Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2013 » Май » 26 » Размышления рядового казака о нерядовых вызовах сегодняшнего дня

Размышления рядового казака о нерядовых вызовах сегодняшнего дня

26.05.2013 15:09
Размышления рядового казака о нерядовых вызовах сегодняшнего дня

МЫСЛИ  ВСЛУХ
(размышления рядового казака о нерядовых вызовах сегодняшнего дня)


Те, кого я задел в этих заметках, конечно, спросят:        
«Кто позволил этому субъекту писать подобные вещи?!»    
Я сам себе позволил это, господа.                    

(Ярослав Гашек, «Заметки»)


Современные казачьи общества и объединения, осуществляющие свою уставную деятельность на территории г. Новочеркасска, несмотря на декларирование ими, казалось бы, общих целей и задач (возрождение культурных традиций Донского региона, военно-патриотическое воспитание молодёжи и проч.), весьма идеологически и организационно разрознены. Более того – наблюдается не только консервация раскола, но и обострение имеющихся противоречий.

Не вдаваясь в причины сложившейся фрагментарности, можно условно выделить основные сегменты сегодняшнего казачьего сообщества нашего города:
1. реестровые казачьи организации;
2. общественные казачьи организации;
3. казачьи организации радикального толка.
1. Реестровые казачьи организации представлены шестью городскими станицами («Верхняя», «Средняя», «Новочеркасская», «Казачья», «Ново-Баклановская», «Донская»), принявшими на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной или иной службы. В 1997 году станичные казачьи общества Новочеркасска в результате свободного волеизъявления казаков объединились в рамках Новочеркасского окружного казачьего общества «Новочеркасский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и были внесены в государственный реестр.

В настоящий момент де-юре легитимно осуществляет свою уставную деятельность лишь станичное казачье общество «Станица «Средняя», остальные станицы проходят процедуру перерегистрации (приведения в соответствие с действующим законодательством РФ) своих уставных документов в органах юстиции. Помимо этого, на протяжении ряда лет остаётся открытым вопрос действительного количественного состава вышеназванных станиц, то есть соответствия реальной численности станичников Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.2012 № 166 «О численности членов казачьих обществ…», устанавливающему фиксированную численность станичных казачьих обществ «не менее 100 членов». Парадоксально, но проведённый 15 сентября 2012 года атаманом В.И. Устинниковым строевой смотр личного состава станичного казачьего общества «Станица «Средняя» (участвовало около 200 казаков строевого возраста) не только не стал добрым примером для коллег-атаманов других станиц (где строевые смотры не проводились с 90-х годов минувшего века), но и вызвал шквал возмущений и нареканий с их стороны, так как, по сути, вскрыл факт не соответствия реальности с требованиями нормативных документов и отчётности зафиксированной документально. Безусловно, данная ситуация препятствует гармонизации взаимоотношений между органами управления муниципалитетом и «служивым казачеством», выстраиванию конструктивной, созидательной, а главное – системной! – работы Администрации города с НОКО «Новочеркасский казачий округ».

В виду отсутствия реальной государственной службы, декларированной программными документами всех уровней, основная (более-менее ощутимая) практическая деятельность членов названных станичных казачьих обществ сосредоточена на работе, направленной на формирование морально и физически здорового поколения и способствующей военно-патриотическому воспитанию молодёжи. При станицах созданы и действуют следующие молодёжные клубы и отряды («охватывающие» порядка двухсот школьников):
- «Гепард» (ст. «Ново-Баклановская», помещение тира МБОУ СОШ № 22);
- «Сармат» (ст. «Верхняя», бывшее помещение Концерна «Кавказ»);
- «Пересвет», «Донские соколы» (ст. «Донская», помещение Правления);
- «Ермак» (ст. «Средняя», помещение здания по Красному спуску, 1);
- «Вольный Ветер» (НОКО «Новочеркасский казачий округ», помещение Правления).
Кроме того, актив (53 казака – члены 3-х станичных Добровольных Казачьих Дружин) станиц «Казачья», «Донская» и «Ново-Баклановская» совместно с сотрудниками МУ МВД России «Новочеркасское» участвуют в правоохранительной деятельности на территории МО «Город Новочеркасск», занимаются профилактикой преступлений и правонарушений среди подростков Промышленного района города. Положительный опыт участия общественных формирований в охране общественного порядка в 2011 г. был отмечен в специальном письме-справке начальника МУ МВД России «Новочеркасское» полковника полиции Ю.И. Кравченко на имя Мэра г. Новочеркасска А.И. Кондратенко.

Социально-экономическая активность станичных казачьих обществ выражена слабо, хозяйственно-экономическая деятельность практически не ведётся (не считая нескольких, якобы казачьих ЧОПов). За последние два года исключением из сказанного явилось успешное участие станичного казачьего общества «Станица «Средняя» в конкурсе социальных проектов «Добрые дела» и конкурсе экономических проектов «Развитие Станицы» (в рамках городских долгосрочных ведомственных целевых программ).

2. «Основной», а вернее самой «известной», находящейся «на слуху» общественной организацией, деятельность которой тесно сопряжена с жизнью казачьей столицы мира, является МСОО «ВВД» - Международный Союз Общественных Объединений «Всевеликое Войско Донское» (ат. Н.И. Козицын). Претензии на международный статус, вкупе с резкой риторикой руководителя, зачастую приводили МСОО «ВВД» к конфронтации с городской властью. Сегодня штаб данного объединения располагается в историческом казачьем здании (ул. Московская, 70), однако без правоустанавливающих документов на занимаемые помещения.

Тем не менее, 7 казаков МСОО «ВВД» объединились в Добровольную Казачью Дружину (по аналогии с Добровольными Казачьими Дружинами станиц «Казачья», «Донская» и «Ново-Баклановская» ВКО «ВВД») и совместно с сотрудниками МУ МВД России «Новочеркасское» несут службу по обеспечению общественного порядка на территории б. Первомайского района города. Помимо этого, несколько активистов названного объединения (совместно с казаками ст. «Средняя» ВКО «ВВД») вошли в состав Казачьего Экологического Патруля города Новочеркасска, созданного в минувшем году в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы «Поддержка казачества города Новочеркасска на 2012-2015 годы».

Таким образом, в 2011-2012 гг. в нашем городе создан прецедент реального объединения «реестровиков» и «общественников» – в рамках общественных формирований по охране общественного порядка и мониторингу экологического состояния окружающей среды.


Другая зарегистрированная в Новочеркасске общественная казачья организация – «Союз казачьих войск России и Зарубежья» – СКВРЗ (ат. В.П. Водолацкий) – хотя и носит столь громкое название, в жизнедеятельности казачьей столицы практически не участвует.

Помимо этого, на территории Новочеркасска действуют «Союз белых казаков Дона», «Войсковая Капелла», «Союз писателей Дона» и некоторые другие общественные казачьи общества и объединения – впрочем, довольно малочисленные, работающие в форме клубов – ощутимого влияния на расстановку общеполитических сил в городе не оказывают.

3. Наиболее яркой казачьей организацией радикального толка, действующей, в том числе, и на территории нашего города, принято считать этнополитическую общность «Донская Казачья Республика» – ЭПО «ДКР» – «курируемую» Межрегиональным общественным Движением «Казачий Круг Дона» – МОД «ККД» (ат. А.Н. Юдин). Как показало время, деятельность этих организаций известна широким слоям горожан через косвенные разговоры об их мероприятиях в виде кругов, деклараций и т.п. Хотя нужно признать, что по реальным свершениям и результатам иные «казачьи» организации на сегодня - почти эквивалент, но без «республиканского» аспекта. Круги, съезды, советы, слёты, сходы и прочие формы «нескучной» самореализации.

Существует, также, небольшое городское интернет-сообщество так называемых «казакийцев» – казаков, весьма активно пропагандирующих создание суверенного казачьего государства. Однако, даже внутри казачьей среды, подавляющим большинством это движение воспринимается крайне отрицательно и считается чем-то сродни сектантству.

Результаты последней переписи населения показали, что на территории г. Новочеркасска постоянно проживает 4600 граждан, самоопределивших себя как казаки по национальности («Новочеркасские ведомости» № 52 (1071)). В то же время совокупная (реальная, а не списочная!) численность членов казачьих сообществ всех вышеназванных организаций едва ли превышает 1000 человек. Исходя из этого, следует признать, что ни одна из существующих форм организации казачьего сообщества, на сегодня, не является достаточно привлекательной для подавляющего большинства жителей Новочеркасска самоопределивших себя как казаки.

Вместе с тем, учитывая особенности современной эпохи, когда процессы глобализации и интернационализации межгосударственной, общественной и частной жизни тесно переплетаются со стремлением к национально-культурной идентичности народов, которые, равняясь на постиндустриальных лидеров, пытаются сочетать либеральные ориентиры и преемственность этносоциальных традиций своего развития, приходим к выводу, что казачьи общества и объединения (реестровые ли, общественные ли, не суть важно) являются пусть и не идеальной, но вполне приемлемой формой консолидации усилий пассионарной части общества, одной из характерных черт которой является стремление к этническому своему самоопределению в качестве части казачьего народа, равного по своему статусу с иными народами России.

Наши дни примечательны тем, что казачьи общества и объединения (к слову, не только новочеркасские) разные политтехнологи начали, вдруг, усиленно зазывать «на партийную удочку»; видимо, здесь кто-то решил казакам «помочь» в решении их проблем или попросту использовать казачью электоральную часть граждан в своих целях. Надо только помнить, что такая «помощь» даром никогда не делается.

На состоявшемся 24 ноября 2012 года Учредительном Съезде политической партии «Казачья партия Российской Федерации» были приняты Программа и Устав данного общественного объединения, где основной вектор поступательного движения вновь образованного политического течения, в общем-то, обозначен довольно декларативно: консолидация российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных, муниципальных и общественных задач, совершенствования взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнёрства. Разумеется, Новочеркасску, как казачьей столице, прочат «партийное главенство».

По мнению партийных «творцов», поверхностно затронутые аспекты даже зачастую верно выявленных казачьими обществами и объединениями проблем не связываются в единый всеобъемлющий пакет законов, направленных на становление и укрепление казачьих общин просто-напросто потому, что отсутствует элементарное сколько-нибудь значимое казачье представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Действительно, при отсутствии ощутимого казачьего «лобби» во властных структурах говорить о реальном и качественном решении казачьих вопросов не приходится.

На пути создания Казачьей партии активисты чаще всего во время дискуссий с оппонентами сталкиваются с замечанием: дескать, не может быть партии, созданной «по национальному признаку». Справедливости ради надо сказать, что здесь наблюдается определённое историческое невежество, ибо наше Отечество имеет опыт (читай: прецедент!) создания именно «национальной» партии: в далёком 1905 году в России была создана «Социалистишэ йидишэ арбэтэр партэй» - Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП). Партия была левого толка и представляла интересы исключительно еврейского населения Российской империи. Так что проблема здесь, как мне  представляется, отнюдь не в «национальной составляющей» вновь создаваемой партии.

Проблема в другом. Во исполнение решения июльского Большого Круга 1993 года казакам России надлежит приостановить членство в партиях, дабы не дробить свою силу, сохранить и приумножить своё единство. И пусть данное решение было принято «тысячу лет назад» – де-юре оно не отменено и поныне. А что может быть для казака выше воли Круга? Здесь, кстати, сам собой напрашивается вывод: партия (не обязательно казачья – любая), как ни крути, рушит основы понятий «КРУГ» и «ВОЛЯ», так как эти понятия никак не стыкуются с понятием «ПАРТИЙНАЯ ДИСЦИПЛИНА». Это первое.

Второе. На организованной и проведённой в рамках празднования 200-летнего юбилея г. Новочеркасска (2005 г.) Международной научно-практической конференции «Реабилитация казачества России: современная ситуация и перспективы» большой интерес (и одобрение!) участников пленарного заседания, в том числе присутствовавших Войсковых атаманов, вызвал доклад доктора исторических наук, профессора Волгоградского государственного университета И.О. Тюменцева на тему: «Статус казачества: притязания и возможности». В числе прочего, профессор отметил следующее: «Ошибочными представляются попытки направить казачье движение в русло создания общественно-политических организаций. Пятнадцатилетний опыт казачьего возрождения показал, что это ведёт к чрезмерной политизации казачьих обществ, новому разделению на «красных» и «белых» со всеми вытекающими отсюда последствиями».

И, наконец, третье. Во время неформального съезда многочисленных представителей казачьего народа 2 июня 2012 года в станице Еланской (за пять месяцев до Учредительного Съезда Казачьей партии), резонно отмечалось следующее опасение: по неподтверждённым данным, в обозримой перспективе на территории РФ планируется создание порядка восьми-девяти партий (!), так или иначе «обыгрывающих» в своих названиях слово «казак»; таким образом, обилие данных партий если и не разобщит казаков (впрочем, и так уже изрядно разобщённых), то запутает их окончательно.

Резюме: при всех «плюсах» и «минусах» создания и функционирования Казачьей партии – абсолютное большинство природных казаков относятся сегодня к данной новации резко отрицательно. Хорошо ли, плохо ли – это объективная реальность, закреплённая решениями многочисленных казачьих сходов и Кругов, прошедших в 2012-2013 гг. практически во всех традиционно казачьих регионах России. А раз так, то перед невесть кем уполномоченными отцами-основателями преисполненной «благими намерениями» якобы казачьей партии, история и современники волей-неволей ставят один-единственный вопрос: если не казаками и не для казаков, то кем и для кого всё это затевается?.. О самостоятельности КаПРФ в идеях и помыслах достаточно ясно говорит её вхождение в проект Народного Фронта. Стало быть, нужны рекруты на войну идеологий? Насколько эти неоидеологии отвечают интересам казачьего народа?

Вопрос, похоже, из разряда риторических. И вновь, как и двадцать лет назад, казаки на перепутье, ибо сегодняшние проблемы казачьего народа, развитие организационных форм его структур, сам правовой статус казачьих общин остаются тесно увязанными с теми концептуальными конструкциями, которые были предложены российскому обществу самим «казачьим ренессансом» ещё в 90-х годах минувшего столетия. Внутренние противоречия казачьего движения тех лет обусловили и сущностную, и формально-юридическую неопределённость казачьих организационных структур сегодня.

Несмотря на явный интерес к казачьему движению и со стороны властей (правда, нередко данный «интерес» был не чем иным, как «заигрыванием», причём не с рядовыми станичниками, а с казачьей старшиной), и со стороны общественности, и со стороны научного сообщества России, многие серьёзные и политически актуальные вопросы «казачьего ренессанса» так и остались до сегодняшнего момента в рамках проблемного поля. Это, в первую очередь, полноценная реабилитация репрессированного казачьего народа в рамках имеющегося законодательства России, казачье самоуправление и казачье землепользование – всё ещё ждущие своего решения вопросы.       

…Не исключено, что в преддверии Большого Войскового Круга ВКО «Всевеликое Войско Донское», проведение которого запланировано на 8 июня сего года, вышеизложенный взгляд на сегодняшнее казачье житьё-бытьё покажется неактуальным, суженым до «местечковых» проблем Новочеркасска. Дерзну предположить обратное, ибо повсеместно наблюдаются усталость и откровенное раздражение рядовых станичников от «планетарной значимости» вопросов (читай: обычной болтовни) всевозможных «межгалактических» и «всевелико-всевесёлых» Кругов, абсолютно никак не влияющих на деятельность низовых казачьих общин – хуторов и станиц. А жизнь – она тут вертится, рядышком, на родном базу. И это не «квасной патриотизм» и не зашоренность, это правда. Надо только не бояться её признать.

Казак станицы «Средняя»
Новочеркасского казачьего округа
Александр Писаревский



Все фото из архива автора

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Что происходит | Просмотров: 2672 | Добавил: Сталкер | Теги: казаки, реестровые казачьи рганизации, всевеликое войско донское | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: