Перед казаками встают вопросы преемственности. Участники круглого стола в Тюмени, посвященного актуальным проблемам современного казачества Сибири и Тюменского региона, заговорили и о проблеме воспитания будущих поколений казаков.
Проблему поднял один из участников обсуждения, заметив, что в казачьих сходах участвуют в основном люди зрелые, от сорока лет и старше. Он задал простой вопрос: где их дети, как они воспитаны, почему молодежи у казаков не видно? Прозвучало также мнение, что традиции и культура, аккумулирующие суть казачества, лучше всего могут сохраняться именно в этнических казачьих семьях, несмотря на то, что возможность влиться в эту среду, в принципе, есть у всех вне зависимости от происхождения.
За авторитетным мнением обратились к руководителю центра казачьей джигитовки из Омска Сергею Шалаеву, кстати, отцу шестерых детей. Он вывел простую формулу: "Как мы их воспитаем, такими они и будут, это от нас зависит. Тут разговор короткий". Он упомянул о другой проблеме: современные дети с компьютером дружат больше, чем с физкультурой. Последствия — сколиоз у подавляющего большинства. За пять лет работы его центра из двухсот ребят здоровыми пришли от силы пять человек. И тут же предложил проверенный на личном опыте способ традиционного казачьего воспитания, как универсальный способ вырастить здоровое поколение. «Лучшим "адаптером" между цивилизацией и природой может быть именно конь, - решительно заявил он. - Кто-то говорит, что дельфины помогают, какие-то биотоки там у них. Но они у нас не водятся. А кони, слава богу, есть. Деды как говорили: казак без коня – кругом сирота. Не самые глупые люди были".
В продолжение разговора о сохранении традиций он вкратце рассказал о работе своего центра и о системе учреждений в России, где сейчас занимаются казачьей джигитовкой. А затем плавно перешел к тому, что казачьи соревнования более широкого спектра - рубка лозы на скаку, владение оружием, кулачные бои и другие, которые проводятся в разных регионах, пора выводить на войсковой уровень, чтобы соревновались отделы. Для этого не требуется чего-то сверхъестественного: как всегда, нужны инициаторы, заинтересованные частные клубы, а возможности для этого есть.
Смена поколений - вопрос актуальный, согласился кандидат педагогических наук, профессор, заместитель верховного атамана Союза казаков России, атаман Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков Сергей Толмачев. По его мнению, важно ответить на вопрос: есть ли вообще будущее у казачества?
"Возрождение и становление казачества – процесс не одного дня", - напомнил он. Так, толчок к возрождению казачества дали развал Советского Союза и рост национального самосознания. После 1996 года появились реестровые казаки. В 2008 году появилась концепция государственной политики в отношении российского казачества. Начали действовать центростремительные силы. Сейчас разработан проект стратегии развития казачества до 2020 года. Главным недостатком этого документа, по мнению Толмачева, является то, что упор в нем делается на государственную службу. "В общей структуре госслужба занимает самую верхушку пирамиды, небольшую часть. Тогда как в основание должны быть положены казачья община, культура, традиции, образование и так далее. Этого нет. Вопрос: откуда брать казаков? С улицы? Отсюда и непонимание", - уверен атаман.
В качестве примера положительных тенденций развития он привел факт организации казачьего поселения на базе бывшей казачьей станицы в Омской области, там поселились потомки казачьих родов, приняли атаманское правление, используют все традиционные казачьи атрибуты. Плюс к тому губернатор региона поставил задачу создать десять таких поселений. Это и есть здоровое ядро, здоровые силы. "Вот вам будущее: резерв, культура, традиции и так далее", - заявил Сергей Толмачев, педагогично добавив, что сам он в наличии будущего у казачества не сомневается, и этот круглый стол – лишнее доказательство, что в российском казачестве идут позитивные процессы.
О важности сохранения семейной родовой памяти высказалась завкафедрой туризма ТюмГУ, профессор, доктор исторических наук Наталья Балюк. Она предложила практическое решение: во-первых, выделить вопросы генеалогии на грядущей в следующем году научно-практической конференции казаковедов в отдельную секцию родословия, во-вторых, на сайте института гуманитарных исследований открыть родословный портал, где будет аккумулироваться полезная информация на эту тему. Она вызвалась сопровождать эту работу. « Опубликованные массовые статистические источники, кладези сибирских архивов, которые еще недостаточно задействованы, позволят реконструировать родословие сибирских казачьих родов. Эту возможность надо использовать, это наша память», - уверена она.
Еще один практик — кандидат педагогических наук, доцент Уральского пединститута Наталья Кашина со своей стороны рассказала об опыте подготовки методического пособия для учителей музыки в классах с казачьим этнокультурным элементом. «По опыту обращения к истории Уральского и Оренбуржского казачьих войск могу сказать, что ни одно повседневное или праздничное мероприятие не проходило без участия музыки", - отметила она, говоря о казачьем музыкальном воспитании. Она пояснила, что есть много серьезных исследований на эту тему, однако в них нет методического преломления для учителя музыки. На периферии порой работают учителя музыки, которые не знают ни одной казачьей песни. При этом в России много учреждений казачьей направленности: дошкольные детские учреждения, детские казачьи корпуса, казачьи классы в обычных школах, казачьи факультеты, в учебные планы которых вводятся курсы, содержащие историко-культурные традиции казачества.
Участники обсуждения немедленно поинтересовались, где такое методическое пособие можно найти. Оказалось, что пособие Наталья Кашина издала на собственные средства, тираж небольшой, и последний экземпляр она как раз держала в руках. В итоге договорились обменяться координатами и договориться о распространении если не печатного, то хотя бы электронного варианта книги.
Напомним, участниками круглого стола в Тюмени стали более тридцати ученых, историков-казаковедов, представителей казачества из Тюмени, Омска, Нягани, Екатеринбурга, Тарко-Сале, Томска, Салехарда, Барнаула, а также представители власти региона и северных округов. И выглядели собравшиеся очень разнообразно, бок о бок за круглым столом сидели участники в гражданском и в разнообразной казачьей форме, кто-то поправлял галстук, а кто-то лихо подкручивал задорный казачий ус. Как всегда, когда это касается казаков, не обошлось научное мероприятие без песен, шуток, острых замечаний, заставлявших хихикать весь в общем-то серьезно настроенный зал, и без горячих споров, которые мирно разрешались.
Татьяна Панкина
Источник: http://www.vsluh.ru/