07.07.2020 00:29 Малая газета для большого дела | |
Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом. Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск», статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам». Объединенной редакцией казачьих СМИ «Казачий Информационно-Аналитический Центр» за время существования «КИАЦ» набрано значительное число идей и предложений, реализация которых может оказать существенное влияние на решение целого ряда проблем и вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются казаки. Эти предложения и идеи касаются различных сторон деятельности казачьих общин и организаций казаков самой разной юридической формы и просто отдельных казаков, безотносительно того являются ли они членами каких-либо обществ или организаций. Не интересны они только тем, кому все безразлично, или кто привык негативно воспринимать любые инициативы, ничего сам не предлагая и не делая взамен. А теперь, перейдем к одной конкретной идее и предложениям по её реализации. Создание электронной казачьей мини-газеты для распространения среди казаков, не имеющих доступа к интернету На первый взгляд может показаться, что речь пойдет о какой-то непонятной газете – электронная и в тоже время для тех, кто не имеет возможности активно пользоваться средствами приема информации, передаваемой в электронном виде. Тут объяснение простое: газета готовиться в виде файла, он пересылается казакам и организациям, которые не испытывают проблем с получением такой информации, затем распечатывается на принтере и вручается тем, кому интересно её читать. Больше буков и слов нужно потратить, чтобы объяснить кому и зачем это действительно будет нужно и для чего в целом все это затевается, кроме обычного информирования для которого и выпускаются газетные издания. Возьму на себя смелось заявить, что нынешняя молодежь, да и люди среднего возраста, почти не читают книг и журналов. Мало кто из них подписывается на газеты. Печатные средства информации по своей оперативности и объему передаваемой информации сильно уступают электронным. Даже телевидение стало отставать в оперативности освещения событий от интернет-агентств и блог, непрерывно отслеживающих переписку в соцсетях и популярных мессенджерах. Хорошо это или плохо, но это факт. Очевидно, что цифровизация нашей жизни, является логическим элементом прогресса со своими плюсами и минусами. И это обстоятельство активно используется не только нами и нашими друзьями, но и недругами. Последние неплохо вооружены и подготовлены для ведения информационной деятельности, хорошо финансируемой соответствующими службами. Главная цель этой небольшой по объему газетки (на печать большой газеты будут быстро расходоваться картриджи и это затруднит её распространение) состоит в том, чтобы стать одним из инструментов сохранения казачьей истории, традиций, культуры и много чего еще, что характеризует особый казачий дух и менталитет, подчеркивает его уникальность. Вряд ли вы не согласитесь с тем, что многое из того чем славились и дорожили казаки, уходит в небытие. Уходит вместе с теми, кто хранил это в своей памяти, что было любо их сердцу и душе. Того, что частично сохранилось на пожелтевших фотографиях, в бумагах, старых письмах и документах. Того, свидельством чего являются предметы, порою мелочи, с уходом их владельцев оказывающиеся в мусорном ящике. Наши деды и прадеды, у кого они еще, слава Богу живы, не шибко дружат со смартфонами и другими т.н. гаджетами. Не состоят ни в каких сетях и не пользуются мессенджерами. Соответственно не смотрят новости в интернете. Есть, конечно, исключение, но это исключение. Даже достаточно молодого возраста казаки, особенно проживающие вдали от мегаполисов, не очень-то пользуются компьютерами и современными телефонами, превратившимися по сути в мини компьютеры. А имеющие все что нужно, не могут, к примеру, зарегистрироваться на КИАЦ в силу отсутствия элементарных навыков активного пользования сайтами. С одной стороны, они защищены от непрерывного информационного потока, который обрушивается на т.н. «продвинутых» пользователей интернета и владельцев смартфонов. С другой – у них в значительно большей степени отсутствует иммунитет против лжи и клеветы в избытке распространяемой сегодня через средства массовой информации. Порою я таким по-хорошему завидую. Уехать бы какой-нибудь Задрючинск, сменив физический и информационный шум Москвы на неспешность и тишину небольших городков или казачьих хуторов. Настоящих казачьих хуторов, а не тех, что существуют сейчас в городах только на бумаге. С их особыми запахами, звуками и ощущениями, которые сложно описать... Но, это я отвлекся и уже борюсь с желанием рассказать о замечательных впечатлениях от поездки два года назад в Урюпинск, где посчастливилось погостить у атамана Донского войска СКР Владимира Скабелина. Вернемся к идее создания казачьей мини-газеты. Её главной задачей должно стать не столько информирование о наиболее важных и интересных с точки зрения её читателей событиях, а иная задача. Даже две равно важных задачи, направленные соответственно на достижение двух целей, в достижении которых газета сможет сыграть особую роль:
Вести работу по сохранению культурно-исторической памяти можно только с опорой на тех, кто является носителем этой памяти, способен и готов передать свои знания и материальные свидетельства ушедших событий тем, кто их может сохранить. Поэтому первой задачей, которую должна взять на себя казачья мини-газета, должен стать поиск таких людей среди казаков и казачек и установление с ними контактов. Роль посредников в их поиске, установлении и поддержании таких контактов должны сыграть молодые казаки. Это, прежде всего, должны быть их дети, внуки и правнуки. Но необходимо также устанавливать контакты и с теми казаками- носителями казачьих традиций и культуры у кого некому из детей и внуков попросить поделиться своими воспоминаниями и задать вопросы, ответы на которые не всегда знают современные казаки. Нужно организовать своего рода шефство как над казаками-ветеранами, включая участников Великой Отечественной Войны, и вообще над казаками старшего поколения, которые могут быть наставниками молодых и советчиками для атаманов и других казаков, чтящих казачьи традиции, для которых характерно почитание стариков и учет их мнения при принятии важных решений. Такого рода деятельность, достойна того, чтобы быть введенной в практику прохождения испытательного срока для новичков, желающих быть принятыми в казачьи общества или казачьи организации. А старики, по окончании испытательного срока кандидата, могли бы дать более объективную ему характеристику и оценить насколько он знает и готов поддерживать казачью культуру и традиции, а также стать достойным продолжателем казачьего рода. Или он из тех про кого в одной казачьей поговорке говорят «…. хвост собачий». Если нет молодых казаков, готовых заняться этим делом, а такое вполне возможно, то их роль на себя должны взять другие более старшего возраста. Если, конечно, в казачьей общине есть казаки, понимающие важность сохранения казачьих традиций и пр. Не исключено, что к этой работе, захотят подключиться и не казаки, из числа тех людей, кто интересуется историй и культурой народов, населяющих Россию и с уважением относиться к истории и культуре казаков. Это могут быть как местные журналисты и работники краеведческих музеев, так и другие любознательные граждане. Сейчас, с распространением волонтерского движения, людей, готовых безвозмездно заниматься добрыми и полезными делами становиться все больше. В данном случае, возлагаемые на них задачи в основном будут сводиться к следующему:
Как видим, при правильном подходе, выпуск казачьей мини газеты может стать тригером запускающим целую цепочку мероприятий и дел, способных подвигнуть и старых и молодых на восстановление преемственности поколений без которого любой народ обречен на вымирание. Теперь о самом сложном. Кто будет вести эту работу? ОРКСМИ «КИАЦ» готов взять на себя наиболее сложную часть – прием и обработку поступающей информации, а также подготовку и выпуск самой газеты. На портале сегодня зарегистрировано 93 участника с правами «Аккредитованный». Это те, кто входит или претендует на вхождение в состав Объединенной редакции казачьих СМИ. Сейчас для них самое время окончательно определиться, готовы ли они сделать что-либо конкретное в деятельности ОРКСМИ «КИАЦ». Организация и выпуск казачьей мини-газеты – прекрасный случай заявить о себе и выбрать направление такой деятельности. Кто и что здесь требуется. В общем плане об этом довольно подробно писалось более года назад в статье «Объединенная редакция казачьих СМИ создана. Что дальше?». Повторять не буду. Кого это действительно интересует, не поленитесь пройти по ссылке, кликнув по названию статьи. Применительно к мини-газете, необходимо:
Индивидуальная работа с уважаемыми стариками. Это, в первую очередь, работа над собой. Над своим умением проявлять уважение и прислушиваться к мнению старших, способностью внимательно слушать, анализировать, выделять главное. Над развитием способности говорить по-существу, ясно и доходчивым языком излагая свои мысли. Это также расширение вашего кругозора и знаний, передаваемых из поколений в поколение казаками. Способность сохранить и передать эти знания другим, потребует также развития навыков производить по ходу встреч записи важных фактов и деталей. Тут потребуется умение пользоваться смартфоном или другим устройством для записи рассказов, сьемки документов, которые с их разрешения можно будет опубликовать, равно как семейных реликвий и других предметов, представляющих ценность для сохранения казачьей истории, быта и культуры. Песни, которые пели их деды и прадеды; сказки, которые им рассказывали в детстве; игры, в которые они играли; элементы национальной одежды и их значение; особенности казачьей кухни и т.д. и т.п. Все это – часть жизни, в которой росло и воспитывалось поколение казаков, честью и славой которого порою пытаются прикрыться некоторые современные его представители. Прошу распространить изложенную выше информацию через казачьи сайты, социальные группы и другие доступные источники информации. Ваши мнения и предложения шлите по адресу: stalker-51@mail.ru Руководитель ОРКСМИ «КИАЦ» | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |