Мне до конца не понятно, что
произошло в Феодосии. То ли татары настолько обнаглели, что по отношению
к любым христианским символам занимают непримиримую позицию, то ли это
был какой-то особенный крест, который их провоцировал - скажем, там была
надпись "В память наших погибших братьев-православных от рук
мусульман”. Подтверждений наличия такой фразы нет, так что приходится
склоняться к первому варианту.
В этом случае, конечно,
приходится задать властям Крыма очень неприятный вопрос: почему они не
обращают внимание на факты самозахвата земли татарами, но крест, на
который "не оформлены документы”, сносится ими? О каком же гражданском
равноправии тут можно говорить. Если ехать по Крыму, там повсеместно
встречаются эти строения, напоминающие собачьи конуры, - при помощи их
татары пытаются легализовать свои права на землю, которые они - не ясно
на каких основаниях - декларируют. Пусть власти Крыма разберутся с этой
проблемой, потом можно будет и юридическим оформлением крестов заняться.
Но я думаю, никто ничего с самозахватами делать не будет. Иногда
самозахваты принимали особенно циничные формы, когда, например, под
постройки вырубались старые ценные виноградники. А ведь крымские
татары такие же прищельцы в Крыму, как и русские. Они не являются
автохтонным населением, разве что появились на полуострове немного
раньше, вытеснив населявших его православных. События в Феодосии
поразили меня своим масштабом, и в первую очередь, степенью мобилизации
русскоязычного населения Крыма. Крым не является традиционным казачьим
регионом и казачество там это не ретро-мода, а форма военизированной
самоорганизации русских жителей полуострова, то есть соответствует
изначальной идее казачества по сути. Это единственный ответ, которые
русские могут дать на постоянную агрессию со стороны меджлиса и
попустительство украинских властей, которое, к сожалению, продолжилось и
при Януковиче.Выхода из этой ситуации, к сожалению, не просматривается,
конфликт набирает обороты и здесь все может разрешиться только в режиме
"кто кого”. Война символов, кстати говоря, объясняется достаточно просто:
татары настаивают, чтобы самым высоким зданием населенного пункта
обязательно была мечеть. Отсюда и желание противопоставить им
собственную символику православия, отсюда и ответная агрессия. Поклонные
кресты в Крыму выглядят впечатляюще, их устанавливают на
возвышенностях, в местах, где открывается прекрасный вид - к ним хочется
подойти, они становятся достопримечательностями. Но вот властям Крыма
это, похоже, не нравится. В России ситуация пока более мягкая в этом
смысле, о чем можно судить по такому примеру: на федеральной трассе
"Дон”, ведущей к Северному Кавказу только до Воронежа можно насчитать не
менее пяти поклонных крестов. Еще нужно отметить странную
позицию православной церкви, которая откровенно сдала казаков, так что в
результате единственным священником, осмелившимся осветить крест в
Феодосии, оказался представитель Русской Зарубежной Церкви, а отнюдь не
Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Егор Холмогоров
|