27.01.2017 19:21 О недопущении раскола среди православных казаков | |
На прошедшем 21 января в г. Борисоглебске, Воронежской области Сходе казаков Дона речь шла не только об угрозе, ожидаемой в связи реализацией проектов по добыче никеля и урана, экологической катастрофы, но и о других, не менее важных проблемах. Так, Почетный Верховный Атаман Союза Казаков А.Г. Мартынов выступил с докладом, в котором затронул также и вопросы взаимоотношений между Русской Православной Церковью и казаками. Доклад Первого Верховного атамана Союза казаков России, председателя редакционного Совета Энциклопедия «Казачество» Мартынова А.Г. «О недопущении раскола среди православных казаков» на сходе казаков Дона. Борисоглебск 21.01.2017г. Дальнейшее существование казачьего движения зависит от того, насколько мы сохраним участие в повседневной жизни государства и, с помощью общественного правового влияния, будем противодействовать разрушительным процессам, происходящим в обществе. Перечислить их все в сегодняшней действительности по массовости происходящего невозможно. Поэтому на сходе мы рассматриваем конкретные из них, которые влияют на сбережение нашей истории, традиций, обычаев и на сохранение среды обитания. Заслушанный нами доклад войскового атамана Скабелина Владимира Васильевича, коснулся уже воочию ожидаемой экологической катастрофы в бассейне реки Дон от истоков и до Азовского моря, если будут осуществлены проекты по добычи никеля и урана и строительства Багаевского гидроузла. В своем докладе на фоне необходимости объединения усилий и во избежание в дальнейшем подобных случаев недопонимания внутри церкви, частью которой мы, как паства, являемся надо привести некоторые нежелательные примеры взаимодействия. Последние события во взаимоотношениях между руководством Ростовской-на-Дону Епархией (далее «Епархия) Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и реабилитированным Донским казачеством не столько затронули имущественные отношения по передаче Атаманского дворца, сколько морально-этические, так как после требуемой передачи Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник прекращает свое существование. И здесь основное - сам Атаманский дворец является не помещением, а Храмом для верующих и неверующих. И такие святыни объединяют, цементируют нацию в светском государстве. Всего до сегодняшних новых требований Епархии было передано под Монастырь 12 зданий общей площадью 3600 кв.м. и отдельно дом–крепость торговых казаков Жученковых под резиденцию митрополита Меркурия и Воскресенский собор, всю свою историю принадлежавший казачьей общине. Кроме того, администрация Аксайского района передала Епархии остров площадью около 100 гектаров для организации пустыни. Решение этой задачи не получило завершения. Остров в распоряжении Епархии остался и это, на наш взгляд, достойное место для размещения там монастыря, где и монахи почувствуют себя отшельниками, и казачьи песни не будут мешать молитвам, и туристы в шортах не будут оскорблять чувства верующих. А половину атаманского подворья с рядом зданий уже принадлежащих монастырю, где в разное время проживало и проживает от 9 до 12 монахов не более и несколько трудников, можно с церковным великодушием вернуть музею-заповеднику. Хотя уже и сейчас упомянутые песни не звучат, так как Епархия добивается уже три года подряд от Ростовской администрации запрета проведения казачьих фестивалей на базе «Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника», ссылаясь на то, что рядом находится монастырь. В угоду злопыхателям дружбы казаков, местного населения и церкви, началась судебная тяжба. И чтобы не вызывать недоумения у окружающих и сохраняя, уже и без того утраченную солидарность, Епархии после поражения в Арбитражном суде первой инстанции, не следовало подавать апелляцию, которая была отклонена. Теперь это дело вызывает нездоровый интерес у жителей Дона. А пойдут ли попы дальше? На этом сходе мы рассматриваем не только положение дел на Дону, но и проблемы, возникающие в целом в отношениях внутри Церкви с казаками. Мы считали и считаем себя паствой Русской Православной Церкви и в своей жизни во главу угла ставим ее духовное водительство. Мы, как казачество России, едины. Поэтому в дополнение к описанию отношений в Ростовской Епархии следует добавить краткое изложение положения дел в Верхнеуральской Епархии Оренбургского казачьего войска, которую возглавил иеромонах, а теперь уже епископ Иннокентий Васецкий. В докладе взяты выдержки из письма Верхнеуральских казаков Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: (КИАЦ №16 (82) «Ждали отца, а приехал мытарь!») - в разы увеличились сборы с каждого храма на содержание епархии, а поездки владыки по приходам хуторов и станиц епархии стали для сельских батюшек и прихожан настоящим бедствием; - прихожанам храмов теперь необходимо привыкать во время архиерейских служб к крикам и ругательствам владыки на священников и дьяконов; - священники в т.ч. и многодетные десятилетиями верой и правдою служившие на своих приходах и пользующиеся огромным авторитетом у своей паствы стали высылаться в другие приходы, где у них отсутствуют элементарные жилищные условия; - епископ Иннокентий не скрывает своего негативного отношения к казакам и их попыткам восстанавливать свои традиционные формы жизни и историческую память. Изгнал казаков, которые с момента закладки кафедрального собора более 20 лет строили и охраняли его. Ознакомившись с содержанием письма Верхнеуральских казаков Патриарху Кириллу, двое священнослужителей и несколько прихожан-казаков были просто поражены идентичностью происходящего и в Ростовской Епархии. Дополним, как пример, что бездумной уже третьей сменой настоятелей в храме Преполовения казачьей станицы Гниловской, приход, прихожане которого восстановили практически с нуля храм и построили среднюю церковно-приходскую школу, начал катастрофически распадаться. А неуважительное отношение к казакам, которых содержат зачастую, как ширму якобы доброго расположения к ним на местах отметил и сам Предстоятель при освещении в Новочеркасске Вознесенского, теперь уже Патриаршего Всеказачьего собора. Тогда казаков без шинелей продержали почти четыре часа на промозглом ветру. Дословно слова Патриарха, обращенные к казакам: - Я очень надеялся встретиться с вами в этом прекрасном храме, а самое главное – помолиться в нем вместе с казаками, чего сегодня, к сожалению, был лишен. Потому что, по непонятным для меня причинам, казаки находились вне храма». (Аргументы и факты, № 41 (482), 29.10.2015г.) Возвращаясь к вопросу имущественных отношений, следует отметить, что практически невозможно отыскать претензии казаков на некогда казачью собственность, входящую ныне в состав церкви. А им, это позволяла сделать ст. 9 Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов». Зато массу примеров тому сколько, особенно в 90-е «лихие», казаками было возвращено храмов Русской Православной церкви. И в их восстановлении казаки принимали значимое участие, за это время сдружились и составили потом костяк прихода. Там, где уже нельзя было восстановить храм и невозможности сформировать приход из-за переселений и опустения населенных пунктов, ставили часовни или памятные кресты. У церкви об этих днях должна остаться хорошая память. Так сложилась судьба Дона, что в одно и то же время уже в новейшей истории России, привнесены в его жизнь государственными программами проблемы, которые не то что ухудшают его экологию, а полностью уничтожат саму реку и среду обитания в этом густонаселенном районе России. Союз казаков России принял ряд организационных решений. Для координации непосредственно на месте работ по спасению Хопра, разместил в Урюпинске правление Войска Донского Союза казаков во главе с атаманом Скабелиным В.В., который умело объединил старание и казаков, и земляков. Это позволило ему собрать вначале 47 тыс. подписей, которые были похищены, а потом еще 104 тыс. подписей. О проделанной в этом направлении работе вы уже слышали. Река Дон проходит не только по казачьим землям войска, получившего название по этой реке, но и через века казачьей памяти, через судьбы всего населения в прошлом и ныне живущего по ее берегам. И когда пришла, после уже погибающей Цимлы, беда со строительством в ближайшее время Багаевского гидроузла, то теперь, на базе войскового правления в Урюпинске, Общероссийское общественное объединение Союз казаков России проводит не только Советы атаманов и принимает обращения, но и осуществляет координацию общественной деятельности по спасению Дона. Беспокойство вызывает само отношение казаков к проблемам, возникающим в его среде. Если в сборе ста с лишним тысяч подписей на Верхнем Дону принимали участие и общественные и реестровые организации казачеств и подвигали на это рядом с ними живущих. То на Среднем и Нижнем Дону реестр полностью устранился от подобных мероприятий. Задрав высоко нос, они заявляют, что они государственники, а это в их понятии означает полную отрешенность от проблем, возникающих на их землях, т.к. они сосредоточили все усилия на ожидании государевой службы. Да и понятно! Вдруг война, а они уставшие! Было бы смешно, если бы это не было так грустно. Это результат политики, долгое время проводимой в реестре Дона казаком – воином Водолацким В.П., изгнанным из этого самого реестра и создавшим под себя Союз казаков – воинов России и Зарубежья (СКВРиЗ), зарегистрированного в Германии взамен (до этого) закрытого Минюстом за бездеятельность при его атаманстве Союза казачьих войск России и Зарубежья (СКВРиЗ). Ни одна из выше отмеченных общевойсковых проблем не была предметом рассмотрения ни на Круге реестрового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», ни на Кругу СКВРиЗ. Особого внимания, в связи с рассматриваемым на сходе вопросом спасения Дона, имеет пример объединения усилий в отстаивании и сохранении «Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника». Начало этому положила Шихалева Наталья Васильевна, обратившаяся, как директор, в Арбитражный суд. Ее обращение поддержало отделение ВООПиК в лице его руководителя Кожина Александра Олеговича и на этом все. Ни от одной казачьей организации на тот момент директор музея поддержки не получила. Как непосредственный участник борьбы за отстаивание Атаманского дворца, могу с полной ответственностью оценить происходящее и отметить тех, кто приложил к этому наибольшие усилия. Донской казак Прошкин А.М. проявил определенное мужество, взяв на себя практически руководство открытой борьбой против захвата Атаманского дворца, а значит и борьбой за сохранение музея-заповедника в целом и добился с казаками успеха. Я снимаю перед казаками станичницы Старочеркасской шапку и уже подал прошение Верховному атаману о награждении Александра Михайловича наградой Союза казаков и его сотоварищей: Кожина А.О., Шевкунова Н.Ф. и теперь уже бывшего директора музея Шихалеву Н.В., уволенную с должности Ростовским Управление культуры после победы в Арбитражном суде. И благодарю атаманов всех войск Союза казаков России, что они оказали активную поддержку этой патриотической горстке донцов по спасению музея, обратившись в Союз музеев, подняв чуть ли не общероссийское движение в защиту дворца. Это действо должно нам служить примером в деятельности и в дальнейшем. При сегодняшней возможности получения и распространения информации нужно быть наиболее ответственным в своих действиях. Изложенное выше по двум епархиям нестолько наносит вред взаимоотношениям внутри Церкви, сколько дает пищу тем, кто разрушает саму Церковь из вне! И чтобы иметь подлинные источники этой информации и высвечивать тех, кто за ними стоит, и вести обсуждение проблемы на конкретных материалах, КИАЦ, деятельность которого надо приветствовать, разместил открытое каждому выступление Альберта Ветрова (https://youtu.be/W2dK9LLpjWU), якобы председателя Совета атаманов СКВР (Вольное казачество). Нет, нет, не Ваньки Ветрова из народных шуток, а Альберта. Он подвизается около казачьего движения более 20 лет. И если его самого не знать, а почитать его статьи, то легко подумать, что это довольно просвещенный человек. А представляется он как председатель Совета атаманов СКВР и без лишней скромности заявляет дословно: «В казачьем и русском движениях я являюсь профессиональным организатором-системщиком и как человек моторный обладаю большой работоспособностью. Видимо в этом и заложена причина моего длительного нахождения на должности председателя Совете атаманов СКВР и востребовательность в Вольном казачьем движении». Обладая большой и коварной работоспособностью, «атаман» вольных казаков свое изложение начинает с демонстрации своей «эрудиции». Дает понятия Автокефальной Церкви, Поместной Церкви, Истинно-Православной Церкви, Экзархату. Описывает расколы в Автокефальной церквях Русского Православия, ссылаясь на Конституционную свободу совести и на Российское законодательство и завершает атаманской заботой о казаках: «Вот для того, чтобы прекратить разделение казачества по церковному признаку и растаскивание казаков по бесчисленным Церквам и толкам Русского Православия, и НЕОБХОДИМА КАЗАКАМ ЕДИНАЯ КАЗАЧЬЯ ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. И жирным шрифтом идет заголовок следующей статьи: «О СТРЕМЛЕНИИ РПЦ – МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА К ТОТАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ НАД КАЗАЧЬИМ ДВИЖЕНИЕМ РОССИИ». Не слабо! Предлагается под видом заботы о казаках создание для них новой церковной структуры, т.е. раскол, и здесь же сразу со всего маха наносится удар по уже существующей структуре. Другие «чудотворцы», такие как Юдин, Чуреков, используя ситуацию в сложности взаимоотношений, идут еще дальше и предлагают вообще создать казачью автономию. В «Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества», принятой Высшим Церковным Советом 9.09.2015г., излагается то, что должно лечь в основу деятельности Синодального комитета по взаимодействию с реестровым казачеством, но устанавливаются руководящие принципы деятельности ЕПИСКОПАТА, КЛИРА и МИРЯН в данной области, а также указаны основные направления взаимодействия канонических подразделений Русской Православной Церкви с казачьими организациями всех организационно правовых форм, действующими на ее канонической территории. Почему обратились к Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством?! Потому, что как показывают события, не всегда получается этому «триумвирату» - епископату, клиру и мирянам договориться между собой. Необходим кто-то четвертый. И поскольку специально, отдельно, создан Синодальный комитет, который, несмотря на многовековой неофициальный церковный принцип «Свой поп, свой приход», и должен в Епархиях казачьих областей участвовать в решении вопросов подобного характера, а не только строить казаков и согласовывать атаманов. И памятуя, что перед Господом Богом все равны, в крайних случаях, где не в должной степени заявили себе впервые назначенные епископы, как, к примеру, в Ростовской и Верхнеуральской Епархиях, помогать им найти себя в другом месте. Подобное происходило уже на Сахалине в середине 90-х. Тогда после изучения проблемы и Союзом казаков и Патриархией дел на месте на Сахалине, которая отнеслась к этому вопросу более чем серьезно, архиерей Аркадий был переведен в другое место. Со временем казаки избрали себе нового атамана, а прежний вынужденно ушел в реестр. Изложенное выше по этим епархиям, несомненно, наносит удар по отношениям внутри церкви между духовенством и казачеством, но незначительный. Перед казачеством встали более глобальные события в настоящий период. Это распродажа и растаскивания природных богатств, сопровождающееся не только уничтожением самой природы, но в целом гибели среды обитания людей, как это происходит на землях Дона. ПОЭТОМУ УЧАСТНИКИ СХОДА ВЫРАЖАЮТ НАДЕЖДУ, ЧТО ЦЕРКОВЬ СКАЖЕТ СВОЕ СЛОВО ПО ЭТИМ ПРОБЛЕМАМ В ЦЕЛОМ И ПО СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ НА ДОНУ. За свою историю Церковь и казачество в годы многочисленных испытаний были едины. А те, кто выстраивал этот единый строй стали русскими Святыми. Среди них донской казак Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, поставивший в 1612г. в единый строй и боярские полки, и казачье войско. В годы Великой Отечественной войны, только что возвращенное, после поражения в правах, на службу казачество сформировало к августу 1941 года 48 кавалерийских дивизий, а к декабрю того же года еще 47, в основном из казаков непризывного возраста. В новейшей своей истории в Советском Союзе в 1991г. к казачеству, как уже организованному общественному объединению, первой обратилась Русская Православная Церковь с просьбой организовать сопровождение клира и святых мощей преподобного Серафима Саровского при переносе их в Девеево. Получив благословение Патриарха Московского и всея Руси, Союз казаков выделил на это две казачьих сотни. В ознаменование этого события был учрежден памятный знак «Дивеевский крест». В этом же 1991 году к Союзу казаков обратилось и командование Вооруженных сил, оказать противодействие начавшемуся отказничеству и дезертирству из армии. Своим отношением к службе, традиционными проводами в армию и проведением ряда организационных мероприятий казаки с этим с честью справились и к 1994г. до реестра сформировали казачьих: полков – 29, погранзастав – 44, погранотрядов – 3. Были и Приднестровье, и Абхазия, и Сербия. Формированием пяти казачьих батальонов в Ессентуках была остановлена новая кавказская война. А действовавший потом Ермоловский батальон явил Кавказу былую казачью славу. Казаки жили довольно зажиточно в разное время, но всегда легко расставались со своим скарбом и шли навстречу с господом Богом. Поэтому не случайно в «Концепции РПЦ по духовному окормлению Казачества» приводятся слова святителя Дмитрия Ростовского, происходившего из семьи казачьего сотника, которых придерживаются казаки: «Веруй в Бога, веруй Богу, воздержание всегда во всем имей. Постоянно помни о смерти и об изменении всех вещей и ничто в мире не будет обладать тобой» (ср.Мф. 6.21). Казаки, как никто были верны Православной церкви в веках и останутся ей верны на века. И объединив наши усилия во спасение земли русской, здоровой среды обитания на ней, добьемся значительного улучшения жизни и здоровья мирян, памятуя, что в здоровом теле – здоровый дух. Еще раз хочу обратиться к сказанному в докладе и добавить, что дальнейшие наши успехи по сохранению наших памятников, традиций и обычаев зависят от нашего членства и активного участия в деятельности организаций экологов, ВООПиК, Союза музеев, и других деятельных общественных организаций, помня, что они уже сегодня оказывают нам значительную помощь и ждут взаимности в решении задач, стоящих перед ними. Казаки знают, что гуртом и батьку легче бить! Сегодня, когда русское общество разделено на партии, многочисленные общественные объединения, группировки, единственной общей объединяющей силой осталось Православие. Нам необходимо активно противостоять любым попыткам его раскола. И да поможет нам Господь Бог! | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |