После победы революции по Дону, Кубани, Тереку, Яику проносились вихри «расказачивания». Одна за другой на протяжении десятилетий накатывались волны террора на тех, кто имел неосторожность родиться казаком.">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / О чем скорбят казаки

О чем скорбят казаки

24.01.2014 18:20
О чем скорбят казаки
После победы революции по Дону, Кубани, Тереку, Яику проносились вихри «расказачивания». Одна за другой на протяжении десятилетий накатывались волны террора на тех, кто имел неосторожность родиться казаком. 24 января для живых потомков тех казаков наступает скорбная дата. Именно в этот день была принята директива, подписанная Яковом Свердловым, которая узаконила государственную политику уничтожения населения в казачьих областях.

Данный документ не был началом людоедской политики большевиков, и его отмена не стала концом ужасов «расказачивания». Убийства, изнасилования, грабежи, голод стали обыденностью. Не боясь Бога, большевики глумились над верой простого народа. Помимо многочисленных документов, поражают и живые свидетельства участников тех страшных событий. Они хорошо передают атмосферу того времени, а из рассказов родни, стариков, изучая документы, можно составить более подробную картину происходившего. Из миллионов остались сотни тысяч.

Пытаясь стереть старую историю и написать новую, большевики уничтожали не только людей, но и имена казачьих станиц. Потеряли свои названия и станицы Уманская, Полтавская, Урупская, став Ленинградской, Красноармейской и Советской. По-иному на карте сейчас обозначены Баталпашинская, Гундаровская, и многие другие населенные станицы.

Сегодня выжившие потомки казаков сохраняют память о происходившем около века назад. Самое большое, что сегодня может сделать православный христианин для своих убитых предков – поминать их в молитвах.

Панихиды по убиенным казакам пройдут по всей России от Владивостока до Калининграда. Особенно массовыми поминовения будут в тех местах, где живут сегодня казаки. Каждый, чья семья пострадала в кровавом круговороте, в этот день обязательно вспомнит своих предков в молитве и почтит их память.

17 января Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт обратился к пастве со словами:
«Братья казаки! В канун 95-летия со дня начала организованного уничтожения казачества призываю всех вас к памяти об этой трагической странице в истории наших предков. В каждую казачью семью в двадцатые и тридцатые годы минувшего века, ставшие испытанием для всего населения СССР, пришло особое горе. Казаков гнали и расстреливали, морили голодом и шельмовали.

Настоящий казак — вне зависимости от политических симпатий и антипатий — в день 24 января придет в храм Божий, приедет к памятному кресту, чтобы помолиться о упокоении своих предков, сохранивших веру и честь.
В Пятигорске центральным местом такой молитвы станет Казачий крест у Лазаревского храма, где мы соберемся 24 января 2014 в 17:00, хотя бы в этот день, отказавшись от искусственных разделений.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами наших невинно убиенных предков, помилуй и спаси нас, объедини и укрепи.
С любовью во Христе ко всем братьям казакам,
Феофилакт, Епископ Пятигорский и Черкесский».

Реабилитация

Российское государство официально признало преступления большевистского режима, что, безусловно, заслуживает большого уважения. 26 апреля 1991 года был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», где отдельно указывалось и «казачество».

Он начинается словами: «Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей».

Принятый нормативный акт определяет «казачество» как культурно-этническую общность людей, в отношении которых на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида.

Примечательно, что «казачество» в данном документе стоит в ряду с другими национальностями, народностями и этническими группами, подвергшимися депортации и иным репрессиям.

Закон предусматривает территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию, которые суть: восстановление национально-государственных образований, право на свободное национальное развитие, возвращение в места традиционного проживания, возмещение нанесенного ущерба, причиненного репрессированным народам со стороны государства, и прочее.

Здесь на лицо восприятие «казачества» как этнической категории, имеющей кровную преемственность от своих предков, репрессированных казаков.

Некоторые «эксперты» сегодня трактуют закон несколько иначе. Они подчеркивают, что казачество в Законе 1991 года указано как «культурно-этническая общность» и противопоставляется нациям, народностям и этническим группам. Свое мнение каждый может составить сам, изучив статью 2 закона «О реабилитации репрессированных народов», где говорится:
«Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».
На основании данного нормативного акта были реабилитированы многие малые народы РФ, в том числе и кавказские. Были приняты Указы Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; от 3 марта 1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; постановление Правительства РФ от 30 октября 1993 г. № 100 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке Карачаево-Черкесской Республики» и т.д.

В России сложилась практика, когда реабилитация, согласно с принятыми нормативными актами, проходила не только по отношению к народам, но и персонифицировано к жертвам репрессий.

Механизм следующий. Органы внутренних дел выносят решения о реабилитации лиц, к которым применялась ссылка, высылка, спецпоселение. Прокуратура по материалам проверок составляет заключения и выдает справки о реабилитации.

На основании этих справок органами социального обеспечения по месту жительства реабилитированного выплачивается компенсация. Отрицательное заключение с отказом в реабилитации направляется прокуратурой в суд для решения вопроса о восстановлении прав.

15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Там указывались следующие важные моменты:
«Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»»
Затем, за казаками признавали право на:
«возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций…
установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах…
восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов…»
Данные тезисы частично были выполнены. Станице Полтавской вернули ее историческое название. Программа казачьего самоуправления нашла свое отражение в некоторых нормативных актах регионального уровня. Индивидуально казаков стали реабилитировать в соответствии с законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Но к казакам в очередной раз решили применить «уникальный» подход. Совсем недавно 17 октября 2013 года были опубликованы последние поправки к Указу Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Третий пункт наиболее точно выражает весь смысл внесенных изменений.
«Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества».
Данные изменения недвусмысленно указывают, ни о какой персональной реабилитации речи идти не может. Складывается интересная ситуация, когда «реабилитированным» может стать любой человек, вступивший в казачье общество.

Родившиеся в ссылке казачьи старики, как правило, ни в каких «казачьих» организациях не состоят, а тихо доживают свою порушенную жизнь, кто в месте ссылки, а кто и на своей малой родине. Самостоятельно, без всякой помощи государства, вернувшиеся туда.

Отныне все, в том числе и читатели данных строк, и потомки тех, кто проводил «расказачивание», могут претендовать на материальную поддержку со стороны государства, при условии вступления «в казаки».

Понимает последние тенденции и глава Ингушского казачьего войска Магомед Батыров, упомянувший в одном из своих интервью закон «О реабилитации репрессированных народов», добавив, что «государственная поддержка казачества являлась основной [причиной] для многих жителей Ингушетии, приведшей их в ряды казачества».

На самом деле все здравомыслящие потомки репрессированных казаков понимают, что золотой дождь из Кремля на них не пойдет. Отобранные куреня давно принадлежат другим людям, а чаще всего на их месте и вовсе стоит совсем новое жилье.

«Расказаченные» потомки казаков живут в своих домах, квартирах и изредка приезжают посмотреть на места, где когда-то рождались, женились и умирали их предки.

От государства казаки давно никаких льгот не ждут и понимают желание властей создать дружины для наведения порядка внутри страны, и принимают расставленные национальные приоритеты.

Удивительно другое. Если возвращавшемуся из лагерей казаку выдавали справку об освобождении, где была указана его национальность, то сейчас в ЗАГСах южных регионов России в свидетельствах о рождении их детей в графе национальность ставят прочерк.

Николай Кучеров
журналист


Источник: http://kavpolit.com/o-chem-skorbyat-kazaki/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: На заметку казакам | Просмотров: 1664 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: казаки, репрессии, расказачивание, скорбная дата, депортации | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
1 Виталий_Шульгин  
Казаки Бурятии почтили память жертв директивы «О расказачивании» 24 января 2014 г. исполнилось 95 лет со дня подписания циркулярного письма ЦК РКП(б) 1919 г. о проведении массового террора против казаков, известного как директива «О расказачивании», во исполнение которой казачество было подвергнуто геноциду. В этот день в г. Улан-Удэ состоялся Совет атаманов Окружного казачьего общества Республики Бурятия, приуроченный к Дню памяти жертв казачества. В начале Совета священник Окружного казачьего общества РБ «Вернеудинское» ЗВКО провел панихиду по убиенным и репрессированным казакам. На Совете, при участии заместителя начальника Управления Минюста России по Республики Бурятия М.В. Барнаковой, были обсуждены проблемы вступления казачьих обществ в государственный реестр. Согласно повестки, были рассмотрены вопросы проведения шестого фестиваля казачьей культуры, участия станичных казачьих обществ в развитии ТОС и участие в разработке грантовых программ. Начата подготовка к проведению внеочередного Круга ОКО РБ «Верхнеудинское» ЗВКО по утверждению выборных казаков на войсковой круг 30 марта 2014 г. и внесения изменений в Устав ЗВКО. Решено, что 14 июня текущего года будет проведена процедура прибивки, освящения и вручения знамени ОКО РБ «Верхнеудинское» ЗВКО. Также были затронуты темы исполнительской дисциплины и изменений в российском законодательстве по казачеству. Совет атаманов Забайкальских казаков впервые проводился в форме веб-конференции в зале правительства Республики Бурятия. В дальнейшем практику использования видео-конференц-связи планируется продолжить посредством аналогичной системы сайта ОКО РБ «Верхнеудинское». Пресс-служба ОКО РБ «Верхнеудинское».

Имя *:
Email *:
Код *: