоохранительных органах.

     Губернатор Белгородской области Е.С.Савченко, открывая фестиваль, произнес: «Сегодня, в праздник Святой Троицы, который промыслительно совпал с Днем России, в этом живописном месте у подножия красивейшего памятника зодчества и православной культуры - Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря собрались люди близких и дорогих нам регионов. Нам незачем искать, создавать или заимствовать какую-то эфемерную идеологию. Мы – наследники богатейшего культурного пласта в мировой истории. Мы владеем величайшими дарами наших предков и земли-матушки. Поэтому наш святой долг – сохранить эту бесценную вековую народную мудрость и традиции, передать их нашим детям и внукам. Убежден, что на этой благодатной культурной почве и впредь будут расти и множиться традиции дружбы, уважения и взаимовыручки казачества».

     Обжигаясь ароматным кулешом, наспех обедаем. В послеобеденное время нужно успеть посмотреть выставки «Сельское подворье» и «Казачий курень», оценить работы ремесленников и умельцев, полюбоваться на выступления приехавших из соседних и дальних станиц казаков.

    Какой казак без коня и шашки? Жгучий запах полыни и пыли, цокот копыт и свист шашки – все спешат увидеть театрализованное выступление Луганского областного казачьего конного театра станицы «Меловская». Кому повезло занять место в первом ряду, смогли полюбоваться на удаль молодецкую - джигитовку и вольтижировку, мастерское владение шашкой и пикой, которые продемонстрировали наши братья с Украины. Одним точным ударом кнута была сбита чарка с головы руководителя администрации Чернянского района П.В. Гапотченко – не каждый рискнет подвергнуться такому испытанию, да еще с завязанными глазами. Любо, Петр Викторович! Честно заслужили штоф с горилкой из рук запорожского казака!

     На сегодняшний день казачество – это единственный слой населения, который живет по общинным принципам, поэтому вступают в казачьи организации не поодиночке, как в партию, а целыми семьями, с женами и детьми. И на фестиваль в Холки казаки приехали со своими семьями. Оттого повсюду слышны птичьим гомоном детские голоса, Те, что помладше взобрались на крепкие плечи родителей, чтобы не пропустить самое интересное. А посмотреть было на что!

     Простые и понятные, душевные и заводные, русские и украинские, известные и уже позабытые, но одинаково проникновенно исполненные профессиональными артистами и любителями звучат со сцены казачьи песни. Фольклорные коллективы Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Орловской и Удмурдии, а также Сумской и Луганской областей не оставили равнодушными зрителей творческой части фестиваля.

     Харьковские казаки-характерники восхитили эффектными постановками и приемами боевого гопака, поразили воображение использованием скрытых возможностей человеческого тела. Воспитанники школы рукопашного боя «Казачий Спас» продемонстрировали приемы борьбы безоружного против вооруженных автоматом и ножом противников. Уже не в первый раз своей боевой подготовкой радуют казачата клубов «Ратоборцы» и «Шквал» Староосколькой, «Русь» Новооскольской и «Патриот» Алексеевской станичных казачьих общин Белгородского казачьего отдела Союза Казаков России, а также хутора Ливенский Белгородского отдельского казачьего общества ЦКВ. Это ли не лучшие примеры активного военно-патриотического воспитания современной молодежи?!

     Казаки - это феноменальное этническое образование, аналогов которому нет нигде в мире. Самобытный уклад, традиции и обычаи, нравы и культура делают этот субэтнос поистине уникальным. Казаком можно быть по рождению или стать после принятия присяги, можно хранить в сердце казачьи заповеди, будучи членом «Союза казаков России», а можно вступить в ряды реестровых казаков и взять обязательства по несению государственной и иной службы. Суть и смысл казачьих устоев от этого не меняется! Результаты Всероссийской переписи населения должны подтвердить наметившиеся тенденции возрождения самосознания казаков по всей России. Может кто-то и называется «эльфом» или «гоблином», но настоящий казак точно знает кто он, несмотря на отсутствие графы «национальность» в российском паспорте. …

     Есть у слова «сполох» и другое значение - «сияние, вспышка, отблеск, зарница». А посему, отблеск костра Холковкого фестиваля должен укрепить надежду и веру в православных душах всех казаков, что история нашего Отечества еще обогатится славными делами и начинаниями, достойными строк в казачьих песнях! А еще Первый Международный Фестиваль казачьего творчества и культуры наглядно продемонстрировал единство славянских народов и казачества, потому что казак казаку всегда брат, будь он донским, запорожским, кубанским или сибирским, реестровым или «общественником». …

     Почему мы с семьей здесь? Просто хочется верить, что трое наших сыновей, на вопрос какого они роду-племени, всегда смогут с гордостью ответить: «Слава Богу, что мы казаки!»
 
Т.Тришина, доцент кафедры журналистики и связей
 с общественностью Белгородского Государственного Университета.
 
Фото автора

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Текущие события | Просмотров: 4805 | Добавил: севрюк | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: