29.11.2016 17:56 Закон о Казачестве. Постановка вопроса. | |
Казачий Информационно-Аналитический Центр получил черновые наброски о структуре законопроекта нормативно-правового акта (НПА) «О Российском Казачестве». Обращаем внимание на важное обстоятельство, что это черновой проект в виде «заготовки», или тезисов, которую будет обсуждать кубанская рабочая группа. Весьма вероятно, что к участию в обсуждении законопроекта будет приглашен и КИАЦ, а также все, кто готов к конструктивному сотрудничеству. К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НПА «О РОССИЙСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ» Напомню собравшимся 2 подхода в нормотворчестве, - закрепление в норме права уже сложившегося обычая, и нормоконструирование – попытка через создаваемую норму упорядочить или создать новые правоотношения. Очевидно, что современные запросы российского казачества ориентированы на второе - создать такие правовые конструкции, которые позволят развиваться – как качественно, так и количественно, в перспективе на выходе формируя этнокультурную социальную общность, обладающую всеми необходимыми ресурсами и механизмами своего самовоспроизводства и самоорганизации. В таком мощном институте гражданского общества, как российское казачество, обладающем признаками публичной корпорации, априори стоящими на страже государственных интересов, смею надеяться заинтересовано и само государство, с учетом существующих вызовов современности. О признаках саморегулируемых организаций, т.е. публичных корпораций сделаю ссылку на работу Шарифова Мехти Шаматовича, «Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества» // Российский юридический журнал. 2015. N 5. С. 15 - 29. – В современном правовом поле федерального уровня действует порядка 60 федеральных правовых актов, регулирующих деятельность казачьих обществ, в том числе большое число Указов Президента РФ, начиная с 1992 года. Считаем, что назрела необходимость систематизации имеющихся правовых норм, с учетом государственного интереса в удовлетворении потребностей казачьих сообществ. – Определяясь с предметом правового регулирования НПА, считаем что необходим акт в форме федерального закона, устанавливающий ряд правовых регуляторов – во-первых,– основные принципы государственной политики в отношении российского казачества (за основу положения Госстратегии до 2020 года, которая формально-юридически НПА не является, что делает возможным необязательность ее исполнения); – во-вторых, этот закон, не должен повторять нормы, которые уже закрепили факт реабилитации казачества, как репрессированного народа; – в-третьих, закон должен содержать такие правовые механизмы как: – глоссарий, понятийный аппарат, термины и определения, включающие в частности и определение казачьего сообщества (общины), созданного в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, включающего в себя казаков, проживающих на определенной территории - одного или нескольких сельских и городских населенных пунктов, и членов их семей, причем как состоящих в реестре, так и не входящих в него по различным основаниям; кроме того требует нормативного определения и понятия: «российского казачества», к примеру, как исторически сложившейся общности граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные хозяйственный уклад и взаимоотношения с государством,
Возможно, нормативного закрепления потребуют и иные термины, необходимость которых будет обусловлена целями закона – объединить в единую агломерацию казачьи формальные и неформальные сообщества. Попытка определения организационно-правовой формы такой агломерации будет предпринята чуть позже в ходе доклада. Кроме того, необходимо - закрепление статуса федерального органа по делам казачества, проводящего единую государственную политику в отношении российского казачества, - необходимо также упорядочить взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и казачьих сообществ, а не просто предусмотреть возможность заключения договоров ОГВ и ОМС с казачьими обществами; Далее также по блокам: - территориальные основы деятельности российского казачества будут предусмотрены формой правового акта – федеральный закон, действующий на всей территории России, что позволит развивать казачьи сообщества и вне мест традиционного проживания казаков, при наличии на этих территориях прямых потомков казачьих родов и лиц, изъявивших желание вступить (быть приписанными) в организованные структуры российского казачества;– отдельный блок должен предусмотреть экономические основы деятельности российского казачества, в том числе основы земельной и налоговой политики. В первичном приближении - Экономическую основу российского казачества составляют собственность казачьих сообществ, казачьих обществ, финансы, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и переданное в управление (в аренду без проведения торгов) казачьим сообществам, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей российского казачества (казачьих объединений), сохранения его традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры. – казачье самоуправление как элемент гражданского общества страны, причем здесь хотелось бы отметить множественность (многоукладность) подходов к проблеме – с одной стороны собственно казачье самоуправление, как внутренний регулятор и с другой стороны – как органично встроенный регулятор в механизм организации местного (муниципального) сообщества в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которое осуществляется с учетом исторических и местных традиций. Согласно Концепции государственной политики в отношении российского казачества, утвержденной Президентом РФ 2 июля 2008 года одним из основных принципов данной политики является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами. Вместе с тем к необходимым мерам осуществления данной политики отнесено содействие в реализации прав граждан, относящих себя к российскому казачеству, на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. Под взаимодействием принято понимать целенаправленную деятельность органов управления по решению совместных задач, а также видов поддержки, оказываемой как со стороны казачьих обществ органам местного самоуправления, так и со стороны органов местного самоуправления казачьим обществам, и иных отношений, возникающих при реализации местного самоуправления и развития казачества. Таким образом, целью действующего законодательного регулирования возрождения казачества является развитие казачества как активного института гражданского общества, который бы участвовал как в решении государственных вопросов, так и вопросов местного значения. Из наиболее актуальных задач на местном уровне усматривается необходимость муниципальной милиции. В завершение блока «казачье местное самоуправление» отмечу высокую разработанность данной темы, как в трудах историков, так и правоведов А.В. Фалалеев (Волгоград), О.Н. Сысоева (Ростов на Дону), Е.Е. Прокопенко (Ставрополь) и другие. – социально-культурная деятельность российского казачества – при всей очевидности содержания данного блока особо хочу отметить культивирование и сохранение традиционных институтов – семьи и сообщества (общины) в традиционном ее понимании. Возвращаясь еще раз к вопросу – для чего нужен этот закон, отмечу, что Российское государство должно получить возможность активного вовлечения всего потенциала российского казачества для формирования социальной общности, обладающей всеми необходимыми ресурсами и механизмами своего самовоспроизводства и самоорганизации, возможно в форме публичной корпорации, как организационно-правовой форме. Отечественные исследователи неоднократно поднимали вопрос о закреплении в российском законодательстве еще одной формы взаимодействия государства и гражданского общества – публичной корпорации, однако среди них нет единого мнения о том, что понимать под публичными корпорациями. Заслуживает внимания позиция О.В. Романовской, которая предлагает относить к ним негосударственные организации, основанные на членстве, имеющем публично-правовое предназначение, которое, в свою очередь, предопределяет наличие особого статуса организации и формы юридического лица <1>. -------------------------------- <1> Романовская О.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности профессиональных публичных корпораций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2011. С. 11. О.В. Романовская перечисляет признаки профессиональной публичной корпорации: объединение субъектов, обладающих монопольным правом на осуществление определенного вида деятельности, по профессиональному признаку;
Повторюсь – автор относит к публичным корпорациям и казачьи сообщества. Интересное сравнение - Опыт привлечения казачества к реализации задач по поддержанию публичного правопорядка можно сравнить с опытом создания в Израиле Гражданской гвардии - общественной организации, которая оказывает помощь государственным органам в осуществлении правоохранительной деятельности <1>.Гражданская гвардия состоит из добровольческих подразделений, в состав которых входят секторы (дорожное движение, пограничники, морской патруль, водолазы, саперное дело, спасательные и наблюдательные подразделения, диспетчерская служба и т.д.). При этом особую роль играет подразделение Гражданской гвардии, занимающееся предотвращением враждебной террористической деятельности и преступлений. -------------------------------- <1> Кацуба В.И. Система обеспечения внутренней безопасности государства Израиль: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 14. Безусловно важна широкая вовлеченность казачьих объединений, сообществ в подготовку и обсуждение как концепции, так и основных положений проекта федерального закона, если мы хотим, чтобы этот НПА прошел легитимацию в том социуме, которому он будет адресован. Необходима такая концепция правового акта, которая бы не повторила структурных и аппаратных ошибок 8 законопроектов «О казачестве», лежащих сегодня в архиве Государственной Думы. Ну и собственно концепция или план законопроекта: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА ПРЕАМБУЛА ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья__. Основные принципы государственной политики в отношении российского казачества. Статья__. Государственное регулирование вопросов развития российского казачества. Статья__. Организации казаков (Структура казачьих организаций) Статья__. Статус федерального органа по делам казачества, проводящего единую государственную политику в отношении российского казачества ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КАЗАЧЬЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ) Статья__. Основные принципы создания и деятельности казачьих организаций и их объединений Статья __. Статус казачьих организаций и их объединений Статья __. Создание казачьих организаций и их объединений Статья __. Уставы казачьих организаций и их объединений Статья __. Членство в казачьих организациях и их объединениях Статья__. Государственная регистрация казачьих организаций и их объединений Статья__. Символика казачьих организаций и их объединений, казачьи звания ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА Статья__. Основы взаимодействия органов государственной власти с казачьими обществами Статья__. Полномочия федеральных органов государственной власти области в сфере развития российского казачества Статья__. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере развития российского казачества Статья__. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере развития российского казачества ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ИНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА Статья __. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание несовершеннолетних казаков и подготовка их к несению государственной службы Статья __. Привлечение российского казачества к несению государственной службы Статья __. Привлечение российского казачества к несению иной службы Статья __. Муниципальная служба казачества (муниципальная милиция) Статья __. Участие российского казачества в охране общественного порядка Статья __. Участие российского казачества в охране государственной границы Статья __. Участие российского казачества в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Статья __. Участие российского казачества в природоохранной деятельности. Статья __. Иная общественнозначимая деятельность. ГЛАВА 5. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА Статья__. Казачья культура. Статья__. Казачье образование. Подготовка несовершеннолетних казаков к государственной или иной службе российского казачества. Статья__. Основы социальной политики в отношении казачества Статья__. Взаимодействие с религиозными организациями Статья__. Международное сотрудничество. Внешнеэкономическая деятельность. ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА Статья__. Казачья собственность (имущество) Статья__. Финансирование казачества. Статья__. Казачье землепользование. Статья__. Основы государственной налоговой политики в отношении российского казачества. Статья__. Направления и формы государственной поддержки российского казачества ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья __. Вступление в силу настоящего закона Статья __. Внесение изменений в действующее законодательство о казачестве С уважением, Аккредитованные на КИАЦ пользователи могут высказать свои соображения по предложенному проекту и в целом по Закону о Казачестве на нашем форуме. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |