03.07.2013 22:14 Битва с коловратами | |
Российские парадоксы борьбы с экстремизмом Ставрополье снова оказалось в центре большого скандала с «ксенофобским» душком. Блогеры обвинили в русофобии краевых чиновников, вроде как призванных блюсти межэтнический мир, – из комитета по делам национальностей и казачества. Сейчас эта тема в топе обсуждения в блогосфере Ставрополья. «Кавказская политика» попыталась разобраться, кто прав. «Революция роз» на Ставрополье Разобраться в этой истории невозможно без того, чтобы не понять, кто ее инициатор. Это минераловодская блогерша, студентка музыкального колледжа Оксана Борисова (взявшая себе звучное имя Völva – как у прорицательницы в эпосе «Старшая Эдда»). Сегодня по популярности в Интернете она превосходит даже губернатора Валерия Зеренкова (по количеству поисковых запросов «Яндекса» и «Рамблера»), но пока еще не обошла полпреда Александра Хлопонина. Откуда такой интерес? Оксана оказалась инициатором антикавказских акций в Минеральных Водах в ноябре прошлого года и в Ставрополе в феврале нынешнего, призывала своих сторонников выходить на митинги в Невинномысске. Сейчас она активно транслирует в сеть новости о притеснениях русского населения Кавказа, и зерна падают в благодатную почву: «вконтакте» у Борисовой около 11 тысяч читателей, в «Живом журнале» – 1600, на YouTube – без малого тысяча (и полмиллиона просмотров видео). Вот как характеризует ее лидер общественного движения «Русское единство Кавказа» (РЕКА), журналист Сергей Попов. «Признать тот очевидный факт, что при защите прав казаков большее гражданское мужество проявила восемнадцатилетняя Оксана Вёльва, чем их увешанная наградными побрякушками и кинжалами атаманская верхушка, хоть новая, хоть старая – казакам оказалось не под силу», – пишет он. В многочисленных статьях в интернете ее называют «юной революционеркой» и сравнивают с Жанной д’Арк. Совершенно иное мнение у председателя краевого комитета по массовым коммуникациям, в прошлом политтехнолога Игоря Воронина. Взрывной рост популярности Борисовой он описывает так: «Девочка, которой еще нет 19-ти лет, которая еще не получила образования и еще вчера писала односложными предложениями, вдруг начинает писать на шикарном журналистском языке…». Говоря о Борисовой на одном из форумов, Воронин поставил ее в один ряд с главным проводником идей чеченских сепаратистов Мовлади Удуговым и «архитекторами» цветных революций в Грузии на Украине. Сама блогерша не скрывает взаимного отвращения к нынешней власти. Вот как охарактеризовала свою идеологию Оксана Борисова в беседе с автором этих строк: «Поддерживать нынешнее руководство СКФО и Ставрополья могут либо подлецы, либо холуи… Сейчас всякая гниль с попустительства Хлопонина строит тут свои замки и новое государство с зеленым флагом… Я хочу, чтобы русские были горды своим народом и нацией, а не были безнационалами и Иванами-не-помнящими-родства. Это не ненависть, а нежелание стать безликим стадом, что нам усиленно навязывают». 451 градус по Фаренгейту На днях на YouTube Оксана Борисова разместила очередную видеозапись, на которой она позирует с брошюрой «Профилактика экстремизма…» (название очень длинное, приведу кратко). Эта книжечка была издана краевым комитетом по делам национальностей и казачества еще в декабре 2007 года ограниченным тиражом в 200 экземпляров. Ее цель, судя по аннотации, – быть настольной книгой муниципальных чиновников Ставрополья, которые занимаются профилактикой экстремизма. Автор-составитель брошюры – Владимир Чебан, секретарь общественного объединения «Союз народов Ставрополья «За мир на Кавказе» (в 2007 году сотрудник комитета по делам национальностей, а ныне – глава аппарата представительства Дагестана в Ставропольском крае). Его перу принадлежит небольшая, в шесть страниц, методичка для чиновников: что делать в случае возникновения межэтнических или религиозных конфликтов. Основной же объем книги занимает текст федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и постатейный комментарий к нему. Автор комментария – Лариса Смолина, которая обозначена как «юрист юридической консультации ООО «Юридическая помощь». Причем это единственный подобный комментарий к 114-му закону, который используют также правовые системы «Консультант» и «Гарант». Да простит меня читатель за дотошность. Но, как говорится, чёрт скрыт в деталях. А вот блогерша Оксана Борисова-Вёльва, не особо вдаваясь в детали, весь свой гнев обрушивает на сотрудников краевого комитета по делам национальностей – дескать, это они сочинили «мерзкую книжонку». Больше всех перепало Владимиру Чебану, который лишь имел неосторожность включить в свою брошюру комментарий авторства г-жи Смолиной. Что же конкретно вызвало гнев интернет-комментаторов? Казаки – главные враги? Юрист Смолина в своем комментарии подробно разъясняет, как отличить экстремистскую организацию от «обычной» общественной. Вот эти критерии: «все экстремистские организации объединяют следующие черты: акцент темы «русского народа», антисемитизм, отсутствие либеральных взглядов… в большинстве случаев экстремисты являются православными, реже язычниками». В качестве примера Смолина приводит ведическую (языческую) общину, которая в 2003 году по иску прокурора Краснодарского края была запрещена судом за то, что она использовала знак свастики-коловрата. Также, по ее словам, к экстремистским относятся «группы скинхедов, казаков, РНЕ, нацистской и национал-большевистской ориентации… пропагандирующие «общественную значимость» известных террористов, фашистов». Термин «радикальный ислам» слышать, конечно, приходилось, а тут, выходит, речь о «радикальном православии». Оксана Борисова, которой в руки попала брошюра образца 2007 года, искренне возмущается подобной однобокости взглядов столичного юриста. Причем не она первая. Несколько лет назад (когда этот «постатейный комментарий» авторства Смолиной, едва появился) по Интернету уже прокатилась волна возмущенных отзывов. Причем оставляли их не только рядовые граждане, но и эксперты (в их числе, например, научный сотрудник всероссийского НИИ МВД, кандидат юридических наук Александр Смирнов). Однако, как ни покажется странным, de jure Лариса Смолина права… Война с джамаатами Взглянем на Федеральный список экстремистских организаций, который ведет Минюст РФ: из 32 пунктов в нем подавляющее большинство – православные и языческие. Есть лишь одна иеговистская организация (община Таганрога) и пять исламских (три международные – «Нурджулар», «Таблиги Джамаат», «Ат-Такфир валь Хиджра» и две локальные – «Джамаат мувахидов» в Астрахани и «Вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая). Причем исламские экстремисты стали появляться в списке лишь после ноября 2007 года, значительно позже остальных. Есть еще один любопытный документ – Федеральный список экстремистских материалов (он также в ведении Минюста РФ). На настоящий момент в нем 1909 пунктов, из которых подавляющее большинство и можно отнести к православным и языческим. Лишь четверть запрещенных материалов – исламские (в их числе 35 книг богослова Бадиуззамана Саида Нурси, 50 номеров журнала «Аль-Ваъй» и 52 печатные издания «Хизб-ут Тахрир»). А есть и весьма экзотичные, скажем, листовки китайской секты «Фалуньгун» или алтайская газета «Амаду Алтай», направленная против буддизма. Совсем другое – террористические организации (они находятся в сфере действия другого Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму»). На сегодняшний день их в списке Национального антитеррористического комитета (НАК), – 19, и все исламские. Думаю, даже не специалисту не нужно объяснять разницы между экстремизмом и террором (между словами и делами). Так что, если спокойно разобраться, никакого противоречия в работе юриста Ларисы Смолиной нет. Из пушки по воробьям Интернет-скандал вокруг «антиэкстремистской» методички в очередной раз продемонстрировал, как слабенько работают в России борцы с экстремизмом. Взаимная ненависть в обществе процветает буйным цветом, ударно трудятся «проповедники ненависти» под флагами всех цветов – зелеными, красными, черно-желто-белыми… Усилия же Минюста и других структур больше похожи на стрельбу из пушки по воробьям. Чиновники (а тем паче правоохранители), ведающие вопросами религиозной свободы или межнациональных отношений, почитают за лучшее следовать абсолютистскому принципу «Не пущать!» Только можно запретить на территории России все сколько-либо значимые религиозные организации (не входящие в РПЦ и ДУМЕР) вместе с издаваемой ими литературой. Можно даже прикрыть их сайты и странички в социальных сетях – как сделали в Китае или в Иране, и как пытаются сделать на Северном Кавказе. Можно пересажать всех, кто не понравится власти – язычников, буддистов, иеговистов, шиитов. Но разве проблему радикализма это решит! Наоборот, это лишь усилит взаимную ненависть людей друг к другу, и к своему государству – а это, по определению и есть экстремизм. Поневоле позавидуешь Северной Корее, где этой проблемы, кажется, нет в принципе. Ведь там вообще запрещено во что-либо верить. | |
Автор: Антон Чаблин | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |